бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Конституционно-правовое регулирование политической системы бесплатно рефераты

Курсовая: Конституционно-правовое регулирование политической системы

Конституционно-правовое регулирование политической системы.

План:

1. Конституция и политическая система: круг объектов и пределы

конституционного регулирования.

2. Органическое и обычное законодательство. Конституционные обычаи.

Законодательное санкционирование корпоративных норм.

3. Конституционное право и политический режим.

4. Политическая и правовая культуры.

5. Конституционно-правовое регулирование задач организации и порядка

функционирования публичной власти в политико-территориальных единицах и на

зависимых территориях.

6. Конституционно-правовой статус политических партий, неполитических

общественных объединений и средств массовой информации.

7. Понятие политического процесса, его виды и стадии. Политический процесс и

политический режим.

Конституция и политическая система: круг объектов и пределы

конституционного регулирования.

1. Политическая власть и политическая система. Политичес­кие отношения,

образующие в своей совокупности политическую систему, — это отношения,

связанные с функционированием политической власти в обществе,

концентрированным выраже­нием которой является государственная власть.

Вообще власть — это такое общественное отношение, ко­торое характеризуется

способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться

осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Данное

отношение наблюдается в самых различных общностях людей — от всего общества в

целом до семьи, дружеской компании и т.п. В семье, дружеской компании власть

лидера никак не оформле­на и опирается исключительно на его личный авторитет. В

ком­мерческой фирме^ власть главы ее получает известное оформле­ние и опирается

на его долю в капитале, а власть менеджера — на уполномочие собственников

капитала. Власть церкви над прихожанами четко оформлена и опирается на их

конфессио­нальную принадлежность, на их твердость в вере. Власть руко­водителей

партии, профсоюза и тому подобного общественного объединения в отношении его

членов обычно также оформлена и опирается, помимо личного авторитета, на

соответствующим образом (например, посредством выборов) выданное уполномо­чие

членов общественного объединения. •1Й).' Политическая власть — это власть

определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая

исполь­зованием в случае неповиновения насильственных принудитель­ных средств.

Осуществляется политическая власть через пос­редство ряда политических

институтов, регулируемых обычно в той или иной мере конституционным правом.

Подробнее эти институты рассматриваются в следующей главе, а сейчас отме­тим

лишь, что главный из них — это государство, власть кото­рого легитимно

(законно) распространяется на все общество и которое обладает монополией на

применение в установленных

случаях, установленными способами и в установленной степени физического насилия

к подвластным. В демократических стра­нах важным таким институтом является

также система местного самоуправления. Распространенное у нас до принятия

действу­ющей Конституции Российской Федерации 1993 года понимание государства,

государственной власти было таково, что готово было охватить и местное

самоуправление43, однако в зарубеж­ных странах большей частью, как

теперь и у нас, местное са­моуправление не рассматривается как составной

элемент госу­дарства. Государство и система местного самоуправления (под­час

также иного самоуправления, например профессионального) в совокупности своей

суть институты публичной власти**. В осуществлении политической власти

участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения.

Оппозиционные к правящим либо нейтральные общественные объединения тем не

менее оказывают в различных формах воз­действие на формирование и

функционирование институтов публичной власти. Велико такое воздействие и со

стороны средств массовой информации.

Все эти институты образуют институциональный костяк по­литической системы —

механизм осуществления политической власти. В отношении структуры

политической системы в лите­ратуре высказано очень много суждений как взаимно

противо­положных, так и совпадающих в большей или меньшей части. Одни считают,

что политическая система исчерпывается указан­ными выше институтами и

установленным или сложившимся порядком отношений между ними, другие полагают,

что полити­ческая система состоит из политических институтов, политичес­ких

норм, средств политической коммуникации, политического сознания, третьи,

соглашаясь в основном со вторыми, убеждены, что политическое сознание — это

часть существенной среды, в которой функционирует политическая система, и т.д.

Аргументы за и против позиции каждого автора можно находить без конца, но это —

дело политологии. Мы же констатируем, что полити­ческие институты и нормы,

регулирующие отношения между этими институтами, признаются в качестве

компонентов полити­ческой системы практически всеми исследователями. Институ­ты

— это структурная характеристика политической системы, а нормы отношений —

функциональная. Правовой статус институ­тов и правовые нормы отношений между

ними обычно в той или иной степени входят в предмет конституционного права.

Ниже это будет показано.

Первоначально конституции регулировали два-три блока общественных отноше­ний.

Первый блок — это права и свободы человека и гражданина. По существу данный

блок представлял собой, как уже отмеча­лось, главный смысл создания

конституций как основных зако­нов. Ведь конституции учреждались прежде всего

для того, чтобы гарантировать человека от произвола государства. Их высшая

юридическая сила призвана была защитить провозглашенные права и свободы от

возможного ущемления путем издания обыч­ных законов и иных правовых актов.

Второй блок — организация высшей власти. Эта организация, основанная на

принципе народного суверенитета, призвана реа­лизовать вытекающие из него

принципы представительного прав­ления и разделения властей. Принцип

представительного прав­ления означает, что власть, по крайней мере

законодательная, избирается народом, выражает и формирует его волю. Принцип

разделения властей предполагает, что законодательная, испол­нительная и

судебная власть будет осуществляться различными государственными органами,

которые будут друг друга уравно­вешивать, чтобы тем самым избежать произвола

любого из них. Конституции с самого начала устанавливали основные принципы

формирования властей государства, их компетенцию и взаимо­отношения между

ними. Третий блок обязательно включался в конституции федера­тивных

государств, но нередко и унитарных. Этот блок — поли­тико-территориальное

устройство: виды территориальных струк­тур, их отношения с центральной

властью и между собой.

Уже с середины прошлого века весьма заметное место в кон­ституциях стали

занимать нормы, регулирующие внешнеполи­тические функции государств, их

международно-правовую пози­цию. Можно выделить несколько крупных проблем,

получивших отражение в большинстве конституций. К ним относятся:

уста­новление принципов внешнеполитической деятельности государ­ства;

регулирование вопросов, связанных с объявлением войны и заключением мира;

регулирование соотношения международ­ных и внутригосударственных

законоположений; определение пол­номочий органов государства по заключению,

ратификации и денонсации международных договоров; наконец, установление

правил, определяющих сотрудничество в области защиты прав человека —

гражданство, права и свободы человека, экстради­ция и право убежища и др.

Развитие содержания конституций обусловлено развитием об­щества в

соответствующих странах. Перемены, происходящие в экономической, социальной и

политической жизни, находят свое отражение в эволюции конституционного

законодательства. Ее тенденции достаточно отчетливо просматриваются во всех

бло­ках регулирования.

В области прав и свобод происходит прежде всего расшире­ние их круга путем

включения в конституции новых прав и свобод. Так, во многие конституции

включались право на охрану окружающей среды, на получение информации, на

употребление языков меньшинств, на участие в развитии науки и культуры, на

охрану материнства и др. Развитие прав и свобод идет также по пути их

детализации, уточнения, более подробного регулиро­вания ранее известных прав

и свобод и, наконец, по пути своего рода их унификации. Появление какой-либо

конституционной свободы в одной стране рано или поздно влечет появление такой

же или подобной в другой стране. «Старые» конституции, дей­ствующие с

прошлого или начала текущего столетия, обычно не являются исключением из

общего правила; они подравниваются под новые и новейшие основные законы. В то

же время некото­рые права и свободы, известные на заре конституционализма

(право на восстание, на сопротивление угнетению и т.п.), почти исчезли из

конституционных текстов.

Эволюция во взаимоотношениях высших государственных органов характеризуется

тенденцией к усилению исполнитель­

ной власти. В конституциях, однако, этот процесс прямолинейно не

прослеживается. Он весьма противоречив. Наряду с усилени­ем полномочий

правительства конституции стали более четко и определенно регулировать

отношения законодательной и испол­нительной властей. Устанавливаются

детализированные положе­ния об ответственности правительства в условиях

парламентар­ных форм правления, наблюдаются возникновение новых и раз­витие

известных форм этой ответственности. В послевоенных конституциях получают

широкое развитие нормы о делегиро­ванном законодательстве, о чрезвычайном

положении (конститу­ции Франции 1946 и 1958 гг., Италии 1947 г., Германии

1949 г., Испании 1978 г., Португалии 1976 г. и др.).

Появляются нормы, направленные на обеспечение устойчи­вости правительств.

Так, по довоенным конституциям, чтобы заставить правительство уйти в

отставку, обычно достаточно было в парламенте (чаще всего в нижней палате)

получить не­гативное голосование большинства членов (присутствующих или

избранных — в различных странах по-разному) без выдвижения новой кандидатуры

на должность главы правительства, то есть так называемый деструктивный вотум

недоверия. А вот Основ­ной закон для Федеративной Республики Германии 1949

года предусмотрел конструктивный вотум: Федеральный канцлер (гла­ва

правительства) может быть смещен только путем избрания нового Федерального

канцлера (ст. 67). Это существенно ограни­чивает право парламента смещать

главу правительства. Во Франции и в Испании по действующим конституциям

устойчи­вость правительств обеспечивается иначе: требования к боль­шинству

голосов членов нижних палат парламентов, необходи­мому для выражения

недоверия правительству, более жесткие, когда инициатива вотума исходит не от

самого правительства, а от парламентариев, да и процедура в этом случае более

слож­ная, чем когда правительство само ставит вопрос о доверии к себе.

В конституциях XX века, особенно в послевоенных, стали в большей мере, чем

раньше, встречаться нормы, регулирующие статус экономических и социальных

органов государства, его экономическую и социальную деятельность. Это

отражало уси­ление регулирующей роли государства в общественной жизни,

обусловленное отрицательными последствиями стихийного раз­вития на данном

этапе, необходимостью борьбы против разру­шительных экономических кризисов,

чреватых тяжелыми соци­альными потрясениями. В конституции включались

обязательст­ва государства перед обществом в экономической и социальной

сферах, чему должны были служить специальные государствен­ные органы и

учреждения, в том числе те, которые предназна­чены для урегулирования

возможных социальных конфликтов. Так, Конституция Французской Республики 1946

года содержа­ла специальную главу об Экономическом совете; Конституция 1958

года имеет раздел Х «Об Экономическом и социальном совете», а также

предусматривает полномочие Парламента при­нимать программные законы,

определяющие цели экономичес­кой и социальной деятельности государства.

Конституция Ита­лии содержит нормы о Национальном совете экономики и труда

(ст. 99), а Основной закон Германии — положения об участии Федерации в

осуществлении общих интересов (ст. 91-а), в час­тности, и в экономической, и

социальной сферах. В Испанскую конституцию 1978 года включена целая глава об

основных при­нципах социальной и экономической политики. ' "^Особенно крупный

вклад в этом отношении внесли конститу­ции «социалистических» стран.

Содержавшееся в них регулиро­вание (оно и ныне таково в странах, продолжающих

именовать себя социалистическими) призвано было гарантировать под ви­дом

обеспечения интересов трудящихся экономическую основу тоталитарной

политической власти, а также замаскировать дей­ствительную социальную

структуру общества — создать види­мость того, что «социалистическое» общество

состоит из таких классов и социальных слоев, между которыми нет и не может

быть сколько-нибудь существенных противоречий.

Следует, однако, иметь в виду, что новая эпоха, в кото­рую вступает общество

наиболее развитых стран уже примерно с 70-х годов, — эпоха информатизации —

повлечет, судя по всему, определенное сужение общественной роли государства,

что, надо полагать, отразится и на конституционном регулиро­вании

общественных отношений. Поскольку в наиболее разви­тых странах новые

конституции в последнее время не принима­лись, а действующие существенно не

реформировались, сказан­ное остается пока что лишь прогнозом.

Тенденция усиления исполнительной власти, проявившаяся в конституциях ряда

стран, влечет подчас искажение принципа разделения властей, по-прежнему, а

порой в большей мере, чем прежде, демонстрируемого в конституционном

законодательстве. Это выражается в ограничении полномочий парламента в пользу

исполнительной власти. В наибольшей степени названная тен­денция нашла

отражение во французской Конституции 1958 года, где точно определен круг

вопросов, по которым только и может законодательствовать Парламент (ст. 34).

Французскому приме­

ру последовал ряд развивающихся стран, бывших ранее колони­ями Франции и

воспринявших ее конституционную модель. Так, Конституция Марокко 1972 года

(ст. 45), перечислив подобно французской Конституции 1958 года области

законодательного регулирования, оставила все остальные на усмотрение регла-

ментарной власти, осуществляемой Королем и Правительством. Подобным же

образом определила объем законодательной влас­ти и Конституция Республики

Сенегал 1963 года, предусмотрев­шая в качестве главы государства не короля, а

Президента (ст. 56).

Эволюция структуры парламентов обнаружила тенденцию к отказу от

двухпалатности (бикамерализма): в парламентах ряда стран упраздняются верхние

палаты. Так, в декабре 1950 года упразднен Законодательный совет в Парламенте

Новой Зелан­дии, Конституция Государства Дании 1953 года учредила

одно­палатный Фолькетинг, в 1971 году ликвидирована верхняя па­лата шведского

парламента, Конституция Португальской Рес­публики 1976 года предусмотрела

однопалатное Собрание Рес­публики, то же предусмотрено Конституциями Греции

1952 и 1975 годов. Однопалатные парламенты учреждены во многих государствах

Азии и Африки. Они были характерны и для унитарных «социалистических»

государств. Впрочем, в настоя­щее время в Польше, Румынии, Чехии

восстановлены (учрежде­ны) верхние палаты.

Там же, где верхние палаты продолжают существовать, на­блюдается

относительное уменьшение их полномочий. Слабые верхние палаты учреждены

действующими конституциями в Германии, Франции, Испании, Польше и др. Нижние

палаты в этих странах могут преодолевать при установленных условиях

возражения верхних палат против законопроектов и иных реше­ний.

Новая тенденция, проявившаяся в конституционном законо­дательстве

относительно недавно, указывает на откровенное подчинение верхних палат

интересам правительства. Так, во французском Парламенте по Конституции 1958

года обе палаты равноправны в законодательной области. В случае расхождения в

позициях палат многократное движение законопроекта между ними («челнок»)

продолжается до тех пор, пока палаты не при­дут к согласию или пока его не

остановит Правительство, кото­рое вправе после проведенной по его инициативе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5