бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Европейская система центральных банков: организация и задачи деятельности - (диплом) бесплатно рефераты

p>Итак, к концу 80-х гг. в Европе сложилось достаточное количество экономических институтов, обеспечивающих функционирование ЭКЮ и всей Европейской валютной системы в целом. Кроме того, в умах политиков и экономистов стала витать идея создания Европейского Валютного Союза со своим Центральным банком, своей денежной единицей и единой валютно-кредитной политикой.

Итогом реализации первого этапа плана Европейского экономического и валютного союза (“Доклад Делора”) явился пересмотр в декабре 1991 года Общего договора Европейского Экономического Сообщества (“Римского договора”) с целью учреждения требуемых общеевропейских институциональных структур – Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского Валютного Института (ЕВИ). Необходимые изменения были рассмотрены и подписаны 7 февраля 1992г. в г. Маастрихт, Нидерланды (“Маастрихтский договор”). Кроме того, договор содержал Уставы и требования к учредительным документам ЕСЦБ и ЕВИ. Маастрихтский Договор закрепил обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического развития к концу столетия для реализации планов создания Союза. Впрочем, уже в 1990 году наблюдалось полное снятие валютных ограничений в странах Европейского Экономического Сообщества. Параллельно проводилась политика сближения государств Европы не только в валютной сфере, но и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы внутри Сообщества. Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной точкой, на которую ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой европейской валюты. 1 января 1994 года во Франкфурте-на-Майне создан Европейский Валютный Институт, целью которого явилось подготовка создания Европейской системы центральных банков. Это событие ознаменовало начало второго этапа плана Европейского экономического и валютного союза. Основные задачи ЕВИ можно определить следующим образом:

усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики; осуществление необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики путем создания Европейской системы центральных банков и введения общеевропейской валюты евро на третьем этапе плана ЕЭВС.

В Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского Валютного Института содержится положение о том, что Европейский Валютный Институт отвечает также за проведение следующих мероприятий: разработка основных правил и стандартов бухгалтерского учета с целью составления консолидированной отчетности Европейской системы центральных банков как для внутренних, так и для внешних пользователей; подготовка теоретических основ построения ЕСЦБ и организация коммуникационной системы для создания условий по выполнению возложенных на нее функций; определение возможных сфер влияния и компетенции ЕСЦБ для обеспечения стабильности кредитных учреждений и финансовой системы в целом.

Более того, Европейский Валютный Институт явился разработчиком механизма перехода к третьей ступени плана Европейского экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств на предмет выполнения “критериев конвергенции” для присоединения к ЕЭВС.

Определяющим стал 1995 год, когда стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Совета Европы в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 года единой валюты для ряда стран Европейского Экономического Сообщества. Были установлены критерии для допуска стран к участию в ЕЭВС, которые можно рассматривать, и как показатели “финансового здоровья”. Эти критерии и показатели выглядят следующим образом: дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП; государственный долг должен составлять менее 60 % от ВВП;

уровень инфляции не должен превышать более чем на 1, 5 % средний уровень инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕЭС; на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕЭС (+ 15%). средний размер долгосрочной процентной ставки не должен превышать более чем на 2% средний уровень этих ставок в тех же трех странах;

Условия жесткие, но финансисты убеждены, что без их выполнения переходить на единую валюту бесполезно. В противном случае начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом. Участники Совета решили отказаться от наименования ЭКЮ (по мнению немцев это звучит слишком по-французски). Евромарка также не прошла, т. к. здесь возмутились уже французы. Остановились на “евро”, как на наиболее нейтральном варианте. Но основным решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная валюта ряда стран ЕЭС. Год спустя, в декабре 1996г. , Европейский Валютный Институт представил публике отобранный дизайн для евробанкнот, вводимых в действие с 1 января 2002г. Заключительными шагами на пути к образованию Европейской системы центральных банков стали: принятие в 1997 году “Пакта стабильности и роста”, определяющем бюджетную дисциплину стран – участников ЕЭВС (дополнения к “Пакту” были представлены в мае 1998г. в “Декларации Совета Европы”); определение 2 мая 1998г. состава государств-участников ЕЭВС, вводящих с 1 января 1999г. новую общеевропейскую валюту. Как нам уже известно, в их число вошло 11 из 15 государств Европейского Экономического Сообщества: Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Великобритания, Дания и Швеция заняли выжидательную позицию. Экономическое положение Греции на тот момент не соответствовало представленным критериям к вводу валюты.

25 мая 1998г. правительства 11 стран-участниц утвердили Президента, Вице-президента и четырех членов Исполнительной Дирекции Европейского центрального банка. Их назначение на указанные должности вступило в силу с 1 июня 1998г. , и эту дату принято считать датой основания ЕЦБ, а, следовательно, и Европейской системы центральных банков. С момента основания ЕСЦБ Европейский Валютный Институт полностью выполнил свои функции и подлежал ликвидации. Проделанная им значительная подготовительная работа по воплощению плана ЕЭВС в жизнь продолжается Европейской системой центральных банков.

Третий, завершающий, этап создания Европейского экономического и валютного союза начался с 1 января 1999г. в условиях функционирования Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Первым Президентом ЕЦБ стал голландец В. Дуйзенберг, который с 1997 года возглавлял Европейский Валютный Институт.

Профессор Колумбийского университета Роберт А. Манделл, выдвинувший в 1961г. теорию оптимальной валютной зоны и прослывший абстрактным теоретиком, удостоен Нобелевской премии по экономике за 1999г. 1. 4 Этапы введения единой европейской валюты.

Появление евро стало одним из важнейших событий в мировой экономике в конце века. Переход к единой валютной политике и замена национальных денежных знаков на единую европейскую валюту преследуют экономические, социальные и политические цели. Логическим продолжением деятельности ЕЭВС станет превращение территории Европейского Экономического Сообщества в единое экономическое пространство, в границах которого страны-участницы будут иметь одинаковые для всех условия деятельности. Не имея стабильной общей валюты страны ЕЭС вряд ли смогли бы проводить единую экономическую политику, что является необходимым условием перехода на новый уровень политической интеграции. Неустойчивость курсов западноевропейских валют приводила к тому, что центральные европейские банки вынуждены были расходовать часть своих валютных запасов или средства из совместных фондов. Кроме того, при совершении валютных операций банки были вынуждены страховаться от валютных потерь и, как следствие, увеличивать свои тарифы и процентные ставки. Замена национальной валюты на евро позволит добиться определенного снижения себестоимости продукции в реальном секторе экономики. Стабильные и невысокие процентные ставки - не только способ подавления инфляции, но и важнейшее условие подъема экономики страны. На протяжении 90-х годов из-за колебания курсов национальных валют страны ЕЭС ежегодно недосчитывали 0, 5% объема прироста ВВП и теряли тысячи рабочих мест. Подобная ситуация не может способствовать решению проблемы безработицы, которая в целом по ЕЭС достигала 11%, в то время как в США и Японии - 5, 5% и 3, 5% соответственно. Фиксирование курсов национальных валют в евро позволит инвесторам не учитывать валютные риски при оценке эффективности проектов. Это приведет к увеличению количества рентабельных проектов и, следовательно, к снижению безработицы. В Германии, например, она может сократиться с 9% до 8%, что эквивалентно появлению 400 тыс. новых рабочих мест. Если учесть, что немецкая марка - наиболее устойчивая денежная единица среди европейских валют, то вполне логично предположить, что в странах с менее устойчивыми валютами эффект от введения евро будет еще более значительным. От того, насколько успешно страны Европейского союза смогут обеспечить необходимые темпы экономического роста, во многом будет зависеть, процесс интеграции европейских государств. Прогнозируемый лидерами ЕЭС экономический подъем будет способствовать повышению конкурентоспособности европейской продукции на мировом рынке. Решение этой проблемы позволит странам Западной Европы упрочить свои позиции на международном рынке разделения труда и строить свои отношения с США, Японией и странами Юго-Восточной Азии на качественно иной основе. Появление евро позволит в значительной степени экономить на издержках обращения национальных валют. Существование различных валют ежегодно обходилось предприятиям европейских стран в 20-25 млрд. ЭКЮ, включая расходы, связанные с ведением бухгалтерского учета операций с валютами стран ЕЭС, страхованием валютных рисков, обменными операциями, составлением прейскурантов в различных валютах и т. д. Единая европейская валюта становится реальностью четыре десятилетия спустя после первых попыток валютной интеграции, сделанных ЕЭС еще в 1958г. Европейская интеграция – длительный процесс. Внедрение евро будет происходить гораздо более высокими темпами. Процедура ввода евро в обращение разделена на четыре этапа. Ниже приведены их основные характеристики.

Этап А. В мае 1998г. Европейский совет определил 11 стран - участниц ЕЭС, которые отвечали критериям конвергенции и были готовы войти в “зону евро” на первом этапе. Европейский Валютный Институт, выполнивший основную подготовительную работу по созданию ЕЦБ и введению евро, преобразован в Европейский центральный банк. В 1998г. Совет Управляющих Европейского центрального банка одобрил заключительные проекты монет и банкнот будущей общеевропейской валюты.

Этап Б. Данный этап начался 1 января 1999 года и продлится до 1 января 2002 года. Расчетная единица Европейского Экономического Сообщества - ЭКЮ – упразднена, на смену ей введена новая общеевропейская денежная единица – евро. Соответственно, все ссылки на ЭКЮ в юридических документах должны быть заменены ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитаны в евро в указанном соотношении. Начальный курс евро установлен в соотношении: 1 евро = 1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 года). Европейский центральный банк и национальные центральные банки стран – участниц ЕЭВС ведут все счета в евро, что означает проведение операций рефинансирования и межбанковских расчетов также в евро. В полном объеме с 1 января 1999 года к евро перешли также следующие сферы: финансовые рынки, эмиссия государственных ценных бумаг. В безналичных расчетах внутри стран – участниц “зоны евро” в течение этого периода евро будет использоваться наравне с национальными валютами. Установлены специальные процедуры пересчета в евро средств в замещаемых национальных валютах, позволяющие избежать курсовой разницы из-за погрешностей округления. Банки стран - участниц ЕЭВС договорились между собой осуществлять конверсию средств в национальных валютах в евро и наоборот без взимания комиссионных и предоставлять выписки по счетам клиентов с одновременным указанием сумм в евро и национальной валюте. Курс каждой валюты рассчитан на основе достаточно сложной формулы, учитывающей отдельные экономические показатели страны, курс ее валюты по отношению к экю, кросс-курсы валют стран ЕЭВС и т. д. Предварительные курсы были объявлены в начале 1998 года, а окончательные стали известны 1 января 1999 года и останутся неизменными до 1 июля 2002 года, когда национальные валюты прекратят хождение. Министры финансов стран Европейского экономического и валютного союза объявили следующие курсы курсы конвертации валют 11 стран в новую общую валюту - евро.

    Австрийский шиллинг
    13. 7603
    Бельгийский франк
    40. 3399
    Голландский гульден
    2. 20З71
    Ирландский фунт
    0. 787564
    Испанская песета
    166. 386
    Итальянская лира
    1936. 21
    Люксембургский франк
    40. 3399
    Немецкая марка
    1. 95583
    Португальский эскудо
    200. 482
    Финская марка
    5. 94573
    Французский франк
    6. 55957

Так как курс зафиксирован раз и навсегда, то по сути дела, с 1999 года национальные валюты стали одной из форм евро, только с другим названием. Например, немецкую марку можно теперь рассматривать как евро, реденоминированное в немецкую марку. В течение переходного периода нельзя рассчитывать на то, что условия во всех странах ЕЭВС будут идентичными. Каждая страна разработала свой собственный план перехода. В некоторых странах разработаны подробные соглашения между банками, клиринговыми организациями и правительством. В других странах каждый банк сам проявляет инициативу. Начала работу международная платежная система ТАРГЕТ, которая объединяет национальные системы обработки крупных платежей в реальном масштабе времени (RTGS). В банках – участниках корреспондентских отношений завершен процесс выбора банка для клиринговых расчетов в евро и открытия евро-счетов. Физическим лицам разрешено хранить евро на банковских счетах и осуществлять платежи в евро, однако, ни банкноты, ни монеты в евро еще не выпущены в обращение. В июле 1999г. , после необходимой технической подготовки началось производство euro банкнот и чеканка euro монеты.

Этап В. На этапе В, который начнется 1 января 2002г. будут выпущены в обращение банкноты и монеты евро. Параллельное хождение евро с национальными валютами продлится с 1 января по 30 июня 2002 года. Евро станет вторым законным платежным средством, обязательным к приему любым торговым предприятием. Через шесть месяцев национальные валюты перестанут быть законным платежным средством, но еще в течение долгого времени будут приниматься банками для обмена на евро.

В переходный период (на этапах Б и В) банки и их клиенты могут проводить операции как в евро, так и национальной валюте. В отношении евро действует принцип “никакого принуждения и никаких запретов”, что означает для клиентов любого банка в пределах Европейского экономического и валютного союза возможность, но не обязательность использования евро. Экономическим субъектам сохраняется право выбора между евро и замещаемыми национальными валютами. Конвертировать все принадлежащие им счета, сделки и контракты в евро возможно по их просьбе. В конце этого периода национальные валюты будут изъяты из обращения.

Этап Г. Наконец, с 1 июля 2002 года прекратятся все расчеты в национальных валютах стран-участниц ЕЭВС. Евро останется единственным законным платежным средством на территории Европейского экономического и валютного союза. При этом интересы граждан – рядовых потребителей - вовсе не будут ущемлены: оставшиеся у них на руках суммы в национальной валюте могут быть беспрепятственно обменены на евро в течение длительного периода времени в любом банке. Но именно в банке – из торгового оборота и любых видов наличных платежей национальные валюты будут выведены полностью. С этого времени такие уважаемые в финансовом мире национальные институты, как Bundesbank или Bangue de France, будут заниматься только реализацией валютной политики, как это делает Федеральный резервный банк в штате Канзас в США. В этой связи будущее Национальных центральных банков нельзя назвать блестящим.

Эксперты высказывают самые различные мнения о перспективах новой денежной единицы. Однако уже сейчас очевидно, что наибольшую “плату” за интеграцию значительной части Европы в единое финансово-экономическое пространство понесут наиболее развитые страны, и в первую очередь Германия. Тем не менее, в самой Германии введение евро встретили с изрядной долей оптимизма. В Бундестаге даже обсуждалась возможность предложения другим членам ЕЭВС ускорить процесс ввода в обращение наличного варианта евро (ряд немецких парламентариев предлагали приурочить это событие к 1 января 2000г. ). Некоторые эксперты Европейского Сообщества считали вполне реальным переход на наличные расчеты в единой европейской валюте реальным уже в 2000 или 2001 году, а не в 2002 году, как запланировано. Обосновывая свое мнение, они ссылались на то, что введение безналичных расчетов в евро с 1 января 1999 года прошло весьма удачно. Эксперты также указывали, что за скорейшее введение наличных расчетов в евро выступает ряд ведущих европейских политиков. Согласно информации, содержащейся в статье кандидата экономических наук О. В. Буториной “Евро в России: итоги первого года”, опубликованной в журнале “Деньги и кредит” №3 за 2000г. , “…теперь решено (на данный момент решение полностью согласовано и ожидает формального закрепления Советом ЭКОФИН) сократить его (период параллельного хождения денежных знаков национальных валют и евро –авт. ) до двух месяцев…”. Однако в других источниках информации я не нашла подтверждения указанных изменений в планах ЕЭВС. Вместе с тем, по мнению большинства экспертов, излишне активизировать этот процесс пока не стоит, что бы более детально изучить реакцию рынка на появление евро. Тем более, что на протяжении почти двух лет со дня введения евро новой валюте приходится выдерживать серьезную конкуренцию со стороны доллара и иены. Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе присоединения, или точнее не присоединения к “Евроландии” четырех стран – участников Европейского Экономического Сообщества. Имеются ввиду Великобритания, Дания, Греция и Швеция. На дату создания ЕЭВС три их них, а именно Великобритания, Дания и Швеция отказались от присоединения по собственным соображениям, хотя состояние их экономики соответствовало всем требованиям, предъявляемым к будущим участникам “зоны евро”. Тем более, что банки Англии и Швеции являются двумя самыми старыми банками мира: банк Англии был основан в 1694 году, а банк Швеции - и того раньше. Возможно, богатый практический опыт побудил их отказаться от участия в грандиозном по своим масштабам и смелости эксперименте, а возможно причиной явился несомненный и неистребимый консерватизм, который не раз удерживал их от рискованных шагов. Ведь, не смотря на то, что Европейский экономический и валютный союз состоялся и новая валюта уже почти два года существует, неизвестно, какие испытания ждут их впереди.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8