Курсовая: теория цвета у Гумилева
(Дождь); Да тучи сизые да чёрные.(Старина); Но домчусь к родному краю С
грозовою сизой тучею.(Возвращение Одиссея). Но золотые и розовые
тучи ─ особенность поэзии Гумилёва: И о Данае, туче золотой.
(Канцоны); Грозовой иль золотистою Будь же тучей среди туч.(Сказка о
королях); Веер самых розовых тучек.(На берегу моря).
Облака в русском языке чаще всего белые, редко ─ алые
: И пляски белых облаков.(Старые усадьбы); В час, когда словно облак
красный, Милый день уплывёт из глаз.(Смерть).
Туман у Гумилёва описывается часто и имеет не обычные, традиционные в
русском языке характеристики: кровавый ─ Очи окутал кровавый
туман.(Возвращение Одиссея); Ты среди кровавого тумана К небесам
прорезывала путь.(Смерть); розовый ─ Взоры в розовых
туманах.(Носорог). Данные характеристики являются исключением и относятся к
человеку или животному. Природные характеристики: Бегут белесоватые
туманы.(Гиена); Белобрысые туманы.(Неаполь).
Цветовые характеристики тьмы, света, тени
Цветовые характеристики тьмы, света, тени интересны и разнообразны: Лиловые
тени скользят по лугам.(Сон Адама); Что надо ей от высоты И от
воздушно-белой тени.(Осенняя песня); В зелёный сумрак входит
Дамаянти.(Ислам); Сумрак комнат издевался, Бледно-серый и угрюмый.(Сказка о
королях); Входила тихо, вся дрожа, Залита сумраком багряным.(Осенняя песня);
Был странен серый полумрак.(Ужас); И голубая полумгла Вокруг,
как бабочка, порхает.(Осенняя песня)4 И алый свет, и свет зимы Предстал как
свет воздушно-белый.(Осенняя песня); Мне из рая, прохладного рая, Видны
белые отсветы дня.(Отравленный); Рычит в огне багряных светов
Явление природы.(Ода д Аннунцио).
1.4 Цветообозначение времени суток
В целом цветовые характеристики вечера и ночи в поэзии Гумилёва
вполне традиционны. Следует отметить, что особая картина создаётся сочетанием
нескольких цветов: Запад был медно-красный, Вечер был
голубой.(Однажды вечером); Объятья ночи голубой, Как розы робости
мгновенны.(Осенняя песня); Я помню ночь, как чёрную наяду
.(Пятистопные ямбы). Цветообозначения золотой и пурпурный при
характеристике дня ─ особенность поэзии Гумилёва: Ярче золота
вспыхнули дни.(В небесах); И речи дивные шептала О золотом,
пурпурном дне.(Дева Солнца).
1.5 Цветообозначение элементов ландшафта
Цветообозначение скал, утёсов, гор: Орёл Сафо у белого утёса.(
Жестокая); Где седые, грозовые Скалы высятся венцом.(Неаполь);
На белом пригорке, над полем чайным.(Возвращение Одиссея).
Цветовая характеристика равнины при помощи цветообозначения золотой
довольно традиционна для русского языка: Золотой, тосканской
равнины.(Пиза).
Цветообозначение морского берега (песок, камни): На жёлтые пески
седых морей.(Больной); В нём золотой песок.(Сады души); Считать большие
бурые каменья.(Больной).
Горизонт в русском языке, как и у Гумилёва, часто бывает золотым:
Снова полюбим влекущую даль мы И золотой от луны горизонт
.(Возвращение Одиссея).
Даль ─ отрезок территории, весьма удалённой от говорящего. Обычно
голубая, розовая, что является яркой приметой романтизма: Всегда ожидает из
розовой дали.(Сон Адама); Задумчиво смотря как сини дали.(Памяти
Анненского).
Цветообозначение стран: Оно ─ колокольчик фарфоровый в Жёлтом
Китае.(Я верил, я думал); Как в золотом Багдаде.(Паломник); И
русский флаг над Белой Хивой.(Туркестанские генералы).
1.6 Цветообозначение минералов
Цветообозначение минералов играет огромную роль в поэзии Гумилёва. Камни ─
целый мир, неотделимый от поэта. Они всегда волновали человека, оказывались в
центре его внимания и интереса. Цвет минералов является их ключевой
характеристикой: немало названий минералов образовалось от названий терминов
цвета (лазурит), и наоборот, ряд названий минералов послужил базой для
образования цветообозначений (сапфировый).
Тема драгоценных камней в творчестве Гумилёва связана с его экзотическими
путешествиями и во многом обеспечивает особенный колорит его поэзии: рубин
─ И одно золотое с рубином кольцо.(Сказка о королях); И рубины
греховно-красны.(Русалка); Слишком яркие рубины.(Маргарита);
гранаты ─ Гранатов алых для манжет.(Рондалла); коралл
─ На смуглой шее нить коралла.(Открытие Америки); янтарь,
жемчуг ─ Янтари и жемчуга.(Невеста льва); И янтарь
всегда висел на шее.(Озеро Чад). Мы считаем правомерным учет драгоценных камней
как таковых, так как они не просто имплицитно содержат цветовое значение, но и
выявляют его в названии.
Цветообозначение золота. Золото ─ благородный металл жёлтого
цвета. Цветообозначения золота, золотого очень частотны в поэзии Гумилёва.
Колорема золотой связана с экзотическим колоритом творчества поэта:
Хранившие золото в тёмном порту.(Капитаны); Червонное золото.
Так золото манит и радует взгляд.(Сон Адама); Но в золоте
тайные силы таятся. Вокруг него сверкает злато.(Дева Солнца); Сыплется в
узорное окно золото и пурпур повечерий.(Открытие Америки).
1.7 Цветообозначение растительного мира
Цветовые характеристики флористических объектов (цветов)
Цветовая характеристика ─ непременный атрибут цветка, один из главных его
признаков, имеющий огромную функционально-символическую нагрузку. Этот вопрос
довольно сложен, он включает также понятие характеристик-модификаторов, что
послужит темой отдельного параграфа. Здесь же мы просто перечислим случаи
цветообозначений цветов, функционирующие в поэзии Гумилёва. Для обозначения
цветов вообще поэт чаще всего использует оттенки красного и белый
: Певцу подарил я кровавый цветок.(Песня о певце и короле);, Цветы
пурпурные звенят.(Осенняя песня); Бледная царица уронила Для него
алеющий цветок.(Заклинание); В твоём гербе ─ невинность лилий,
В моём ─ багряные цветы.(Поединок); Но любовь разве цветик
алый, Чтобы ей лишь мгновенье жить.(Я не прожил, я протомился); А она
пришла, ступая над рубинами цветов.(Рыцарь с цепью); Когда сплетаешь,
как виденье, Святые, белые цветы.(Credo); Она вперёд меня манила,
роняла белые цветы.(Дева Солнца); За то, что он безмерно любит
Безумно-белые цветы.(Дева Солнца); А завтра одену Из снежных цветов
прихотливый наряд.(Осень).
Из конкретных наименований цветов следует выделить: розы и лилии.
Розы в поэзии Гумилёва чаще всего оттенков красного, а лилии ─
голубые (хотя имплицитно обычно белые). Это яркое свидетельство
преемственности романтизма в раннем творчестве Гумилёва. Розы ─
Здесь розы краснее, чем пурпур царей.(Капитаны); И душные, красные
клонятся розы.(Сон Адама); На пол, горячий от луча, Бросая
пурпурную розу.(Осенняя песня); Другая, пурпурная, рдеет, Огнём любви
обожжена.(Две розы); На горном снеге алеют розы.(На молитвы Грига);
Словно рыцарь с розой алой На чешуйчатой броне.(Старая дева); Но зато
рисуется в ней резче Круглый куст кровавых роз.(Дождь); Одна
так нежно розовеет, Как дева, милым смущена.(Две розы); Странная
белая роза. Ты ─ лепесток иранских белых роз.(Беатриче); У
меня же в темнице Куст фарфоровых роз.(Китайская девушка); лилии
─ Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.(Я,
конквистадор в панцире железном.); И, может быть, рукою мертвеца, Я лилию
добуду голубую.(Сонет); сирень ─ Ушла.Завяли ветки
Сирени голубой.(Почтовый чиновник).
1.8 Цветообозначение сообществ растений и их составных частей
Ботанические сообщества ─ леса, сады, луга, поля, травы и т.д.
Лес ─ обычно зелёный, чёрный, осенью ─ золотой. У Гумилёва
лес голубой, лазоревый: Среди лазоревого леса.(Осенняя песня);
В их голубых, весёлых чащах.(Осенняя песня).
Деревья (тополь, ива). Цветовая характеристика тополя вполне
традиционна: Только в редкие просветы Тёмно-бурых тополей.(Лесной
пожар). Интересно цветообозначение ивы: И будят забытые, грустные чары
Серебряно-белые ивы.(Озеро).
Сад ─ чаще всего зелёный. У Гумилёва ─ золотой: И про
золотой индийский сад.(Открытие Америки).
Цветообозначения листьев, травы, плодов вполне традиционны: С деревьев
падал лист сухой, То бледно-жёлтый, то багряный.(Осенняя песня); Как
листья осенние, прелые, бурые листья.(Варвары); Когда горят в траве
зелёной маки.(Фра Беато Анджелико); Нет голосов и нет травы эелёной
.(Больной); Золотые, зрелые плоды (Солнце духа); Среди ветвей
румянятся плоды.(Рай); Для девушек янтарные плоды.(Потомки Каина).
Цветообозначение поля, нив также традиционно: К несуществующим, но
золотым полям.(Пиза); Вечерний лес певуч и светел, Черны и радостны
поля.(Маркиз де Карабас); И нив желтеющих простор.(Маркиз де
Карабас).
Традиционно и колоритно описание аллей: В червонном золоте
аллей.(Памяти Анненского). Интересно присутствие описанных при помощи
цветообозначений мха, плюща: Голубые, нежные мхи
.(Семирамида); Под окном в золотом плюще.(Маргарита). Описание
куста необычно и является особенностью поэзии Гумилёва: Сквозь тёмно-
красные кусты.(Ослепительное); Как красный куст, горит и
говорит.(Жестокой).
1.9 Цветообозначение анималистических объектов
Очевидно, что объекты живой природы наше цветовидение способно наделять цветом.
Особенности цветообозначения животных.
Конь. Внутри вида лошадей имеется значительная цветовая дифференциация,
но у Гумилёва цветовая характеристика лошадей с этим не связана. Конь в поэзии
Гумилёва белый или чёрный, что связано с символикой этих
цветов: Но теперь, словно белые кони от битвы.(Беатриче); Самой
белой лошади негуса.(Абиссинские песни); Белоснежные кони ринут В
ослепительную высоту.(Смерть); Мой конь, удача из удач, И
белоснежный, величавый.(Дон Жуан в Египте); Мрачный всадник примчался на
чёрном коне.(Сказка о трёх королях); Что за бледный и красивый рыцарь
Проскакал на вороном коне.(Влюблённая в дьявола). Цветовая
характеристика коня при помощи цветообозначения золотой ─
особенность поэзии Гумилёва: Как конь золотистый у башен, Играя, вставал
на дыбы.(Ты помнишь дворец великанов.).
Кошки ─ чаще всего белые: И, как беленькие кошки,
Как играющие дети.(Сада-Якко); И лапкой белой и точёной.(Маркиз де
Карабас). Пантера. Разновидность пантер с чёрной шерстью живёт
в Индии. Пантера относится к числу экзотических животных, описываемых в
произведениях Гумилёва: У ног её две чёрные пантеры С отливом
металлическим на шкуре.(Сады души).
Змей, крокодил ─ экзотические животные, имеют зафиксированную в
нашем сознании зелёную окраску. У Гумилёва она реализуется при помощи
цветообозначения изумрудный: Там, где дремлет, с Нила привезённый,
Тёмно-изумрудный крокодил.(Каракалла); Крокодил сверкал у судна чешуёю
изумрудной.(Мореплаватель Павзаний); И погасли изумруды змея И
павлина веерное диво.(Рассвет).
Единорог ─ мифическое животное белой окраски: И белые,
как снег, единороги.(Потомки Каина).
Цветообозначение рыб.
Рыбы ─ обычно серебряные (золотые). Употребление
цветообозначения для характеристики дельфина ─ особенность поэзии
Гумилёва: Влекут его чёлн голубые дельфины.(Сон Адама); В бассейне
серебряных рыб.(Ты помнишь.); К золотым сбегали рыбкам
.(Маэстро).
Цветообозначение птиц.
Интересно и символично описание птиц: И вьётся траурная птица Над
венценосной головой. Металлической птицы блещет золотом хвост.
Как воды утром, розовеют птицы.(Сады души). Описание голубя,
лебедя, чайки традиционно, в природе, как и в поэзии, эти птицы часто имеют
белую окраску: На ковре она трепещет, Словно белая голубка.(
Самоубийство); Моей любви, голубки белой.(Анакреонтическая песенка); И
был лебедем нежным и белым.(Мечты); Чайки белей и невинней
зарницы. Описание орла интересно и индивидуально: Но орёл, чьи
перья ─ красный пламень.(Орёл Синдбада); И лоснились коричневые
перья.(Орёл). Присутствие лексемы павлин ─ особенность поэзии
Гумилёва: Но павлин и строг и непонятен, Золотистый хвост его
украшен Тысячею многоцветных пятен.(Рассвет).
Цветообозначение насекомых.
Бабочки. Дневные бабочки разноцветны, ночные ─ белые,
серебряные: Бабочки оранжевой окраски.(Пещера сна); В них ночные
бабочки, как тени, С крыльями жемчужной белизны.(Каракалла). Описание
жука и пчел носит метафорический характер: И жуками золотыми
Нам сияло ваше имя.(Сада-Якко); Там, где огни на лагуне ─ Тысячи огненных
пчёл.(Венеция).
2. Социолингвистическое измерение цвета
2.1 Антропологические цветообозначения
Цветовая картина мира глубоко антропоцентрична. Предметы окружающей
действительности наделяются цветом именно в сознании человека. Нередко
цветообозначения переходят в разряд эстетической категории.
Цветообозначение внешности, портрета человека.
Цветообозначение неотделимо от описания внешности человека и протекающих в
его сознании психических процессов. В лирике Гумилёва довольно часто цветовую
характеристику получают организм человека, части тела, лица, одежда и т.д.
Цветообозначение лица, частей тела.
Глаза. Наиболее важной частью лица являются глаза. В сознании человека
именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями,
чувствами, душой. Цвет глаз может метонимически переходить на взгляд и
окрашивать его. Обычно прямые цветообозначения глаз сосуществуют с
метафорическими, закрепившимися в сознании людей.
Наиболее часто Гумилёв описывает глаза при помощи оттенков синего цвета
(голубой, лазурный). Голубой цвет глаз ассоциируется в человеческом
сознании с небом, цветами, водой и вызывает положительные эмоции: Лазурных
глаз не потупляя, Она идёт, сомкнув уста.(Дева Солнца); Подъемлет к небу
взор лазурный.(Пророки); В голубых глазах европейца.(Озеро Чад); Но
такой голубоокой Мне не видеть вновь.(Оборванец). Серый, стальной
цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это
цвет невинности, чистоты, холодности: Глаза, как отблеск чистой серой стали
.(Сады души). Глаза, характеризующиеся при помощи красного и его
оттенков, довольно редко употребляются в литературе. В этом случае возможно
значение усталости, утомлённости глаз, воспаления: Бессонны твои
покрасневшие вежды.(Видения). У Гумилёва существует характеристика взгляда
при помощи цветообозначения кровавый. Данная колорема свойственна
поэзии Гумилёва и приобретает символику злого рока: Надо мною взор кровавый
Золотого жениха.(Невеста льва). Цветообозначение коричневый для
Страницы: 1, 2, 3, 4
|