бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: теория цвета у Гумилева бесплатно рефераты

(Дождь); Да тучи сизые да чёрные.(Старина); Но домчусь к родному краю С

грозовою сизой тучею.(Возвращение Одиссея). Но золотые и розовые

тучи ─ особенность поэзии Гумилёва: И о Данае, туче золотой.

(Канцоны); Грозовой иль золотистою Будь же тучей среди туч.(Сказка о

королях); Веер самых розовых тучек.(На берегу моря).

Облака в русском языке чаще всего белые, редко ─ алые

: И пляски белых облаков.(Старые усадьбы); В час, когда словно облак

красный, Милый день уплывёт из глаз.(Смерть).

Туман у Гумилёва описывается часто и имеет не обычные, традиционные в

русском языке характеристики: кровавый ─ Очи окутал кровавый

туман.(Возвращение Одиссея); Ты среди кровавого тумана К небесам

прорезывала путь.(Смерть); розовый ─ Взоры в розовых

туманах.(Носорог). Данные характеристики являются исключением и относятся к

человеку или животному. Природные характеристики: Бегут белесоватые

туманы.(Гиена); Белобрысые туманы.(Неаполь).

Цветовые характеристики тьмы, света, тени

Цветовые характеристики тьмы, света, тени интересны и разнообразны: Лиловые

тени скользят по лугам.(Сон Адама); Что надо ей от высоты И от

воздушно-белой тени.(Осенняя песня); В зелёный сумрак входит

Дамаянти.(Ислам); Сумрак комнат издевался, Бледно-серый и угрюмый.(Сказка о

королях); Входила тихо, вся дрожа, Залита сумраком багряным.(Осенняя песня);

Был странен серый полумрак.(Ужас); И голубая полумгла Вокруг,

как бабочка, порхает.(Осенняя песня)4 И алый свет, и свет зимы Предстал как

свет воздушно-белый.(Осенняя песня); Мне из рая, прохладного рая, Видны

белые отсветы дня.(Отравленный); Рычит в огне багряных светов

Явление природы.(Ода д Аннунцио).

1.4 Цветообозначение времени суток

В целом цветовые характеристики вечера и ночи в поэзии Гумилёва

вполне традиционны. Следует отметить, что особая картина создаётся сочетанием

нескольких цветов: Запад был медно-красный, Вечер был

голубой.(Однажды вечером); Объятья ночи голубой, Как розы робости

мгновенны.(Осенняя песня); Я помню ночь, как чёрную наяду

.(Пятистопные ямбы). Цветообозначения золотой и пурпурный при

характеристике дня ─ особенность поэзии Гумилёва: Ярче золота

вспыхнули дни.(В небесах); И речи дивные шептала О золотом,

пурпурном дне.(Дева Солнца).

1.5 Цветообозначение элементов ландшафта

Цветообозначение скал, утёсов, гор: Орёл Сафо у белого утёса.(

Жестокая); Где седые, грозовые Скалы высятся венцом.(Неаполь);

На белом пригорке, над полем чайным.(Возвращение Одиссея).

Цветовая характеристика равнины при помощи цветообозначения золотой

довольно традиционна для русского языка: Золотой, тосканской

равнины.(Пиза).

Цветообозначение морского берега (песок, камни): На жёлтые пески

седых морей.(Больной); В нём золотой песок.(Сады души); Считать большие

бурые каменья.(Больной).

Горизонт в русском языке, как и у Гумилёва, часто бывает золотым:

Снова полюбим влекущую даль мы И золотой от луны горизонт

.(Возвращение Одиссея).

Даль ─ отрезок территории, весьма удалённой от говорящего. Обычно

голубая, розовая, что является яркой приметой романтизма: Всегда ожидает из

розовой дали.(Сон Адама); Задумчиво смотря как сини дали.(Памяти

Анненского).

Цветообозначение стран: Оно ─ колокольчик фарфоровый в Жёлтом

Китае.(Я верил, я думал); Как в золотом Багдаде.(Паломник); И

русский флаг над Белой Хивой.(Туркестанские генералы).

1.6 Цветообозначение минералов

Цветообозначение минералов играет огромную роль в поэзии Гумилёва. Камни ─

целый мир, неотделимый от поэта. Они всегда волновали человека, оказывались в

центре его внимания и интереса. Цвет минералов является их ключевой

характеристикой: немало названий минералов образовалось от названий терминов

цвета (лазурит), и наоборот, ряд названий минералов послужил базой для

образования цветообозначений (сапфировый).

Тема драгоценных камней в творчестве Гумилёва связана с его экзотическими

путешествиями и во многом обеспечивает особенный колорит его поэзии: рубин

─ И одно золотое с рубином кольцо.(Сказка о королях); И рубины

греховно-красны.(Русалка); Слишком яркие рубины.(Маргарита);

гранаты ─ Гранатов алых для манжет.(Рондалла); коралл

─ На смуглой шее нить коралла.(Открытие Америки); янтарь,

жемчугЯнтари и жемчуга.(Невеста льва); И янтарь

всегда висел на шее.(Озеро Чад). Мы считаем правомерным учет драгоценных камней

как таковых, так как они не просто имплицитно содержат цветовое значение, но и

выявляют его в названии.

Цветообозначение золота. Золото ─ благородный металл жёлтого

цвета. Цветообозначения золота, золотого очень частотны в поэзии Гумилёва.

Колорема золотой связана с экзотическим колоритом творчества поэта:

Хранившие золото в тёмном порту.(Капитаны); Червонное золото.

Так золото манит и радует взгляд.(Сон Адама); Но в золоте

тайные силы таятся. Вокруг него сверкает злато.(Дева Солнца); Сыплется в

узорное окно золото и пурпур повечерий.(Открытие Америки).

1.7 Цветообозначение растительного мира

Цветовые характеристики флористических объектов (цветов)

Цветовая характеристика ─ непременный атрибут цветка, один из главных его

признаков, имеющий огромную функционально-символическую нагрузку. Этот вопрос

довольно сложен, он включает также понятие характеристик-модификаторов, что

послужит темой отдельного параграфа. Здесь же мы просто перечислим случаи

цветообозначений цветов, функционирующие в поэзии Гумилёва. Для обозначения

цветов вообще поэт чаще всего использует оттенки красного и белый

: Певцу подарил я кровавый цветок.(Песня о певце и короле);, Цветы

пурпурные звенят.(Осенняя песня); Бледная царица уронила Для него

алеющий цветок.(Заклинание); В твоём гербе ─ невинность лилий,

В моём ─ багряные цветы.(Поединок); Но любовь разве цветик

алый, Чтобы ей лишь мгновенье жить.(Я не прожил, я протомился); А она

пришла, ступая над рубинами цветов.(Рыцарь с цепью); Когда сплетаешь,

как виденье, Святые, белые цветы.(Credo); Она вперёд меня манила,

роняла белые цветы.(Дева Солнца); За то, что он безмерно любит

Безумно-белые цветы.(Дева Солнца); А завтра одену Из снежных цветов

прихотливый наряд.(Осень).

Из конкретных наименований цветов следует выделить: розы и лилии.

Розы в поэзии Гумилёва чаще всего оттенков красного, а лилии ─

голубые (хотя имплицитно обычно белые). Это яркое свидетельство

преемственности романтизма в раннем творчестве Гумилёва. Розы

Здесь розы краснее, чем пурпур царей.(Капитаны); И душные, красные

клонятся розы.(Сон Адама); На пол, горячий от луча, Бросая

пурпурную розу.(Осенняя песня); Другая, пурпурная, рдеет, Огнём любви

обожжена.(Две розы); На горном снеге алеют розы.(На молитвы Грига);

Словно рыцарь с розой алой На чешуйчатой броне.(Старая дева); Но зато

рисуется в ней резче Круглый куст кровавых роз.(Дождь); Одна

так нежно розовеет, Как дева, милым смущена.(Две розы); Странная

белая роза. Ты ─ лепесток иранских белых роз.(Беатриче); У

меня же в темнице Куст фарфоровых роз.(Китайская девушка); лилии

─ Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.(Я,

конквистадор в панцире железном.); И, может быть, рукою мертвеца, Я лилию

добуду голубую.(Сонет); сирень ─ Ушла.Завяли ветки

Сирени голубой.(Почтовый чиновник).

1.8 Цветообозначение сообществ растений и их составных частей

Ботанические сообщества ─ леса, сады, луга, поля, травы и т.д.

Лес ─ обычно зелёный, чёрный, осенью ─ золотой. У Гумилёва

лес голубой, лазоревый: Среди лазоревого леса.(Осенняя песня);

В их голубых, весёлых чащах.(Осенняя песня).

Деревья (тополь, ива). Цветовая характеристика тополя вполне

традиционна: Только в редкие просветы Тёмно-бурых тополей.(Лесной

пожар). Интересно цветообозначение ивы: И будят забытые, грустные чары

Серебряно-белые ивы.(Озеро).

Сад ─ чаще всего зелёный. У Гумилёва ─ золотой: И про

золотой индийский сад.(Открытие Америки).

Цветообозначения листьев, травы, плодов вполне традиционны: С деревьев

падал лист сухой, То бледно-жёлтый, то багряный.(Осенняя песня); Как

листья осенние, прелые, бурые листья.(Варвары); Когда горят в траве

зелёной маки.(Фра Беато Анджелико); Нет голосов и нет травы эелёной

.(Больной); Золотые, зрелые плоды (Солнце духа); Среди ветвей

румянятся плоды.(Рай); Для девушек янтарные плоды.(Потомки Каина).

Цветообозначение поля, нив также традиционно: К несуществующим, но

золотым полям.(Пиза); Вечерний лес певуч и светел, Черны и радостны

поля.(Маркиз де Карабас); И нив желтеющих простор.(Маркиз де

Карабас).

Традиционно и колоритно описание аллей: В червонном золоте

аллей.(Памяти Анненского). Интересно присутствие описанных при помощи

цветообозначений мха, плюща: Голубые, нежные мхи

.(Семирамида); Под окном в золотом плюще.(Маргарита). Описание

куста необычно и является особенностью поэзии Гумилёва: Сквозь тёмно-

красные кусты.(Ослепительное); Как красный куст, горит и

говорит.(Жестокой).

1.9 Цветообозначение анималистических объектов

Очевидно, что объекты живой природы наше цветовидение способно наделять цветом.

Особенности цветообозначения животных.

Конь. Внутри вида лошадей имеется значительная цветовая дифференциация,

но у Гумилёва цветовая характеристика лошадей с этим не связана. Конь в поэзии

Гумилёва белый или чёрный, что связано с символикой этих

цветов: Но теперь, словно белые кони от битвы.(Беатриче); Самой

белой лошади негуса.(Абиссинские песни); Белоснежные кони ринут В

ослепительную высоту.(Смерть); Мой конь, удача из удач, И

белоснежный, величавый.(Дон Жуан в Египте); Мрачный всадник примчался на

чёрном коне.(Сказка о трёх королях); Что за бледный и красивый рыцарь

Проскакал на вороном коне.(Влюблённая в дьявола). Цветовая

характеристика коня при помощи цветообозначения золотой ─

особенность поэзии Гумилёва: Как конь золотистый у башен, Играя, вставал

на дыбы.(Ты помнишь дворец великанов.).

Кошки ─ чаще всего белые: И, как беленькие кошки,

Как играющие дети.(Сада-Якко); И лапкой белой и точёной.(Маркиз де

Карабас). Пантера. Разновидность пантер с чёрной шерстью живёт

в Индии. Пантера относится к числу экзотических животных, описываемых в

произведениях Гумилёва: У ног её две чёрные пантеры С отливом

металлическим на шкуре.(Сады души).

Змей, крокодил ─ экзотические животные, имеют зафиксированную в

нашем сознании зелёную окраску. У Гумилёва она реализуется при помощи

цветообозначения изумрудный: Там, где дремлет, с Нила привезённый,

Тёмно-изумрудный крокодил.(Каракалла); Крокодил сверкал у судна чешуёю

изумрудной.(Мореплаватель Павзаний); И погасли изумруды змея И

павлина веерное диво.(Рассвет).

Единорог ─ мифическое животное белой окраски: И белые,

как снег, единороги.(Потомки Каина).

Цветообозначение рыб.

Рыбы ─ обычно серебряные (золотые). Употребление

цветообозначения для характеристики дельфина ─ особенность поэзии

Гумилёва: Влекут его чёлн голубые дельфины.(Сон Адама); В бассейне

серебряных рыб.(Ты помнишь.); К золотым сбегали рыбкам

.(Маэстро).

Цветообозначение птиц.

Интересно и символично описание птиц: И вьётся траурная птица Над

венценосной головой. Металлической птицы блещет золотом хвост.

Как воды утром, розовеют птицы.(Сады души). Описание голубя,

лебедя, чайки традиционно, в природе, как и в поэзии, эти птицы часто имеют

белую окраску: На ковре она трепещет, Словно белая голубка.(

Самоубийство); Моей любви, голубки белой.(Анакреонтическая песенка); И

был лебедем нежным и белым.(Мечты); Чайки белей и невинней

зарницы. Описание орла интересно и индивидуально: Но орёл, чьи

перья ─ красный пламень.(Орёл Синдбада); И лоснились коричневые

перья.(Орёл). Присутствие лексемы павлин ─ особенность поэзии

Гумилёва: Но павлин и строг и непонятен, Золотистый хвост его

украшен Тысячею многоцветных пятен.(Рассвет).

Цветообозначение насекомых.

Бабочки. Дневные бабочки разноцветны, ночные ─ белые,

серебряные: Бабочки оранжевой окраски.(Пещера сна); В них ночные

бабочки, как тени, С крыльями жемчужной белизны.(Каракалла). Описание

жука и пчел носит метафорический характер: И жуками золотыми

Нам сияло ваше имя.(Сада-Якко); Там, где огни на лагуне ─ Тысячи огненных

пчёл.(Венеция).

2. Социолингвистическое измерение цвета

2.1 Антропологические цветообозначения

Цветовая картина мира глубоко антропоцентрична. Предметы окружающей

действительности наделяются цветом именно в сознании человека. Нередко

цветообозначения переходят в разряд эстетической категории.

Цветообозначение внешности, портрета человека.

Цветообозначение неотделимо от описания внешности человека и протекающих в

его сознании психических процессов. В лирике Гумилёва довольно часто цветовую

характеристику получают организм человека, части тела, лица, одежда и т.д.

Цветообозначение лица, частей тела.

Глаза. Наиболее важной частью лица являются глаза. В сознании человека

именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями,

чувствами, душой. Цвет глаз может метонимически переходить на взгляд и

окрашивать его. Обычно прямые цветообозначения глаз сосуществуют с

метафорическими, закрепившимися в сознании людей.

Наиболее часто Гумилёв описывает глаза при помощи оттенков синего цвета

(голубой, лазурный). Голубой цвет глаз ассоциируется в человеческом

сознании с небом, цветами, водой и вызывает положительные эмоции: Лазурных

глаз не потупляя, Она идёт, сомкнув уста.(Дева Солнца); Подъемлет к небу

взор лазурный.(Пророки); В голубых глазах европейца.(Озеро Чад); Но

такой голубоокой Мне не видеть вновь.(Оборванец). Серый, стальной

цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это

цвет невинности, чистоты, холодности: Глаза, как отблеск чистой серой стали

.(Сады души). Глаза, характеризующиеся при помощи красного и его

оттенков, довольно редко употребляются в литературе. В этом случае возможно

значение усталости, утомлённости глаз, воспаления: Бессонны твои

покрасневшие вежды.(Видения). У Гумилёва существует характеристика взгляда

при помощи цветообозначения кровавый. Данная колорема свойственна

поэзии Гумилёва и приобретает символику злого рока: Надо мною взор кровавый

Золотого жениха.(Невеста льва). Цветообозначение коричневый для

Страницы: 1, 2, 3, 4