бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Право как механизм функционирования правового государства бесплатно рефераты

Курсовая: Право как механизм функционирования правового государства

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................

.....................................................................

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА..................................................................

......................................

1. Сущность

права........................................................................

...................................................

2) Возникновение и развитие идеи правового государства

............................................................

3) Связь правового государства и правовой

системы...............................................................

II. РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГОСПОДСТВА ПРАВА КАК

ПРИЗНАК ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА..................................................................

.................

1) Основные характеристики правового

государства................................................................

2) Система разделения властей в правовом

государстве..........................................................

3) Гражданское общество - неотъемлемая часть правового

государства.................................

4) Взаимная ответственность личности и

государства.............................................................

III. УКРАИНА И ПРАВОВОЕ

ГОСУДАРСТВО..................................................................

..........

1) Правовая система

Украины......................................................................

...............................

2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном

этапе...............

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................

..............................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................40

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но

то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это

именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для

создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных

предпосылок, важнейшими из которых являются действующие механизмы правового

государства, гражданское общество, господство права в общественной и

политической жизни, то есть соответствующая зрелость традиционного общества.

А в Украине общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя

условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и

интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно

позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое

правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые

блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны

позаботиться о своей обеспеченности.

Украина идет по пути становления правового го­сударства. Это путь, на котором

достижение верховенства права и признание человека высшей социальной

ценностью, несомненно, будет способствовать развитию институтов защиты прав и

свобод граждан и повышению авторитета Украины на международной арене. И

именно исходя из стремления быть правовым демократическим государством,

закрепленного Конституцией, государство призвано гарантировать права и

основные свободы человека, а не только провозглашать их. А это прежде всего

означает, что их (то есть права и свободы) должны обеспечить органы власти,

все госу­дарственные институты.

За годы независимости в Украине появилось довольно много работ, как

отечественных так и зарубежных авторов, посвященных различным правовым вопросам

и проблемам построения современного правового государства в частности. В этой

работе были использованы труды С.С. Алексеева “Государство и право”

[1], Р.З.Лившица “Теория права”[2]

, А.С.Пиголкин “Общая Теория Права”[3]

, в которых на высоком профессиональном уровне рассматриваются общие вопросы

права и особенности формирования правовой государственности на постсоветском

пространстве. В монографии И.Ю.Козлихина “Идея правового государства: История и

современность” рассматриваются вопросы зарождения идеи правового государства со

времен античности, современное состояние концепции правового государства,

формулируются предложения по совершенствованию отечественной правовой системы

[4]. Также в работе был использован учебник “Общая теория права” под общей

редакцией А.С.Пиголкина в котором рассмотрен широкий круг проблем:

происхождение и сущность права и государства, место права в системе социальных

норм, его связь с государством, экономикой и политикой. Широкий круг

теоретических и практических проблем рассматривается в сборнике тезисов

докладов и научных сообщений научно-практической конференции (проходившей в

Киеве 7-8 октября 1993 года) “Правовая система Украины: теория и практика”.

Проблемы становления и развития политической системы современной Украины

рассматриваются в монографии “Політична система сучасної України: Довідник”

[5]. В работе использованы Конституция Украины, Комментарий к конституции

Украины, Концепция развития законодательства на 1997-2005 года, статьи

известных политиков В. Онопенко, В. Медведчука, а также отдельные материалы по

актуальным вопросам правоведения, опубликованные в украинской прессе

[6].

Актуальность выбранной темы “Право в механизме функционирования правового

государства” определяет сама ситуация в нашей стране. Несмотря на большую

работу проведенную нашими законодателями в последние годы (принятие

Конституции Украины в 1996 году, разработка концепции развития украинского

законодательства на 1997-2005 гг. и огромное количество законодательных и

нормативных актов принятых Верховной Радой) сохраняются проблемы в сфере

правовых отношений и необходима большая работа как правоведов, так и

законодателей по их решению.

Изучение права как одного из главнейших составляющих в механизме

функционирования правового государства необходимо также потому, что в нашей

стране продолжается работа по пересмотру и обновлению преобладающего

большинства Кодексов Украины.

Структура работы обусловлена характером изученного материала. Работа состоит

из трех частей: 1) Исторические условия формирования правового государства в

которой рассматриваются сущность права, возникновение и развитие идеи

правового государства, связь правового государства и правовой системы; 2)

Реальный режим господства права как признак правового государства. В этом

разделе мы рассматриваем основные характеристики правового государства,

систему разделения властей в правовом государстве, гражданское общество -

неотъемлемая часть правового государства, взаимную ответственность личности и

государства. Третья часть работы посвящена правовой системе Украины,

Конституционному строю и правовой ситуации в Украине на современном этапе.

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1. Сущность права

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях

цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной

организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая

свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с

сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что

жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем использования

власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в

нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать

оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и

духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из

жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”,

“справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим

“право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о

законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий

порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость

[7].

Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы

упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй воли,

согласования позиций в соответствии с установленными законом принципами, с

твердыми критериями правового и неправого. Право, как и государство, призвано

служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную, “здоровую” жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям

общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, издаются не

отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы,

судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас

становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская теория,

“волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой обстановке,

связанной с классовым использованием права, злоупотреблением государственной

и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное предназначение,

может само стать негативным фактором, реакционной силой.

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои

установления. Право не существует без государства, оно является его

непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, поражается не

ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –

правотворчества.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на

обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и

выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя

структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,

право ни в коем случае не является универсальным средством организации

государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой

государством.

Политика – это принципиальное направление деятельности государства относительно

существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление

государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для

государственной политики и права является то, что они формируются в

соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе

политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти.

Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают

такие методы правового регулирования общественных отношений, которые

соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач.

Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения

политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов,

социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной

работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение,

разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике

способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по

сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально

определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично

распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать

вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание,

опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из

важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы

политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику

государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права,

так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими

только ему[8].

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную

конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить

государство.

На современном этапе развития украинского общества совершенствование правовой

основы государственной и общественной жизни – одно из направлений его

демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении

государства.

2) Возникновение и развитие идеи правового государства

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом.

Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние

века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы,

идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.

В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право,

юриспруденция Древнего Рима.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их

различными объединениями на основе норм права

[9].

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность

на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития

человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски

более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители

античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались

выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,

которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та

политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для

граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по

мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где

отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме

государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как

о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и

институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и

развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве

[10].

Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в

средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”. Свои

ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и

ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а

также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого

философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа

Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVIII и ХIХ вв.

таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые

полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи

абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти

правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,

обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и

государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,

нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно

ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам:

источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или

свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился

до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6