бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах - (диплом) бесплатно рефераты

p>ние 5 лет. 50% нынешнего объема продаж типографии приходится на промышленный парк, находящийся в 5 милях от деревни. Г-н Хант ожидает по вводе в действие сооружаемого сейчас комплекса магазинов неподалеку от данного парка увеличит объем продукции типографии еще на 40%. Г-н Хант хочет приобрести более эффек тивный и высококачественный пресс для того, чтобы удовлетво рить этот дополнительный спрос.

    Последний финансовый отчет был получен из документации

компании. Налоговая проверка регулярно проводится недипломиро ванным местным бухгалтером. При необходимости могут быть полу чены налоговые декларации за предыдущие годы.

    Баланс на конец 1990 года ($)
    АКТИВЫ
    Денежные средства 15 912
    Дебиторская задолженность 51 660
    Запасы 32 422
    ---------
    Оборотный капитал 99 994
    Основной капитал 127 630
    Минус:
    амортизация 45 554
    ---------
    Чистый основной капитал 82 076
    Прочие активы 19 510
    ИТОГО 201 580
    .
    - 32
    ПАССИВЫ
    Задолженность банку 15 000
    Кредиторская задолженность 29 326
    Накопления к уплате 12 268
    Задолженность по оборудованию,
    подлежащая немедленному погашению 9 632
    -------
    Краткосрочные обязательства 66 226
    Задолженность по оборудованию,
    не подлежащая немедленному
    погашению 25 720
    -------
    Всего обязательства 91 946
    Собственный капитал 133 634
    Текущий счет собственников 24 000
    --------
    Чистый собственный капитал 109 634
    ИТОГО 201 580
    Отчет о прибылях и убытках по основной деятельности
    Выручка от продаж 495 002
    Минус:
    Себестоимость проданных товаров 321 752
    --------
    Валовый доход 173 250
    Минус:
    Текущие изжержки 140 648
    --------
    Чистая прибыль 32 602
    РЕШЕНИЕ О КРЕДИТОВАНИИ
    Как и любая другая, заявка г-на Ханта о получении кредита

должна быть проверена в соответствии с четыремя классическими принципами кредитного анализа.

    ХАРАКТЕР. Управляющий филиала банка, клиентом которого

г-н Хант является на протяжении 10 лет сообщает, что г-н Хант всегда был точен в платежах по выданным кредитам, и его поставщики подтверждают, что он всегда аккуратно оплачивает счета. Более того, тот факт, что г-н Хант настаивает на пре доставлении 60-месячного кредита свидетельствует о том, что он консервативен по природе и реалистично представляет себе, как он распорядится полученными средствами. Важно отметить и то, что почти все личное благосостояние зависит от успешного функ ционирования типографии.

    ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ. У г-на Ханта нет другой краткосроч

ной задолженности. В настоящий момент типография прибыльна и расширение производства в результате появления нового комп

    - 33

лекса магазинов увеличит способность г-на Ханта возвратить кредит.

    СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ. Анализ баланса типографии показыва
    ет, что она обеспечена достаточным капиталом.
    ЗАЛОГ. Кредит будет обеспечен новым оборудованием, оцени
    ваемым в 130% объема кредита.
    Основываясь на этой оценке, кредитный отдел находит г-на

Ханта надежным заемщиком и заключает, что кредит, который он просит, будет мудрой и осторожной инвестицией.

    ------------------
    Объективное распределение финансовых ресурсов требует

применения надежных и бухгалтерских критериев. Методы бухгал терского учета, применяемые на всех коммерческих и других предприятиях, дают возможность банкам оценить, какое предприя тие удовлетворяет рыночным требованиям эффективности и при быльности и, следовательно, способно выполнить свои обяза тельства и тем самым в свою очередь позволить своим кредиторам выполнить их обязательства. Такая информация принципиально важна для эффективного распределения кредитных ресурсов. По этой причине внедрение международно признанных методов бухгал терского учета должно стать одним из первых шагов реформ, проводимых в странах, переходящих к рыночной экономике.

    Большая важность объективности распределения кредитов

подразумевает также ряд императивов в политике относительно форм собственности в банковской системе. Объективность распре деления кредитов наилучшим образом гарантирована тогда, когда от решения о кредитовании зависит личное благосостояние тех, кто выдает кредиты. Частное владение банками напрямую решает эту проблему.

    Тем не менее, государственная собственность на банки су

ществует во всех развивающихся странах и в некоторых ведущих промышленных державах. В то же самое время, специализированные банковские учреждения, находящиеся в государственной собствен ности, получающие от государства гарантии и дотации, не явля ются редкостью практически во всех странах, включая США. Таким образом, идея частной собственности в банковской системе особенно в кратко- и среднесрочном аспекте - должна быть урав новешена реалистичными соображениями о том, какие формы более работоспособны. Следовательно, первоначально некоторая доля или весь капитал коммерческих банков может быть государствен ным. Этот выход приемлем при выполнении трех условий:

    1). Управление банка независимо от правительства таким

образом, что правительство не принимает непосредственно реше ния о выдаче кредитов и распределении капитала. Другими слова ми, государственная собственность не должна исключать конку ренции.

    2). Предоставив первоначальный капитал, правительство не
    занимается каким бы то ни было финансированием банка.
    3). Интересы государственной собственности сформированы
    - 34

так, что со временем он может быть продана в частную собствен ность.

    Дальнейшая эволюция форм собственности в банковской

системе желательна для того, чтобы гарантировать высокую сте пент объективности в процессе распределения кредитов. В част ности, следует ограничить участие коммерческих фирм в банках, для того чтобы сохранить равные конкурентные условия и пре дотвратить злоупотребления. В конкурентной рыночной среде контроль коммерческих структур за финансовыми ресурсами может привести к столкновению интересов, которые могут скомпромети ровать объективность принятия решения о кредитовании. Все это может привести к непродуктивном и даже расточительному исполь зованию финансовых ресурсов. Более того, разрешение коммер ческим структурам контролировать банки может привести к кон центрации финансовых ресурсов, которая задушит конкуренцию и вызовет другие нежелательные социальные и экономические последствия.

    По некоторым из этих причин, хотя формы отношений между

банками и коммерческими структурами различны в разных странах, во всех промышленно развитых странах участие коммерческих фирм в банках в основном было сокращено до минимума. В той мере, в которой банкам необходимо участвовать (иметь долю) в коммер ческих структурах для того, чтобы обеспечить стабильность в течение переходного периода в странах, создающих рыночную эко номику, могут быть полезны некоторые меры ограничительного ха рактера, обеспечивающие объективность процесса распределения кредитов и предотвращающие чрезмерную концентрацию экономи ческой мощи.

    Важность доверия общества
    В каждом обществе необходима высокая степень доверия об

щества к финансовой надежности финансовой системы. Частные владельцы сбережений не захотят доверить их институтам, в ко торых они хотя бы немного сомневаются. В свою очередь способ ность банков направить эти ресурсы в прибыльные инвестиции и служить основным источником ликвидности для всех остальных участников экономических отношений зависит от их способности привлечь вклады. Наконец, банк в состоянии служить механизмом, быстро, надежно и эффективно осуществляющим платежи за товары и услуги только тогда, когда продавцы и покупатели этих това ров и услуг доверяют банку инструменты этих платежей, и эти инструменты признаются и принимаются всеми сторонами данной и последующих операций.

    Короче говоря, способность банка выполнять свои важные

функции зависит от доверия общества. Доверие общества объеди няет все основные функции, которые выполняют банки в рыночной экономике. Без высокой степени доверия общества банковская просто не функционировала бы, а способность общества мобилизо вывать свои сбережения и пожинать плоды продуктивных инвести ций была бы подорвана.

    Роль контроля над банками
    Ввиду риска, присущего банковской деятельности, и необхо

димости доверия общества к банковской системе последняя подле

    - 35

жит во всех странах высокой степени государственного надзора и регулирования, аналогичного регулированию частных предприятий. Во всем мире признана необходимость надзора и регулирования процесса распределения кредитов при минимальном вмешательстве в процесс принятия решений о кредитовании.

    В США важным компонентом системы надзора являются провер

ки банков на месте. Обычно раз в год инспекторы оценивают как так общие так и особые аспекты банковских учреждений и выносят решение о состоянии банка. Регулярные проверки на месте стали обычным делом, устранив возможные подозрения, что приезд инспектора вызван имеющимися у банка проблемами. Инспекторы оценивают весь ряд показателей, относящихся к надежности и прочности банка, начиная от качества кредитного портфеля бан ка до компетентности его руководства. Основная аналитическая структура, используемая при проверке - так называемая рейтин говая система CAMEL - описана в Схеме 11.

    ------------------
    СХЕМА 11
    Рейтинговая система CAMEL
    Обычно проверка на месте банковского института является

важным компонентом системы надзора за банками. В США важным орудием банковской инспекции является рейтинговая система CAMEL. Рейтинг основывается на оценке пяти измерений бан ковских операций, которые отражают финансовые условия учрежде ния, соответствие банковскому законодательству и общим требо ваниям надежности.

    Оцениваются следующие показатели: собственный капитал

банка, качество его активов, квалификация руководства, объем и качество доходов и состояние ликвидности. Каждый показатель оценивается по пятибалльной шкале, где 1 - наивысшая и наибо лее благоприятная оценка, а 5 - наихудшая. По этим показателям составляется общий рейтинг.

    СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ. Функцией собственного капитала банка

является поддержание деятельности банка и погашение убытков для того, чтобы защитить вкладчиков банка и дать ему возмож ность продолжить удовлетворять кредитные потребности общества. Основным орудием, используемым инспекторами для оценки состоя ния собственного капитала, является коэффициентом риска акти вов (risk-asset ratio). Этот коэффициент определяется как от ношение общего собственного капитала банка к потенциально рискованным активам. Общий собственный капитал банка обычно включает в себя акционерный капитал и резервы на возмещение потерь по ссудам. Рискованные активы определяются как общие активы плюс резервы на возмещение потерь по ссудам минус банк ноты и другие надежные и высоколиквидные активы, такие как государственные ценные бумаги США. Этот коэффициент не показы вает степень риска, связанную с различными активами, и поэтому не должен использоваться для определения рейтинга качества ак тивов с целью вывения окончательного рейтинга капитала банка. Также при оценке капитала банка учитываются такие показатели как перспективы роста банка, его способность создавать капи тал, доступ к рынкам капитала, а также структура депозитов и обязательств.

    - 36
    КАЧЕСТВО АКТИВОВ. При определении рейтинга качества акти

вов банка инспекторы оценивают степень риска, связанного с кредитным портфелем банка. Инспекторы оценивают вероятность возврата каждого кредита и группируют ненадежные кредиты по степени риска понести убытки. Соотношение суммы этих кредитов, взвешенных по их риску к общему капиталу банка, к общему капи талу банка показывают уровень надежности активов. Это соотно шение является основным критерием, используемым при оценке ка чества активов банка. При оценке качества активов инспектора также учитывают любую чрезмерную концентрацию кредитов или ин вестиций, кредитную политику, а также процедуру выдачи креди тов. Надлежащие резервы на возмещение потерь по ссудам и про демонстрированная способность добиваться возврата сомнительных кредитов смягчают недостатки, выявленные уровнем проверенных активов.

    РУКОВОДСТВО. Оценка руководства банка требует определения

практически всех показателей, связанных с надежностью операций банка. В добавок к оценке состояния дел в терминах капитала и ликвидности, качества активов и прибыльности, инспектора также рассчитывают рейтинг руководства, учитывая техническую компе тентность, способность к управленческой деятельности, соот ветствие требованиям банковского законодательства, способность планировать и реагировать на изменение обстоятельств, а также готовность служить удовлетворению потребностей общества в бан ковских услугах.

    ДОХОДЫ. Оценивая доходы банка, инспектора принимают во

внимание тенденцию доходов, их качество или структуру, а также то, достаточно ли доходов банка для того, чтобы покрыть убыт ки и обеспечить достаточный собственный капитал. Количествен ная сторона оценивается путем анализа отдачи активов банка (отношение чистого дохода ко всем активам) по среднегрупповым показателям, так как в зависимости от размера и характера опе раций банка могут значительно различаться доход и издержки. Модификация этой оценки отражает качество или структуру дохо дов банка. Общий принцип заключается в том, что чистый до ход, который получен по очень рискованным операциям, или су щественный доходы по нетрадиционным статьям считаются доходами более низкого качества, чем доходы, извлеченные из обычных банковских операций.

    ЛИКВИДНОСТЬ. Состояние ликвидности банка оценивается на

основе способности банка быстро выполнить требования по плате жам и обязательствам. Не существует какого-либо коэффициента или формулы, которая охватывала бы все аспекты ликвидности по всем параметрам и категориям банка. Инспектора проверяют теку щее состояние ликвидности банка в контексте условий, которые могут возникнуть исходя из особенностей операций данного бан ка, обслуживаемой им сферы и его деятельности в прошлом. Учи тывая это, формируется рейтинг ликвидности банка по колебаниям депозитов, значению финансирования, находящегося в прямой за висимости от ставки процента, возможности конвертации активов в банкноты, доступа к межбанковскому кредитному рынку, а также характеру, объемам и предполагаемому использованию заемных средств.

    - 37
    Сводный рейтинг
    Инспектора используют все эти отдельные рейтинги для фор

мирования сводного рейтинга. Первым шагом является суммирова ние этих рейтингов и вычисление простой арифметической сред ней. Должное внимание должно уделяться взаимосвязи между раз личными особенностями банковских операций. Более того, допол нительная информация или необычные обстоятельства могут оправ дать отклонение от предложенной методики. Окончательная оценка по этому рейтингу выносится инспекторами.

    Банки, сводный рейтинг которых равен 1, считаются надеж

ными во всех отношениях, а обнаруженные недостатки незначи тельны и могут быть устранены в рабочем порядке. Рейтинг, рав ный 2, показывает, что банк в основном надежен и стабилен, но имеет некоторые небольшие недостатки, которые следует испра вить. Рейтинг 3 или 4 демонстрирует целый комплекс недостат ков, от умеренно серьезных до недопустимых, которые, если их не устранить, могут подорвать жизнеспособность банка в буду щем. Рейтинг 5 получают те банки, состояние которых требует немедленного вмешательства органов надзора.

    -------------------
    Успешный надзор за банками осуществляется при инспектиро

вании таких аспектов как соответствующий уровень и структура банковского капитала, типы инвестиций и других операций, предпринимаемых банками, мониторинг и анализ отчетов о состоя нии банков. Признавая особую роль банков в финансовой системе, следует отметить, что весь процесс контроля за банками в ры ночной экономике должен балансировать между жесткими требова ниями выполнения банками норм осторожного поведения и пре доставлением банкам, их руководству и акционерам выполнять свою роль в механизме распределения кредитов.

    Роль страхования депозитов
    По самой своей природе банки подвержены риску больших и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13