Курсовая: Право как механизм функционирования правового государства
Курсовая: Право как механизм функционирования правового государства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................
.....................................................................
I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА..................................................................
......................................
1. Сущность
права........................................................................
...................................................
2) Возникновение и развитие идеи правового государства
............................................................
3) Связь правового государства и правовой
системы...............................................................
II. РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГОСПОДСТВА ПРАВА КАК
ПРИЗНАК ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА..................................................................
.................
1) Основные характеристики правового
государства................................................................
2) Система разделения властей в правовом
государстве..........................................................
3) Гражданское общество - неотъемлемая часть правового
государства.................................
4) Взаимная ответственность личности и
государства.............................................................
III. УКРАИНА И ПРАВОВОЕ
ГОСУДАРСТВО..................................................................
..........
1) Правовая система
Украины......................................................................
...............................
2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном
этапе...............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................
..............................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................40
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но
то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это
именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для
создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных
предпосылок, важнейшими из которых являются действующие механизмы правового
государства, гражданское общество, господство права в общественной и
политической жизни, то есть соответствующая зрелость традиционного общества.
А в Украине общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя
условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и
интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно
позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое
правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые
блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны
позаботиться о своей обеспеченности.
Украина идет по пути становления правового государства. Это путь, на котором
достижение верховенства права и признание человека высшей социальной
ценностью, несомненно, будет способствовать развитию институтов защиты прав и
свобод граждан и повышению авторитета Украины на международной арене. И
именно исходя из стремления быть правовым демократическим государством,
закрепленного Конституцией, государство призвано гарантировать права и
основные свободы человека, а не только провозглашать их. А это прежде всего
означает, что их (то есть права и свободы) должны обеспечить органы власти,
все государственные институты.
За годы независимости в Украине появилось довольно много работ, как
отечественных так и зарубежных авторов, посвященных различным правовым вопросам
и проблемам построения современного правового государства в частности. В этой
работе были использованы труды С.С. Алексеева “Государство и право”
[1], Р.З.Лившица “Теория права”[2]
, А.С.Пиголкин “Общая Теория Права”[3]
, в которых на высоком профессиональном уровне рассматриваются общие вопросы
права и особенности формирования правовой государственности на постсоветском
пространстве. В монографии И.Ю.Козлихина “Идея правового государства: История и
современность” рассматриваются вопросы зарождения идеи правового государства со
времен античности, современное состояние концепции правового государства,
формулируются предложения по совершенствованию отечественной правовой системы
[4]. Также в работе был использован учебник “Общая теория права” под общей
редакцией А.С.Пиголкина в котором рассмотрен широкий круг проблем:
происхождение и сущность права и государства, место права в системе социальных
норм, его связь с государством, экономикой и политикой. Широкий круг
теоретических и практических проблем рассматривается в сборнике тезисов
докладов и научных сообщений научно-практической конференции (проходившей в
Киеве 7-8 октября 1993 года) “Правовая система Украины: теория и практика”.
Проблемы становления и развития политической системы современной Украины
рассматриваются в монографии “Політична система сучасної України: Довідник”
[5]. В работе использованы Конституция Украины, Комментарий к конституции
Украины, Концепция развития законодательства на 1997-2005 года, статьи
известных политиков В. Онопенко, В. Медведчука, а также отдельные материалы по
актуальным вопросам правоведения, опубликованные в украинской прессе
[6].
Актуальность выбранной темы “Право в механизме функционирования правового
государства” определяет сама ситуация в нашей стране. Несмотря на большую
работу проведенную нашими законодателями в последние годы (принятие
Конституции Украины в 1996 году, разработка концепции развития украинского
законодательства на 1997-2005 гг. и огромное количество законодательных и
нормативных актов принятых Верховной Радой) сохраняются проблемы в сфере
правовых отношений и необходима большая работа как правоведов, так и
законодателей по их решению.
Изучение права как одного из главнейших составляющих в механизме
функционирования правового государства необходимо также потому, что в нашей
стране продолжается работа по пересмотру и обновлению преобладающего
большинства Кодексов Украины.
Структура работы обусловлена характером изученного материала. Работа состоит
из трех частей: 1) Исторические условия формирования правового государства в
которой рассматриваются сущность права, возникновение и развитие идеи
правового государства, связь правового государства и правовой системы; 2)
Реальный режим господства права как признак правового государства. В этом
разделе мы рассматриваем основные характеристики правового государства,
систему разделения властей в правовом государстве, гражданское общество -
неотъемлемая часть правового государства, взаимную ответственность личности и
государства. Третья часть работы посвящена правовой системе Украины,
Конституционному строю и правовой ситуации в Украине на современном этапе.
I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1. Сущность права
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях
цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной
организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая
свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с
сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что
жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем использования
власти, а путем нормативного регулирования.
Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в
нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать
оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и
духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из
жизни людей.
Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”,
“справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим
“право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о
законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий
порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость
[7].
Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы
упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй воли,
согласования позиций в соответствии с установленными законом принципами, с
твердыми критериями правового и неправого. Право, как и государство, призвано
служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную, “здоровую” жизнь.
Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям
общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, издаются не
отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы,
судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас
становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская теория,
“волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой обстановке,
связанной с классовым использованием права, злоупотреблением государственной
и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное предназначение,
может само стать негативным фактором, реакционной силой.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои
установления. Право не существует без государства, оно является его
непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, поражается не
ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –
правотворчества.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на
обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и
выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя
структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,
право ни в коем случае не является универсальным средством организации
государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой
государством.
Политика – это принципиальное направление деятельности государства относительно
существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление
государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для
государственной политики и права является то, что они формируются в
соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе
политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти.
Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают
такие методы правового регулирования общественных отношений, которые
соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач.
Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения
политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов,
социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной
работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение,
разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике
способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по
сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально
определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично
распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать
вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание,
опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из
важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы
политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику
государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права,
так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими
только ему[8].
Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную
конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить
государство.
На современном этапе развития украинского общества совершенствование правовой
основы государственной и общественной жизни – одно из направлений его
демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении
государства.
2) Возникновение и развитие идеи правового государства
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом.
Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние
века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы,
идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.
В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право,
юриспруденция Древнего Рима.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их
различными объединениями на основе норм права
[9].
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность
на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития
человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски
более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители
античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались
выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,
которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.
Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та
политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для
граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по
мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где
отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме
государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как
о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и
институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и
развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве
[10].
Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в
средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”. Свои
ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и
ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а
также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого
философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа
Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVIII и ХIХ вв.
таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые
полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи
абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти
правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,
обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и
государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,
нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно
ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам:
источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или
свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился
до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|