бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Европейская система центральных банков: организация и задачи деятельности - (диплом) бесплатно рефераты

p>Специфические черты имеют и депозитно-ссудные операции ЕСЦБ, которые играют важную роль в регулировании ликвидности банковских институтов. ЕСЦБ предлагает два постоянно действующих вида операций: “дополнительные кредитные операции”, позволяющие кредитным институтам привлечь предельный кредит овернайт НЦБ с целью достижения необходимого уровня дневной ликвидности против залога собственных активов с заранее установленной процентной ставкой (процентная ставка в этом случае будет максимально возможной для данного рынка однодневных кредитов); “депозитные операции”, дающие возможность банковским институтам размещать на счетах НЦБ депозиты овернайт с начислением процентов по заранее установленной процентной ставке (следует отметить, что заработать на этом удастся немного – процентная ставка опустится до отметки, минимально возможной для данного рынка). Данные операции следует рассматривать во взаимосвязи, как единую систему, посредством которой кредитные учреждения могут пополнять свою ликвидность или, напротив, уменьшать ее в краткосрочном плане на условиях овернайт. Депозитно-ссудные операции ЕЦБ проводятся по инициативе банковских институтов. С 1 января 1999г. процентные ставки по операциям ЕСЦБ были установлены в следующих размерах: 4, 5% - по дополнительным кредитным операциям и 2% - по депозитным. В настоящее время (с 6 октября 2000г. ) соответственно – 5, 75% и 3, 75%.

При проведении антиинфляционной политики ЕСЦБ опирается и на такой инструмент, как минимальные резервные требования к кредитным учреждениям. Эти требования выполняют две взаимосвязанные функции: стабилизации процентных ставок денежного рынка и оказания влияния на структуру ликвидности банковской системы. Механизм минимальных резервных требований оставляет значительные возможности для регулирования ликвидной позиции банков рыночными методами на ежедневной основе, позволяет проводить краткосрочные арбитражные операции и поддерживать необходимый уровень прибыльности. Это достигается тем, что резервные требования ЕСЦБ к кредитным учреждениям должны быть выполнены исходя из средней за месяц, а не ежедневной позиции. При этом соответствующий месяц начинается с 24-го календарного дня каждого месяца и заканчивается на 23-й день следующего месяца. Система минимальных резервных требований, функционирующая в странах “зоны евро”, опирается на следующие принципы: Во-первых, резервные требования применяются ко всем кредитным институтам. Во-вторых, резервное требование к каждому конкретному кредитному институту устанавливается путем применения резервной ставки (в настоящее время – 2%) к обязательствам в формах: депозитов овернайт;

депозитов с согласованными сроками погашения или погашаемых при уведомлении со сроком до двух лет; аналогичных в смысле срока погашения долговых ценных бумаг; ценных бумаг денежного рынка.

Нулевая резервная ставка применяется к обязательствам по депозитам на срок свыше двух лет, по операциям РЕПО и долговым ценным бумагам со сроком погашения свыше двух лет. Обязательства по отношению к институтам, созданным в “зоне евро”, и к ЕСЦБ под резервные требования не попадают. В-третьих, при установлении суммы резервных требований предусмотрен следующий порядок расчетов. Если кредитное учреждение не в состоянии представить подтверждение по сумме обязательств в форме долговых ценных бумаг со сроком до двух лет и ценных бумаг денежного рынка, разрешается применять стандартный расчет исходя из 10% от суммы вышеуказанных обязательств. При исчислении конечного резервного требования каждый кредитный институт может сделать вычет из полученного по закону результата в размере 100 тысяч евро. На хранящиеся на счетах ЕСЦБ обязательные резервы начисляются проценты на уровне средней ставки для основных операций по рефинансированию, - т. е. в соответствии с рыночными условиями. В-четвертых, кредитный институт вправе обратиться к Национальному центральному банку страны – члена ЕСЦБ, для которой он является резидентом, за разрешением выполнять резервные требования через посредника.

Проведение ЕСЦБ комплексной антиинфляционной политики позволило обеспечить стабильность цен при переходе к единой валюте. С января по май 1999г. в государствах “зоны евро” темп роста цен на потребительские товары составлял 1% в годовой исчислении, тогда как в США – 2, 1%, в Канаде – 1, 5%, а в среднем для группы индустриальных стран – 1, 2%. Существенное повышение роли операций с ценными бумагами в рамках системы, особенно их активное использование в качестве обеспечения, свидетельствует о том, что при проведении операций первостепенное внимание уделяется надежности. Это создает психологический климат уверенности на денежном и финансовом рынках, что объективно снижает инфляционные ожидания в экономике. Опыт деятельности Европейского центрального банка свидетельствует о возросшей гибкости денежного регулирования в условиях перехода большинства стран ЕЭС к евро.

    2. 4 Современные проблемы функционирования евро.

Прошло почти 2 года с того момента, как 1 января 1999 года в списке ведущих валют мира появилась новая строка под названием “евро”. Несмотря на противоречивые прогнозы, единая европейская денежная единица состоялась и существует. В организации Европейского экономического и валютного союза никаких кардинальных недостатков, которые угрожали бы его жизнеспособности, также не обнаружено. Напротив, теперь с уверенностью можно сказать, что для единой валюты ЕЭВС наступает период становления.

Введение единой европейской валюты создало мощные предпосылки для развития и углубления единого европейского финансового рынка, развития его инфраструктуры и приближения его характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, расширение использования евро усилило необходимость структурных изменений, в первую очередь на финансовых рынках. Во-первых, в результате исчезновения валютного компонента существенно возросло значение других факторов ценообразования на финансовом рынке, в частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличения роли этих факторов явилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и как следствие – усиление конкуренции между ними. Во-вторых, появление единой валюты привело к значительным изменениям правил, регулирующих работу европейских финансовых рынков, и вследствие этого – к повышению роли институциональных инвесторов. До 1999г. страховые компании (а в некоторых странах и пенсионные фонды) были ограничены в своей деятельности установленным в рамках ЕЭС нормативом, согласно которому пассивы в иностранной валюте должны на 80% покрываться активами в той же валюте, а круг первичных эмитентов ценных бумаг в отдельно взятой стране ограничен филиалами компаний, зарегистрированных в данной стране (“принцип якоря”). Устранение этих ограничений придало дополнительный импульс развитию западноевропейских институциональных инвесторов (число которых в государствах – участниках ЕЭС существенно превышает численность аналогичных институтов в США). Последние смогли значительно увеличить объем операций и диверсифицировать их в рамках “зоны евро”. Созданы более благоприятные условия для развития системы частных пенсионных фондов, доля акций которых в общем обороте финансовых рынков составляет от 20% в Германии, Франции и Италии до 30-50% в Великобритании и Нидерландах. В-третьих, немаловажным следствием введения евро является изменение принципов формирования портфелей финансовых инструментов. На смену валютной диверсификации в управлении частными инвестиционными портфелями пришло распределение инструментов по сегментам рынка (инструменты рефинансирования, государственные облигации, акции частных компаний). Происходит интенсивное сращивание европейских и международных рынков: менеджеры из стран “зоны евро” проявляют все больший интерес к работе с иностранными ценными бумагами, а операторы из стран, не входящих в эту зону, - к пополнению своих портфелей за счет европейских ценных бумаг. Эти изменения свидетельствуют о том, что мировой финансовый рынок входит в новую эру развития.

Одним из следствий введения единой европейской валюты является также то, что цены внутри валютного союза становятся более “прозрачными” и сравнимыми, поскольку курсы национальных валют и их колебания больше не вуалируют разницу в цене товара. Это является важным фактором с точки зрения унификации и стабилизации цен на территории “зоны евро”. О его важности говорит то, что в конце 1998г. стоимость одних и тех же товаров в странах ЕЭС заметно варьировалась (так, разница в цене на автомобили составляла 7%, одежду и обувь — 10%, пищевые продукты и безалкогольные напитки — 20%, табачные изделия и медикаменты — 25—26%, алкогольные напитки — 42%, банковские услуги — 53%). Конечно, о разнице цен было известно и прежде. Уже несколько лет назад была замечена следующая тенденция: пенсионеры государств Северной Европы предпочитают перебираться в южные страны (Испанию, Грецию или Португалию), где продукты питания дешевле и квартплата ниже. Однако различия в ценах не так бросались в глаза из-за того, что стоимость выражалась в национальных валютах. Начало поэтапного ввода в действие евро облегчило наглядное сравнение цен в странах – участницах валютного союза ЕЭС, так как теперь появился гласный “общий знаменатель”. Цены в евро ныне выставляются в магазинах стран – участниц валютного союза, поэтому все стало намного нагляднее. При единой валюте и едином экономическом пространстве в результате унификации цен стоимость товаров и услуг в разных странах будет уравниваться. Соответственно цены в относительно дешевой Португалии и дорогой Швеции будут двигаться примерно к равным значениям. При этом, следует учесть, что цены имеют тенденцию к росту и редко снижаются. В плане унификации цен предстоит проделать колоссальную работу, поскольку уровень цен зависит от множества различных факторов: системы налогов, уровня заработной платы, помощи государства производителям многих товаров и т. д. Приведение этих показателей к сопоставимому уровню является задачей, нацеленной на долгосрочную перспективу.

В определенных кругах сложилось мнение, будто евро — всего лишь еще одна валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и политической) консолидации в Европе. Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны евро”. По сути дела, с созданием ЕЭВС внутри Европейского Экономического Сообщества возникло так называемое “твердое ядро”. Входящие в него страны связаны отношениями более сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Во-вторых, несмотря на то, что ряд государств — членов ЕЭС не вошел в состав ЕЭВС, центростремительные силы внутри Сообщества заметно возросли: страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в пользу вступления в ЕЭВС. В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и Восточной (страны-кандидаты в члены ЕЭС традиционно широко используют немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей внешней торговле, и большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро). Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕЭС. Все эти тенденции заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕЭС (в том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и уступок обеих сторон).

Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта — внутренний и международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного конфликта интересов. В этом состоит главная слабость евро как валюты: за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями. Тем не менее, Европейский экономический и валютный союз и его единая валюта имеют под собой солидный фундамент: На долю стран – участниц ЕЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США – 20, 2%, Япония – 7, 7%) и 19, 5 % мирового экспорта (США – 14, 8%, Япония – 9, 7%). Внутри ЕЭВС достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕЭС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Валюты государств – членов ЕЭС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов Сообщества обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами. В последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран – участниц ЕЭВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов. Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального ЕЦБ и Совета ЕЭС, а также на высокоинтегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возросла благодаря созданию ЕЭВС. Высшим приоритетом политики ЕЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько успешно евро впишется в мировую валютную систему и какое воздействие на новую валюту окажет кризисное состояние этой системы. Фондовые рынки (в первую очередь американский) явно “перегреты”; объем долларов, обращающихся в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования американской экономикой. Американский доллар на сегодняшний день, безусловно, остается в роли безраздельно господствующей резервной валюты. Именно в нем измеряются объемы почти половины торговых операций, совершаемых в мире. В 80% всех финансовых трансакций доллар выступает одной из сторон. В разных странах казначейства обычно держат 60% своих валютных запасов в долларах США и 20% в немецких марках. Ни британский фунт (на долю которого приходилось более 5% мирового экспорта), ни японская йена (менее 5%) не имели практически никаких шансов составить конкуренцию американскому доллару. Вместе с тем, экономика Соединенных Штатов не настолько сильна, чтобы доллар оставался единственным фаворитом финансовых рынков. Общеизвестно: доля США в мировом производстве составляет 27%, а в мировой торговле - менее 20%. Однако когда иностранные государства и их граждане держат свои сбережения или ведут расчеты в долларах, они в непрямой форме субсидируют Соединенные Штаты, обеспечивая им высокий, а вернее, завышенный уровень жизни, который не соответствует их реальным доходам. С пришествием евро беззаботному существованию доллара может наступить конец, а американцам придется научиться, как предсказывают финансисты, “жить по средствам”. Оценки так называемого долларового навеса, то есть массы избыточных долларов, которые могут высвободиться в результате сокращения официальных резервов в различных странах, колеблются в широком диапазоне — от 55 до 230 млрд. долл. В частности, валютные запасы КНР составляют сейчас 123 млрд. долл. , а с Гонконгом вместе – более 200, - второе место после Японии. Более половины своих валютных резервов Китай хранит в долларах США. Таким образом, если держатели крупных золотовалютных резервов, такие, как Япония, Тайвань и Большой Китай, переведут хотя бы часть своих авуаров в евро, то американская валюта и американская экономика могут рухнуть. В принципе это усиливает конкурентные возможности евро, но в то же время создает и серьезную опасность для Западной Европы и ее единой валюты: обвальное падение курса доллара и котировок долларовых ценных бумаг сделало бы весьма вероятным развертывание глобального финансового кризиса, который пагубно отразился бы и на евро.

В предстоящий период, особенно после 2002 года, следует ожидать, что удельный вес доллара в мировой валютной системе будет снижаться, а удельный вес евро — возрастать. Однако даже при самых благоприятных для европейцев условиях этот процесс будет протекать медленно, причем его характер и скорость будут неодинаковыми в различных сферах международных валютных отношений. Удельный вес Западной Европы в международном валютном обороте, как это ни парадоксально, первоначально уменьшится, поскольку международные платежи внутри ЕЭВС перейдут в разряд невалютных расчетов. По некоторым оценкам, исчезновение западноевропейских валют сократит общий объем мировых спотовых операций на 60 млрд. долл. , или на 12%, причем доля доллара в них возрастет. Дело в том, что расчеты по внешнеторговым операциям исторически имеют высокую инерционность. Использование доллара, несмотря на резкие среднесрочные колебания его обменного курса, остается наиболее выгодным в краткосрочном плане из-за относительно более низких трансакционных издержек. Введение евро ведет к постепенному и медленному снижению реальной доли американской валюты.

Перестройка международных резервов будет также постепенной и противоречивой. С одной стороны, неизбежно снижение потребности в долларовых резервах в Западной Европе, странах Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья и тропической Африки. С другой стороны, воздействие евро на резервы в других регионах проблематично. От реакции третьих стран (как одного из важнейших факторов) зависит возможность утверждения евро в качестве альтернативной мировой валюты. Объективно Европейский центральный банк заинтересован в том, чтобы зарубежные государства правильно понимали и адекватно реагировали на его политику. Только таким образом евро сможет проложить себе дорогу в условиях более чем полувекового практического лидерства доллара. Недаром в документах, принятых на сессии Европейского совета на уровне глав государств в декабре 1998г. , указывалось, что “…потребуется убеждать третьи страны и институты соглашаться с решениями, предлагаемыми Европейским союзом. Совет считает, что этот прагматичный подход может наиболее успешно облегчить приспособление существующих правил и практики, конечно, при условии, что такой подход в результате приведет к правильному восприятию роли евро”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8