Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности - (диплом)
p>9 - 12 баллов - высокая экстремальное поведение 13 - 16 баллов - экстремальная до патологии В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с помощью специального ключа к опроснику.По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам : доминирование и дружелюбие.
Доминирование = ( 1 - 4) + 0, 7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 ); Дружелюбие = ( 7 - 3) + 0, 7* (8 - 2 - 4 + 6). Типы отношения к окружающим (шкалы) 1. Авторитарный (л1) 2. Эгоистичный (л2) 3. Агрессивный (л3) 4. Подозрительный (л4) 5. Подчиняемый (л5) 6. Зависимый (л6) 7. Дружелюбный (л7) 8. Альтруистический (л8)
Подробное описание типов отношений к окружающим см. в приложении... Т. Лири предлагал использовать методику для оценки поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих (“со стороны”), для самооценки, оценки близких людей, описания своего идеального “я”. В соответствии с уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. В нашем исследовании мы использовали методику Т. Лири для выявления у испытуемых представления о себе. Инструкция: “ Сейчас я буду зачитывать ряд суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Поставьте на бланке ответов знак “+” против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе и знак “-” против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, то ставьте знак “-”)”. Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение для развития личности. После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента мы получили следующие результаты.
Средние значения и t-критерий по методике Т. Лири Таблица 3 № Название шкалы Средние значения Сигма t-критерий девушки юноши девушки юноши л1 авторитарность 9, 08 9, 86 3, 44 3, 7 -1, 1 л2 эгоистичность 6, 08 8, 05 2, 56 2, 46 -3, 9 л3 агрессивность 6, 72 7, 54 2, 56 2, 53 -1, 6 л4 подозрительность 6, 57 6, 79 3, 09 2, 88 -0, 4 л5 подчиняемость 5, 81 6, 45 3, 29 2, 99 -1 л6 зависимость 6, 79 7, 5 2, 44 2, 32 -1, 5 л7 дружелюбность 8, 9 9, 09 2, 49 3, 41 -0, 3 л8 альтруистичность 8, 63 8, 39 3, 33 3, 48 0, 35 ДП доминирование-подчинение 3, 41 5, 06 1, 33 1, 05 2, 11 ДА дружелюбие - агрессивность 4, 09 1, 98 1, 65 0, 51 2, 56
Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1, 948 при уровне значимости 5% ; 2, 626 при уровне значимости 1%. По данным методики Т. Лири юноши более склонны приписывать себе гоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству, доминированию. Девушки оценивают себя как более дружелюбных и менее стремящихся к доминированию, чем юноши.
Итак, мы оценили содержание Я-концепции юношей и девушек.
Теперь мы переходим к выявлению связи изученных характеристик Я-концепции с выделенными нами показателями личностного самоопределения в ранней юности. Для решения той задачи, мы снова использовали в нашем исследовании метод линейной корреляции. При помощи метода линейной корреляции мы выявляли те содержательные характеристики Я-концепции юношей и девушек, которые оказывают влияние и/или связаны в своей динамике с процессом личностного самоопределения в ранней юности. После обработки данных по методу корреляционного анализа Пирсона мы получил следующие результаты ( см. приложение, табл. , ). В результате линейного корреляционного анализа мы получили определенные наборы характеристик Я-концепции у юношей и у девушек, связанные с процессом их личностного самоопределения. Эти характеристики могут быть расположены в убывающем порядке по степени прочности их взаимосвязи с показателями личностного самоопределения в ранней юности (см. рис. ). На схеме мы условно выделили три уровня значимости корреляционной связи характеристики Я-концепции с показателями линчностного самоопределения: уровень 1 - личностная характеристика имеет значимые зависимости со всеми показателями личностного самоопределения, уровень 2 - значимые связи с тремя показателями и уровень 3 значимые связи существуют только с двумя или одним показателем личностного самоопределения. В расстановке качеств по степени значимости мы также учитывали иерархическое расположение показателей личностного самоопределения для группы девушек и группы юношей (по факторным нагрузкам).
Связь между показателями Я-концепции и личностного самоопределния (девушки) Рисунок Уровень 1. 20 самостоятельный 35 независимый от мнения Ц S окружающих C развитие волевых сторон личности ЛК-Я 1 ЛК-Ж обаятельный 23 высокий интеллект Уровень 2. л2 эгоистичный Ц S 25 стремление к доминированию ЛК-Я 37 ЛК-Ж возбужденность, стремление к успеху 11 Уровень 3. 36 самоконтроль, самодисциплина л4 подозрительный (обр. ) О фактор Оценки Ц S 5 уступчивый ЛК-Я 7 ЛК-Ж честный 10 добросовестный 13 агрессивный (обр. ) л8 альтруистический Связь между показателями Я-концепции и личностного самоопределния ( юноши ) Уровень 1. 17 уверенный 12 энергичный 28 смелость, склонность к ЛК-Ж Ц риску, предприимчивость 13 справедливый ЛК-Я О S фактор Оценки 10 отзывчивый 7 добрый Уровень 2. ЛК-Ж 26 Ц сдержанность, рассуди тельность, внимательность 36 высокий самоконтроль, ЛК-Я S самодисциплина С фактор Силы Уровень 3. 11 авторитарный 9 деятельный 32 дипломатичность, ЛК-Ж Ц расчетливость 1 обаятельный ЛК-Я 22 S открытость, общительность 24 эмоциональная устойчивость 37 возбужденность, вызванная стремлением к успеху
Итак, в результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили корреляционную взаимосвязь некоторых содержательных характеристик Я-концепции с показателями личностного самоопределения. Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о наличии такой связи подтвердилась. Полученные данные позволяют выделить определенный набор личностных характеристик, от характера самовосприятия которых зависит успешность личностного самоопределения девушек и юношей. По данным нашего исследования, на успешность личностного самоопределения девушек в раннем юношеском возрасте оказывает значимое влияние осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития . Успешность личностного самоопределния девушек предполагает приписывание себе определенных эгоистических черт характера, направленности на себя, склонности к соперничеству и стремление к доминированию и успеху. Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых сторон своей личности самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость. Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта. При сравненительном анализе данных полученных при изучении различий в содержании характеристик Я-концепции юношей и девушек ( т-критерий Стьюдента) и данных значимости определенных характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения (корреляционный анализ) мы обнаружили следующую интересную закономерность : как для девушек так и для юношей имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех личностных качеств, которые оказывают влияние на их личностное самоопределение. Так девушки склонны оценивать себя менее интеллектуально развитыми (методика ПП) и менее стремящихся к доминированию (методика Т. Лири), чем юноши. По результатам корреляционного анализа мы наблюдаем, что значимость этих характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения девушек больше, чем для юношей. Юноши менее, чем девушки, склонны осознавать себя ностителями позитивных характеристик : дружелюбие, добросовестность, отзывчивость ( методика ЛД) и менее активными и общительными, чем девушки. И мы наблюдаем , что значимость этих качеств для юношей в процессе их личностного самоопределения больше, чем для девушек Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т. е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем. Итак, мы провели изучение взаимосвязи Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности и нашли подтверждение выдвинутым нами в начале исследования гипотезам. Следующие две методики, которые мы использовали в нашей работе не имели своей задачей проверку гипотез исследования. Они были включены нами в исследование как дополнительные, удовлетворяющие констатацией своих результатов наш исследовательский интерес.
Методика ценностных ориентаций М. Рокича
В нашей работе мы уже отмечали, что личностное самоопределение в ранней юности имеет ценностно-смысловую природу; это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего существования. Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику ценностных ориентаций М. Рокича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая. -то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Методика М. Рокича содержит два списка ценностей по 18 в каждом. Используя гибкость методики мы несколько сократили стимульный материал (до 9 ценностей) и в нашем исследовании использовали только первый список.
Бланк к методике ценностных ориентаций М. Рокича ДЕНЬГИ (материально обеспеченная жизнь)
СЕМЬЯ (счастливая семейная жизнь, духовная и физическая близость с любимым человеком) ПОЗНАНИЕ ( интеллектуальное развитие, расширение своего кругозо ра, жизненная мудрость) РАБОТА (интересная , творческая, продуктивная деятельность, макси мально полное использование своих сил и способностей) СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, народа, человечества в целом) САМОРАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и духов ное совершенствование, достижение внутренней
гармонии) КАРЪЕРА (общественное признание, уважение окружающих) ДРУЗЬЯ (наличие хороших и верных друзей) УДОВОЛЬСТВИЯ (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Списки ценностных ориентаций выдавались испутуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. После обработки данных мы получили следующие результаты (см. табл. ). По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек не имеют значимых отличий. На первом месте как у тех, так и других находится ценность счастливой семейной жизни, духовной и физической близости с любимым человеком ; на втором месте у девушек - наличие хороших и верных друзей, у юношей - удовольствия (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). На третьем месте и у юношей и у девушек - деньги (материально обеспеченная жизнь). Последнее место и у девушек и у юношей занимает счастье других людей.
Средние ранговые показатели по методике ценностных ориентаций М. Рокича Таблица показатели среднее значение место ценности девушки юноши девушки юноши деньги 3. 92 3. 91 3 3 семья 2. 29 2. 95 1 1 познание 6. 61 5. 55 8 7 работа 4. 92 5. 09 5 6 счастье других 7. 11 7. 13 9 9 саморазвитие 6. 24 6. 0 7 8 каръера 4. 73 4. 73 4 5 друзья 3. 32 4. 16 2 4 удовольствия 5. 67 3. 09 6 2 Методика “Тип психологического совершенствования”
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|