бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности - (диплом) бесплатно рефераты

p>В нашем исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная шкала. Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала (общие шкалы): 1. Фактор Оценки (О). Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. 2. Фактор Силы(С). Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность низкие - на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале. Максимальное значение каждого фактора - 9 баллов, минимальное - 7 баллов.

При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но в рамках нашего исследования именно они сами по себе имеют первостепенное значение для изучения Я-концепции. Для выявления различий в содержании образа Я юношей и девушек мы использовали t-критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга.

После первичной обработки данных и подсчета t-критерия мы получили следующие результаты.

    Средние значения по методике ЛД и t-критерий
    Таблица 1.
    №
    Название шкалы
    Средние значения
    Сигма
    t-критер.
    девушки
    юноши
    девушки
    юноши
    1
    обаятельный
    5, 97
    5, 73
    0, 95
    1, 09
    1, 15
    2
    сильный
    5, 27
    5, 67
    1, 54
    1, 27
    -1, 4
    3
    разговорчивый
    5, 48
    5, 66
    1, 62
    1, 74
    -0, 5
    4
    добросовестный
    5, 32
    4, 6
    1, 49
    1, 53
    2, 41
    5
    упрямый
    4, 82
    4, 66
    1, 65
    191
    0, 45
    6
    открытый
    5, 26
    5, 39
    1, 79
    1, 54
    -0, 4
    7
    добрый
    5, 15
    5, 27
    1, 40
    1, 87
    -0, 4
    8
    независимый
    4, 38
    4, 38
    1, 75
    1, 82
    0
    9
    деятельный
    5, 65
    5, 56
    1, 16
    1, 53
    0, 33
    10
    отзывчивый
    6, 43
    5, 71
    0, 78
    1, 39
    3, 1
    11
    решительный
    5, 33
    5, 22
    1, 48
    1, 59
    0, 36
    12
    энергичный
    6, 07
    5, 86
    0, 94
    1, 27
    0, 93
    13
    справедливый
    5, 65
    5, 47
    1, 18
    1, 55
    0, 64
    14
    напряженный
    4, 29
    3, 52
    1, 67
    1, 61
    2, 36
    15
    суетливый
    3, 87
    3, 06
    1, 99
    1, 86
    2, 01
    16
    дружелюбный
    6, 13
    5, 36
    0, 95
    1, 53
    -2, 6
    17
    уверенный
    5, 36
    5, 34
    1, 36
    1, 63
    0, 07
    18
    общительный
    6, 15
    5, 75
    0, 97
    1, 53
    1, 51
    19
    честный
    5, 29
    4, 84
    1, 37
    1, 68
    1, 42
    20
    самостоятельный
    5, 97
    5, 68
    1, 32
    1, 49
    1, 01
    21
    раздражительный
    4, 52
    4, 22
    1, 84
    1, 68
    0, 85
    О
    фактор Оценки
    40
    37, 1
    4, 63
    7, 29
    2, 33
    С
    фактор Силы
    35, 4
    34, 4
    5, 81
    5, 55
    0, 9
    А
    фактор Активности
    38, 9
    35, 8
    6, 16
    6, 71
    2, 38

Для числе степеней свободы 100 граничное значение t-критерия 1, 984 при уровне значимости 5% и 2, 626 при уровне значимости 1%.

По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (факторОценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми. Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных. , чем для девушек.

    Методика “ Полярные профили”

Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной психологии методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным Н. Р. Битяновой [8] .

Данный вариант методики ПП содержит 16 антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить степень выраженности своих личностых качеств ( по 10-балльной шкале).

    Бланк к методике ПП

Ф. И. О. _____________________возраст______пол _____дата_______

Замкнутость, скрытность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общительность, открытость Низкий интеллект 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий интеллект

Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Эмоциональная устойчивость Склонность к подчинению , 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к доминированию покорность, мягкость твердость, упрямство

Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Восторженность, импульсив

    внимательность, серъезность ность, беспечность

Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Совестливость, высокая нор вание общественных норм мативность поведения

Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Смелость, склонность к рис

    ность ку, предприимчивость

Жесткость, суровость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мягкость, чувствительность Доверчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Подрозрительность

Практичность, объективная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Непрактичность, богатое оценка реальности воображение

Прямолинейность, непосредст- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дипломатичность, расчет венность поведения ливость

Тревожность, неуверенность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Спокойствие, уверенность чувство вины в себе

    Консерватизм 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к новому

Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимость от мнения ок

    ровка на социальное одобрение ружающих, стремление дейст
    (конформизм) вовать исходя из собственных
    убеждений

Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий самоконтроль, линированность самодисициплина

Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Напряженность, возбужден ция ность, вызванная большим

    стремлением к успеху

После первичной обработки результатов и подсчета t-критериев Стьюдента для групп юношей и девушек по каждой шкале, мы получили следующие результаты (см. табл. )

    Средние значения по методике ПП и t-критерий
    Таблица
    №
    Названия шкал
    Средние значения
    Сигма
    t-критерий
    девушки
    юноши
    девушки
    юноши
    22
    открытость
    7, 84
    7, 18
    1, 89
    2, 21
    1, 59
    23
    интеллект
    6, 68
    7, 66
    1, 65
    2, 19
    -2, 5
    24
    эмоц. устойчивость
    7, 19
    6, 43
    1, 75
    2, 47
    1, 73
    25
    доминирование
    7, 03
    6, 68
    2, 14
    2, 21
    0, 81
    26
    импульсивность
    5, 11
    4, 75
    2, 16
    2, 27
    0, 8
    27
    совестливость
    7, 13
    6, 00
    1, 93
    2, 49
    2, 48
    28
    смелость
    7, 23
    6, 89
    2, 08
    2, 26
    0, 78
    29
    мягкость
    7, 57
    6, 52
    1, 61
    2, 06
    2, 77
    30
    подозрительность
    5, 73
    5, 23
    2, 79
    1, 89
    1, 08
    31
    непрактичность
    5, 94
    5, 75
    1, 82
    2, 24
    0, 44
    32
    дипломатичность
    5, 81
    6, 96
    2, 02
    1, 87
    -2, 9
    33
    спокойствие
    7, 13
    6, 52
    1, 82
    2, 01
    1, 55
    34
    склонность к новому
    8, 48
    7, 25
    1, 43
    2, 29
    3, 13
    35
    независимость
    6, 63
    6, 77
    2, 40
    2, 21
    -0, 3
    36
    самоконтроль
    7, 27
    6, 75
    1, 89
    2, 30
    1, 23
    37
    возбужденность
    7, 39
    6, 98
    1, 72
    2, 17
    1, 06

Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1, 948 при уровне значимости 5% ; 2, 626 при уровне значимости 1%.

По данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.

    Методика Т. Лири

Методика создана Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году и предназанчена для исследования представлений о себе и идеальном “я”. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людя м в самооценке и взаимооценке.

Общее впечатление о человеке и человека о самом себе в процессе межличностных отношений наиболее часто определяют два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В том круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение , дружелюбие-враждебность. В свою очередь ти секторы разделены на восемь октант соответственно более частным отношениям, кторые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. При обработке подсчитывается количесство отношений каждого типа. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0 - 4 балла - низкая адаптивное поведение 5 - 8 баллов - умеренная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11