бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности - (диплом) бесплатно рефераты

p>9 - 12 баллов - высокая экстремальное поведение 13 - 16 баллов - экстремальная до патологии В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с помощью специального ключа к опроснику.

По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам : доминирование и дружелюбие.

    Доминирование = ( 1 - 4) + 0, 7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 );
    Дружелюбие = ( 7 - 3) + 0, 7* (8 - 2 - 4 + 6).
    Типы отношения к окружающим (шкалы)
    1. Авторитарный (л1)
    2. Эгоистичный (л2)
    3. Агрессивный (л3)
    4. Подозрительный (л4)
    5. Подчиняемый (л5)
    6. Зависимый (л6)
    7. Дружелюбный (л7)
    8. Альтруистический (л8)

Подробное описание типов отношений к окружающим см. в приложении... Т. Лири предлагал использовать методику для оценки поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих (“со стороны”), для самооценки, оценки близких людей, описания своего идеального “я”. В соответствии с уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

В нашем исследовании мы использовали методику Т. Лири для выявления у испытуемых представления о себе. Инструкция: “ Сейчас я буду зачитывать ряд суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Поставьте на бланке ответов знак “+” против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе и знак “-” против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, то ставьте знак “-”)”.

Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение для развития личности.

После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента мы получили следующие результаты.

    Средние значения и t-критерий по методике Т. Лири
    Таблица 3
    №
    Название шкалы
    Средние значения
    Сигма
    t-критерий
    девушки
    юноши
    девушки
    юноши
    л1
    авторитарность
    9, 08
    9, 86
    3, 44
    3, 7
    -1, 1
    л2
    эгоистичность
    6, 08
    8, 05
    2, 56
    2, 46
    -3, 9
    л3
    агрессивность
    6, 72
    7, 54
    2, 56
    2, 53
    -1, 6
    л4
    подозрительность
    6, 57
    6, 79
    3, 09
    2, 88
    -0, 4
    л5
    подчиняемость
    5, 81
    6, 45
    3, 29
    2, 99
    -1
    л6
    зависимость
    6, 79
    7, 5
    2, 44
    2, 32
    -1, 5
    л7
    дружелюбность
    8, 9
    9, 09
    2, 49
    3, 41
    -0, 3
    л8
    альтруистичность
    8, 63
    8, 39
    3, 33
    3, 48
    0, 35
    ДП
    доминирование-подчинение
    3, 41
    5, 06
    1, 33
    1, 05
    2, 11
    ДА
    дружелюбие - агрессивность
    4, 09
    1, 98
    1, 65
    0, 51
    2, 56

Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1, 948 при уровне значимости 5% ; 2, 626 при уровне значимости 1%.

По данным методики Т. Лири юноши более склонны приписывать себе гоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству, доминированию. Девушки оценивают себя как более дружелюбных и менее стремящихся к доминированию, чем юноши.

    Итак, мы оценили содержание Я-концепции юношей и девушек.

Теперь мы переходим к выявлению связи изученных характеристик Я-концепции с выделенными нами показателями личностного самоопределения в ранней юности. Для решения той задачи, мы снова использовали в нашем исследовании метод линейной корреляции. При помощи метода линейной корреляции мы выявляли те содержательные характеристики Я-концепции юношей и девушек, которые оказывают влияние и/или связаны в своей динамике с процессом личностного самоопределения в ранней юности.

После обработки данных по методу корреляционного анализа Пирсона мы получил следующие результаты ( см. приложение, табл. , ).

В результате линейного корреляционного анализа мы получили определенные наборы характеристик Я-концепции у юношей и у девушек, связанные с процессом их личностного самоопределения. Эти характеристики могут быть расположены в убывающем порядке по степени прочности их взаимосвязи с показателями личностного самоопределения в ранней юности (см. рис. ). На схеме мы условно выделили три уровня значимости корреляционной связи характеристики Я-концепции с показателями линчностного самоопределения: уровень 1 - личностная характеристика имеет значимые зависимости со всеми показателями личностного самоопределения, уровень 2 - значимые связи с тремя показателями и уровень 3 значимые связи существуют только с двумя или одним показателем личностного самоопределения. В расстановке качеств по степени значимости мы также учитывали иерархическое расположение показателей личностного самоопределения для группы девушек и группы юношей (по факторным нагрузкам).

    Связь между показателями
    Я-концепции и личностного самоопределния
    (девушки)
    Рисунок
    Уровень 1.
    20 самостоятельный
    35 независимый от мнения
    Ц S окружающих
    C развитие волевых сторон
    личности
    ЛК-Я 1 ЛК-Ж обаятельный
    23 высокий интеллект
    Уровень 2.
    л2 эгоистичный
    Ц S
    25 стремление к
    доминированию
    ЛК-Я 37 ЛК-Ж возбужденность, стремление к успеху
    11
    Уровень 3.
    36 самоконтроль, самодисциплина
    л4 подозрительный (обр. )
    О фактор Оценки
    Ц S
    5 уступчивый
    ЛК-Я 7 ЛК-Ж честный
    10 добросовестный
    13 агрессивный (обр. )
    л8 альтруистический
    Связь между показателями
    Я-концепции и личностного самоопределния
    ( юноши )
    Уровень 1.
    17 уверенный
    12 энергичный
    28 смелость, склонность к
    ЛК-Ж Ц риску, предприимчивость
    13 справедливый
    ЛК-Я О S фактор Оценки
    10 отзывчивый
    7 добрый
    Уровень 2.
    ЛК-Ж 26 Ц сдержанность, рассуди
    тельность, внимательность
    36 высокий самоконтроль,
    ЛК-Я S самодисциплина
    С фактор Силы
    Уровень 3.
    11 авторитарный
    9 деятельный
    32 дипломатичность,
    ЛК-Ж Ц расчетливость
    1 обаятельный
    ЛК-Я 22 S открытость,
    общительность
    24 эмоциональная
    устойчивость
    37 возбужденность, вызванная
    стремлением к успеху

Итак, в результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили корреляционную взаимосвязь некоторых содержательных характеристик Я-концепции с показателями личностного самоопределения. Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о наличии такой связи подтвердилась.

Полученные данные позволяют выделить определенный набор личностных характеристик, от характера самовосприятия которых зависит успешность личностного самоопределения девушек и юношей.

По данным нашего исследования, на успешность личностного самоопределения девушек в раннем юношеском возрасте оказывает значимое влияние осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития . Успешность личностного самоопределния девушек предполагает приписывание себе определенных эгоистических черт характера, направленности на себя, склонности к соперничеству и стремление к доминированию и успеху. Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых сторон своей личности самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

При сравненительном анализе данных полученных при изучении различий в содержании характеристик Я-концепции юношей и девушек ( т-критерий Стьюдента) и данных значимости определенных характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения (корреляционный анализ) мы обнаружили следующую интересную закономерность : как для девушек так и для юношей имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех личностных качеств, которые оказывают влияние на их личностное самоопределение.

Так девушки склонны оценивать себя менее интеллектуально развитыми (методика ПП) и менее стремящихся к доминированию (методика Т. Лири), чем юноши. По результатам корреляционного анализа мы наблюдаем, что значимость этих характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения девушек больше, чем для юношей.

Юноши менее, чем девушки, склонны осознавать себя ностителями позитивных характеристик : дружелюбие, добросовестность, отзывчивость ( методика ЛД) и менее активными и общительными, чем девушки. И мы наблюдаем , что значимость этих качеств для юношей в процессе их личностного самоопределения больше, чем для девушек

Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т. е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем.

Итак, мы провели изучение взаимосвязи Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности и нашли подтверждение выдвинутым нами в начале исследования гипотезам.

Следующие две методики, которые мы использовали в нашей работе не имели своей задачей проверку гипотез исследования. Они были включены нами в исследование как дополнительные, удовлетворяющие констатацией своих результатов наш исследовательский интерес.

    Методика ценностных ориентаций М. Рокича

В нашей работе мы уже отмечали, что личностное самоопределение в ранней юности имеет ценностно-смысловую природу; это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего существования. Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику ценностных ориентаций М. Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая. -то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Методика М. Рокича содержит два списка ценностей по 18 в каждом. Используя гибкость методики мы несколько сократили стимульный материал (до 9 ценностей) и в нашем исследовании использовали только первый список.

    Бланк к методике ценностных ориентаций М. Рокича
    ДЕНЬГИ (материально обеспеченная жизнь)

СЕМЬЯ (счастливая семейная жизнь, духовная и физическая близость с любимым человеком)

ПОЗНАНИЕ ( интеллектуальное развитие, расширение своего кругозо ра, жизненная мудрость)

РАБОТА (интересная , творческая, продуктивная деятельность, макси мально полное использование своих сил и способностей)

СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, народа, человечества в целом)

САМОРАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и духов ное совершенствование, достижение внутренней

    гармонии)
    КАРЪЕРА (общественное признание, уважение окружающих)
    ДРУЗЬЯ (наличие хороших и верных друзей)
    УДОВОЛЬСТВИЯ (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Списки ценностных ориентаций выдавались испутуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. После обработки данных мы получили следующие результаты (см. табл. ). По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек не имеют значимых отличий. На первом месте как у тех, так и других находится ценность счастливой семейной жизни, духовной и физической близости с любимым человеком ; на втором месте у девушек - наличие хороших и верных друзей, у юношей - удовольствия (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). На третьем месте и у юношей и у девушек - деньги (материально обеспеченная жизнь). Последнее место и у девушек и у юношей занимает счастье других людей.

    Средние ранговые показатели по методике
    ценностных ориентаций М. Рокича
    Таблица
    показатели
    среднее значение
    место
    ценности
    девушки
    юноши
    девушки
    юноши
    деньги
    3. 92
    3. 91
    3
    3
    семья
    2. 29
    2. 95
    1
    1
    познание
    6. 61
    5. 55
    8
    7
    работа
    4. 92
    5. 09
    5
    6
    счастье других
    7. 11
    7. 13
    9
    9
    саморазвитие
    6. 24
    6. 0
    7
    8
    каръера
    4. 73
    4. 73
    4
    5
    друзья
    3. 32
    4. 16
    2
    4
    удовольствия
    5. 67
    3. 09
    6
    2
    Методика “Тип психологического совершенствования”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11