бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах - (диплом) бесплатно рефераты

p>большое количество банков или вся банковская система обремене ны большой долей ненадежных кредитов. Основное преимущество этого подхода состоит в том, что он позволяет вывести значи тельную долю ненадежных активов из балансов банков и сконцент рировать их в руках одного органа, который будет нести от ветственность за надлежащее и разумное управление этими акти вами.

    Этот подход позволил бы правительству помочь большому

числу пострадавших банков или некоторым крупным банкам, имею щим особенно серьезные проблемы в относительно небольшой пери од времени. Это также позволит не вынуждать управляющих банков пытаться вернуть ненадежные кредиты и даст им возможность посвящать свое время другим видам банковской деятельности. Од нако этот подход нужно разрабатывать осторожно, так, чтобы ми нимизировать его недостатки, в частности риск, что орган, соз данный для реализации этой программы, уйдет от выполнения сво ей главной задачи управления проблемными активами на прочной финансовой основе.

    - 55
    Наилучшим решением может стать сочетание третьего и чет

вертого подходов, т. е. обеспечения притока капитала как из государственных, так и из частных источников для некоторых банков, одновременно устраняя долю наиболее слабых кредитов посредством переведения их в управление "реконструкционного органа". Этот комбинированный подход позволил бы выживающим банкам продолжить управлять частью своего первоначального кре дитного портфеля, концентрируясь в то же время на принятии верных решений о кредитовании в дальнейшем.

    Таким образом, главной целью этого органа является

восстановление здоровья банковской системы путем преобразова ния неблагополучных активов в отдельный государственный объ ект. Главные вопросы при разработке следующие: (1) доля проб лемных активов банков, выкупаемых данным органом; (2) цена, по которой будут куплены данные активы и (3) способы финансирова ния данного органа. Решения, касающиеся доли проблемных актив ов, которые будут выкуплены, а также их цены будет зависеть как от серьезности проблемы, так и от имеющихся финансовых ресурсов.

    Способ финансирования "реконструкционного органа" будет

иметь важные последствия. В большинстве случаев для этого ор гана было бы предпочтительнее покупать проблемные активы в за мен на государственные облигации вместо банкнот. Налоговые ор ганы вряд ли имеют достаточно ресурсов для финансирования по купки данных активов, не прибегая к займу у центрального бан ка, что приведет к быстрому расширению кредитной деятельности. В той степени, в которой банкноты будут использоваться для по купки проблемных активов, было бы желательно потребовать от банков использовать часть наличных средств для возвращения кредитов центральному банку, для того, чтобы минимизировать влияние этих операций на денежную массу.

    Если "реконструкционный орган" использует государственные

облигации для закупки проблемных активов, очень важно, чтобы облигации имели высокую кредитоспособность и высокую по срав нению с рыночной ставку процента. Так как целью замены активов является улучшение положения коммерческих банков и тем самым укрепление доверия к банковской системе, должно произойти яв ное улучшение балансов банков и их доходов. Самым надежным способом добиться этого является использование тех же госу дарственных ценных бумаг, возможно, с ограничением права бан ков торговать данными ценными бумагами определенный период времени для снижения давления ликвидности на рынок. Этот метод поможет создать рынок государственных ценных бумаг.

    Для иллюстрации того, как операции с участием "ре

конструкционного органа" могут помочь коммерческим банкам, до пустим, что этот орган покупает все проблемные активы банков по номиналу в обмен на процентные государственные ценные бума ги, как показано на Схеме 20. Если государственные ценные бу маги выпущены в обмен на номиналы проблемных кредитов, баланс банка, имевшего проблемных кредитов на $50 млн. будет выгля деть следующим образом.

    - 56
    --------------------
    СХЕМА 20
    Баланс коммерческого банка
    после продажи ненадежных кредитов ($ млн. )
    АКТИВ 100
    Депозит в центральном банке 10
    Надежные кредиты 40
    Государственные ценные бумаги 50
    ПАССИВ 100
    Вклады частного сектора 50
    Заем у центрального банка 40
    Собственный капитал 10
    Эта операция устранила все плохие активы коммерческого

банка, его потребность в резерве на покрытие потерь по ссудам и его отрицательное значение собственного капитала.

    --------------------
    Баланс "реконструкционного органа"
    При создании "реконструкционного органа" его превоначаль

ные активы будут состоять из облигаций или банкнот, которые предоставлены правительством. Стоимость этих активов должна соответствовать обязательствам "реконструкционного органа", которые сначала будут равны ожидаемым затратам на помощь бан кам в будущем плюс некоторые дополнительные собственные средства поддержки. Ожидаемые затраты - это разность между затратами на приобретение банковских кредитов, которые "ре конструкционный орган" собирается приобрести и предполагаемой их продажной стоимостью. Со временем первоначальные активы этого органа в виде облигаций или наличных средств, полученные от правительства будут заменены проблемными кредитами, которые этот орган приобретет у банков.

    В описанном выше примере первоначальные затраты на "ре

конструкционный орган" составили бы $50 млн. в связи с тем, что он должен передать коммерческому банку государственных ценных бумаг стоимостью на $50 млн. Однако, окончательная стоимость операции будет меньше, так как "реконструкционный орган" получает поступления от перепродажи ненадежных акти вов. В данном примере конечная стоимость слабых активам рав нялать 50% от их номинала, и "реконструкционного органа" воз местил бы себе $25 млн. или половину первоначальной стои мости при продаже данных активов. Общие затраты по данной операции для "реконструкционного органа" были бы ниже, если бы слабые активы были куплены у банка по стоимости ниже номи нала (что тоже практикуется).

    Первоначальный баланс "реконструкционного органа" ил
    - 57

люстрируется предполагаемым сценарием. Предположим, что на основе первоначальной оценки качества активов коммерческого банка "реконструкционный орган" ожидает получить от всех ком мерческих банков в целом через определенное время проблемных активов на сумму $180 млн. Он полагает, что эти активы могут быть перепроданы за $90 млн. , предполагая уровень возмещения 50%. Это означает, что, принимая во внимание, что средства от перепродажи активов будут получены через некоторое время, по наиболее точной оценке "реконструкционного органа" его помощь банкам составит $90. Если допустить, что правительство решает предоставить этому органу собственный капитал в размере $10 млн. для того, чтобы покрыть непредвиденные расходы, то пер воначальный баланс "реконструкционного органа" будет следую щим:

    СХЕМА 21
    Первоначальный баланс
    "реконструкционного органа" (млн. долл)
    АКТИВ 100
    Государственные ценные бумаги 100
    ПАССИВ 100
    Ожидаемые чистые затраты
    на будущую помощь банкам 90
    Собственный капитал 10
    ------------------
    "Реконструкционный орган" будет также нуждаться в

ресурсах для работающего капитала, для того, чтобы покрыть расходы в период между выплатой коммерческим банкам по преоб ретению кредитов и конечной реализацией или выплатой приобре тенных у банков кредитов. В вышеприведенном примере прави тельство могло бы обеспечить "реконструкционный орган" допол нительно банкнотами на $80 млн. в качестве работающего капи тала, если "реконструкционный орган" планирует приобрести все проблемные активы на $180 млн. у коммерческих банков в корот кий срок. "Реконструкционный орган" мог бы в конце концов оп латить займ на работающий капитал из доходов от реализации проблемных активов. Кредит на работающий капитал, таким обра зом, составляет обязательства в первоначальном балансе "ре конструкционного органа" (и является активом для госу дарства), в то время как наличные средства, которые этот ор ган получает по данному кредиту будут представлены в активной части его баланса. В этом случае первоначальный баланс "ре конструкционного органа" выглядел бы следующим образом:

    .
    - 58
    СХЕМА 22
    Первоначальный баланс "реконструкционного органа"
    с кредитом на работающий капитал (млн. долл)
    АКТИВ 180
    Государственные ценные бумаги 100
    Банкноты 80
    ПАССИВ 180
    Ожидаемые чистые затраты
    на будущую помощь банкам 90
    Кредит на работающий капитал 80
    Собственный капитал 10
    Приобретение ненадежных банковских активов
    и управление ими
    Со временем "реконструкционный орган" приобрел бы все

активы закрытых банков и почти все слабые активы оставшихся. Баланс "реконструкционного органа" будет отражать стоимость его платежей за приобретенные активы.

    Допустим, что "реконструкционный орган" сначала приобре

тает проблемные кредиты банков номиналом $50 млн. с ожидаемым уровнем возмещения 50%, возможно, у банка, описанного в Схеме 19.

    Баланс "реконструкционного органа" описывает Схема 23.
    СХЕМА 23
    Баланс "реконструкционного органа"
    после приобретения у банка проблемных кредитов
    на сумму $50 млн. (млн. долл. )
    АКТИВ 155
    Государственные ценные бумаги 75
    Банкноты 55
    Средства к получению
    (проблемные кредиты) 50
    Резерв на покрытие потерь
    по средствам к получению
    (по ссудам) -25
    - 59
    ПАССИВ 155
    Ожидаемые чистые затраты
    на будущую помощь банкам 65
    Кредит на работающий капитал 80
    Собственный капитал 10
    В активной части баланса "реконструкционный орган" пока

зывает сокращение на $50 млн. государственных ценных бумаг и банкнот, которые он предоставил банку в обмен на проблемные кредиты номинальной стоимостью $50 млн. Призанвая, что только 50% номинальной стоимости этих кредитов будут возмещены, "ре конструкционный орган" одновременно создает резерв на покры тие потерь по ссудам в $25 млн. В пассивной части баланса ре конструкционный орган сокращает величину будущей помощи бан кам на $25 млн.

    Любые изменения в ожидаемой или действительной доле по

терь "реконструкционного органа" по средствам к получению со временем могут потребовать изменений резервов на возмещение потерь по ссудам. Изменение этих резервов в свою очередь из менит собственный капитал. Разница между ожидаемыми и действительными потерями будет определится после перепродажи этих кредитов. В этот момент средства к получению будут сок ращены на сумму активов, которые реализованы, и на соот ветствующую сумму резерва. Последняя определяется как раз ность между ценам первоначальной покупки проблемных активов и их продажи. Если эта сумма больше или меньше, чем ожидалось, то потребуется дополнительное изменение резерва, что приведет к соответствующему изменению собственного капитала. Более то го, если бы ожидаемая потребность в будущей помощи банкам из менилась, то это отразилось бы в виде изменений обязательств и собственного капитала в балансе "реконструкционного орга на".

    Изменения, происходящие со временем в балансе "ре

конструкционного органа", будут отражаться в периодическом отчете о прибылях и убытках. В этом отчете ежегодные чистые доходы будут суммировать общее воздействия на капитал всех операций, предпринятых "реконструкционным органом". К источ никам доходов этого органа будут относиться проценты, полу ченные по государственным ценным бумагам, доход, полученный по средствам к получению, и доход, образовавшийся в результа те продажи активов. Затраты будут включать издержки на дея тельность этого органа, процент, уплаченный на средства, за нятые для работающего капитала, изменения предполагаемого объема помощи банкам и резерва на возмещение потерь по ссу дам. Со временем, когда поток платежей "реконструкционного органа" усилится, кредит на работающий капитал будет выпла чен.

    Когда программа покупки и продажи активов будет выполне

на баланс "реконструкционного органа" будет содержать в своей активной части только банкноты или государственные ценные бу маги, а в пассивной части - только собственный капитал. Ко нечная стоимость этой программы будет оцениваться как общая сумма ресурсов, предоставленных правительством, минус любой оставшийся собственный капитал.

    - 60
    Обновление капитала и приватизация коммерческих банков
    В результате операций банка с "реконструкционным орга

ном" его обязательствам будут соответствовать высококачест венные активы. Эти активы будут иметь форму наличных средств, государственных ценных бумаг или надежных кредитов. Однако банк может все еще иметь незначительный собственный капитал или вовсе не иметь такового.

    Банки со слабым собственным капиталом могут быть погла

щены или приобретены другими банками и таким образом получат соответствующий капитал от приобретающего его института. Дру гой вариант состоит в том, что банк может быть продан новым инвесторам и таким образом обновить свой капитал; или он мо жет перейти (при наличии или отсутствии собственного капита ла) в управление государства до тех пор, пока он не сможет быть продан новым инвесторам. Следовательно, цель "ре конструкционного органа" не обязательно состоит в том, чтобы предоставить коммерческому банку новый собственный капитал, а в том, чтобы вывести низкокачественные активы из баланса бан ка и позволить ему апеллировать к частным инвесторам.

    V. РАЗВИТИЕ РЫНКОВ КАПИТАЛА
    Реформа банковской финансовой системы не может осущест

вляться независимо от развития рынков капитала, составной частью который явялются эти финансовые институты. Среди этих формирующихся рынков капитала наиболее приоритетным является рынок государственных ценных бумаг. Рынок государственных цен ных бумаг очень важен в первую очередь потому, что он обеспе чивает возможность для центрального банка избежать прямого фи нансирования дефицита государственного бюджета. Более того, хорошо развитый рынок государственных ценных бумаг через неко торое время позволяет центральному банку контролировать поступление кредитов и ликвидность в экономике в целом путем операций на открытом рынке или с помощью других подходящих средств. К тому же рынок государственных ценных бумаг дает возможность для сбережений гражданам и институтам и, что явя ляется самой важной его ролью, служит основой для развития рынков частных инвестиций. В этих целях признание госу дарственного долга должно быть несомненным. Это означает, что доверие к способности государства финансировать себя (возвра щать свои долги) должно быть на самом высоком уровне.

    Другие рынки капитала, включая межбанковский рынок, рынок

ценных бумаг и валютный рынок, также важны для того, чтобы позволить процессу реформ развиваться. Межбанковский рынок особенно важен. Он позволяет банкам занимать и ссужать друг другу средства на очень краткосрочной основе, тем самым позво ляя им (банкам) реагировать на колебания потоков платежей и направлять средства в банки, имеющие наилучшие возможности для кредитования. Межбанковский рынок также может быть ключевым элементом, через который проводится политика центрального бан ка. Рынок ценных бумаг может играть особую роль в помощи цент рализованно планируемой экономике двигаться к рыночной систе ме путем ускорения процесса приватизации. Надежный валютный рынок тесно связан с привлечением иностранных инвестиций и

    - 61

приближением национальной экономики к мировым ценам и уровню конкуренции.

    Развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка - это

важные приоритеты для политиков на начальной стадии процесса реформ. Рынок ценных бумаг и валютный рынок будут развиваться по мере продвижения процесса реформ.

    Рынок государственных ценных бумаг
    Хорошо функционирующий рынок государственных ценных бу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13