бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Право как механизм функционирования правового государства бесплатно рефераты

поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического

императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда

относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к

цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” и “поступай так,

чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом, основанным

на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью,

чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;

право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения

между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных

правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть”

обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”; государство призвано

гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета

[11].

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в

обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы

к государству и пониманию его роли в организации общественных дел.

Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные

мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли

на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял

принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он

видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении

безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое

управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства

состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой

государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -

это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к “правильной”

форме государства относится демократия, при которой верховная власть

принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок

подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ

деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к

закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,

охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-

правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,

взаимную ответственность личности и государства, доминирование

общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим

принципом “дозволено все, что не запрещено законом”, установление реальных

гарантий прав и свобод личности.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже

нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского,

Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры

правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм

объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают

одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда

идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора,

то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы

новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить

полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную,

утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в

законодательстве выборные общественные элементы

[12].

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных

факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями

революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею

правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной

классовой концепции государства.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического

развития. Еще несколько лет назад словосочетание “правовое государство”

привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где

критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием

и провозглашалось “социалистическое правовое государство”. Вызывает сомнение

научная осмысленность самого сочетания “социалистическое правовое

государство”. Прилагательное “социалистический” указывает на господствующую

форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового

государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более

того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е.

частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве

делается попытка не только возродить идею правового государства, но и

претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и

противоречивым.

3) Связь правового государства и правовой системы

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно

ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик

(связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции),

определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства

не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и

другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства

правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей,

направленности на обеспечение суверенитета личности

[13]. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию

государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового

государства является социальной ценностью всего человечества, удачным

сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового

государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-

казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к

труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское

общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,

нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и

добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения

своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на

принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами

и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского

общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,

общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату

власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть поданные. Гражданское

общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и

организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств

государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не

только “гражданственность”, известную степень политической свободы, но и

“буржуазность”, т.е. экономическую независимость человека, возможность

получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом

обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко

ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса

институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,

необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление

власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих

законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления;

подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное

правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая

исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип “от каждого по способностям - каждому

по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и

потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует

возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2) заменить

административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон, 3)

сделать главенствующим принцип “разрешено все, что не запрещено”, 4) обеспечить

эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и добросовестность в

выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая

экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к

рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового

государства[14].

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить

свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится

на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении

общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который

гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его

является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается

господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и

независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и

где в основу организации государственной власти положен принцип разделений

законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором

обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти

(непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень

правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом

государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и

пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в

частности в формировании и функционировании политических партий, общественных

объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

[15]

Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым

явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета

функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству,

обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права отражающими и

раскрывающими его существенные черты, в научном проведении было обосновано и

утвердилось понятие “правовая система”. Правовая система - это основанная на

государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная

связь права, правосознания и юридической практики. Это понятие охватывает

широкий круг правовых явлений, включая нормативное, организационное,

социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

У отдельных авторов содержаться разные взгляды на элементы правовой системы,

но в основных положениях эти взгляды совпадают. Структура правовой системы

характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические

нормы, принципы и институты; во-вторых, совокупность правовых учреждений; в-

третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных

данному обществу, правовая культура.

Расширению взаимодействия правовых систем способствует Организация

Объединенных Наций, насчитывающая в настоящее время свыше 180

государствчленов. Этот процесс стимулируют также законодательные акты

суверенных государств, закрепляющие приоритет действия международных актов,

относящихся к правам человека, к мирному урегулированию конфликтов между

государствами.

Таким образом: на современном этапе развития украинского общества

совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни – одно

из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли

права в отношении государства. Государство непосредственно связано с правом и

проводит через него свои установления. Право не существует без государства,

оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено

экономикой, порождается не ей, а государством в процессе особой

государственной деятельности – правотворчества.

II. РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГОСПОДСТВА ПРАВА КАК

ПРИЗНАК ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА

1) Основные характеристики правового государства

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и

свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовое

государство” - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как

демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,

либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и

политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения

властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера,

масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает

юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и

движениям[16].

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в

рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,

взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,

видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,

трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося

законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого

опыта[17].

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям

огосударствления.

Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам:

государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут

рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6