бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Право как механизм функционирования правового государства бесплатно рефераты

процессе формирования и деятельности органов государства, регионального и

местного самоуправления. Организация госстроя основана на принципах разделения

госвласти на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения

компитенции между центральной властью, местными советами и др. органами

самоуправления на основе верховенства Конституции и законов Украины.

Конституционные основы государственного строя представляют собой систему

предусмотренных и закрепленных Конституцией основных принципов организации и

деятельности государства и его основных институтов: форм гос-ва, основных

элементов /атрибутов/ его механизма, основных функций государства и гарантий

госстроя. Основными принципами государственного строя Украины соответственно к

его Конституции являются принципы суверенитета и независимости государства,

демократизма государства, социального и правового характера государства,

унитарности /единства/ государства

[27]. Форма государства – это госустройство, т.е. это его территориальная

организация, форма госсвязей между государством вцелом и его частями, их

правовое положение. Территориальное устройство Украины построено на принципах

единства, неделимости, неприкосновенности и целостности государственной

территории. При решении вопросов территориального устройства учитываются

госинтересы, мнения граждан, проживающих на соответствующей территории,

потребности развития регионального и местного самоуправления. Украина это

унитарное государство. Территория Украины делится на области, районы, города,

районы в городах, села и поселки. В состав Украины входит автономная республика

Крым.

Согласно Актам провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года и

конституции Украины от 26 июня 1996 года Украина является независимым

суверенным государством. Все государственные институты Украины находятся на

стадии реформации, в том числе и правовая система

[28].

Украина является страной кодифицированного права, то есть правовую систему

Украины можно отнести к романогерманской. Отличительной чертой является

верховенство закона. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые

рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и

морали. В романо-германской системе господствующая роль отведена закону и

подзаконным актам, так как они являются основными источниками права. Закон -

это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом

государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Наиболее важный

закон на Украине - конституция. Подзаконные акты - это письменные документы,

нормативные акты соответствующего органа, которым устанавливаются правила

общего характера и которые распространяются на все лица и на всю территорию

Украины. В странах романо-германской системы права роль судебной практики в

основном не выходит за рамки толкования закона. Считается, что

правотворческая деятельность является прерогативой законодателя, а также

правительственных или административных властей, уполномоченных на это

законодателей. Согласно конституции Украины и статьи №1 Украина является

правовым государством. Конечно, практически это мало реализуется, но уже то,

что в конституции об этом говориться, является значительным шагом вперед на

пути к становлению Украины как самостоятельного развитого государства и, в

частности, ее правовой системы.

Органы государства это то, посредством чего осуществляет свою деятельность

государство. Это те каналы, через которые народ осуществляет свою власть: -

орган образуется в установленном государством порядке; - каждый государственный

орган уполномачивается государством осуществлять свои полномочия; -каждый

госорган наделяется гоударственно-властными полномочиями. Эти полномочия даются

органу государства и этот орган выполняет все функции государства и на

определенный круг, в зависимости от законного акта; - они образуют определенную

систему /принципы разделения властей/; - госорганы действуют в установленном

государством порядке. Этот порядок закрепляется в Конституции и других

нормативных актах. В соответствии с Конституцией, высшим органом

законодательной власти Украины является Верховная Рада Украины, высшим органом

исполнительной власти – Кабинет Министров Украины, Президент Украины является

главой государства[29].

2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном этапе

Конституционный строй это юридическая организация общественного и

государственного строя, политико-правовой фундамент формирования гражданского

общества и правового государства, средства обеспечения приоритета прав и

свобод человека и гражданина в отношении любых других коллективно-

субъективных прав.

Конституционный строй Украины представляет собой систему общественных

отношений, которые предусматривает, регулирует и охраняет ее Конституция, то

есть порядок, что устанавливает ее Основной Закон в государстве и обществе.

Общепризнанными составными конституционного строя есть основы

государственного и общественного строя, коституционный статус человека и

гражданина, формы прямого народовластия, организация государственной власти и

местного самоуправления и статус их органов, территориальный строй и другие

институты государства и общества.

Первоочередное значение Конституция Украины, как и конституции большинства

стран мира, предоставляет закреплению конституционных основ государственного

и общественного строя.

Конституция, как основной закон государства, закрепляет отношения,

определяющие построение, устройство и функционирование государства как

организации политической власти. К ним относятся отношения, которые

складываются по поводу:

· формы государственного правления,

· политического режима,

· государственного устройства,

· использования атрибутов и символов гос-ва.

Провозглашение независимости Украины Верховной Радой Украинской ССР 24

августа 1991 года, создание самостоятельного государства, вступление Украины

в Совет Европы и принятие но­вой Конституции обусловили необходимость

осуществления широко­масштабной государственно-правовой реформы в Украине.

Это прежде всего внутренняя потребность общества. Создание дейс­твенной

системы государственного обеспечения и защиты консти­туционных прав и свобод

человека и гражданина является основ­ной целью многих преобразований во всех

сферах жизни.

Совокупность прав и полновластия нации, которые гарантиру­ют независимость

личности, составляет понятие национальный су­веренитет, который должен

обеспечиваться прежде всего госу­дарственностью, комплексом конституционных

прав и юридических актов. Министерство юстиции, его территориальные органы и

суды направляют свою деятельность на обеспечение реализации госу­дарственной

правовой политики, защиту прав и свобод граждан, усовершенствование

нормотворческой и правоприменительной дея­тельности. Министерством юстиции

разработаны проекты Общей концепции правовой реформы в Украине, Концепции

государствен­ной правовой политики защиты прав человека, Концепции развития

отношений с Европейским Союзом в сфере адаптации законодатель­ства Украины к

законодательству ЕС[30].

На пути защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина сделан шаг

по структурной перестройке органов юсти­ции с целью надлежащей и полной

реализации принципа верховенс­тва права на местном и региональном уровнях.

Так, в Одесской области образовано 40 районных, городских управлений юстиции

и подчиненных им отделов государственной исполнительной службы, отделы

регистрации актов гражданского состояния. Для законода­тельного обеспечения

вопросов, которые касаются гарантирования прав человека, создается служба

гражданства и регистрации фи­зических лиц. Организация этих структур будет

способствовать реализации государственной правовой политики, расширению

пра­вовых услуг населению, улучшению материально-технического и

организационного обеспечения судов, ликвидирует проблемы по легализации

местных ячеек объединений граждан и общественных организаций.

Решению многих проблем на пути построения правового украинского государства

способствует усвоение мирового опыта. В сфере международного сотрудничества

Министерство юстиции Укра­ины разработало и подписало немало договоров о

правовой помощи и правовых отношениях в гражданских и криминальных делах.

Претворяются в жизнь многолетние программы сотрудничества с рядом государств

и международных организаций.

Важное место занимает сотрудничество между Украиной и Советом Европы в рамках

программы сотрудничества, которая спо­собствует процессу правовой реформы,

утверждению действия принципа верховенства права во всех сферах жизни

Украины, ук­реплению основ демократического общества.

Верховная Рада Украины приняла постановление “Об основах государственной

политики Украины в сфере прав человека”.

Необходимость и первоочередность принятия этого постанов­ления обусловлены

обязательствами Украины перед Советом Евро­пы.

В постановлении закреплены конституционные принципы и оп­ределены основные

направления государственной политики в сфере прав человека. Документ содержит

три раздела: принципы госпо­литики в сфере прав человека; основные

направления госполитики в сфере прав человека; заключительные положения.

В документе заложены принципы признания прав и основных свобод человека и

гражданина; признания верховенства права; недопущения сужения содержания и

ограничения провозглашенных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.

В то же время, государство должно гарантировать права и основные свободы

человека, не только провозгласив их в Консти­туции, но и обеспечив их

соблюдение всеми ветвями власти во всех сферах общественной жизни. С этой

целью концепция опреде­ляет ряд основных направлений деятельности государства

по за­щите прав человека. В их числе - приведение законодательства в

соответствие с универсальными стандартами прав человека ООН и Совета Европы;

реформирование административного и администра­тивно-процессуального

законодательства; создание системы адми­нистративной юстиции; определение в

установленном порядке юрисдикции международных органов защиты прав человека;

усовер­шенствование парламентского контроля за соблюдением прав и ос­новных

свобод человека и гражданина через институт Уполномо­ченного Верховной Рады

по правам человека.

Утвержденные положения являются основой законодательной деятельности в сфере

прав и основных свобод человека[31]

.

Следует отметить, что после принятия Конституции Украины становятся

актуальными вопросы создания механизма реализации ее положений, в том числе и

тех, которые связаны с воплощением предусморенных ею прав, свобод и

обязанностей человека и граж­данина.

Среди гарантированных Конституцией Украины прав человека и гражданина

существенную роль в становлении национального су­веренитета Украины безусловно

играют: политические политичес­кий плюрализм и свобода не запрещенной законами

Украины поли­тической деятельности, что предусмотрено ст.15 Конституции;

реальное признание народа единственным источником власти и осуществления

государственной власти на условиях ее разделения на законодательную,

исполнительную, и судебную (статьи 5 и 6); ограничение деятельности

ультрарадикальных политических орга­низаций (ст. 37); экономические равенство

перед законом всех субъектов права собственности и защита государством их прав

(ст. 13); справедливость и беспристрастность разделения об­щественного

богатства (ст. 95); нерушимость права частной собственности (ст. 41);

идеологические идеологическое многооб­разие общественной жизни, недопустимость

признания государс­твом какой-либо идеологии обязательной, запрет цензуры

(ст.15); обеспечение свободного развития языков (ст. 10); способствование со

стороны государства консолидации и развитию укра­инской нации, ее исторического

сознания, традиций, культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой

и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств

Украины (ст. 11)[32].

Именно на выполнение основных положений Конституции, вы­полнение

государственной правовой политики и способствование развитию системы оказания

правовой помощи с целью реализации прав и свобод человека, защиты законных

интересов физических и юридических лиц направлена деятельность Министерства

юстиции Украины и его территориальных органов.

Украина идет по пути становления правового го­сударства. Это путь, на котором

достижение верховенства права и признание человека высшей социальной

ценностью, несомненно, будет способствовать развитию институтов защиты прав и

свобод граждан и повышению авторитета Украины на международной арене. И

именно исходя из стремления быть правовым демократическим государством,

закрепленного Конституцией, государство призвано гарантировать права и

основные свободы человека, а не только провозглашать их. А это прежде всего

означает, что их (то есть права и свободы) должны обеспечить органы власти,

все госу­дарственные институты. Что касается системы юридических гарантий

защиты этих прав, то самое эффективное (а это традиционно связывают с

правовым государством) - защита прав в судебном порядке. Прежде всего это

объясняется высоким уровнем демокра­тичности судебного процесса. Но, понятно,

при условии неукос­нительного соблюдения принципов независимости суда,

гласности, соревновательности, исключительности и непредвзятости правосу­дия.

Законодательным фундаментом построения судебной власти по требованиям

Консти­туции является закон о судоустройстве. Также не секрет, и

сви­детельство тому многочисленные публикации в прессе, что на се­годняшний

день уже сложились все объективные и даже субъектив­ные условия для принятия

этого закона. Поскольку при его от­сутствии, во-первых, не реализуется

конституционное право че­ловека - осужденного и пострадавшего, стороны в

гражданском судопроизводстве, - право на апелляцию. То есть право на

обжа­лование приговора в такой форме, которая свойственна действи­тельно

демократическому обществу. Во-вторых, без такого закона не “будут работать”

новые процессуальные кодексы - Гражданс­кий, Уголовный, Административный.

Ведь нормы материального права без норм судопроизводства просто

недееспособны. Согласно Переходных положений Основ­ного Закона формирование

новой судебной системы должно завер­шиться до 2001 года. Следовательно,

времени осталось совсем немного.

Известно, что на сегодня есть несколько проектов этого важного закона “О

судоустройстве”, разработанных как ведомс­твами, так и отдельными народными

депутатами. Четыре из них уже официально представлены на рассмотрение

Верховной Рады.

Результатом судебно-правовой реформы должно стать образо­вание независимой

судебной власти, способной гарантировать за­щиту прав и свобод человека и

гражданина, интересов гражданс­кого общества, создание режима законности в

деятельности орга­нов дознания, предварительного следствия, прокуратуры,

юсти­ции, адвокатуры, нотариата и других органов, связанных с дея­тельностью

судов общей целью.

Понятно, что значительная роль в этих процессах принадлежит институту

адвокатуры. Ведь Конституция Украины предоставила каждому право на правовую

помощь, которая в случаях, пре­дусмотренных законом, предоставляется

бесплатно (правда, се­годня это фактически недействующая норма). Для

обеспечения права на защиту обвинения и оказание правовой помощи во время

решения дел в судах и других государственных органах действует адвокатура.

Правовая помощь подозреваемому, обвиняемому и под­судимому в уголовном

судопроизводстве предоставляется, как правило, адвокатами (ч. 1, ст. 44 УПК).

Понятно, как и другие правовые институты, как и судебная система, адвокатура

также требует реформирования. Уверен, что оно должно прежде всего быть

направлено на формирование ее как единой демократической профессиональной

правозащитной институции и должно быть согла­совано с международными

стандартами об адвокатской профессии и правах человека в направлении усиления

роли адвокатуры в защи­те конституционных прав и свобод человека. Давно

требует изме­нений и действующий закон об адвокатуре. Пришло время объединить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6