бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Биржи в экономике отрасли - (диплом) бесплатно рефераты

Биржи в экономике отрасли - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

Дипломная работа посвящена cовершенствованию отраслевой информационной структуры предприятий, действующих на рынке с помощью бирж. Приведено подробное описание этапов разработки и внедрения системы. Произведены приблизительные расчёты выгод и затрат отраслевых субъектов работающих в тесном контакте с биржей используя представленную методику получения и обработки информации и предприятий, действующих “вслепую”, т. е. не имеющих собственной развитой информационной системы для сбора и анализа биржевой информации. Отмечены тенденции развития информационных систем.

Ключевым звеном дипломного проекта является разработка информационной системы на базе внедряющихся в современное время информационных порталов, представляющих собой новый качественный шаг в развитии глобальных информационных систем. Показан способ организации межпроизводственного взаимодействия в пределах отрасли используя технологию порталов. Особенной ценностью данного диплома являются источник, из которых почерпнута большая часть информации–это глобальная сеть интернет. Такой подход придаёт работе своевременность и актуальность, особенно в условиях быстроразвивающейся всемирной информационной системы и электронной коммерции.

    Табл. 8. Рис. 34. Библ. 22 назв.
    Содержание
    Введение ………. ………………………………...………………………….... 5
    1. Биржа - инструмент функционирования отрасли 9
    1. 1. Биржа как элемент рынка 9
    1. 2. Роль биржи в развитии рыночной экономики 14
    1. 3. Классификация товарных бирж 15
    1. 4. Фьючерсы 20
    1. 5. Использование фондовых бирж 32
    1. 5. 1. Поглощения, слияния и фондовый рынок 32
    1. 6. Государственное регулирование биржевого рынка 42
    1. 7. Выводы 53
    2. Разработка информационной системы отрасли 54
    2. 1. Методика разработки 54
    2. 2. Корпоративные порталы 62

2. 3. Отраслевой стандарт на форму представления информации 68 2. 4. Безопасность инфосистемы 72

    2. 4. 1. Определение надёжности источников 78
    2. 4. 2. Кодирование иформации на канальном уровне 82
    2. 4. 3. Настройка информационного шлюза предприятия 84

2. 4. 4. Создание внутренней инфраструктуры защиты информации 85 2. 4. 5. Подготовка организации к аудиту 87

    2. 4. 6. Российские нормативные документы 88
    2. 5. Выводы 91

3. Пример применения методики совершенствования инфосистемы 94 3. 1. Разработка эскизного плана инфосистемы 94

    3. 1. 1. Цели предприятия 94

3. 1. 2. Возможности для бизнеса и стратегии их реализации 95 3. 1. 3. Рынки сбыта 96

    3. 1. 4. Конкурентное преимущество 97
    3. 1. 5. Связь с отраслями 102
    3. 2. Мировая конъюнктура услуг связи 102
    3. 2. 1. Место отрасли в национальном хозяйстве РФ 103
    3. 2. 2. Структура отрасли 105
    3. 2. 3. Оборудование и состояние производства 107
    3. 2. 4. Отечественные инновационные программы 108
    3. 3. Выбор источников информации 110
    3. 3. 1. Определения 110
    3. 3. 2. Классификация источников 111
    3. 3. 3. Комплектующие 118
    3. 3. 4. Сбыт 121
    3. 3. 5. Внутренняя инфосистема фирмы 125
    3. 4. Прогнозирование на биржах 127
    3. 4. 1. Фактор риска 132
    3. 4. 2. Пример практического применения методов 136
    3. 5. Анализ эффективности методики 142
    3. 6. Выводы 150
    Заключение………………………………………………………… ...130
    Литература……………………………………………………………131
    Приложение А………………………………………………………...133
    Приложение Б………………………………………………. ………. 173
    Приложение В…………………………………………………. …… . 201
    Введение

Переход экономики России к рыночным отношениям сопровождается кардинальными изменениями, особенно в сфере обращения. Одним из основных элементов сферы обращения рыночной экономики являются биржи. Биржи, входящие в современную систему рынка, способствуют непрерывности процессов расширенного воспроизводства и ускорению кругооборота общественного продукта. Сокращение, благодаря биржам, времени обращения товаров повышает эффективность использования основных фондов, трудовых ресурсов, уменьшает потребность в оборотных средствах, банковском кредите и тем самым позволяет увеличивать ресурсы, направляемые в другие отрасли. Ускорение оборачиваемости оборотных средств через биржи на один день дает возможность высвободить сегодня 150 тыс. долларов [1]. Поэтому ускорение оборачиваемости средств через биржевую систему - одна из главных экономических задач. В связи с бурным развитием в России за последние пять лет глобальных информационных систем и проникновение на них биржевых структур необходимость создания мощной информационной системы становится одной из приоритетных задач в ходе управления предприятиями и повышения эффективности работы отрасли в целом. Деятельность современного предприятия немыслима без развитой информационной системы связанной с остальными субъектами отрасли, включая биржи. Сегодня эта система позволяет предприятиям не только узнавать новости об экономической и политической жизни страны, но и проводить торги в реальном времени, узнавать текущие биржевые сводки, получать разнообразные аналитические материалы по состоянию отрасли и экономике в целом, торговать с зарубежными партнёрами и проводить электронные платежи с частными клиентами [2]. Биржи позволяют предприятию покупать сырьё по самой низкой цене на текущий момент на рынке, находить клиентов и продавать свою продукцию, прогнозировать состояние рынка для повышение устойчивости предприятия. Вместе с тем, наличие бирж привносит ощутимый экономический эффект только при наличии развитой информационной системы как в пределах предприятия, так и в пределах отрасли. Процесс информатизации предприятий начался ещё в конце 70-х годов [3], однако именно сейчас отраслевая инфосистема выходит на качественно-новый уровень, подчиняя себе все процессы в отрасли: от решения локальных логистических задач до принятия решений о стратегическом развитии отрасли в целом. Настоящая работа посвящена отдельному из указанных аспектов–взаимодействие предприятия отрасли и биржи, как основного поставщика экономической информации в отрасли.

Дипломная работа включает методику построения эффективной инфосистемы отрасли в целом и современного предприятия радиотехнической отрасли, действующего на рынке с помощью бирж в частности. Одним из препятствий на пути создания эффективной отраслевой системы является разнородность стандартов представления информации предприятиями, входящих в отрасль. Для преодоления этих препятствий в работе предлагается использовать известную в настоящее время технологию корпоративных порталов. Подход с точки зрения информационных порталов [4] делает изложенные здесь методики особенно актуальными и новыми, т. к. данная технология находится ещё в зачаточном состоянии но судя по её бурному развитию нет сомнений, что это путь развития информатизации крупных сложно связанных образований в ближайшее время.

Практическая часть диплома включает ряд расчётов, сделанных на основе прогнозов рыночной конъюнктуры. В настоящее время идёт процесс внедрения и апробации методик, аналогичной предложенной, в различных отраслях. Эти примеры также описаны и проанализированы в работе. Произведён приблизительный анализ выгод и затрат внедрения методики.

В работе использованы материалы по названной проблеме, взятые как из литературы, так и глобальной сети Интернет. Сейчас, когда время подготовки, выпуска и доставки бумажного носителя информации соизмеримо, а иногда и больше времени изменения ситуации на рынке информационных систем такой подход является наиболее выгодным для написания работ, так или иначе базирующихся на информационном базисе.

    1. Биржа - инструмент функционирования отрасли
    1. 1. Биржа как элемент рынка

Экономические и политические условия в нашей стране в 1990-1991 гг. привели к весьма своеобразному биржевому процессу и последующему развитию бирж [5]. Биржевая торговля реальным товаром переживает сейчас рыночный коллапс. Вместе с развитием рынка биржи в своем становлении уже прошли ряд этапов: зарождение, быстрый рост, спад, биржевую активность, реорганизацию бирж. И им еще предстоит нелегкая судьба варьирования в рыночных условиях. Накоплен солидный опыт биржевой деятельности, подготовлены биржевые кадры, выработано государственное законодательство, идет развитие теории биржевого дела. Все это позволяет делать вывод, что созданы предпосылки для следующих качественно новых шагов в биржевой сфере. В России биржа является организованным рынком, т. е. представляет собой форму организации торговли товарами по заранее установленным правилам. Для нее характерны регулярность торговли в строго определенном месте, унификация основных требований к качеству товара, условиям и срокам поставки, ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов, заключение сделок с поставкой товара как со склада, так и в будущем. Товарные биржи организационно оформлены в виде ассоциаций частных лиц, объединенных чаще всего в корпорации, преследующие цель не получения прибыли, а облегчения и удешевления торговли.

Как рынок биржа связывает микро - и макро уровни хозяйства, т. е. свободно хозяйствующих предпринимателей с производством. Биржа сосредоточивает в себе важнейшие рыночные механизмы: конкуренцию, спрос, предложения, ценообразования. Посредством действия механизма ценообразования биржа непрерывно снабжает хозяйствующих агентов информацией об изменениях на рынках, о возникновении новых условий обмена, появлении новых видов товара и т. д.

Биржа является элементом рынка, где самостоятельно хозяйствующие субъекты встречаются, чтобы, с одной стороны, реализовать свою продукцию с целью получения прибыли, а с другой стороны, удовлетворить собственный спрос (рисунок 1). На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом. Процесс купли-продажи осуществляется через посредников (брокеров, дилеров, трейдеров и т. д. ). Цена зависит от спроса и предложения. Если производитель представит на бирже новый вид товара улучшенного качества, он вправе установить повышенную цену. В случае позитивной реакции потребителей производитель получит прибыль выше среднего уровня по отрасли. Это заставит других предпринимателей переналадить производство и выпускать хорошо зарекомендовавший себя товар. При этом предприниматели предложат его по более низкой цене в целях привлечения покупателей. Со временем предложение данного вида продукции удовлетворит спрос, рынок станет насыщенным, а цены стабилизируются на определенном среднем уровне. Если же производителя новейшего вида продукции постигнет на бирже неудача, т. е. его товар не будет пользоваться спросом, цена пойдет вниз и будет падать до тех пор, пока не будет реализована данная товарная партия. Вследствие несбалансированности спроса и предложения покупатели или продавцы реального товара бывают не готовы к совершению акта купли-продажи. Тогда спрос или предложение временно поддерживают посредники, которые через механизм хеджирования снижают риски от последующего понижения или повышения цен и обеспечивают достаточную прибыль.

    Рисунок 1 Отношения субъектов биржевого рынка

Товарная биржа служит местом формирования рыночных цен, коммерческой информации о состоянии рынка, его настроениях и т. д. Биржи оказывают все большее влияние на процесс ценообразования, оставаясь единственным источником ценовой информации. Биржевая информация публикуется, тогда как результаты актов купли-продажи являются коммерческой тайной.

Следует подчеркнуть, что сама товарная биржа не осуществляет торгово-посредническую деятельность, а лишь создает для нее условия. Торговлю осуществляют брокерские конторы и брокеры (дилеры, трейдеры). Согласно российскому законодательству биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, если данные предприятия не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли. Товарные биржи в России в настоящий момент не связаны с мировым рынком, и одно из их назначений - организация торгового оборота внутри страны, от производителя к внутреннему потребителю. Это налагает на деятельность бирж особый отпечаток. Таким образом, на биржу возлагается организующая роль на рынке.

Не устраняя естественных законов рынка, закона спроса и предложения, товарная биржа вносит элементы оздоровления, регулирования и планирования в систему рынка нашей страны. Через биржу осуществляется быстрейшее движение товара из сферы производства в сферу потребления, так как биржевая торговля возможна только в случае получения дифференциальной прибыли (прибыли от спекуляции). Биржи у нас также выполняют роль экономического образования предпринимателей.

Биржа благодаря концентрации у себя товара служит местом распределения запасов во времени и пространстве. Пространственное распределение запасов происходит таким образом, что срочная торговля до тех пор держит товар в “воздухе”, пока не выяснится, где будут наивысшая цена и наибольшая потребность в этом товаре. Задача распределения во времени состоит в том, чтобы запасы не выпускать сразу на рынок по заниженным ценам, а более или менее равномерно в пределах возможности, создаваемой производителями, распределить их в течение года.

Для понимания сущности бирж как элемента рынка следует перечислить их отличительные признаки:

регулярность возобновления торговли и организованность рынка; подчиненность определенным, заранее установленным правилам; приуроченность к определенному месту;

    установление стандартов на товары;
    разработка типовых контрактов;
    котировка цен;
    арбитраж – урегулирование споров;
    информационная деятельность биржи,
    совершение сделок в отсутствие самого товара;

специфический характер сделок: встречный, по принципу двойного аукциона со стороны покупателей и продавцов;

торговля массовыми однородными товарами, качественно сравнимые, отдельные партии которых полностью взаимозаменяемы,

спекулятивный характер сделок, стремление участников торговли к максимальному коммерческому результату - экономический двигатель биржевой торговли. Кроме того, дополнительные черты приобретает фьючерсная биржевая торговля: фиктивный характер сделок, целью которых является не потребительская, а меновая стоимость товара,

косвенная связь с рынком реального товара (через хеджирование); полная унификация потребительной стоимости товара, представителем которой служит биржевой контракт;

полная унификация большей части условий следки (количество товара, срок поставки);

    обеспеченность сделок и заменяем ость контрагентов по ним.

Фьючерсная биржа одновременно представляет собой рынок цен соответствующих товаров и оказывает существенное влияние как на формирование биржевых котировок, так и через механизм хеджирования на фактические цены конкретных сделок с реальным товаром, а в конечном счете, на конкурентоспособность фирм - производителей товаров[6]. Биржевой механизм поддерживает экономическую борьбу между предпринимателями за лучшие условия хозяйствования, за наиболее выгодные условия производства и реализации продукта, и получение максимального дохода. Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм на биржевом рынке.

    1. 2. Роль биржи в развитии рыночной экономики

Чтобы понять роль биржи в современной экономике, рассмотрим, как она возникла в России.

Убрав урожай, крестьяне везли его на ярмарку, чтобы продать, а затем взамен купить необходимые средства производства, одежду, обувь и т. д. По мере роста объемов и ассортимента товарной продукции, совершенствования транспортных средств и увеличения радиуса поставки товаров появилась необходимость строительства при рынках складов для хранения товаров, чтобы создать запасы и проводить вместо торгов один раз в неделю постоянную торговлю.

Постепенно отдельные базары, находящиеся в центрах производства зерна, скота и другой продукции, превратились в регулярно функционирующие оптовые рынки. Наряду с торговлей наличными товарами здесь стали заключать договоры на поставку товаров по образцам. Затем были разработаны типовые контракты по каждому виду продукции, в которых указывалось не только ее качество, но и стандартный размер партии. Со временем сами контракты стали объектом купли-продажи, а товары в натуральном выражении на биржу привозить перестали. С помощью биржи обеспечивался контакт между наибольшим количеством продавцов и покупателей. Таким образом, биржа родилась из базара, однако ее функции в результате эволюции изменились в такой степени, что для современной биржи купля-продажа товаров не является первостепенной задачей. Главными задачами для биржи стали: определение цен товаров на перспективу и обеспечение ценовой гласности; согласование планового и фактического спроса и предложения; страхование от колебаний цен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17