бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: теория цвета у Гумилева бесплатно рефераты

Курсовая: теория цвета у Гумилева

Содержание

I. Введение................3-6

Основная часть

II. Теоретическая часть

§ 1. Понятие лексико-семантического поля

в лингвистике....................7-8

§ 2. ЛСП цвета....................9-10

III. Практическая часть

§ 1. Состав и структура поля цвета

в языке поэзии Гумилёва...............10-11

§ 2. Самое объёмное микрополе.............11-12

§ 3. Самые частотные цветообозначения...........12

§ 4. Сложные цветообозначения-

прлагательные.....................13

§ 5. Частеречная принадлежность

цветообозначений...................14

§ 6. Имплицитные цветообозначения.........14-15

§ 7. Классификация цветообозначений

по тематическим зонам и особенности

их функционирования................16-40

IV. Заключение.............41-42

V. Литература.................43-44

VI. Источники...................45

VII. Словари...................45-46

Введение

Темой нашей курсовой работы является «Поле цвета в поэзии Н.С.Гумилёва».

Слова со значением цвета в русском языке образуют лексико-семантическое поле

цвета. Цветообозначения поля могут быть рассмотрены в различных аспектах:

формальном, функциональном, семантическом и т.д. Слова со значением цвета

претерпевают постоянное развитие и изменения в языке. Результатом

семантического развития цветовых слов явилось сосуществование в языке их

прямых, переносных и символических значений, что активно использовалось и

используется в различных видах словесного художественного творчества. В

конструировании мира художественного произведения существенную роль играет

подбор цветообозначений и их использование, так как характер функционирования

цветовых слов в произведении отражает своеобразие стиля автора, его

творческую индивидуальность и неповторимость видения мира. Поэтому не

случайно усилия многих исследователей художественной речи направлены на

изучение цветового

видения мира писателей.

Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и

многофункциональное изобразительное средство, но по смысловой сгущенности и

эмоциональной насыщенности даже в минимальном контексте главное место

занимает поэзия. Изучались цветообозначения многих русских поэтов: С.Есенина,

М.Цветаевой, А.Блока, В.Маяковского и др. Наш исследовательский интерес

особенно привлекает поэзия Н.С.Гумилёва, чьё творчество начало изучаться

сравнительно недавно. Были изданы крупные работы, связанные с его биографией,

а также воспоминания современников поэта: В.В.Бронгулеева «Посредине

странствия земного», А. Давидсона «Николай Гумилёв», «Николай Гумилев в

воспоминаниях современников» под редакцией В. Крейда, однако отдельных работ

связанных с проблемой изучения цветообозначений в поэзии Гумилёва, как нам

известно, пока ещё нет, хотя его поэзия даёт богатейший и разнообразнейший

материал для исследования.

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) был поэтом, критиком, главой группы

акмеистов, путешественником, певцом эстетической экзотики и «сильной личности»

ницшеанского типа, продолжателем традиций чистого искусства. Свой первый

сборник издал в 1905 году, назвал «Путь конквистадоров» и считал пробой пера. В

него вошло 16 стихотворений и три поэмы. Главным образом сборника является

конквистадор, завоеватель далёких стран, покоритель судьбы. Следующим был

сборник «Романтические цветы», изданный в 1908 году и посвящённый Анне Анреевне

Горенко. Сборник включал 32 стихотворения и был замечен в литературе. Анненский

отозвался о нем так: «Зелёная книжка оставила во мне сразу же впечатление

чего-то пряного, сладкого, пожалуй, даже экзотического, но вместе с тем и

такого, что жаль было долго и пристально смаковать и разглядывать на свет: дал

скользнуть по желобку языка ─ и как-то невольно тянешься повторить этот

сладкий зелёный глоток. Зелёная книжка отразила не только искание красоты, но и

красоту исканий».[1] В апреле 1910 года

вышла третья книга стихов «Жемчуга». Она была посвящена Брюсову, которого

Гумилёв считал своим учителем. Следует отметить, что первоначально автор хотел

дать сборнику название «Золотая магия».

В издании 1910 года «Жемчуга» состоят из четырёх разделов: «Жемчуг чёрный»

(25 стихотворений), «Жемчуг серый» (17 стихотворений), «Жемчуг розовый» (16

стихотворений) и «Романтические цветы» (18 стихотворений).

В 1912 году вышла состоящая из пяти частей книга «Чужое небо». Эта последняя

«мирная» книга поэта стала лучшим сборником этого периода творчества

Гумилёва. В это время поэт готовился к очередному путешествию в Африку.

Неповторимая экзотичность любимой страны поэта оказала значительное влияние

на его творчество во всех аспектах, в том числе и в цветовом. Ничто другое не

могло, казалось, столь полно охарактеризовать Гумилёва, как слово

«путешественник» ─ и в жизни и в поэзии.

А последним дореволюционным сборником стал «Колчан», вышедший в декабре 1915

года.

В нашем исследовании мы ограничимся именно этим довоенным периодом творчества

Н.С.Гумилёва. К 1912 году поэзия Гумилёва вошла в свою силу, и уже ясно можно

было выделить её основные свойства: пластичность, экзотичность, декоративность

и необычайная многоцветность. «Цветовые прилагательные ─ одна из

характернейших примет стиля раннего Гумилёва».

[2] Ранние произведения Гумилёва изобилуют яркими, красочными деталями.

Особая роль цвета в поэзии Гумилёва проявляется уже в представленном кратком

обзоре сборников: это и яркая экзотичность «Пути конквистадоров», и насыщенный

зелёный «Романтических цветов», а сборник «Жемчуга» изначально является самым

многоцветным ─ здесь и золотой, и чёрный, и серый, и розовый.

Таким образом, не остаётся сомнений в правильности и обоснованности выбора

творчества Н.С.Гумилёва для исследования в аспекте, заявленном темой нашей

работы.

Актуальность темы является бесспорной ещё и потому, что данная работа

даёт возможность не только определить особенности цветовой картины мира в

поэзии Гумилёва, но также и углубить существующее представление о его

мировоззрении, что важно для исследования личности и творчества поэта в целом.

Объектом нашего исследования стала ранняя дореволюционная лирика

Н.С.Гумилёва (1905-1915). Предметом исследования являются

цветообозначения в языке ранней лирики Гумилёва. Основным источником

для сбора языкового материала послужило собрание сочинений: Н.С.Гумилёв.

Сочинения. – В 3 т. – Т. 1. Стихотворения; Поэмы / Вступ. Ст., сост., примеч.

Н.Богомолова. ─ М.:Худож. лит., 1991. ─ 590 с.

Целью нашего исследования является выявление состава и структуры поля

цвета русского языка в том виде, в котором оно представлено в поэзии Гумилёва,

а также установление особенностей его функционирования в произведениях.

В задачи исследования входит:

1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;

2. выявить все цветообозначения в поэзии Гумилёва;

3. определить состав и структуру лексико-семантического поля цвета,

организованного этими цветообозначениями;

4. установить самое объёмное микрополе;

5. выявить самые частотные цветообозначения;

6. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить

особенности их функционирования.

При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы:

1) описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со

значением цвета);

2) метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов,

их функциональную нагрузку ─ количество словоупотреблений той или иной

языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по

всему объёму материала и т.д.;

3) семантико-стилистический метод, который состоит в выяснении значения

языкового средства с опорой на словари;

4) метод контекстуального анализа (необходим для определения семантики

отдельно входящего в текст слова или фразы). [Соколова 20002, 67].

§1. Понятие лексико-семантического поля в лингвистике

Самой объёмной ономасеологической и семантической группировкой слов является

семантическое поле. Семантическое поле ─ это иерархическая организация

слов, объединённая одним родовым значением и представляющая в языке

определённую семантическую сферу. Ономасеологическим свойством семантического

поля является то, что в его основе находится родовая сема, или гиперсема,

обозначающая класс объектов. Семасиологическая характеристика поля

заключается в том, что члены поля соотносятся друг с другом по интегрально-

дифференциальным признакам в своих значениях. Это позволяет их объединять и

различать в пределах одного поля. [Диброва 2001, 260]. Собственно

семантическая структура поля состоит из следующих частей: 1) ядро поля

представлено родовой семой (гиперсемой). Гиперсема поля ─ семантический

компонент высшего порядка, организующий вокруг себя семантическое

развёртывание поля; 2) центр поля состоит из единиц, имеющих интегральное,

общее с ядром и рядоположительными единицами дифференциологическое значение;

3) периферия поля включает единицы, наиболее удалённые в своём значении от

ядра, общее родовое понятие здесь оттеснено в разряд потенциальной или

вероятностной семантики. Периферийные единицы могут иметь контекстуальное

значение, если поле строится по определённому тексту произведения. Обычно

периферийные единицы поля могут вступать в контакт с другими семантическими

полями, образуя лексико-семантическую непрерывность языковой системы.

Наиболее полно свойства ЛСП выделила И.И.Чумак:

1. Семантическое поле образуется множеством значений, которые имеют хотя

бы один общий компонент (общий семантический признак). Этот компонент обычно

выражается архилексемой (гиперлексемой), то есть лексемой с наиболее

обобщённым значением.

2. В ЛСП выделяются микрополя ─ семантические объединения, члены

которых связаны интегральным признаком, выражаемым обычно доминантой

микрополя (ядерной лексемой). Внешнюю структуру микрополя составляет ядро и

несколько областей, одни из которых могут располагаться в непосредственной

близости к ядру (ближняя периферия), а другие на периферии микрополя (дальняя

периферия).

3. Внутренняя структура поля понимается как набор корреляций, связывающих

семантические единицы.

4. Для поля характерна взаимоопределяемость элементов, выступающая иногда

в виде взаимозаменяемости этих элементов.

5. ЛСП не изолированы друг от друга. Каждое слово языка входит в

определённое ЛСП, причём, чаще всего, вследствие своей многозначности, не

только в одно.

6. Одно семантическое поле может включаться в другое поле более высокого

уровня. [Чумак 1996, 11].

§2. Лексико-семантическое поле цвета

Лексико-семантическое поле цвета ─ это группа слов, обозначающих цвет,

обладающая высокой степенью организованности и образующих систему. Интегральным

признаком, присущим каждому члену системы, является значение цвета.

Архилексемой ЛСП цвета является сема цвет

─ общая сема родового значения ЛСП. Это объединяющий элемент, входящий

в семантический набор каждого из членов поля.

В качестве исходной составной единицы ЛСП цвета нами рассматривается

колорема ─ двуплановая знаковая категория, характеризующаяся как

определённостью цветового значения, так и определённостью его выражения с

помощью конкретной лексической морфемы. [Чумак 1996, 13].

Основными свойствами ЛСП цвета являются:

1. множество значений, имеющих общий компонент цвет, образует ЛСП;

2. в ЛСП выделяются микрополя ─ семантические объединения,

связанные интегральным признаком ─ значением какого-либо конкретного

цвета, обычно выраженным доминантой поля;

3. взаимоопределяемость и возможная взаимозаменяемость элементов;

каждое слово языка входит в определённое ЛСП, и часто, в силу своей

многозначности, не в одно.

Итак, ЛСП цвета ─ это совокупность колорем, связанных отношением

подчинения с обобщающим понятием, выраженным архилексемой цвет.

Все цвета традиционно делятся на хроматические и ахроматические. В основе этого

деления лежат такие признаки, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Для

хроматических цветов обязательным качеством является цветовой тон

(красный, жёлтый, зелёный, синий и т.д.). Ряд ахроматических

цветов составляет переход от белого через серый к

чёрному.

Лексико-семантическое поле цвета в ранней лирике Н.С.Гумилёва

§1. Состав и структура поля цвета в языке поэзии Н.С.Гумилёва

Путём сплошной выборки мы выявили состав и структуру поля цвета в языке поэзии

Гумилёва. Оно включает 543 цветообозначения и состоит из 8 микрополей. Из ряда

хроматических цветов доминантами микрополей являются цветообозначения

красный, синий, зелёный, жёлтый, так как обладают важнейшим признаком

доминантных лексем ─ невозможностью определения их лексического значения

через другие цветообозначения. Их словарная дефиниция имеет схему: «имеющий

окраску одного из основных цветов спектра.» + «похожий цветом на

(ср.: «Красный ─ имеющий окраску одного из основных цветов

спектра, цвета крови» ─МАС, 2, 160; «Зелёный ─ имеющий

окраску одного из основных цветов спектра, цвета травы» ─ МАС, 1, 852; «

Синий ─ имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета

синьки» ─ МАС, 4, 154; Жёлтый ─ имеющий окраску одного из

основных цветов спектра, цвета золота» ─ МАС, 1, 650).

Особенностью поэзии Гумилёва является то, что в его поле цвета, в отличие от

общеязыкового, в котором доминирует прилагательное жёлтый,

наиболее активной и частотной является колорема золотой.

Цветообозначение золотой образует собственный

словообразовательный ряд (золотой ─ золотистый, золотисто-огненный,

золотисто-пьяный, незолотой), а также включается в словарную дефиницию

цветообозначения жёлтый и является самой употребительной

колоремой в ранней лирике Гумилёва. Поэтому мы можем включить это

цветообозначение в микрополе золотого цвета в качестве

доминанты.

Кроме того, в лексико-семантическом поле цвета русского языка выделяется ещё

одно микрополе, члены которого объединяются вокруг колоремы коричневый

, которая обладает всеми релевантными признаками доминантных лексем.

Среди слов, обозначающих ахроматические цвета, семантическим критериям,

предъявляемым доминантным лексемам, удовлетворяют слова белый и

чёрныйБелый ─ цвета снега, молока или мела»

─ МАС, 1, 78; «Чёрный ─ цвета сажи, угля» ─

МАС, 4, 912).

Выделяется ещё одно микрополе с доминантой серый. Хотя данное

цветообозначение и не удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к

доминантным лексемам («Серый ─ цвет, получающийся при

смешении чёрного с белым, цвет пепла» ─ МАС, 2, 116), но вокруг него

группируется ряд синонимов, составляющих микрополе с доминантой серый

(серый ─ седой, сизый, пепельный).

Таким образом, вокруг лексем красный, синий, зелёный, золотой,

коричневый, серый, белый, чёрный группируются микрополя, периферийные

члены которых толкуются через соответствующие ядерные лексемы и имеют

дополнительные уточняющие (конкретизирующие) семы.

§2. Самое объёмное микрополе

Мы выявили количество оттенков в каждом микрополе. Самым объёмным является

микрополе красного цвета. Оно включает 184

цветообозначения и 28 оттенков. Доминанта поля ─

Страницы: 1, 2, 3, 4