Курсовая: Право как механизм функционирования правового государства
процессе формирования и деятельности органов государства, регионального и
местного самоуправления. Организация госстроя основана на принципах разделения
госвласти на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения
компитенции между центральной властью, местными советами и др. органами
самоуправления на основе верховенства Конституции и законов Украины.
Конституционные основы государственного строя представляют собой систему
предусмотренных и закрепленных Конституцией основных принципов организации и
деятельности государства и его основных институтов: форм гос-ва, основных
элементов /атрибутов/ его механизма, основных функций государства и гарантий
госстроя. Основными принципами государственного строя Украины соответственно к
его Конституции являются принципы суверенитета и независимости государства,
демократизма государства, социального и правового характера государства,
унитарности /единства/ государства
[27]. Форма государства – это госустройство, т.е. это его территориальная
организация, форма госсвязей между государством вцелом и его частями, их
правовое положение. Территориальное устройство Украины построено на принципах
единства, неделимости, неприкосновенности и целостности государственной
территории. При решении вопросов территориального устройства учитываются
госинтересы, мнения граждан, проживающих на соответствующей территории,
потребности развития регионального и местного самоуправления. Украина это
унитарное государство. Территория Украины делится на области, районы, города,
районы в городах, села и поселки. В состав Украины входит автономная республика
Крым.
Согласно Актам провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года и
конституции Украины от 26 июня 1996 года Украина является независимым
суверенным государством. Все государственные институты Украины находятся на
стадии реформации, в том числе и правовая система
[28].
Украина является страной кодифицированного права, то есть правовую систему
Украины можно отнести к романогерманской. Отличительной чертой является
верховенство закона. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые
рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и
морали. В романо-германской системе господствующая роль отведена закону и
подзаконным актам, так как они являются основными источниками права. Закон -
это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом
государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Наиболее важный
закон на Украине - конституция. Подзаконные акты - это письменные документы,
нормативные акты соответствующего органа, которым устанавливаются правила
общего характера и которые распространяются на все лица и на всю территорию
Украины. В странах романо-германской системы права роль судебной практики в
основном не выходит за рамки толкования закона. Считается, что
правотворческая деятельность является прерогативой законодателя, а также
правительственных или административных властей, уполномоченных на это
законодателей. Согласно конституции Украины и статьи №1 Украина является
правовым государством. Конечно, практически это мало реализуется, но уже то,
что в конституции об этом говориться, является значительным шагом вперед на
пути к становлению Украины как самостоятельного развитого государства и, в
частности, ее правовой системы.
Органы государства это то, посредством чего осуществляет свою деятельность
государство. Это те каналы, через которые народ осуществляет свою власть: -
орган образуется в установленном государством порядке; - каждый государственный
орган уполномачивается государством осуществлять свои полномочия; -каждый
госорган наделяется гоударственно-властными полномочиями. Эти полномочия даются
органу государства и этот орган выполняет все функции государства и на
определенный круг, в зависимости от законного акта; - они образуют определенную
систему /принципы разделения властей/; - госорганы действуют в установленном
государством порядке. Этот порядок закрепляется в Конституции и других
нормативных актах. В соответствии с Конституцией, высшим органом
законодательной власти Украины является Верховная Рада Украины, высшим органом
исполнительной власти – Кабинет Министров Украины, Президент Украины является
главой государства[29].
2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном этапе
Конституционный строй это юридическая организация общественного и
государственного строя, политико-правовой фундамент формирования гражданского
общества и правового государства, средства обеспечения приоритета прав и
свобод человека и гражданина в отношении любых других коллективно-
субъективных прав.
Конституционный строй Украины представляет собой систему общественных
отношений, которые предусматривает, регулирует и охраняет ее Конституция, то
есть порядок, что устанавливает ее Основной Закон в государстве и обществе.
Общепризнанными составными конституционного строя есть основы
государственного и общественного строя, коституционный статус человека и
гражданина, формы прямого народовластия, организация государственной власти и
местного самоуправления и статус их органов, территориальный строй и другие
институты государства и общества.
Первоочередное значение Конституция Украины, как и конституции большинства
стран мира, предоставляет закреплению конституционных основ государственного
и общественного строя.
Конституция, как основной закон государства, закрепляет отношения,
определяющие построение, устройство и функционирование государства как
организации политической власти. К ним относятся отношения, которые
складываются по поводу:
· формы государственного правления,
· политического режима,
· государственного устройства,
· использования атрибутов и символов гос-ва.
Провозглашение независимости Украины Верховной Радой Украинской ССР 24
августа 1991 года, создание самостоятельного государства, вступление Украины
в Совет Европы и принятие новой Конституции обусловили необходимость
осуществления широкомасштабной государственно-правовой реформы в Украине.
Это прежде всего внутренняя потребность общества. Создание действенной
системы государственного обеспечения и защиты конституционных прав и свобод
человека и гражданина является основной целью многих преобразований во всех
сферах жизни.
Совокупность прав и полновластия нации, которые гарантируют независимость
личности, составляет понятие национальный суверенитет, который должен
обеспечиваться прежде всего государственностью, комплексом конституционных
прав и юридических актов. Министерство юстиции, его территориальные органы и
суды направляют свою деятельность на обеспечение реализации государственной
правовой политики, защиту прав и свобод граждан, усовершенствование
нормотворческой и правоприменительной деятельности. Министерством юстиции
разработаны проекты Общей концепции правовой реформы в Украине, Концепции
государственной правовой политики защиты прав человека, Концепции развития
отношений с Европейским Союзом в сфере адаптации законодательства Украины к
законодательству ЕС[30].
На пути защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина сделан шаг
по структурной перестройке органов юстиции с целью надлежащей и полной
реализации принципа верховенства права на местном и региональном уровнях.
Так, в Одесской области образовано 40 районных, городских управлений юстиции
и подчиненных им отделов государственной исполнительной службы, отделы
регистрации актов гражданского состояния. Для законодательного обеспечения
вопросов, которые касаются гарантирования прав человека, создается служба
гражданства и регистрации физических лиц. Организация этих структур будет
способствовать реализации государственной правовой политики, расширению
правовых услуг населению, улучшению материально-технического и
организационного обеспечения судов, ликвидирует проблемы по легализации
местных ячеек объединений граждан и общественных организаций.
Решению многих проблем на пути построения правового украинского государства
способствует усвоение мирового опыта. В сфере международного сотрудничества
Министерство юстиции Украины разработало и подписало немало договоров о
правовой помощи и правовых отношениях в гражданских и криминальных делах.
Претворяются в жизнь многолетние программы сотрудничества с рядом государств
и международных организаций.
Важное место занимает сотрудничество между Украиной и Советом Европы в рамках
программы сотрудничества, которая способствует процессу правовой реформы,
утверждению действия принципа верховенства права во всех сферах жизни
Украины, укреплению основ демократического общества.
Верховная Рада Украины приняла постановление “Об основах государственной
политики Украины в сфере прав человека”.
Необходимость и первоочередность принятия этого постановления обусловлены
обязательствами Украины перед Советом Европы.
В постановлении закреплены конституционные принципы и определены основные
направления государственной политики в сфере прав человека. Документ содержит
три раздела: принципы госполитики в сфере прав человека; основные
направления госполитики в сфере прав человека; заключительные положения.
В документе заложены принципы признания прав и основных свобод человека и
гражданина; признания верховенства права; недопущения сужения содержания и
ограничения провозглашенных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.
В то же время, государство должно гарантировать права и основные свободы
человека, не только провозгласив их в Конституции, но и обеспечив их
соблюдение всеми ветвями власти во всех сферах общественной жизни. С этой
целью концепция определяет ряд основных направлений деятельности государства
по защите прав человека. В их числе - приведение законодательства в
соответствие с универсальными стандартами прав человека ООН и Совета Европы;
реформирование административного и административно-процессуального
законодательства; создание системы административной юстиции; определение в
установленном порядке юрисдикции международных органов защиты прав человека;
усовершенствование парламентского контроля за соблюдением прав и основных
свобод человека и гражданина через институт Уполномоченного Верховной Рады
по правам человека.
Утвержденные положения являются основой законодательной деятельности в сфере
прав и основных свобод человека[31]
.
Следует отметить, что после принятия Конституции Украины становятся
актуальными вопросы создания механизма реализации ее положений, в том числе и
тех, которые связаны с воплощением предусморенных ею прав, свобод и
обязанностей человека и гражданина.
Среди гарантированных Конституцией Украины прав человека и гражданина
существенную роль в становлении национального суверенитета Украины безусловно
играют: политические политический плюрализм и свобода не запрещенной законами
Украины политической деятельности, что предусмотрено ст.15 Конституции;
реальное признание народа единственным источником власти и осуществления
государственной власти на условиях ее разделения на законодательную,
исполнительную, и судебную (статьи 5 и 6); ограничение деятельности
ультрарадикальных политических организаций (ст. 37); экономические равенство
перед законом всех субъектов права собственности и защита государством их прав
(ст. 13); справедливость и беспристрастность разделения общественного
богатства (ст. 95); нерушимость права частной собственности (ст. 41);
идеологические идеологическое многообразие общественной жизни, недопустимость
признания государством какой-либо идеологии обязательной, запрет цензуры
(ст.15); обеспечение свободного развития языков (ст. 10); способствование со
стороны государства консолидации и развитию украинской нации, ее исторического
сознания, традиций, культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой
и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств
Украины (ст. 11)[32].
Именно на выполнение основных положений Конституции, выполнение
государственной правовой политики и способствование развитию системы оказания
правовой помощи с целью реализации прав и свобод человека, защиты законных
интересов физических и юридических лиц направлена деятельность Министерства
юстиции Украины и его территориальных органов.
Украина идет по пути становления правового государства. Это путь, на котором
достижение верховенства права и признание человека высшей социальной
ценностью, несомненно, будет способствовать развитию институтов защиты прав и
свобод граждан и повышению авторитета Украины на международной арене. И
именно исходя из стремления быть правовым демократическим государством,
закрепленного Конституцией, государство призвано гарантировать права и
основные свободы человека, а не только провозглашать их. А это прежде всего
означает, что их (то есть права и свободы) должны обеспечить органы власти,
все государственные институты. Что касается системы юридических гарантий
защиты этих прав, то самое эффективное (а это традиционно связывают с
правовым государством) - защита прав в судебном порядке. Прежде всего это
объясняется высоким уровнем демократичности судебного процесса. Но, понятно,
при условии неукоснительного соблюдения принципов независимости суда,
гласности, соревновательности, исключительности и непредвзятости правосудия.
Законодательным фундаментом построения судебной власти по требованиям
Конституции является закон о судоустройстве. Также не секрет, и
свидетельство тому многочисленные публикации в прессе, что на сегодняшний
день уже сложились все объективные и даже субъективные условия для принятия
этого закона. Поскольку при его отсутствии, во-первых, не реализуется
конституционное право человека - осужденного и пострадавшего, стороны в
гражданском судопроизводстве, - право на апелляцию. То есть право на
обжалование приговора в такой форме, которая свойственна действительно
демократическому обществу. Во-вторых, без такого закона не “будут работать”
новые процессуальные кодексы - Гражданский, Уголовный, Административный.
Ведь нормы материального права без норм судопроизводства просто
недееспособны. Согласно Переходных положений Основного Закона формирование
новой судебной системы должно завершиться до 2001 года. Следовательно,
времени осталось совсем немного.
Известно, что на сегодня есть несколько проектов этого важного закона “О
судоустройстве”, разработанных как ведомствами, так и отдельными народными
депутатами. Четыре из них уже официально представлены на рассмотрение
Верховной Рады.
Результатом судебно-правовой реформы должно стать образование независимой
судебной власти, способной гарантировать защиту прав и свобод человека и
гражданина, интересов гражданского общества, создание режима законности в
деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры,
юстиции, адвокатуры, нотариата и других органов, связанных с деятельностью
судов общей целью.
Понятно, что значительная роль в этих процессах принадлежит институту
адвокатуры. Ведь Конституция Украины предоставила каждому право на правовую
помощь, которая в случаях, предусмотренных законом, предоставляется
бесплатно (правда, сегодня это фактически недействующая норма). Для
обеспечения права на защиту обвинения и оказание правовой помощи во время
решения дел в судах и других государственных органах действует адвокатура.
Правовая помощь подозреваемому, обвиняемому и подсудимому в уголовном
судопроизводстве предоставляется, как правило, адвокатами (ч. 1, ст. 44 УПК).
Понятно, как и другие правовые институты, как и судебная система, адвокатура
также требует реформирования. Уверен, что оно должно прежде всего быть
направлено на формирование ее как единой демократической профессиональной
правозащитной институции и должно быть согласовано с международными
стандартами об адвокатской профессии и правах человека в направлении усиления
роли адвокатуры в защите конституционных прав и свобод человека. Давно
требует изменений и действующий закон об адвокатуре. Пришло время объединить
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|