бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Право как механизм функционирования правового государства бесплатно рефераты

политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических

предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает

сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические

предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов,

политических партий, движений и т.д.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих,

осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей

жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не

занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет

воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так

и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции

гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы

проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как

самооценкой личности.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное

пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от

друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества -

цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно,

что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его

личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с

формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и

прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права

гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но

если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого

существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором

случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия

существования как гражданского общества, так и прав государства выступает

личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря

признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.

Признаки гражданского общества.

Из некоторых источников выяснилось, что основными признаками гражданского

общества являются:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права

человека на информацию;

- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе

координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на

основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших

старшим”.

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных

нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются

учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому,

можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании,

которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя

некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый

самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же

время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается

достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас

хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого по-

своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого

рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно

приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе,

гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких

правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное

выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное

объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на

определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт,

что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого

общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для

государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского

общества следующее:

- возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не исключая

и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в

интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества

[25].

Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования

предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение

собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию

многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и

перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей

прежнего класса уже как частная собственность.

Экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование

предпосылок для увеличения численности среднего класса. Имевшие место

обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень инфляции, сильный

налоговый процесс, ограничивающий предпринимательскую деятельность,

отсутствие развитой частной собственности на землю не позволяли делать

серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали

становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

На пути формирования гражданского общества в Украине в настоящее время

существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система

ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие

экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У

значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический

дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится

гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное

неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий,

которые были прежде. Вследствие известных ошибок и просчетов реформаторов

внедрение этих универсальных ценностей в сознание украинских граждан

осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства

населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей -

конкуренции, демократии, рынка.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества

накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации, когда в

сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически

различных этапов. Изменение материального положения различных групп приводит

к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры.

Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными

профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в

массовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках.

Осложняет процесс кристаллизации автономной личности и то обстоятельство, что

создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпали

по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной

стратификации на основе отношений собственности. Совпадение этих тенденций

делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым и даже отчасти

возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво переплетаются различные,

порой противоположные по своей направленности интересы и потребности

социальных групп, что снижает возможности управления процессами формирования

нормальных экономических, социальных, национальных и других интересов.

Наиболее негативным последствия снижения регулятивной функции государства

является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы

людей и большинства бедного населения. В этих условиях государству еще многое

предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса

формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические,

политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп,

удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на

практике все больше приобретать признаки правового государства. Очевидно, что

процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп,

который невозможно будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый

гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных

начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности,

ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

4) Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и

свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив,

делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц

перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта

ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих

нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней

должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и

предусматривающих жесткие санкции за это.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное

положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны

обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами

непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве

признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми

способами, не запрещенными законом .

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В

свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия

перед государством в лице его органов.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не

является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже

соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим

установлениям государства.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это

важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не

продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве

устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как

участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства

и справедливости. государство берет на себя обязательство обеспечивать

справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву

государственные органы не могут нарушать его предписания и несут

ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность

закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые

исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов

перед избирателями, ответственность правительства перед представительными

органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц

государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными

субъектами права[26].

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед

государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой

характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести

совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это

важная составная часть складывающегося в обществе права.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины

80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского

(1991г.) путча. Получил общее признание принцип “правового государства”, были

отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали

развиваться демократическое законодательство, система правосудия.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная

система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных

оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся

марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство

предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют

различные общественные организации, политические партии, в котором никакая

идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной

идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе

идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.

Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из

направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим

важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая

часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в

государственной и политической жизни нашего общества, является уровень

политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться оттого

правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время

не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными

лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии

государства и права - становление в новых “независимых государствах”

государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного

гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что

общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис,

существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те

негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие

десятилетия своего господства.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что

человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства.

Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его

ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. В этом

начавшемся процессе - основа для социального оптимизма.

Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового

государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной

и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И

вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым

гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А

кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют

возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их

действия.

Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность

дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных

прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности

обеспечивается законом.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского

общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и

общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

III. УКРАИНА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

1) Правовая система Украины

Государственный строй – это система отношений, возникающих на основе норм,

закрепленных в конституции и конституционных законах и складывающихся в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6