бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: теория цвета у Гумилева бесплатно рефераты

характеристики глаз человека обычно не употребляется (карие глаза). У

Гумилёва коричневыми являются глаза кенгуру: Чтоб его коричневые

глазки Мигом озарило торжество.(Кенгуру). Прилагательное золотой

может употребляться в метафорическом значении для характеристики глаз. Гумилёв

употребляет его как часть сложносоставного прилагательного: Золотоглазой

ночью Мы вместе читали Данта.(Какая странная нега.).

Нередко с помощью цветообозначений Гумилёв описывает волосы. Для

описания волос чаще всего применяется термин кудри, связанный с

фольклором. Наибольшее число цветообозначений волос связано с колоремой

седой. Обычно эта лексема символизирует мудрость ,старшинство, преклонный

возраст: Слегка седеющий поэт.(Памяти Анненского); И на сединах

их кудрей Алмазные венцы.(Мечи и поцелуи) И волны шептали сибиллы

седой заклинанья.(Осиан); От залива ветер влажный Спутал волосы седые

.(Генуя). Золотой цвет кудрей связан с положительными коннотациями. В

русском фольклоре частотно это цветообозначение. Оно символизирует молодость,

доброту: И нежит кудри золотые Венок из солнечных лучей. (Дева Солнца);

Солнце катится, кудри мои золотя.(После победы). Рыжий

цвет волос очень ярок: Рыжие кудри, крепость рук.(товарищ). Чёрный

цвет волос достаточно частотен в русской литературе и может иметь как прямое,

так и метафорическое значение: И как, мёд двухтысячелетний, Душными чёрными

волосами (Канцоны). Бронзовые кудри могут встречаться в фольклоре,

но в художественной литературе употребляются довольно редко: Твой лоб в

кудрях отлива бронзы.(Царица). Цветообозначение серебряный

метафорично употреблено поэтом в следующем случае: Сереброкудрой

зимою.(Какая странная нега.).

Цветообозначения, служащие для характеристики бороды, усов чаще всего

имеют прямое значение: Пока чернобородый муэдзин.(паломник); Старик величавый с

седой бородою.(Блудный сын); Бровей седеющих изгибы.(Туркестанские

генералы).

Рот, губы. Для характеристики губ используется красный и его

оттенки. Найденные поэтом цветовые эпитеты нередко имеют не только цветовое, но

и метафорическое значение. В русском фольклоре губы алые, коралловые

носят положительные коннотации: В нём кораллы нежных губок.

(Самоубийство). Красный цвет связан с романтикой, чувственностью,

любовью, это цвет крови. Этот яркий, горячий цвет у Гумилёва обычно

характеризует земную, чувственную сторону любви, бытия: Ещё от алых

женских губ Пылали ярко щёки.(В библиотеке); К устам душистым и

румяным.(Осенняя песня); Губы красны, взор спокоен.(Осенняя песня);

Его уста ─ пурпуровая рана.(Портрет мужчины).

Зубы. Белые зубы являются принадлежностью здоровых красивых

молодых людей (часто женского пола). Блеск может означать хищность: Ты увидишь

пред собой блудниц С острыми жемчужными зубами.(За гробом).

Кожа. Цветообозначение кожи чаще всего имеет прямое значение, называя

природный цвет кожи человека (цвет кожи может говорить о расе): Девы-жрицы с

эбеновой кожей.(Озеро Чад); Между кружев розоватость кожи.(Болонья);

И её атласистая кожа Опьяняла снежной белизной.(Заклинание).

Щёки. Розовые щёки ─ признак здоровья; красные

─ взволнованности, бледные ─ болезни, страха:

Краснощёких африканских парней.(Какая странная нега.); И щёки

розоватый жемчуг юга.(Сады души); И живая тень румянца

Заменяется тенью белой.(Самоубийство).

Шея. В фольклоре шея обычно белая. Смуглая шея указывает

на природный цвет кожи её владельца: На смуглой шее нить коралла.

Руки. Гумилёв довольно часто описывает руки. Если смуглый цвет

─ природный цвет кожи человека, то оттенки белого, серебряного

приобретают значение нежности, красоты: В смуглых ладонях лук и

сети.(Товарищ); На смуглых руках и ногах трепетали запястья.(Варвары);

И рукою загорелой Посылают поцелуй.(Сказка о королях); Забывающий

игрушки между белых усталых рук.(Жизнь); Наклонилась.достать

мечтает Серебристой тонкой рукой.(На берегу моря); И зачем эти

тонкие руки Жемчугами прорезали тьму.(Корабль).

Пальцы: Свой белый пальчик приложа.(Самосовершенство).

Ногти. Розовый цвет ногтя ─ признак здоровья: Посыпая

толчёным рубином Розоватые длинные ногти.(Помпей у пиратов).

Цветообозначения составляющих частей организма (органов, крови).

Сердце ─ главный орган человека, это символ самой жизни, чувств,

любви. В сознании человека сердце всегда красное. Цветообозначение

золотой, носит яркий символический характер, положительные коннотации: Но

скорбное сердце моё заревое.(Сон Адама); И бешенством ваши

нальются сердца и печалью И будут красней виноградных

пурпуровых лоз.(Варвары); Золотое сердце России.(Наступление).

Кровь. Образ крови играет большую роль в ранней лирике Гумилёва (как и

цветообозначение кровавый). Кровь является прототипом красного

цвета, хотя в художественной литературе функционируют и другие цветовые

характеристики крови (чёрный, голубой). Кровь ─ символ жизни,

любви, но существует и противоположное значение смерти, войны, битвы: Я плавал

в злате и крови.(Дева Солнца); И Смерть, и Кровь даны нам

Богом.(Дева Солнца); Их глухая тоска там колышет снега Красной кровью

─ ведь их ─ зажжены горизонты.(Современность). Кровь ─ яркое

имплицитное цветообозначение, которое, для придания большей выразительности,

поэт может дополнить усилительным цветообозначением.

Цветообозначение человека.

Нередко поэт использует цветообозначения при описании человека. Гумилёв

употребляет несколько основных наименований человека, специфика которых

обусловлена особенностями его поэзии. Это такие лексемы, как Жених,

Невеста, Дитя, Всадник, дева, воин и т.п. Для характеристики человека поэт

использует цвета, несущие основную символическую нагрузку в его творчестве

белый, красный, золотой чёрный: Она идёт, краса дриад,

Стыдливо-белая Невеста.(Осенняя песня); Призрак Счастья, Белая Невеста

.(Ягуар); Ты совсем, ты совсем снеговая, Как ты странно и страшно

бледна.(Отравленный); И в храме Белое Дитя.(Осенняя песня); И Белый

Всадник кинул клик.(осенняя песня); Белые бродят итальянцы

.(Абиссинские песни); Белый воин был так строен.(Осенняя песня);

Надо мною взор кровавый Золотого Жениха.(Невеста льва); Ты казалась

золотисто-пьяной.(Смерть); Про чёрную деву, про страсть молодого

вождя.(Жираф); Красные, как медь, нагие люди.(Блудный сын); От

белизны их обнаженных тел.(Падуанский собор); И загорелый

кормчий ловок.(На море); Смуглым и жестоким пикадорам.(

Блудный сын). Лишь в последних трёх случаях цветообозначения носят чисто

номинативный характер ─ природный цвет кожи человека; остальные цветовые

характеристики человека глубоко символичны.

2.2 Мир артефактов и их цветообозначение

Артефакты ─ продукты целенаправленной человеческой деятельности.

Цветообозначения артефактов имеют различный характер. В.Г.Кульпина предлагает

следующую их классификацию:

1) артефакты «метонимического цвета» ─ артефакты, сохранившие

природный или синтетический цвет того материала, сырья, из которого они сделаны

(изделия из металла);

2) артефакты «онтологического цвета» ─ предметы, сделанные из

подвергшегося крашению материала или приобретшие цвет в результате нанесения

краски;

3) артефакты «образно-метафорического цвета» ─ результат

писательской рефлексии, имеют место в художественной литературе; если автор

стремится придать достоверность описываемому, характеризует предметы

стандартными цветообозначениями. [Кульпи-

на 2001, 187].

Цветообозначение одежды.

Неотъемлемой частью портрета у Гумилёва является одежда. Особенность его поэзии

состоит в том, что чаще всего это не обычная, повседневная одежда современная

автору, а историческая, экзотическая одежда, обусловленная особым

художественным миром, созданным в произведениях Гумилёва. В основном это яркая

одежда, окрашенная в оттенки красного, ─ символ чувственности,

иногда власти. Поэт употребляет следующие лексемы: одежда ─

Горели алые одежды. В одежде розовой жреца.(Царица); Нежной,

бледной, в пепельной одежде.(Смерть); Возвращаются дети в красном.

(Пиза); плащ ─ И на плечах багряный плащ.(Товарищ); Злой

насмешник в красном плаще.(Маргарита); Распутник в раззолоченном

плаще.(Это было не раз); мантия ─ В пурпурной мантии

декана.(Дон Жуан в Египте); Нетленный пурпур королевских мантий

.(Пятистопные ямбы); Сверкают в золоте лучей их мантий багрецы.(Мечи и

поцелуи); манжетыГранатов алых для манжет

.(Рондалла); С розоватых брабантских манжет.(Капитаны);

хитон ─ Юный маг в пурпуровом хитоне.(Заклинание); Старый

хитон мой изодран и чёрен.(Императору); тога ─ Старый

доктор сгорблен в красной тоге.(Болонья); фрак ─ В

красном фраке с галунами.(Маэстро); убор ─ И в пурпуровом

уборе император вышел в море.(Мореплаватель Павзаний); камзол

─ Его камзол пылает красный.(Осенняя песня); платье

─ А тихая девушка в платье из красных шелков.(Я Верил, я думал.);

риза ─ И душу смутную одень своею ризою жемчужной.(Вечер);

рубашка ─ Палач, в рубашку синюю одетый.(Фра Беато Анджелико);

порфира ─ Однажды сидел я в порфире златой.(Песня о певце и

короле); хламида ─ Под пёстрой хламидой он прятал

косу.(Возвращение); халат ─ На нём халат изодранный, а

новый, Лиловый, шитый золотом, в мешке.(Паломник); пояс

─ Я надела алый пояс.(Невеста льва); вуаль

Обвернув лицо зелёной вуалью.(Абиссинские песни); фата

─ Бледная дева под траурно-чёрной фатой.(В

библиотеке); венец. Горел мой алмазный венец.(Песня о певце и

короле).

Цветообозначение воинского снаряжения.

Гумилёв сам был военным, его привлекала рыцарская романтика. Нередко герой его

лирики ─ храбрый воин, рыцарь, неотъемлемой частью характеристики

которого является воинское снаряжение. Чаще всего для характеристики воинского

снаряжения поэт использует цветообозначения разных металлов. Гумилёв

употребляет в своей лирике следующие виды военного снаряжения: щит

─ Их щиты как серебро.(Сказка о королях); Я к

серебряному щиту прикую стальную цепь.(Рыцарь с цепью); Сверкнули

золотом щиты.(Поединок); Над море встал алмазный щит Богини

воинов, Паллады.(Возвращение Одиссея); меч ─ Силой огненных

мечей.(Сказка о королях); С окровавленным мечом. панцирь

─ Видят только панцирь белый.(Сказка о королях); Белый

панцирь так и блещет.(Неоромантическая сказка); кольчуга

Персей в кольчуге из горящей меди.(Баллада); шлем

─ Мерцая шлемом золотым.(Поединок); арбалет

Что сразить морскую гидру Может чёрный арбалет.(Капитаны). Сюда

же мы относим и лексему арена ─ На арене кровавой

.(Игры). Особенностью поэзии Гумилёва является использование для характеристики

воинского снаряжения цветообозначения белый ─ символа честности,

чести, чистоты.

К артефактам мы относим также музыкальные инструментыЗлатые

арфы многострунны.(На молитвы Грига); И серебряный рог заревой

.(Завещание); водные сооружения ─ От кормы, разукрашенной

красным.(Помпей у пиратов); Завесы чёрных гондол.(Венеция); изделия из

металлаСеребряный рог, изукрашенный костью

слоновьей. На бронзовом блюде рабы протянули герольду.(Варвары); а также

следующие случаи: В кружевной и розовой кроватке.(Крыса); Что под

зонтиком зелёным.(Неаполь); Ехала чёрная карета.(Сказка); С кипрских

холмов золотое вино.(Возвращение Одиссея); Мне стакан золотого вина

.(Отравленный).

Нередко при помощи цветообозначений Гумилёв описывает различные строения

. Наименования строений не совсем обычны, экзотичны, что объясняется

особенностями художественного мировоззрения поэта. Для цветовой характеристики

строений поэт использует яркие, насыщенные цвета, в основном оттенки

красного, голубой: А потом в голубом терему.(В небесах); У

кого есть дом С голубыми ставнями.(Заводи); И город с голубыми

куполами.(Сонет); Голубая беседка Посредине реки.(Китайская

девушка); Пред красными, как зарево, шатрами.Юдифь); В

пурпуровой зале я слушать был рад.(Песня о певце и короле); И ласкает

быстрый Тибр ступени Гордо розовеющих дворцов.(Каракалла); На пагоде

пёстрой.(Я верил, я думал.); Где чернеют остатки забора.(Мечты).

2.3 Цветообозначение реалий религиозного мира

Род Гумилёвых был очень религиозен: дед служил дьяконом, дядя преподавал в

Рязанской гимназии, отец поэта учился в духовной семинарии. В произведениях

Гумилёва важен призыв к вере. Поэт часто описывает реалии религиозного мира при

помощи цветообозначений. Самым частотным является цветообозначение золотой. Его

употребление довольно обычно и имеет в большинстве случаев прямое значение;

описывается материал, из которого изготовлен предмет, либо он получает данную

цветовую характеристику путём крашения: крест ─ Мой крест

золотой прижимал к губам.(Крест); Но на них золотые кресты

.(Родос); монастырь ─ Но старикам ─ золотоглавые

Святые белые скиты.(Старые усадьбы); Есть на море пустынный

монастырь Из камня белого, золотоглавый.(Пятистопные ямбы);

В тот золотой и белый монастырь.(Пятистопные ямбы).

Золотой часто сочетается с белым при характеристике реалий

религиозного мира. Белый почти так же частотен, как золотой. Но

если в сочетании с золотым белый обозначает торжественность, величие,

идеал, то употребление колоремы белый с лексемами гроб, труп

, говорит о значении смерти, чистоты перед ее лицом: Два белые, белые гроба.(Мне

снилось.); Как мрамор белый женский труп.(Песня о певце и короле).

Сходны употребления цветообозначений розовый и голубой

значение невинности, чистоты, непорочности: рай ─ Светлый рай,

что розовее Самой розовой звезды.(Христос); Блеснёт сиянье розового

рая.(Баллада) Созидали башни храмам Голубеющего рая.(Маэстро); На

розоватом мраморе могил.(Гиена); И его голубая гробница.(Корабль).

Цветообозначение зелёный дважды употребляется со словом храм.

Зелёный ─ цвет растений, природы, символ надежды: А потом в твоём

зелёном храме.(Каракалла); Вы все, паладины Зелёного Храма

.(Капитаны).

Интересно употребление цветообозначений чёрный и огненный в

следующем случае: Встал храм, чернеющий во мраке, Над сумрачными алтарями

Горели огненные знаки.(Средневековье). Здесь эти

цветообозначения символизируют рок, судьбу.

Цветообозначение пламенный имеет значение яркий, близкий к солнцу: Как дева

пламенного рая.(Дева Солнца).

Употребление цветообозначения красный, усиленного лексемой пламя

, со словом Бог глубоко символично ─ разрушительная сила,

сметающая всё старое на своём пути: Русь бредит Богом, красным

пламенем.(Старые усадьбы).

2.5 Цветообозначение отвлечённых понятий

Довольно часто в ранней лирике Гумилёв описывает при помощи цветообозначений

некие отвлечённые понятия, не обозначающие предмета, а, следовательно,

лишённых цветовых свойств физически, хотя и приобретающие таковые в

человеческом сознании.

Такие лексемы, как высота, простор нередко имеют при себе в

художественной литературе цветообозначение голубой. Сюда же отнесём и

лексему владенья. Все они, без сомнения, имеют положительную

коннотацию, связанную с романтическим восприятием мира: Сын голубой

высоты.(Песнь Заратустры); Где-то там, в высоте голубой.(Иногда я

бываю печален.); Так ли с сердца бремя снимет Голубой простор

.(Ангел-хранитель); Чтоб плыть к бирюзовым владеньям.(Отказ).

Лексема глубина может иметь цветовую характеристику чёрная, если

речь идёт об особой окрашенности водоёма в ненастную погоду (в прямом

значении): Плавающий в чёрной глубине.(Открытие Америки).

Лексемы со значением света, блеска нередко получают цветовую

характеристику, причём поэт использует разнообразные колоремы: Долина

серебряным блеском объята.(Сон Адама); Синий блеск наш взор

заворожит.(Пещера сна); В красноватом отблеске лампадки.(Крыса); И

долго раза на полу Горела пурпурным сияньем И наполняла полумглу

Сребристо-горестным рыданьем.(Осенняя песня).

Перейдём, таким образом, к лексемам, которые обычно не имеют цветовой

характеристики даже в языке художественной литературы, поэтому их

употребление является особенностью поэзии Гумилёва.

Выделим лексемы с явно положительной семантикой, которая подчёркивается

цветообозначениями голубой, золотой, лазурный, огненный: счастье

Голубеющим счастьем печали.(Сказка о королях); здоровье

─ И в жилы пролью золотое здоровье.(Видение);

совершенство ─ Лазурное вскрывалось совершенство.(Орёл);

мечты ─ В нашем зареве мечты.(Дева Солнца);

Огненные грёзы Люцифера.(За гробом); сон ─ У тех царей

лазурный сон.(Мечи и поцелуи).

Присутствуют также и явно отрицательные лексемы, характеризующиеся при помощи

колорем чёрный, кровавый: ужас ─ В их мозгу

гнездится ужас чёрный.(Открытие Америки); То беды кровавой не

избыть. жребий ─ Мой чёрный жребий будет

вынут.(Возвращение Одиссея).

Интересно употребление цветообозначения золотой со словами горе,

безобразье: явно отрицательная коннотация, смягчается в сторону

положительной, сочувственной, снисходительной оценки: К золотому безобразью

.(Неаполь); В золотом невинном горе.(Мореплаватель Павзаний).

Цветовая характеристика лексемы поцелуй явно символична, красный,

кровавый означает земную, роковую, чувственную любовь-страсть: Поцелуи

окрашены кровью.(Это было не раз); От мучительных красных лобзаний

.(Завещание).

Присутствуют и другие лексемы, не относящиеся с достаточными основаниями ни к

положительным, ни к отрицательным по семантике: жертва

Жертвой будь голубой предрассветной.(Иногда я бываю печален);

мирМир мне кажется рябым.(Дождь); цвет

─ Дышит негою одною С нашим цветом, белым цветом.(Сказка о

королях).

Отдельно выделим цветообозначения лексем, имеющих в семантике отношение к

настоящему, прошлому, будущему времени или его измерению: годы

И забуду годы чёрные.(Возвращение Одиссея); вчера ─ Лучше

слепое Ничто, Чем золотое Вчера.(В пути); старина ─ Такая

скучная и томная Незолотая старина.(Старина).

Употребление лексемы чёрный со словом годы довольно традиционно,

а вот цветообозначение золотой с лексемами Вчера, Старина

─ особенность поэзии Гумилёва.

Существуют в лирике Гумилёва также существительные, сочетающие в своей семантике

значение цвета и реалии, которую они обозначают: Пусть пьянящие багрецы

Точно окна будут нам.(Сказка о королях); В сверканье сладком белизны

.(Анакреонтическая песенка); Крылатого зовёт играть в лазури.(Фра Беато

Анджелико); Словно пролит купорос.(Дождь); Только зелень стала чуть

зловещей.(Дождь); Католицизм в лазури распростёр.(Падуанский собор).

Есть в поэзии Гумилёва и цветовые характеристики лексем, не нашедших особой

тематической зоны в нашей классификации: мифическое существо ─ Фея гор и

властительно-пурпурный гном.(Сказка о королях); болезнь

Где засела малярия с жёлтым бешеным лицом.(Неаполь). Их

употребление ─ особенность поэзии Гумилёва.

Заключение

В нашей работе мы осуществили компонентный анализ единиц поля цвета ранней

лирики Н.С.Гумилёва. Для этого мы решали следующие задачи:

1) путём сплошной выборки выявили все случаи употребления цветовой лексики;

2) определили состав и структуру ЛСП цвета, организованного этими

цветообозначениями;

3) установили самое объёмное микрополе и выявили самые частотные

цветообозначения;

4) осуществили классификацию цветовых единиц и установили особенности их

функционирования в творчестве Гумилёва.

Обобщая материал нашей работы, можно сделать следующие выводы об особенностях

цветоупотребления в ранней лирике Н.С.Гумилёва:

1. Состав ЛСП цвета поэзии Гумилёва совпадает с общеязыковым.

Исключение составляет поле жёлтого цвета, которое, в отличие от

общеязыкового (в котором доминирует прилагательное жёлтый), получило

доминанту золотой. Итак, поле цвета у Гумилёва состоит из 8

микрополей: красного, синего, зелёного, золотого, коричневого, белого,

серого, чёрного цветов.

2. Самым объёмным является микрополе красного

цвета. Самые частотные цветообозначениязолотой, белый,

красный.

3. Обозначения цвета распределяются по тематическим зонам. Мы

выделили две основные зоны: природную и социолингвистическую. Каждая из

этих зон состоит из нескольких подгрупп, соотносительных с реалиями,

которые они описывают.

4. Цветообозначения ЛСП поэзии Гумилёва в основном сохраняют общеязыковое

значение, однако качественное цветовое значение лексемы дополняется

символическим значением или даже отходит на второй план. Символическое

значение создаётся в контексте стихотворения и всего творчества поэта. С

помощью цветового окружения, имплицитных цветообозначений может передаваться

как традиционно-символическое значение, так и индивидуально-авторское.

Цветовая картина мира Н.С.Гумилёва имеет свои яркие индивидуальные особенности,

что обусловлено неповторимостью цветовидения и художественного мировоззрения

поэта. «Слишком велика, остра и ненасытно чувственна была страсть Гумилёва к

яркому, звучащему и красочному миру. Мало того, что зрение его стиха было

цветным и стереоскопичным, многогранным, оно ещё было на редкость жадным,

цепким и ненасытно восприимчивым ко всем проявлениям жизни»,

[4]─ писал Павловский. Тяготение к ярким, насыщенным краскам, к

описанию экзотических стран, героев, животных, драгоценных камней и металлов

─ основное свойство творческой ищущей личности поэта-путешественника. Вот

как писал Жирмунский: «Искание образов и форм, по своей силе и яркости

соответствующих его мироощущению, влечёт Гумилёва к изображению экзотических

стран, где в красочных и пёстрых видениях, находит зрительное, объективное

воплощение его грёза.»[5]

Сегодня актуальность изучения терминов цвета растёт. Концепция лингвистики

цвета как самостоятельной научной парадигмы в современном языкознании

приобретает всё более конкретные черты. [Кульпина 2001, 441]. Подробное

изучение художественного произведения в аспекте цвета способствует более

глубокому пониманию его особенностей, творчества писателя в целом и его

мировоззрения.

Литература

1. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в современном русском языке.

─ М.: Наука, 1975. ─ 287 с.

2. Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного: Документальная повесть

о жизни и творчестве Н. Гумилёва: Годы 1886-1913. ─М.: Мысль, 1995.

─ 351 с.

3. Брюсов В. Ремесло поэта (статьи о русской поэзии). ─ М.:

Современник, 1981.

4. Грязнова А. Т. Возвращение к истокам // Русский язык в школе. ─

№4. ─2002. ─ С. 67-69.

5. Гумилёв Н. С.: личность и творчество. Николай Гумилёв в оценке русских

мыслителей и исследователей: Антология / [сев.-зап. отд.-ние Рос. Акад. обр-

я. Рус. христиан. гуманит. ин.-т. ─ СПб.: изд.-во Рус. христиан

гуманит. ин-та ─ 1995. ─ 671 с.

6. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. ─ Л.:

Наука, 1977. ─ 407 с.

7. Давидсон А. Б. Николай Гумилёв. Поэт, путешественник, воин. ─

Смоленск: Русич, 2001. ─ 416 с.

8. Клинг О. Стилевое становление акмеизма: Н. Гумилёв и символизм.//

Вопросы литературы. ─ Вып. 5. ─ 1995.

9. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском

языках / Факультет иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова. ─ М.:

Московский Лицей, 2001. ─ 470 с.

10. Лавренев Б. Поэт цветущего бытия: [о Н. С. Гумилёве] // Звезда Востока.

─ 1988. ─ №3. ─ С. 148-183.

11. Матвеев Б. И. Цветопись в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

//Русский язык в школе. ─ №1. ─ 2003.

12. Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. Репринтное издание.

─ М.: «Вся Москва», 1990. ─ 316 с.

13. Николай Гумилёв. Избранное. / Сост., вступ. ст., коммент., лит.-биогр.

Хроника И. А. Панкеева. ─ М.: Просвещение, 1990. ─ 383 с.

14. Н. С. Гумилёв: PRO et CONTRA. Сост., вступ. Ст. и прим. Ю. В. Зобнина.

─ СПб.: РГХИ, 2000. ─ 672 с.

15. Павловский А. Николай Гумилёв: [К 100-летию со дня рождения русского

писателя] // Вопросы литературы. ─ 1986. ─ №10. ─ С. 94-

131.

16. Полушин В. Поэту дальних странствий: Документальная повесть о жизни и

творчестве Н. С. Гумилёва // Кодры. ─ 1998. ─ №6. ─ С. 128-

139.

17. Скатов Н. Н. «Мечту свою создам.» ─ Поэзия Гумилёва. //Русская

литература. Совет. лит.─ М. ─ 1989. ─ С. 311-317.

18. Смирнова Л. А. Поэзия Н. Гумилёва. Образное воплощение творческого

поиска // Русская литература 20 в.: Справ. мат. ─ М. ─ 1995.

─С. 136-146.

19. Слободнюк С. Л. Н. С. Гумилёв: Проблемы мировоззрения и поэтики: Моногр.

─ Душанбе: Сино, 1992. ─ 181 с.

20. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для высш.

учеб. заведений: В 2 ч. ─Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и

орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика.

Словообразование./ Под. Ред. Е. И. Дибровой. ─ М.: Издат.-ий центр

«Академия», 2001. ─ 544 с.

21. Соколова Т. С. Очерки по русской лингвофольклористике: Монография.

─ Белгород, 2002. ─ С.188.

22. Шемякин Ф. Н. К вопросу о соотношении слова и наглядного образа (цвет и

его название). // Изв. АПН РСФСР. ─ Вып. 113.

23. Чумак-Жунь И. И. Лексико-семантическое поле цвета в языке поэзии И. А.

Бунина: состав и структура, функционирование. Диссертация на соискание. канд.

филологич. наук. ─ Киев, 1996. ─ 187 с.

Источники

Гумилёв Н. Сочинения. В 3 т. Т. 1. Стихотворения; Поэмы / Вступ. Ст., примеч.

Н. Богомолова. ─ М.: Худож. лит., 1991. ─ 590 с.

Словари

1. МАС ─ Словарь русского языка в 4 т. (АН СССР Ин-т рус. Яз.; Под

ред. А. П. Евгеньевой. ─ 3-е изд., стереотип. ─ М.: Русский язык,

1985-1988.

2. СОШ ─ Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под

ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. ─17-е изд., стереотип. ─

М.: Рус. Яз., 1985, ─ 797 с.

[1] Гумилёв Н. Избранное / Сост., вступ.

ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И. А. Панкеева. ─М.: Просвещение,

1990. ─ С. 15.

[2] Грязнова А. Т. Возвращение к истокам //

Русский язык в школе. ─ №4. ─ 2002. ─ С. 67.

[3] Здесь и далее произведения Гумилёва

цитируются по: Гумилёв Н. Сочинения. В 3 т. Т. 1. Стихотворения; Поэмы / Вступ.

ст., сост., примеч. Н. Богомолова. ─ М.: Худож. лит., 1991. ─ 590

с.

[4] Павловский А. Николай Гумилёв: (К

100-летию со дня рождения русского писателя) // Вопросы литературы.─

1986. ─ №10. ─ С. 118.

[5] Жирмунский В. М. Преодолевшие

символизм. Н. Гумилёв. // Н. С. Гумилёв: PRO et CONTRA. Сост., вступ. Ст. и

прим. Ю. В. Зобнина. ─ СПб.: РГХИ, 1995. ─ С. 422.

Страницы: 1, 2, 3, 4