бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Европейская система центральных банков: организация и задачи деятельности - (диплом) бесплатно рефераты

p>Изменилось ли за два года отношение этих стран к идее вступления в “зону евро”?

В сентябре 2000 года в Дании прошел всеобщий референдум о присоединении страны к Европейскому экономическому и валютному союзу. По итогам этого референдума убедительную победу одержали противники “евро”. По сообщению радио “Немецкая волна” от 29. 09. 2000г. большинство представителей деловых и политических кругов стран – членов ЕЭС спокойно отнеслось к решению датчан. По мнению председателя Европейской Комиссии Романо Проди “единая европейская валюта от этого не пострадает. Дания по-прежнему является членом Европейского Союза. Но поскольку страна и до референдума не входила в “зону евро”, ситуация в ней останется без изменений”. Проди отметил, однако, что решение Дании в пользу евро отвечало бы интересам всего сообщества. В том же духе высказался премьер-министр Франции Лионель Жоспен. Он с уважением относится к Дании, но “…в европейской экономике эта страна не играет ключевой роли. Поэтому на стабильности евро решение датчан никак не скажется” - убежден Жоспен. Комиссар Европейского Экономического Сообщества по валютным вопросам Педро Солбес заявил, что “зона евро” прекрасно проживет и без Дании. Но, несмотря на в целом спокойный тон комментариев по поводу решительного “нет” датчан единой европейской валюте, в заявлениях политиков и представителей деловых кругов Европы проскальзывает и легкое разочарование. Министр экономики Германии Ханс Айхель высказал опасение, что примеру Дании последуют Великобритания и Швеция. Эти страны пока не присоединились к “зоне евро” и противников единой европейской валюты здесь не меньше, чем в Дании. Наиболее пессимистически настроенные наблюдатели полагают, что решение Дании о неприсоединении к валютному союзу подорвет процесс интеграции ЕЭС и стоящие на повестке дня реформы.

19 октября 2000г. преемник М. Тэтчер на посту премьер-министра Великобритании, Тони Блэр после встречи с правительством Южной Кореи, где находится с визитом, провел небольшую пресс-конференцию с журналистами местных средств массовой информации. В числе прочих, ему был задан вопрос о готовности Соединенного Королевства присоединиться к “зоне евро”. Премьер-министр Великобритании заявил журналистам, что англичане сами должны решить, хотят ли они жить в “зоне евро”. Для изучения общественного мнения он предложил провести референдум. “Если бы меня спросили, хочу ли я, чтобы Великобритания присоединилась к “зоне евро”, я бы ответил - нет! ”. А между тем присоединение Великобритании к Европейскому экономическому и валютному союзу могло бы оказать значительное влияние на усиление позиций евро на мировом финансовом рынке, так как участие этой страны в какого-либо рода проектах давно уже служит индикатором надежности для всей Европы и экономически ориентированных на нее стран.

Иначе дело обстоит с участием в “зоне евро” четвертой из не присоединившихся стран – Греции. Эта страна, вопреки своему желанию стать участницей “зоны евро”, не смогла своевременно выполнить условия оздоровления своей экономики, предусмотренные Маастрихтским договором. Так по итогам 1997г. уровень отношения бюджетного дефицита к ВВП в Греции составил 4% против 3%, установленных в договоре. Тем не менее, за три года, прошедшие вслед за этим правительством Греции проведена успешная работа по оздоровлению экономики. В результате чего 16 октября 2000 года в Дублине, на семинаре, проводимом Институтом Европейских Дел, член Исполнительной Дирекции ЕЦБ, госпожа Сиркка Хамалайнен в своей речи объявила о вступлении Греции с 1 января 2001 года в Европейский экономический и валютный союз. Таким образом, территория “зоны евро” распространится на 12 государств.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что создание единого валютного пространства до настоящего времени не может быть оценено однозначно. Возникновение Европейского экономического и валютного союза вызвало резкую поляризацию мнений как внутри Европейского Экономического Сообщества, так и во внешних странах, тесно связанных с ЕЭС. Для одних это – безусловное благо, преумножающее прочность и процветание Сообщества. Для других – трагическая ошибка, которая может повлечь за собой непредсказуемые последствия, которые поставят под угрозу не только будущее Европейского Экономического Сообщества, но и его прошлые достижения.

    1. 5 Банкноты и монеты евро.

Евро (euro) – единая денежная единица стран - участниц Европейского экономического и валютного союза. Около четырех лет назад в процессе консультирования совещательной группы Европейского Валютного Института о порядке выбора возможного эскиза тем, изображенных на банкнотах, определились две следующие: первая – “Века и стили Европы” – представлена историей культуры и различными архитектурными стилями Европы; вторая – абстрактное или современное оформление.

В январе 1996г. Совет ЕВИ организовал конкурс рисунков, в котором приняли участие около тридцати художников. Конкурс, окончившийся в сентябре 1996г. , выявил сорок четыре серии эскизов для семи номиналов евро: 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500. Проекты эскизов были направлены во Франкфурт, и процесс отбора производился без учета личности авторов. 26-27 сентября 1996г. собралось международное жюри для выбора пяти серий эскизов в традиционном стиле и пяти – в современном стиле. Жюри состояло из четырнадцати экспертов по маркетингу, рекламе, промышленному рисунку, истории искусства. В обязанности жюри входило оценить следующее: творческую ценность эскизов;

    эстетику и стиль банкнот;
    простоту и удобство в пользовании.

Чтобы дать заключение относительно десяти серий эскизов, выбранных жюри, была создана общественная консультационная группа. В целом, в Европе было опрошено 1900 респондентов. В число опрошенных входили как представители широких слоев общества, так и лица, по роду своей деятельности регулярно контактирующие с банкнотами и монетами (водители такси, банковские служащие). Респондентам задавались вопросы, внесенные в детально разработанную анкету, и в конце опроса им было предложено выбрать из числа десяти отобранных ранее десяти серий эскизов наиболее понравившуюся. 3 декабря 1996г. Совет ЕВИ выбрал победившие серии на основании отчета жюри и результатов опроса общественного мнения. Победившие серии относились к традиционной категории и были опубликованы 13 декабря 1996г. Автор серий – Роберт Калина, представленный Австрийским национальным банком. В отдельные эскизы вносились поправки, и новые проекты были опубликованы в начале июля 1997г.

Официальный символ евро отдаленно напоминает греческую букву эпсилон, похожий на русское “э” - только наоборот и с двумя горизонтальными линиями посередине, - это символ преемственности идей единства Европы (Приложение 3). Еще в VII веке он был изображен на византийской монете “пентанумми”, имевшей хождение от Пиренейского полуострова до Армении. Предполагается, что наряду с символами доллара и иены он будет широко применяться во всех видах информационных систем и появится на клавиатуре компьютеров. Официальный код, присвоенный евро Международной организацией стандартизации в системе сокращенных наименований валют (по стандарту ISO-4217) - EUR. Код евро принципиально отличается от обычных кодов национальных валют, которые включают сокращенное наименование страны (первые две буквы) и сокращенное наименование валюты (третья буква). Банкноты будут существовать в семи номинациях – 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро (Приложение 5). Хотя они выпускаются в обращение Европейским центральным банком, печатать их будут с странах – участницах Союза. После длительных размышлений Европейский Валютный Институт отказался от своего первоначального намерения оставить место на обратной стороне банкнот для национальной символики. На европейское происхождение банкнот будет указывать карта Европы и флаг Европейского Сообщества. Все элементы эскиза представляют собой семь основных стилей в развитии европейской архитектуры: классический (5 евро), романтический (10 евро), готический (20 евро), эпохи Возрождения (50 евро), барокко и рококо (100 евро), стиль железа и стекла (200 евро) и стиль современной архитектуры ХХ века (500 евро). Рисунки не репродуцируют какие-то конкретные архитектурные памятники, а включают отдельные элементы, характерные для различных частей Европы. По замыслу художников, выигравших конкурс на лучший дизайн евро, лицевая сторона банкнот, на которой изображены ворота и окна, призвана символизировать присущий Европе дух открытости и сотрудничества. Двенадцать звезд ЕЭС, также представленных на лицевой стороне банкнот, представляют динамизм и гармонию в современной Европе. На обратной стороне – различные типы мостов, которые служат метафорой коммуникаций, общения. На банкнотах будут также изображены: название европейской валюты заглавными буквами латинского и греческого алфавитов, используемых в ЕЭВС, инициалы Европейского центрального банка в пяти языковых вариантах и подпись Президента ЕЦБ. Для того, чтобы облегчить задачу распознавания номиналов новых банкнот слепым и слабовидящим людям, предусмотрено ввести следующие отличия: все семь номинаций банкнот будут иметь различные размеры;

в каждой номинации четко распределены различные доминирующие цвета: серый, красный, синий, оранжевый, зеленый, желто-коричневый и пурпурный; нарицательная стоимость каждого наименования указывается ясным изображением и крупными рельефными цифрами, которые расположены в стандартном месте на обеих сторонах банкнот.

Особенно строгие требования предъявляются к организации защиты банкнот от подделок: предусмотрено изготовление бумаги с флюоресцирующими волокнами и многоцветными водяными знаками, специальным “волокном безопасности”, светоотражающей или светооталкивающей фольгой и т. д. Кроме того, на банкноты будут нанесены специальные скрытые знаки для машинного распознавания подделок.

    Теперь о европейских монетах (Приложение 4).

Монеты восьми разновидностей (1 цент, 2 цента, 5 центов, 10 центов, 20 центов, 50 центов, 1евро, 2 евро) отчеканят на монетных дворах государств – участников ЕЭВС. Чеканка монеты будет производиться в период с 1998 по 2001гг. В июне 1997г. Европейский Совет, заседавший в Амстердаме, выбрал эскизы, представленные Люком Люйксом, программистом Королевского монетного двора Бельгии. Монеты будут иметь общую и национальную сторону. На лицевой (общей) стороне монеты будут изображены цифры, характеризующие номинал монеты, очертания западной и центральной частей Европейского континента в качестве символа общеевропейского характера и слово “Евро” (“Euro”) или “Евро цент” (“Euro cent”), а обратную (национальную) сторону монеты украсит национальный символ (например, профиль монарха). В Германии, в частности, на обратной стороне монет евро изображается дубовая ветвь, Бранденбургские ворота и орел, символ немецкого государства. Это никак не влияет на область хождения монет. Например, в Италии будут приниматься монеты с изображением национальных мотивов Франции, а в Германии – с изображением национального герба Финляндии и т. д. Изображения на монетах достоинством 1 и 2 евро должны символизировать Европу без границ и ее будущее. Специально для удобства слепых и слабовидящих людей все монеты имеют различную величину, вес, цвет, толщину и изготовлены из различного материала, края монет будут сделаны неодинаковыми, что позволит на ощупь распознавать их достоинство. Для изготовления монет решено использовать:

сталь, анодированную медью (для монет достоинством 1, 2 и 5 центов); так называемое “нордическое золото” – сплав, считающийся наиболее безопасным с экологической точки зрения (для монет в 10. 20 и 50 центов); никелевые сплавы для монет в 1 и 2 евро (содержание никеля в каждой монете будет не более 8%, что связано с тем, что, по мнению некоторых специалистов, никель может провоцировать аллергическую реакцию).

В 1998г. Совет Управляющих Европейского центрального банка одобрил заключительные проекты и в июле 1999г. , после необходимой технической подготовки началось производство euro банкнот. Эмиссия наличных евро в различных странах Европейского Экономического Сообщества и координация их деятельности полностью ложится на плечи Европейской системы центральных банков. В настоящее время 13 из 15 европейских государств имеют собственные возможности по эмиссии денежных знаков евро. в Бельгии, Дании, Греции, Франции, Ирландии, Италии, Австрии и Великобритании эмиссионные институты являются структурными подразделениями Национальных центральных банков. В Швеции и Финляндии эмиссионные учреждения имеют форму ООО с полным участием НЦБ. В Испании монетный двор представляет собой публичную организацию, не зависящую от НЦБ (Fabrica National de Moneda y Timbre). В Голландии печать денег находится в частных руках (Enschrede). В Германии Бундесбанк имеет двух поставщиков: общественную организацию Bundesdruckerei в Берлине и частную компанию Giesecke & Devrient в Мюнхене. К моменту введения банкнот в обращение (01. 01. 2001г. ) для 11 стран – участниц “зоны евро” должны быть напечатаны 13 миллиардов euro банкнот: 9 миллиардов банкнот, чтобы заменить национальные банкноты и 4 миллиарда банкнот в качестве запасов. Общая номинальная стоимость этих банкнот составит около 600 миллиардов евро. Прибыль от эмиссионной деятельности будет поступать стране-производителю. Особого внимания требует информационное обеспечение операций с евро. Позитивное отношение европейской общественности к новой валюте может оказать существенное влияние на кредитоспособность последней, что, в свою очередь, позволит ЕЦБ поддерживать уровень инфляции в странах ЕЭВС на низком уровне. Сознавая это, консультанты по общественным связям Европейского центрального банка рекомендуют включать элементы эскизов банкнот евро во все образовательные программы, а также проводить другие информативные мероприятия для широких слоев населения государств – участников Европейского экономического и валютного союза.

Раздел 2. Функционирование Европейской системы центральных банков.

2. 1 Организационная структура и функции подразделений Европейской системы центральных банков.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества. Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза. По своей структуре она отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. Национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для “зоны евро” и реализовывать подобные решения. Рассмотрим подробнее организационную структуру ЕСЦБ, основные задачи и принципы деятельности структурных подразделений и системы в целом.

Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц “зоны евро” (Приложение 6). В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава “генеральный принцип”, согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством (“принимающими решения органами”) Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих (Приложение 7). Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза. К основным функциям Совета Управляющих относятся:

адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков; определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению. Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС. К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие: осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

    сбор и обработка статистической информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8