бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Конституционно-правовое регулирование политической системы бесплатно рефераты

(фюреру), и установили с ее помощью фашистскую диктатуру. Этим же

продиктовано и содержание ч. 2 данной статьи Основного закона: «Партии,

ко­торые по своим целям или по поведению своих сторонников стремятся нанести

ущерб основам свободного демократического строя или устранить его или

поставить под угрозу существова­ние Федеративной Республики Германии,

противоконституционны. Этот вопрос решается Федеральным конституционным

судом».

Заслуживают внимания в данной связи положения ст. 11 бол­гарской Конституции,

которая гласит:

«I. Политическая жизнь в Республике Болгарии основывается на принципе

политического плюрализма.

2. Ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или

утверждаться в качестве государственной.

3. Партии содействуют формированию и выражению полити­ческой воли граждан.

Порядок образования и прекращения по­литических партий, а также условия их

деятельности, регули­руются законом.

4. Не могут образовываться политические партии на этничес­кой, расовой или

вероисповедной основе, а также партии, кото­рые ставят своей целью

насильственный захват государственной власти».

Очевидна обусловленность ч. 4 цитированной статьи важной для Болгарии

проблемой турецко-мусульманского меньшинства. Несмотря на указанное

запрещение это меньшинство создало свою партию — Движение за права и свободы,

которое в бол­гарском парламенте имеет определенный вес. Формально, одна­ко,

эта партия, как видно из ее названия, строится не на этни­ческой и не на

вероисповедной основе, поскольку защита прав и свобод представляет

общенациональный, а не этнический и не вероисповедный интерес. Попытка

оспорить в Конституционном суде правомерность существования этой партии

успеха не име­ла.

В некоторых восточноевропейских странах (например, в Бол­гарии, Хорватии)

законодательство о политических партиях предписывает создавать партийные

структуры только по терри­ториальному принципу, фактически запрещая тем самым

созда­ние их по производственному принципу, то есть по месту рабо­ты. В

условиях коммунистических тоталитарных режимов имен­но производственный

принцип, по которому создавались первич­ные партийные организации,

обеспечивал беспрекословное пови­новение партийных масс руководителям:

предприятия, учреж­дения и т.п. возглавлялись директорами, состоявшими в

номен­клатуре партийных комитетов, и всякое недолжное, с их точки зрения,

поведение члена партии грозило ему не только партий­ными, но и

административными наказаниями вплоть до уволь­нения с работы. В западных же

странах такой проблемы не было, соответственно нет обычно и препятствий для

создания партийных организаций по производственному принципу.

Законодательно определяется порядок использования полити­ческими партиями

радио и телевидения, причем приоритет от­дается ведущим партиям

(Великобритания, Германия, Франция, Индия).

В качестве примера законодательного регулирования статуса политических партий

приведем относящиеся к нему положения (ст. 19—73) мексиканского Федерального

закона о политических организациях и избирательном процессе 1977 года.

Закон устанавливает, что граждане могут свободно организо­вываться в

национальные политические партии и национальные политические ассоциации.

Национальные политические пар­тии — основная форма политической организации.

Они способ­ствуют объединению политической воли народа и путем участия в

выборах содействуют установлению национального представи­тельства. Их

деятельность направлена на: I) обеспечение общес­твенной активности и

демократического участия граждан, П) повышение идеологического уровня своих

членов, III) координа­цию политической деятельности в соответствии со своими

прин­ципами и программами, IV) проведение дискуссий по вопросам,

представляющим общий интерес, и обсуждений национальных задач для

установления постоянных связей между обществен­ным мнением и публичными

властями. Национальные полити­ческие партии выражают публичный интерес и,

будучи зарегис­трированы, пользуются правами юридического лица.

Если организация желает учредиться как национальная по­литическая партия, она

обязана иметь декларацию принципов, программу действий и устав. В декларации

должны содержать­ся: обязательство соблюдать Конституцию и вытекающие из нее

законы и нормы, идеологические основы в политической, эконо­мической и

социальной областях, обязательство не попадать в зависимость от международных

организаций и иностранных учреждений или политических партий, обязательство

действо­вать мирными средствами и демократическим путем. Программа действий

должна включать меры по реализации принципов и достижению целей и

политические предложения по решению национальных проблем, а также методы

идеологического руко­водства членами партии, их политического образования и

при­влечения их к участию в выборах. В отношении устава закон также

предусматривает ряд обязательных реквизитов, среди которых стоит отметить

требование открытого выдвижения кан­дидатов в выборные государственные органы

и минимальные требования к системе партийных органов, которая должна

вклю­чать национальную ассамблею, национальный комитет, представ­ляющий

партию на всей территории страны, комитеты не менее чем в половине

федеральных единиц или избирательных окру­гов (допускаются региональные

комитеты, деятельность которых распространяется на несколько федеральных

единиц).

Национальная политическая партия регистрируется Федераль­ной избирательной

комиссией в одном из выбранных партией порядков: а) учреждения и

окончательной регистрации или б) условной регистрации до результатов выборов.

Для учреждения партия должна иметь не менее, чем по 3 тыс. членов в половине

федеральных единиц или по 300 членов в половине из 300 избирательных округов

по выборам в нижнюю палату парламента. Общее число членов должно быть не

менее 65 тыс. На собраниях в федеральных единицах или в избира­тельных

округах должны быть одобрены документы, о которых речь шла выше. После этого

производится регистрация.

Для условной же регистрации партия должна подтвердить, что имеет

вышеуказанные документы, что представляет направ­ление общественного мнения,

выражая политическую идеоло­гию, характерную для какой-либо из общественных

сил, состав­ляющих национальное сообщество (подтверждается партийными

публикациями), и что на протяжении предшествующих четырех лет осуществляла

политическую деятельность или в течение года была национальной политической

ассоциацией. Если на предстоящих выборах такая партия получит не менее 1,5 %

голосов, она регистрируется окончательно; если же нет, то утрачивает условную

регистрацию.

Возможно слияние партий и объединение их с национальны­ми политическими

ассоциациями.

Закон устанавливает права и обязанности политических пар­тий, в том числе

исключительные права: постоянный доступ на радио и телевидение, средства для

публикации изданий, мини­мальные средства на избирательную кампанию,

освобождение от налогов и сборов, почтово-телеграфные льготы.

Что касается национальных политических ассоциаций, то это объединения граждан

для обсуждения идей и распространения идеологии. Они могут участвовать в

выборах лишь в блоке с партиями. Будучи зарегистрированы в Федеральной

избиратель­ной комиссии, они получают права юридического лица. Для этого

ассоциация должна иметь не менее 5 тыс. членов, руководящий орган

национального значения и отделения не менее, чем в 10 федеральных единицах,

осуществлять в течение предшествую­щих двух лет политическую деятельность и

иметь документы, отражающие ее идеологическую платформу и нормы внутренней

жизни.

Политические партии и ассоциации могут образовывать со­юзы, фронты и

избирательные коалиции.

2. Конституционно-правовое регулирование статуса социаль­но-экономических и

социально-культурных общественых орга­низаций. Существует несколько вариантов

конституционно-пра­вового регулирования статуса общественных организаций.

Во-первых, важнейшей и нередко единственной конституци­онной основой статуса

этих организаций служит правр^на объ­единение в союзы (ассоциации), которое

рассмотрено выше в главе 711. Это право было осознано человеческим сообществом

как фундаментальное еще в период буржуазных революций, за­писано в подавляющем

большинстве конституций и входит в перечень традиционных прав и свобод.

Фиксируя в конституции право на объединение, законодатель устанавливает

одинаковый правовой режим для всех видов союзов (ассоциаций), и тем самым, как

справедливо заметил исследователь из ФРГ К. Хес-се, «определяется более общий

принцип строения общества, а именно принцип свободного образования социальных

групп»0". Нормы конституций о свободе объединений создают

возмож­ность образования любого союза в рамках требований закона, что позволяет

обществу структурироваться в соответствии со своими потребностями (разумеется,

речь идет только о либе­рально-демократических режимах). В условиях

тоталитарных режимов, как уже указывалось, данное "право носит формальный и

фиктивный характер.

Во-вторых, наряду с правом на объединение в конституции могут быть включены

нормы о правовом статусе„отдельных видов общественных объединений

(профсоюзов, объединений предпри­нимателей, молодежных и т.д.). В более

мягком варианте это рассматривается как частный случай реализации свободы

лич­ности и закрепляется в соответствующих главах и разделах о правах и

свободах граждан: так, статус профсоюзов нашел от­ражение в ст. 23

Конституции Греции, ст. 39 Конституции Ита­лии, ч. 3 ст. 9 Основного закона

ФРГ, ст. 28 Конституции Японии и др., правовой статус союзов предпринимателей

(и профсою­зов) — в § 17 главы 2 шведского конституционного акта Форма

правления.

В случае, если законодатель придает каким-либо объедине­ниям особое значение и

стремится это подчеркнуть, нормы об отдельных видах общественных объединений

включаются не в главы и разделы о правах и свободах, а в иные главы и разделы

конституций (в «Политические, социальные и экономические основы государства»

Конституции Кубы, во Введение Конститу­ции Китайской Народной Республики

<1982 г. и т.д.). В Консти­туции Испании ст. 7 о профсоюзах и союзах

предпринимателей включена во Вводную часть сразу же за статьей о политических

партиях, а ст. 51 и 52 (об организациях потребителей и опять о профсоюзах) — в

главу 3 «Об основных принципах социальной и экономической политики» части

первой «Об основных правах и обязанностях».

Включение в конституцию статей об отдельных видах общес­твенных объединений в

условиях демократической государствен­ности является признанием их важной

роли в политической системе.

В-третьих, могут быть указаны условия образования общес­твенных объединений и

предъявляемые к ним требования. Так, Конституция Италии запрещает тайные

общества и такие объ­единения, которые, хотя бы косвенно, преследуют

политические цели посредством организаций военного характера (ст. 18).

Дея­тельность тайных или военизированных объединений запрещена ч. 5 ст. 22

Конституции Испании. В ч. 3 ст. 9 Основного закона ФРГ содержится запрет

объединений, цели или деятельность которых противоречат уголовным законам или

направлены про­тив конституционного строя или против идей согласия между

народами. Статья 56 Конституции Швейцарии признает за граж­данами право

образовывать союзы, «если только цель этих со­юзов или применяемые ими

средства не являются противоправ­ными или опасными для государства».

В отличие от «социалистического» периода, когда конститу­ции исходили из

монолитного единства общественных организа­ций под руководством компартии и

существовать могли только те «общественные организации», которые

содействовали «строи­тельству социализма», конституции пост-

«социалистических» го­сударств базируются на идеях политического плюрализма,

не оговаривая характера и целей этих организаций в том виде, как это было при

«социализме». Тем самым не исключается, конечно, возможность появления

конституционных норм об условиях су­ществования общественных объединений.

Так, часть вторая ст. 43 Конституции Хорватии право на объединение

ограничивает запрещением «угрозы насилием демократическому конституци­онному

строю, а также независимости, единству и территори­альной целостности

Республики». В соответствии с частью вто­рой ст. 44 Конституции Республики

Сербии 1990 года «запреща­ется деятельность, имеющая целью насильственное

изменение установленного Конституцией строя, нарушение территориаль­ной

целостности и независимости Республики Сербии, наруше­ние гарантированных

Конституцией свобод и прав человека и гражданина, возбуждение национальной,

расовой и религиозной нетерпимости и ненависти и подстрекательство к этому»

Своеобразно решен вопрос о правовом статусе общественных объединений в

Болгарии. В соответствии с ч. 2 ст. 12 болгарской Конституции «объединения

граждан, включая профсоюзные, не могут ставить перед собой политические цели

и осуществлять политическую деятельность, присущую только политическим

пар­тиям». Согласно болгарскому Закону о политических партиях 1990 года,

общественные организации, не зарегистрированные как политические партии, не

могут осуществлять деятельность политической партии — проводить митинги,

демонстрации, со­брания и другие формы политической агитации в поддержку или

против политических партий и кандидатов на выборах. Если профсоюзы или другие

общественные организации явно осущес­твляют такую деятельность, окружной

прокурор вправе предло­жить им прекратить политическую деятельность или в

месяч­ный срок зарегистрироваться как политическая партия; в про­тивном

случае эта организация подлежит роспуску по ходатай­ству Главного прокурора.

В конституциях стран Азии и Африки также нередко встре­чаются различные

условия, вызванные к жизни политической реальностью той или иной страны. В

Конституции Габонской Республики ч. 8 ст.1 гласит: «Запрещаются ассоциации

или об­щества, цели или деятельность которых противоречат уголовньш законам и

доброму согласию этнических групп». В тех стра­нах, где мусульманское право

играет большую роль в жизни государства и общества, претворение в жизнь

законов шариата является одним из основных условий существования

обществен­ных объединений. Конституции Алжирской Республики 1989 года и

Марокко 1972 года гарантируют особое положение ислама, а ст. 2 Конституции

Арабской Республики Египет 1971 года в редакции 1980 года объявляет принципы

шариата главным ис­точником законодательства. Поскольку деятельность

обществен­ных объединений должна строиться в сответствии с законами

государства, эти положения прямо затрагивают и статус общес­твенных

объединений. Наиболее отчетливо эта идея выражена в Конституции Исламской

Республики Иран 1979 года в редакции 1989 года. Свобода ассоциаций по ст. 26

этой Конституции гаран­тируется при условии, что они не противоречат

исламским цен­ностям; а в соответствии со ст. 14 Правительство и все

правовер­ные должны относиться к немусульманам (и, следовательно, их

объединениям) по «исламской справедливости» и уважать их права, если они «не

плетут заговоров против ислама». В этих статьях получил конституционное

оформление провозглашенный еще аятоллой Хомейни принцип надзора за работой

всех госу­дарственных органов, общественных объединений и деятельностью

простых мусульман со стороны религиозных организаций с целью

последовательного воплощения в жизнь принципов мусульман-ского-^права.

Общественные объединения обычно должны быть зарегистри­рованы и внесены в

соответствующий реестр. Так, ч.""Т"ст. 22 Конституции Испании гласит:

«Ассоциации должны быть зане­сены в реестр с единственной целью — придать им

гласность». Сходные нормы содержатся в некоторых пост-«социалистичес­ких»

конституциях. «Гарантируется свобода политической, про­фессиональной и другой

организации и деятельности без одоб­рения, но с занесением в реестр

компетентного органа»,— гла­сит, например, ст. 44 Конституции Сербии.

Несоблюдение этого требования в условиях демократического режима не влечет

пре­следований участников и самого объединения, но может привес­ти к тому,

что объединение не будет признано юридическим лицом и не сможет отстаивать

свои права в гражданско-право-вых и некоторых конституционно- и

административно-правовых отношениях. В этом случае, оно, в частности, не

сможет пред­ъявлять иски ни к своим членам, ни к третьим лицам, на что,

например, указывает § 2 ст. 20 Гражданского кодекса Бразилии.

К общественным объединениям применяется также требова­ние обязательной

систематической финансовой отчетности перс-д

государственными органами; при этом необходимо указывать все источники

доходов и все статьи расходов. В уставе объединения должны быть указаны лица

(кроме членов данной организации), которым передаются его средства (после

погашения долгов) в случае его роспуска или самороспуска. При отсутствии

такого указания в уставе вопрос решается судом, а в некоторых

лати­ноамериканских странах — президентом (ст. 650 ГК Колумбии, ст. 599 ГК

Эквадора). В законодательстве некоторых стран ука­зывается, что использование

имущества прекратившего сущес­твование общественного объединения должно

осуществляться с аналогичными или тождественными целями (ст. 22 ГК Бразилии,

ст. 64^ ГК Колумбии).

-^^Принудительный роспуск общественных объединений в усло­виях демократии

возможен только при нарушении ими условий, указанных в Конституции и законе,

и, как правило, на основа­нии судебного решения.

В-четвертых, имеется также опыт упоминания в конституции конкретных

общественных объединений с указанием^ их~офйцй-ального названия. ^Это

характерно для «социалистических» стран. В их конституциях обычно прямо

указывалось и Указь1ваётся, что данные организации действуют под руководством

марксист-ско-ленинской партии, а главной их задачей является вовлече­ние

граждан в социалистическое строительство. Так, ст. 6 Кон­ституции Кубы

специально посвящена Союзу молодых комму­нистов, который определен как

организация передовой молоде­жи, которая «ведет под руководством партии

(Компартии Кубы.

Авт.) работу по подготовке в своих рядах будущих ее членов и

содействует воспитанию новых поколений на идеалах комму­низма, приобщая их к

учебе и патриотической, трудовой, воен­ной, научной и культурной деятельности».

В ст. 7 назван еще ряд общественных организаций, деятель­ность которых

кубинское государство «признает, охраняет и поощряет» — Профцентр (Сеп1та1)

трудящихся Кубы, Комитеты защиты революции, Федерация кубинских женщин,

Националь­ная ассоциация мелких земледельцев, Федерация университет­ских

студентов, Федерация учащихся средних учебных заведе­ний, Союз пионеров Кубы.

Этот перечень открытый, так как в соответствии с данной статьей включает «и

другие организации, которые, возникнув в ходе исторического процесса борьбы

наше­го народа, объединяют в своих рядах различные слои населения,

представляют их специфические интересы и приобщают их к решению задач

строительства, укрепления и защиты социалис­тического общества». Примечателен

текст второй части этой статьи: «В своей деятельности государство опирается

на массо­вые общественные организации; эти организации также непос­редственно

осуществляют государственные функции, которые согласились принять на себя в

соответствии с Конституцией и законом».

Во Введении Конституции КНР указывается на особую роль массового движения в

Китае — Единого фронта в сплочении рабочих, крестьян и интеллигентов, «всех

сил, которые можно сплотить». «В ходе длительной революции и строительства

уже сформировался руководимый Коммунистической партией Китая широкий

патриотический Единый фронт различных демократи­ческих партий и народных

организаций, объединяющий всех социалистических тружеников, патриотов,

поддерживающих со­циализм, и патриотов, поддерживающих объединение Родины.

Этот Единый фронт будет и впредь укрепляться и расширяться. Народный

политический консультативный совет Китая — широ­кая представительная

организация Единого фронта — в про­шлом сыграл важную историческую роль. В

дальнейшем он сыграет еще более важную роль в политической и общественной

жизни страны, во внешних дружественных связях, в борьбе за осуществление

социалистической модернизации, за сохранение единства и сплоченности страны».

Коротко охарактеризуем некоторые общественные организа­ции социального

характера.

2. Конституционно-правовое регулирование СМИ. Правовая регламентация

статуса СМИ — необходимое условие их фун­кционирования в цивилизованном

обществе. Конституционное право зарубежных стран, наряду с рассмотренными выше

— в главе ПТ — правом человека на информацию и вытекающими отсюда другими его

правами и свободами, "регулирует статус СМИ, который призван, с одной стороны,

обеспечить реализа­цию упомянутых прав и свобод, а с другой, — гарантировать

общество от злоупотребления столь мощным-орудием воздейст­вия на сознание,

каким являются СМИ. Этот статус лишь самым общим, рамочным образом намечается в

конституциях, а в де­талях регулируется текущим законодательством. В этой связи

можно указать на такие законодательные акты Франции, как действующий доныне с

поправками Закон о свободе печати 1881 года, Закон об ограничении концентрации

и обеспечении финан­совой гласности и плюрализма предприятий печати 1984 года,

Закон о реформе правового положения прессы 1986 года, Закон о свободе

коммуникации 1986 года. В Австрии соответствующие общественные отношения

регулируются Федеральным законом об обеспечении независимости радио и

телевидения 1974 года, Федеральным законом о задачах и организации АРТ

(Австрий­ского радио и телевидения) 1974 года, в США — Законом о свободе

информации 1966 года, в Великобритании — Актом о коммерческом телевидении 1963

года и др. Кроме законов, спе­циально регулирующих проблематику СМИ, она подчас

затраги­вается иными законодательными актами.

Понятие политического процесса, его виды и стадии. Политический

процесс и политический режим.

Политический процесс. Это явление мы можем определить как порядок

функционирования политической системы, ее институтов, включая

взаимоотношения между ними. Следует сразу же отметить, что это — не юридический

процесс, точнее говоря, — лишь частично юридический. Поэтому мы не можем

установить общую последовательность стадий этого процесса45. Понятие

«политический процесс» охватывает самые различные формы, способы и направления

политической деятельности са­мых различных субъектов. Регулируется он как

нормами права (прежде всего конституционного), так и разнообразными писаны­ми и

неписаными неправовыми нормами (корпоративными нор­мами — уставами и другими

документами партий, иных общес­твенных объединений, обычаями, традициями,

этико-моральными нормами и др.), а подчас и вообще ничем не регулируется,

протекает спонтанно, непредсказуемо.

Толчок политической деятельности людей и их групп дают их социальные

потребности. Будучи осознаны (другое дело — пра­вильно или неправильно),

эти потребности превращаются в ин­тересы. Как только субъект осознает,

что для удовлетворения интереса необходимо какое-то использование публичной

власти, а для этого на нее нужно соответствующим образом воздейство­вать,

интерес приобретает политический характер. Удовлетворе­ние интереса либо

осознание ошибочного его понимания или невозможности реализовать влечет

прекращение данной поли­тической деятельности или замену ее другой. Из

совокупности такой деятельности субъектов политической жизни и складыва­ется

общий политический процесс.

Правовое, прежде всего конституционно-правовое, регулиро­вание получает

преимущественно та часть политического про­цесса, в которой прямо участвуют

носители публичной власти. Политический процесс в этой части становится

процессом юри­дическим и имеет четко выраженные стадии. В качестве приме­ра

можно привести рассматриваемые ниже институты конститу­ционного права —

избирательный процесс, законодательный процесс, административный процесс,

бюджетный процесс. Мож­но констатировать, что и судебный процесс по делам

публичного права есть тоже проявление политического процесса46.

Основные принципы различных видов юридического процесса обычно ус­танавливаются

конституциями, а подробное регулирование осу­ществляется законами и иными

актами (регламентами, догово­рами и др.).

Надо также иметь в виду, что понятие «юридический про­цесс» имеет обычно два

значения: 1) деятельность, протекающая в установленном порядке, и 2) система

правовых норм, эту де­ятельность регулирующих, то есть определяющих порядок

ее проведения.

Список используемой литературы:

№ п/п

Авторы:

Название:

Издание:

1Ветров Н.И. Ляпунов Ю.И.Уголовное право. Общая часть. учебникМ.: Новый Юрист, 1997 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5