Курсовая: теория цвета у Гумилева
Курсовая: теория цвета у Гумилева
Содержание
I. Введение................3-6
Основная часть
II. Теоретическая часть
§ 1. Понятие лексико-семантического поля
в лингвистике....................7-8
§ 2. ЛСП цвета....................9-10
III. Практическая часть
§ 1. Состав и структура поля цвета
в языке поэзии Гумилёва...............10-11
§ 2. Самое объёмное микрополе.............11-12
§ 3. Самые частотные цветообозначения...........12
§ 4. Сложные цветообозначения-
прлагательные.....................13
§ 5. Частеречная принадлежность
цветообозначений...................14
§ 6. Имплицитные цветообозначения.........14-15
§ 7. Классификация цветообозначений
по тематическим зонам и особенности
их функционирования................16-40
IV. Заключение.............41-42
V. Литература.................43-44
VI. Источники...................45
VII. Словари...................45-46
Введение
Темой нашей курсовой работы является «Поле цвета в поэзии Н.С.Гумилёва».
Слова со значением цвета в русском языке образуют лексико-семантическое поле
цвета. Цветообозначения поля могут быть рассмотрены в различных аспектах:
формальном, функциональном, семантическом и т.д. Слова со значением цвета
претерпевают постоянное развитие и изменения в языке. Результатом
семантического развития цветовых слов явилось сосуществование в языке их
прямых, переносных и символических значений, что активно использовалось и
используется в различных видах словесного художественного творчества. В
конструировании мира художественного произведения существенную роль играет
подбор цветообозначений и их использование, так как характер функционирования
цветовых слов в произведении отражает своеобразие стиля автора, его
творческую индивидуальность и неповторимость видения мира. Поэтому не
случайно усилия многих исследователей художественной речи направлены на
изучение цветового
видения мира писателей.
Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и
многофункциональное изобразительное средство, но по смысловой сгущенности и
эмоциональной насыщенности даже в минимальном контексте главное место
занимает поэзия. Изучались цветообозначения многих русских поэтов: С.Есенина,
М.Цветаевой, А.Блока, В.Маяковского и др. Наш исследовательский интерес
особенно привлекает поэзия Н.С.Гумилёва, чьё творчество начало изучаться
сравнительно недавно. Были изданы крупные работы, связанные с его биографией,
а также воспоминания современников поэта: В.В.Бронгулеева «Посредине
странствия земного», А. Давидсона «Николай Гумилёв», «Николай Гумилев в
воспоминаниях современников» под редакцией В. Крейда, однако отдельных работ
связанных с проблемой изучения цветообозначений в поэзии Гумилёва, как нам
известно, пока ещё нет, хотя его поэзия даёт богатейший и разнообразнейший
материал для исследования.
Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) был поэтом, критиком, главой группы
акмеистов, путешественником, певцом эстетической экзотики и «сильной личности»
ницшеанского типа, продолжателем традиций чистого искусства. Свой первый
сборник издал в 1905 году, назвал «Путь конквистадоров» и считал пробой пера. В
него вошло 16 стихотворений и три поэмы. Главным образом сборника является
конквистадор, завоеватель далёких стран, покоритель судьбы. Следующим был
сборник «Романтические цветы», изданный в 1908 году и посвящённый Анне Анреевне
Горенко. Сборник включал 32 стихотворения и был замечен в литературе. Анненский
отозвался о нем так: «Зелёная книжка оставила во мне сразу же впечатление
чего-то пряного, сладкого, пожалуй, даже экзотического, но вместе с тем и
такого, что жаль было долго и пристально смаковать и разглядывать на свет: дал
скользнуть по желобку языка ─ и как-то невольно тянешься повторить этот
сладкий зелёный глоток. Зелёная книжка отразила не только искание красоты, но и
красоту исканий».[1] В апреле 1910 года
вышла третья книга стихов «Жемчуга». Она была посвящена Брюсову, которого
Гумилёв считал своим учителем. Следует отметить, что первоначально автор хотел
дать сборнику название «Золотая магия».
В издании 1910 года «Жемчуга» состоят из четырёх разделов: «Жемчуг чёрный»
(25 стихотворений), «Жемчуг серый» (17 стихотворений), «Жемчуг розовый» (16
стихотворений) и «Романтические цветы» (18 стихотворений).
В 1912 году вышла состоящая из пяти частей книга «Чужое небо». Эта последняя
«мирная» книга поэта стала лучшим сборником этого периода творчества
Гумилёва. В это время поэт готовился к очередному путешествию в Африку.
Неповторимая экзотичность любимой страны поэта оказала значительное влияние
на его творчество во всех аспектах, в том числе и в цветовом. Ничто другое не
могло, казалось, столь полно охарактеризовать Гумилёва, как слово
«путешественник» ─ и в жизни и в поэзии.
А последним дореволюционным сборником стал «Колчан», вышедший в декабре 1915
года.
В нашем исследовании мы ограничимся именно этим довоенным периодом творчества
Н.С.Гумилёва. К 1912 году поэзия Гумилёва вошла в свою силу, и уже ясно можно
было выделить её основные свойства: пластичность, экзотичность, декоративность
и необычайная многоцветность. «Цветовые прилагательные ─ одна из
характернейших примет стиля раннего Гумилёва».
[2] Ранние произведения Гумилёва изобилуют яркими, красочными деталями.
Особая роль цвета в поэзии Гумилёва проявляется уже в представленном кратком
обзоре сборников: это и яркая экзотичность «Пути конквистадоров», и насыщенный
зелёный «Романтических цветов», а сборник «Жемчуга» изначально является самым
многоцветным ─ здесь и золотой, и чёрный, и серый, и розовый.
Таким образом, не остаётся сомнений в правильности и обоснованности выбора
творчества Н.С.Гумилёва для исследования в аспекте, заявленном темой нашей
работы.
Актуальность темы является бесспорной ещё и потому, что данная работа
даёт возможность не только определить особенности цветовой картины мира в
поэзии Гумилёва, но также и углубить существующее представление о его
мировоззрении, что важно для исследования личности и творчества поэта в целом.
Объектом нашего исследования стала ранняя дореволюционная лирика
Н.С.Гумилёва (1905-1915). Предметом исследования являются
цветообозначения в языке ранней лирики Гумилёва. Основным источником
для сбора языкового материала послужило собрание сочинений: Н.С.Гумилёв.
Сочинения. – В 3 т. – Т. 1. Стихотворения; Поэмы / Вступ. Ст., сост., примеч.
Н.Богомолова. ─ М.:Худож. лит., 1991. ─ 590 с.
Целью нашего исследования является выявление состава и структуры поля
цвета русского языка в том виде, в котором оно представлено в поэзии Гумилёва,
а также установление особенностей его функционирования в произведениях.
В задачи исследования входит:
1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;
2. выявить все цветообозначения в поэзии Гумилёва;
3. определить состав и структуру лексико-семантического поля цвета,
организованного этими цветообозначениями;
4. установить самое объёмное микрополе;
5. выявить самые частотные цветообозначения;
6. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить
особенности их функционирования.
При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы:
1) описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со
значением цвета);
2) метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов,
их функциональную нагрузку ─ количество словоупотреблений той или иной
языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по
всему объёму материала и т.д.;
3) семантико-стилистический метод, который состоит в выяснении значения
языкового средства с опорой на словари;
4) метод контекстуального анализа (необходим для определения семантики
отдельно входящего в текст слова или фразы). [Соколова 20002, 67].
§1. Понятие лексико-семантического поля в лингвистике
Самой объёмной ономасеологической и семантической группировкой слов является
семантическое поле. Семантическое поле ─ это иерархическая организация
слов, объединённая одним родовым значением и представляющая в языке
определённую семантическую сферу. Ономасеологическим свойством семантического
поля является то, что в его основе находится родовая сема, или гиперсема,
обозначающая класс объектов. Семасиологическая характеристика поля
заключается в том, что члены поля соотносятся друг с другом по интегрально-
дифференциальным признакам в своих значениях. Это позволяет их объединять и
различать в пределах одного поля. [Диброва 2001, 260]. Собственно
семантическая структура поля состоит из следующих частей: 1) ядро поля
представлено родовой семой (гиперсемой). Гиперсема поля ─ семантический
компонент высшего порядка, организующий вокруг себя семантическое
развёртывание поля; 2) центр поля состоит из единиц, имеющих интегральное,
общее с ядром и рядоположительными единицами дифференциологическое значение;
3) периферия поля включает единицы, наиболее удалённые в своём значении от
ядра, общее родовое понятие здесь оттеснено в разряд потенциальной или
вероятностной семантики. Периферийные единицы могут иметь контекстуальное
значение, если поле строится по определённому тексту произведения. Обычно
периферийные единицы поля могут вступать в контакт с другими семантическими
полями, образуя лексико-семантическую непрерывность языковой системы.
Наиболее полно свойства ЛСП выделила И.И.Чумак:
1. Семантическое поле образуется множеством значений, которые имеют хотя
бы один общий компонент (общий семантический признак). Этот компонент обычно
выражается архилексемой (гиперлексемой), то есть лексемой с наиболее
обобщённым значением.
2. В ЛСП выделяются микрополя ─ семантические объединения, члены
которых связаны интегральным признаком, выражаемым обычно доминантой
микрополя (ядерной лексемой). Внешнюю структуру микрополя составляет ядро и
несколько областей, одни из которых могут располагаться в непосредственной
близости к ядру (ближняя периферия), а другие на периферии микрополя (дальняя
периферия).
3. Внутренняя структура поля понимается как набор корреляций, связывающих
семантические единицы.
4. Для поля характерна взаимоопределяемость элементов, выступающая иногда
в виде взаимозаменяемости этих элементов.
5. ЛСП не изолированы друг от друга. Каждое слово языка входит в
определённое ЛСП, причём, чаще всего, вследствие своей многозначности, не
только в одно.
6. Одно семантическое поле может включаться в другое поле более высокого
уровня. [Чумак 1996, 11].
§2. Лексико-семантическое поле цвета
Лексико-семантическое поле цвета ─ это группа слов, обозначающих цвет,
обладающая высокой степенью организованности и образующих систему. Интегральным
признаком, присущим каждому члену системы, является значение цвета.
Архилексемой ЛСП цвета является сема цвет
─ общая сема родового значения ЛСП. Это объединяющий элемент, входящий
в семантический набор каждого из членов поля.
В качестве исходной составной единицы ЛСП цвета нами рассматривается
колорема ─ двуплановая знаковая категория, характеризующаяся как
определённостью цветового значения, так и определённостью его выражения с
помощью конкретной лексической морфемы. [Чумак 1996, 13].
Основными свойствами ЛСП цвета являются:
1. множество значений, имеющих общий компонент цвет, образует ЛСП;
2. в ЛСП выделяются микрополя ─ семантические объединения,
связанные интегральным признаком ─ значением какого-либо конкретного
цвета, обычно выраженным доминантой поля;
3. взаимоопределяемость и возможная взаимозаменяемость элементов;
каждое слово языка входит в определённое ЛСП, и часто, в силу своей
многозначности, не в одно.
Итак, ЛСП цвета ─ это совокупность колорем, связанных отношением
подчинения с обобщающим понятием, выраженным архилексемой цвет.
Все цвета традиционно делятся на хроматические и ахроматические. В основе этого
деления лежат такие признаки, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Для
хроматических цветов обязательным качеством является цветовой тон
(красный, жёлтый, зелёный, синий и т.д.). Ряд ахроматических
цветов составляет переход от белого через серый к
чёрному.
Лексико-семантическое поле цвета в ранней лирике Н.С.Гумилёва
§1. Состав и структура поля цвета в языке поэзии Н.С.Гумилёва
Путём сплошной выборки мы выявили состав и структуру поля цвета в языке поэзии
Гумилёва. Оно включает 543 цветообозначения и состоит из 8 микрополей. Из ряда
хроматических цветов доминантами микрополей являются цветообозначения
красный, синий, зелёный, жёлтый, так как обладают важнейшим признаком
доминантных лексем ─ невозможностью определения их лексического значения
через другие цветообозначения. Их словарная дефиниция имеет схему: «имеющий
окраску одного из основных цветов спектра.» + «похожий цветом на.»
(ср.: «Красный ─ имеющий окраску одного из основных цветов
спектра, цвета крови» ─МАС, 2, 160; «Зелёный ─ имеющий
окраску одного из основных цветов спектра, цвета травы» ─ МАС, 1, 852; «
Синий ─ имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета
синьки» ─ МАС, 4, 154; Жёлтый ─ имеющий окраску одного из
основных цветов спектра, цвета золота» ─ МАС, 1, 650).
Особенностью поэзии Гумилёва является то, что в его поле цвета, в отличие от
общеязыкового, в котором доминирует прилагательное жёлтый,
наиболее активной и частотной является колорема золотой.
Цветообозначение золотой образует собственный
словообразовательный ряд (золотой ─ золотистый, золотисто-огненный,
золотисто-пьяный, незолотой), а также включается в словарную дефиницию
цветообозначения жёлтый и является самой употребительной
колоремой в ранней лирике Гумилёва. Поэтому мы можем включить это
цветообозначение в микрополе золотого цвета в качестве
доминанты.
Кроме того, в лексико-семантическом поле цвета русского языка выделяется ещё
одно микрополе, члены которого объединяются вокруг колоремы коричневый
, которая обладает всеми релевантными признаками доминантных лексем.
Среди слов, обозначающих ахроматические цвета, семантическим критериям,
предъявляемым доминантным лексемам, удовлетворяют слова белый и
чёрный («Белый ─ цвета снега, молока или мела»
─ МАС, 1, 78; «Чёрный ─ цвета сажи, угля» ─
МАС, 4, 912).
Выделяется ещё одно микрополе с доминантой серый. Хотя данное
цветообозначение и не удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к
доминантным лексемам («Серый ─ цвет, получающийся при
смешении чёрного с белым, цвет пепла» ─ МАС, 2, 116), но вокруг него
группируется ряд синонимов, составляющих микрополе с доминантой серый
(серый ─ седой, сизый, пепельный).
Таким образом, вокруг лексем красный, синий, зелёный, золотой,
коричневый, серый, белый, чёрный группируются микрополя, периферийные
члены которых толкуются через соответствующие ядерные лексемы и имеют
дополнительные уточняющие (конкретизирующие) семы.
§2. Самое объёмное микрополе
Мы выявили количество оттенков в каждом микрополе. Самым объёмным является
микрополе красного цвета. Оно включает 184
цветообозначения и 28 оттенков. Доминанта поля ─
Страницы: 1, 2, 3, 4
|