бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: теория цвета у Гумилева бесплатно рефераты

красный (32). Ближняя периферия: розовый(26), кровавый (18), алый

(16), пурпурный (14), багряный (11), огненный(11). Дальняя периферия),

: румяный (6), рубиновый (6), багровый (5), медный (5), рыжий (5), пламенный

(3), коралловый (3), гранатовый (2), червонный (2), рдяный (2), огненный (2),

огневой (1), огнезарный (1), оранжевый (1), электрический (1).

Микрополе белого цвета включает 76

цветообозначений и 15 оттенков. Доминанта ─ белый

(52). Периферия: мраморный (4), снежный (4), белоснежный (2),

снеговой (1), молочный (1). Микрополе синего цвета

включает 62 цветообозначения и 9 оттенков.

Доминанта ─ синий (12). Ближняя периферия: голубой

(29), лазурный (11). Дальняя периферия: бирюзовый (2), лазоревый

(2), эмалевый (2), купоросный (2), лиловый (2), васильковый (1).

Микрополе золотого цвета включает 31

цветообозначение и 7 оттенков. Доминанта ─ золотой

(74). Периферия: жёлтый (5), солнечный (2), золотистый (2),

незолотой (20). Микрополе коричневого цвета включает

9 цветообозначений и 5 оттенков. Доминанта

─ коричневый(2). Периферия: бурый (2), смуглый (2), рябой

(1), загорелый (1). Микрополе чёрного цвета включает

36 цветообозначений и 4 оттенка. Доминанта ─

чёрный (30). Периферия: траурный (2), вороной (1), эбеновый (1).

Микрополе серого цвета включает 19

цветообозначений и 4 оттенка. Доминанта ─ серый (3).

Ближняя периферия: седой (12). Дальняя периферия: сизый

(20), пепельный (1). Микрополе зелёного цвета включает

28 цветообозначений и 2 оттенка. Доминанта ─

зелёный (23). Периферия: изумрудный (4). Микрополе

серебряного цвета является частью микрополя белого цвета. Оно содержит

15 цветообозначений и 3 оттенка (серебряный

серебристый).

§3. Самые частотные цветообозначения

Нами были выявлены самые частотные цветообозначения: золотой (69), белый

(52), красный (32), чёрный (30), голубой (29), розовый (28), зелёный (23),

кровавый (18), алый (16), пурпурный (14), серебристый (12), синий (12), седой

(12), лазурный (11), багряный (11), огненный (11).

§4. Сложные цветообозначения-прилагательные

Особенностью поэзии Гумилёва является наличие сложных

цветообозначений-прилагательных. Выявлено 24 сложения, которые могут быть

классифицированы по следующим признакам:

1. сложения с опорным компонентом ─ «цветовым»

прилагательным и компонентами ярко-, тёмно-, бледно-, дымно-, уточняющими

качество цвета (ярко-красный, тёмно-красный, тёмно-бурый,

бледно-жёлтый, бледно-серый, тёмно-изумрудный, дымно-розовый, дымно-белесый);

2. сложения с опорным компонентом ─ «цветовым»

прилагательным и уточяющим компонентом, вносящим

сравнительно-конкретизирующее значение (медно-красный,

золотисто-огненый, серебристо-белый, жемчужно-белесый, молочно-белый);

3. синэстетические цветообозначения-сложения с опорным

компонентом ─ «цветовым» прилагательным и «аффективным»

компонентом, передающим характер эмотивного восприятия цвета (или его

носителя), эстетическую оценку цвета (греховно-красный,

властительно-пурпурный, золотисто-пьяный, безумно-белый, стыдливо-белый,

воздушно-белый, сребристо-горестный, траурно-чёрный,

царственно-синий)..

§5. Частеречная принадлежность цветообозначений

Следующим критерием классификации цветообозначений в поэзии Гумилёва является

их частеречная принадлежность. По своей частеречной принадлежности слова со

значением цвета разнообразны: прилагательные (421), существительные (90),

глаголы (32).

Следует отметить, что из общего числа прилагательных 12 употреблены в краткой

форме, 5 ─ в сравнительной степени и 1 ─ в превосходной.

Принимая во внимание словообразовательный критерий, отмечаем, что наиболее

характерны для поэзии Гумилёва прилагательные с суффиксом неполноты качества

-оват- (10), реже употребляются прилагательные с суффиксом -ист- (9) и только

один раз с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк-. Из общего

количества глагольных форм 18 цветообозначений употреблены в форме причастия

и 2 в форме деепричастия.

§6. Имплицитные цветообозначения

В поэзии Гумилёва употребляются слова, имплицитно выражающие цветовое

значение. Это значение проявляется в контексте стихотворения:

1. Очень ярким имплицитным цветообозначением является лексема кровь

: Пусть халат мой залит свежей кровью. (Орёл Синдбада).

[3]

2. Часто названия флористических объектов заключают в себе

имплицитные цветовые значения:

В узких вазах томленье умирающих лилий.(Однажды вечером);

И город с голубыми куполами, С цветущими жасминными садами.

(Сонет);

Она вплетает простодушно В венок степные васильки.(Дева Солнца);

3. Природные объекты: Они вспоминали холодное небо и дюны.(Варвары);

4. Имплицитное цветовое значение может заключаться в сравнении

: Вот Евримах, низкорослый и тучный, Бледен. бледнее он мраморных

стен.(Возвращение);

5. Содержат имплицитное цветовое значение и глагольные формы:

И когда пылает запад, и когда горит восток.(Волшебные скрипки).

Более ярко имплицитные цветовые значения проявляются с другими, явными или

имплицитными цветообозначениями: На горном снеге алеют розы.(На мотивы

Грига);

В твоём гербе ─ невинность лилий, В моём ─ багряные

цветы.(Поединок).

В поэзии Гумилёва присутствуют слова, которые обычно не имеют определенного

цветового значения, но в контексте стихотворений их приобретают. Например,

эмалевый: «Эмаль ─ непрозрачная цветная стекловидная масса, которой

покрывают поверхность металлических изделий» ─ СОШ, 789. В поэзии

Гумилёва эта лексема получает в контексте произведений дополнительное значение

оттенка цвета, близкого к голубому, так как используется всегда при описании

неба или моря: Кто знает мрак души людской, Её восторги и печали?

Она эмалью голубой От нас сокрытые скрижали.(Осеняя песня); В

эмалевом небе дразня журавлиные стаи.(Я верил, я думал.); Как

эмаль, сверкает море.(Неаполь).

Классификация цветообозначений по тематическим зонам и особенности их

функционирования

Цветообозначения в поэтических текстах Гумилёва часто служат для изображения

некоторых повторяющихся классов объектов, соотносясь, таким образом, с

определёнными тематическими зонами, которые описываются с помощью

цветообозначений.

Исследовав поле цвета ранней лирики Н.С.Гумилёва, мы выделили основные

тематические группы, включающие объекты, описываемые с помощью

цветообозначений. В соответствии с классификацией В.Г.Кульпиной [Кульпина

2001, 81-441], мы распределили цветообозначения по следующим тематическим

зонам:

1. Цветообозначение природных объектов:

1.1 цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов;

1.2 цветообозначение небосклона и небесных объектов;

1.3 цветообозначение метеорологических объектов;

1.4 цветообозначение времени суток;

1.5 цветообозначение элементов ландшафта;

1.6 цветообозначение минералов;

1.7 цветовые характеристики флористических объектов растительного мира;

1.8 цветообозначение сообществ растений и их составных частей;

1.9 цветообозначение анималистических объектов (животных, птиц, насекомых,

рыб).

2. Социолингвистическое измерение цвета:

2.1 антропологические цветовые характеристики;

2.2 мир артефактов и их цветообозначение;

2.3 цветообозначение реалий религиозного мира;

2.4 цветообозначение отвлечённых понятий.

1. Цветообозначение природных объектов

1.1 Цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов

В физическом смысле вода является бесцветной и прозрачной, но в зависимости

от окружения и характера водоёма может приобретать в языке тот или иной цвет

или оттенок.

Цветовые характеристики моря.

Море. В русском языке синий цвет воды является эстетическим идеалом, а в

художественной литературе на русском языке синее море ─ это

прототипический цветовой образ моря.

Обратимся к поэзии Гумилёва. Образ моря чаще всего связан с синим и его

оттенками:

голубойГолубые моря нескончаемых встреч.(После победы);

Веер самых розовых тучек На морской голубой ковёр.(На берегу моря);

синий ─ А море синей пеленой Легло вокруг, как мощь и

слава.(Ода дАнунцио); бирюзовый ─ Но весел в море бирюзовом

С латинским парусом челнок.(На море); эмалевый ─ Как эмал

ь, сверкает море.(Неаполь).

Цветообозначение седой связано с состоянием моря во время плохой погоды,

выдаёт настроение печали, тревоги: И над морем седым и

пустынным.(Помпей у пиратов); На жёлтые пески седых морей.(Больной).

Есть у Гумилёва и характеристика моря при помощи цветообозначения красный,

но это собственное наименование моря: И Красное пылающее море

Пред ним свои расстелет багрецы.(Паломник).

Лексема пучина тоже обозначает образ моря: Что залёг в пучинах

голубых.(Открытие Америки); Стонет грек над пучиной синей.(Канцоны).

Река. Обычно река в художественной литературе на русском языке синяя

или голубая (реже серебряная). У Гумилёва же это нечто иное: Как

веселы в пламенном Тибре галеры.(Блудный сын). Это цветообозначение в

сочетании с собственным наименованием реки ─ свидетельство интереса поэта

к путешествиям, к экзотике.

Ручей. Обычно в художественной литературе ручей голубой, прозрачный

(реже серебряный). У Гумилёва: Сребристо-матовый ручей.

(Рощи пальм и заросли алоэ.).

Волна. Обычно колористическая амплитуда волны значительно отличается от

амплитуды моря, хотя явно является его частью: На траурно-чёрных волнах

.(Озёра). Здесь цветовая характеристика волны явно привносит в семантику оттенок

трагичности.

Зыби, заводи, болото. Цветовая характеристика подобных водных

объектов ─ особенность поэзии Гумилёва: По изгибам зелёных зыбей

.(Капитаны); И стали тихие заводи Синими и

благоуханными.(Заводи); В зелёном драконьем болоте.(Какая

странная нега.).

Существуют в лирике Гумилёва и цветообозначения воды: Налево ─

зелёные воды Евфрата.(Сон Адама).

1.2 Цветообозначение небосклона и небесных объектов

Небо в русском языке прежде всего синее или голубое.

Обратимся к языку поэзии Гумилёва. При описании неба поэт чаще всего использует

синий и его оттенки: голубой ─ Когда безрадостные бури Царили

в небе голубом.(Дева Солнца); И ты вплетаешь яркий грех В

гирлянды неба голубого.(Осенняя песня); Небо, бесконечно

голубое, Небо, золотое от лучей.(Рощи пальм и заросли алоэ.);

Но восторг мой прожёг голубой небосклон.(Рощи пальм и заросли алоэ);

синийНебес далёких синева.(Осенняя песня);

Небосклон безоблачен и синь.(Открытие Америки); Полетел на белые

утёсы, В синем небе описав дугу.(Открытие Америки); лазурный ─ Я

пел и солнцу, и лазури.(Дева Солнца); Пред ней рассыпались в лазури

Степных закатов багрецы.(Дева Солнца); эмалевый ─ В эмалевом

небе дразня журавлиные стаи.(Я верил, я думал.).

В рассветно-закатную пору небо может получать оттенки красного, жёлтого

цветов: розовый ─ На небе розовом стыда.(Анакреонтическая

песенка); Как розов за портиком край небосклона.(Блудный сын);

жёлтый, алый ─ В небе жёлтом, в небе алом.(Оборванец).

Особенностью поэзии Гумилёва является цветообозначение золотой,

используемое для характеристики неба: Небо, золотое от лучей.(Рощи пальм

и заросли алоэ.); Ах, мне снилась равнина без края и совсем золотой

небосклон.(Отравленный).

Цветообозначение светил. Солнце. В фольклоре солнце обычно красное,

реже золотое. У Гумилёва используется сложносоставное цветообозначение:

Золотисто-огненное солнце.(Пещера сна).

Луна в русском языке обычно белая или голубая. Наличие

цветовой характеристики багровый говорит о тревоге, предвестии зла: На

небе сходились тяжёлые, грозные тучи, Меж них багровела луна,

как смертельная рана.(Грёза ночная и тёмная).

Месяц обычно серебряный или золотистый. Особенностью

поэзии Гумилёва является употребление цветообозначения кровавый: И

смотрит месяц кровавый.(Рим).

Звёзды обычно в русском языке золотые, голубые, белые. У Гумилёва

─ это близкий человеку объект необычного цвета: Горел в лесах звездою

алой Осенней неги поцелуй.(Осенняя песня).

Особенностью поэзии Гумилёва является использование цветообозначений для

характеристики кометы. Издавна комета считалась предзнаменованием беды,

что и обусловило появление оттенков красного: Быть может, как родился

он, на небе Кровавая растаяла комета.(Портрет мужчины); И медленно рея

багровым хвостом, Помчалась к земле голубая комета.(Сон Адама).

Необычны в языке поэзии Гумилёва и цветообозначения луча: И на ступени

алтаря последний алый луч бросает.(Осенняя песня); Когда зелёный

луч, последний на закате.(Разговор).

Цветообозначение зари, восходов и закатов. Цветовое описание подобных

явлений создаёт сходную в цветовом отношении картину. Если поэт при этом хочет

вложить в описание романтические чувства, главным цветом является красный

и его оттенки: алый ─ И краски алого заката.(Дева Солнца); Краски

алого заката Гасли в сумрачном лесу.(Сказка о королях); багряный ─ И

багряные закаты.(Неаполь); электрический ─ Как живые говорили С

электрическим закатом.(Сада-Якко); розовый ─ И девственный

холод зари розоватой.(Сон Адама); В час, когда, как знамя в небе

дымно-розовая заря.(Жизнь); Смотрю на тающую глыбу, На отблеск

розовых зарниц.(Маркиз де Карабас).

1.3 Цветообозначение метеорологических явлений

Снег ─ прототип белого цвета. У Гумилёва снег получает

цветовую характеристику серебряный: Снега серебряных вершин

.(Старина).

Лёд обычно голубой, синий. У Гумилёва ─ серебряный:

Застывают в серебряных льдах мастодонты.(Современность).

Ветер. Если это вихрь, то в русском языке обычно получает цветовую

характеристику чёрный, но у Гумилёва ─ рыжий. Лексема

смерч используется редко: Где рыжий вихрь вздымает горы

раха.(Паломник); Вот огненный смерч пред ним закрутился.(Сон Адама).

Тучи в русском языке обычно описываются при создании картины плохой

погоды. Это чёрные, сизые тучи: Слава, слава небу в тучах чёрных.

Страницы: 1, 2, 3, 4