бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности - (диплом) бесплатно рефераты

Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

Министерство народного образования Российской Федерации Магнитогорский ордена “Знак почета”

    государственный педагогический институт
    Теплых Дмитрий Анатольевич
    Я - КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО
    САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
    Дипломная работа
    студента психологического факультета
    Научный руководитель:
    старший преподаватель
    кафедры ОиПП
    Козловская С. Н.
    Рецензент:
    ассистент кафедры ОиПП
    Бахчеева Э. П.
    Магнитогорск
    1999
    С О Д Е Р Ж А Н И Е
    ВВЕДЕНИЕ

....................................................................................................................................... 3 - 6

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ......................... 7 - 33 1. 1 Самосознание и его место в психической организации

    человека

..................................................................................................................................... 7 - 9

1. 2 Понятие, значение и структура Я-концепции .......................................... 10 19

    1. 3 Становление самосознания в ранней юности как источник
    формирования Я-концепции

........................................................................................... 20 - 24 1. 4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................................ 25 33

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности .................................................................................. 34 - 55 2. 1 Личностное самоопределение как психологическая

    проблема

.......................................................................................................................................... 35 - 45

2. 2 Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности ......................................................................................................................... 45 - 55

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ......... 56 - 94

    ВЫВОДЫ

.................................................................................................................................. 95 - 98

    Список литературы

............................................................................................................... 99 105

    Приложения

.................................................................................................................................. 106

    ВВЕДЕНИЕ

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Периодом возникновения сознательного “я” , как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста...

Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение.

Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования : “ Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности “.

Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.

Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет. Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте. Основная гипотеза исследования : существует корреляционная связь между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.

Рабочая гипотеза исследования : содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек...

Для достижения цели и проверки гипотез в процессе исследования решались следующиезадачи :

На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Установить соотношение понятий Я-концепции и личностного самоопределения. Определить показатели личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте .

. Провести практическое изучение Я-концепции и личностного самоопределения юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.

Выявить наличие или отсутствие корреляционной зависимости между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением юношей и девушек. Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным самоопределением у юношей и у девушек.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования : сравнителный метод,

    констатирующий ксперимент,
    комплекс методов психологической диагностики ,
    методы первичной и вторичной обработки данных.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа литературы мы устанавливаем соотношение между двумя научными понятиями, рассматривая Я-концепцию как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

Практическая значимость нашего исследованияв том, что а) мы определяем показатели личностного самоопределения, которые могут быть использованы как тестовые в дальнейших исследованиях движущих сил развития личности в ранней юности, б) конкретизация связи между Я-концепцией и личностным самоопределением в ранней юности позволяет выявить те характеристики системы представлений о себе, динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения юношей и девушек на том возрастном тапе развития личности.

Новизна нашего исследованиясостоит в том. , что а) мы рассматриваем Я-концепцию как фактор личностного самоопределения; б) рассматривая личностное самоопределение как явление, имеющее ценностно-смысловую природу мы связываем успешность личностного самоопределения с показателями осмысленности жизни личности.

    ГЛАВА 1. Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
    1. 1. САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ПСИХИЧЕСКОЙ
    ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии . Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б. Г. Ананьева [4, 5] , Л. И. Божович [10, 11], А. Н. Леонтьева [38], С. Л. Рубинштейна [66], И. И. Чесноковой [92], В. В. Столина [78], А. Г. Спиркина [77] в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А. А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания [9]. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием [ 31, 87, 89 и др. ]. Работы И. С. Кона [31-34], в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У. Джеймса [25], З. Фрейда [88], К. Роджерса [64], . Эриксона [97] , Р. Бернса [7], В. Франкла [87] и многих других выдающихся ученых.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В. С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок [43 ]. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения , вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. А. Г. Спиркин дает следующее определение : “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “ [77; 149 ]. Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “ [20 ; 201].

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А. Г. Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я” [77; 143]. Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А. Н. Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа” [38; 153].

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает термин “Я-концепция” , какой реальный психологический смысл в него вкладывается ?

    1. 2. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем” [7; 31 ]. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах : 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности . Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т. к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р. Бернсом [ 7 ; 62 ] , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (см. рисунок №1) .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11