Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2000.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М, 1968.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Спб: ПитерКом, 1999. - 425с.
Василевский В.И. Формирование мотивов познавательной деятельности личности. - Краснодар, 1984. - 298с.
Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика, 1985. - С.165-191.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. И др. Программа "Развитие": Основные положения. - М.: Новая школа, 1997.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр.66-74.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 344с.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2001.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С.62-76.
Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избр. Психол. Исслед. - М., 1956. - 550с.
Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: Смысл; Эксмо, 2003.
Гапльперин П.Я. К проблеме внимания - М.4Переизд. 2006г.
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М. - Воронеж, 2002.
Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной - М., 2001.
Грос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. - 275с.
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. - 275с.
Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание, 1994г., №6, стр.27-31.
Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Минск, 2000.
Джеймс У. Психология. - М., 1999.
Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности.М., 1974. - 376с.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровиной - М., 2002.
Дусавицкий А.К. О структуре мотивов учебной деятельности. Воспитание, обучение и психическое развитие. - М., 1977. - 415с.
Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 1994г.,№10, стр.38-46.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. № 2 1980 г.
Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России - М.: Просвещение, 1986.
Жданова Р.А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников. Формирование стремлений к знаниям, мотивация учения у школьников. Ростов н/Д, 1975. - 404с.
Жуковская Р.И. // "Дошкольное воспитание. 1963 № 2
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988 г.
Зворыгина Е. В Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989г. № 5.С. - 31-40.
Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1999.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
Й. Хейзинга. Человек играющий. М.: Наука, 1995.
Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. - СПб.: ИНФРО-М - 2002.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2003.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2000.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971. - 258с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 2002.
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 2003.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 479с.
Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Характер, способности. Т.1-2, 1957 (совм. с А.Г. Ковалевым)
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 2003.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - 6-е изд., стереотип. - М: Издательский центр "Академия", 2000. - 456с.
Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции " при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту \\ Вестник МГУ. Психология. - 1988-№1.
Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ - М.: Педагогика, 2002.
Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.А. Соломенникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с. (Развитие и воспитание школьника)
Прохорова А. Диагностика уровня развития творческого воображения, разработанная О.М. Дьяченко. // Дошкольное воспитание. 1996г. №5.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2002.
Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2001.
Романова Е.С. говорит, что Психодиагностика \ учебное пособие. 2005г
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 713
Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под ред. Дубровиной. М. - 1999г.
Смирновой Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. М. - 2003г.
Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-М.: Педагогика, 1986. - 408с.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановленное обучение-М. 1988г.
Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования - Харьков 1926г
Щукина Г. И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2001.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 2002.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999.
Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М: Учпедгиз, 1960г.
Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр " Академия", 2004.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1978. - 598с.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969. - 430с.
(http: // psychol. ras. ru/; см. сайт Института психологии РАН);
(http: // www. pirao. ru/; см. сайт Психологического института РАО);
(http: // www. psy. msu. ru/; см. сайт факультета психологии МГУ).
Приложение 1
Методика "Беседа о школе " (Нежнова Т.А.)
Диагностические возможности: выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятие 6-7 летним ребенком возрастного статуса.
Материалы: 1\2 стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти парных одинаковых геометрических фигур.
Процедура проведения
Инструкция экспериментатору к фронтальной беседе с детьми.
Мотивационный этап: "Ребята, вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран. Кто из вас знает название стран? (Дети называют). Экспериментатор оценивает общую активность детей, форму привлечения внимания взрослого (крик с места, поднятие руки и др.); выделяет детей, ведущих себя наиболее непосредственно или скованно, растерянно"
Ориентировочный этап:
Задачи этапа:
А) означивание школ с помощью геометрических фигур;
Б) усвоение способов выделения понравившихся школ.
"Вы назвали много стран, они такие разные, там живут разные дети. Но в одном эти страны похожи друг на друга - везде есть школы, в которых учатся дети. Но школы так же разные. Вот, например, в Англии есть две школы (показывает два одинаковых круга на листе бумаги или рисует на листе)". "В этой школе (показывает на круг слева) дети рисуют только цветными карандашами. А в этой только одним цветом. Как вы думаете, в какой школе лучше? ". Экспериментатор приглашает одного или нескольких детей подойти и поставить крестик в середину круга, обозначающего школу, которая, по мнению ребенка, лучше. Затем данная процедура повторяется с исследованием следующего содержания: "В Японии есть две школы. В этой школе на каждой перемене детям дают лимонад, а в этой школе - капают в нос горькие капли от насморка. Как вы думаете, в какой школе лучше? "
Исполнительский этап.
"Мнения разные. Положите перед собой (раздается стимульный материал в виде бланков с геометрическими фигурами) вот эти листочки так, чтобы квадрат был сверху, возьмите карандаш или ручки: я буду рассказывать, какие бывают школы, а каждый из вас будет отмечать крестиком ту школу, которая нравится".
В конце работы детей просят подписаться, кто сможет.
Интерпретационный (аналитический) этап.
Количественный анализ. Баллы начисляются за выбор школы группа "А". Максимальный суммарный балл - 5 баллов.
Качественный анализ. В соответствие с количеством полученных баллов делают вывод об уровне (этапе) становления "внутренней позиции школьника" (ВПШ) на седьмом году жизни ребенка (по Т.А. Нежновой)
1 этап (0-1 балл) наличие положительного отношений к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Ребенок ориентирован лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиции еще "дошкольная" (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремиться сохранить дошкольный образ жизни).
2 этап (2-3 балл) ориентация на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе ребенок выделяется в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты в этой действительности.
3 этап (4-5 балл)"ВПШ" полностью сформирован характеризуется сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Методика Романовой Е.С. "Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе"
Мотивационной готовности к обучению в школе.
Мотивационная готовность включает в себя:
желание учиться, занять новую социальную позицию школьника; правильные, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности;
познавательная активность, познавательное отношение к окружающей действительности.
Своеобразие мотивационной готовности у ребенка можно установить при помощи беседы (беседа проводиться индивидуально)
Данная методика состоит из 4 блоков заданий.
Задание 1. Вопросы для беседы по определению желания ребенка учиться в школе и его представлений о школе
Хочешь ли ты учиться в школе? Почему?
любишь ли ты играть в школы? Чем привлекает игра?
что тебе нравиться в школе?
что делают ученики в школе?
чем ты любишь заниматься дома?
где тебе кажется интереснее - в школе иди в детском сады? Почему?
какие занятия в детском саду тебе нравиться больше?
Ответы детей анализируются, устанавливается 3 уровня мотивационной готовности.
1ур. - высокий
2ур. - средний
3ур. - низкий
1ур. - Высокий. К этой группе относятся дети, стремление которых стать школьниками, желание учиться основано на адекватном представление о школе. Например, дети отвечают: "Все должны учиться в школе, чтобы, когда вырастешь, хорошо трудиться"; "как хорошо в школе учиться, потом можно стать летчиком или врачом"; "очень хочу пойти учиться в школу, надо стараться, слушать учителя"; "очень хочу пойти в школу сейчас, в школе учатся дети, в ней учатся читать, писать, считать" и т.д.
2 ур. - Средний уровень. К этой группе относятся ответы детей, стремление которых стать школьниками основано на поверхностном представление школе, на отдельных частных, конкретных впечатлениях: " В школе много детей, там интересно, учительница ставит детям отметки"; "Мне купили уже форму и портфель"; "В школе лучше, чем в детском саду, не надо спать, после уроков можно бегать во дворе, сколько хочешь"; "НЕ надо есть манную кашу" и. т.д.
3 ур. - Низкий уровень. Дети имеют как будто бы правильные представления о требованиях, которые предъявляет школа, хотят учиться в школе, но дают неопределенные ответы типа: "Там весело"; "Там интересно", относятся к школе с робостью и даже страхом: "я не боюсь, что не услышу, что говорит учительница"; "наверное, не сумею сделать то, что учительница скажет"; "В школе все большие, а я маленький"; "НЕ хочу идти в школу".
Задание 2
Ребенку дается набор картинок игрового, бытового, учебного содержания, предлагается выбрать самые интересные и пояснить свой выбор.
Анализ по уровням:
отдает предпочтение учебным сюжетам (высокий - В)
выбирает игровые и учебные сюжеты в равной мере (средний - С)
отдает предпочтение игровым сюжетам (низкий - Н)
Задание 3
Познавательное отношение к окружающему миру, познавательная активность детей может быть установлена следующим образом.
Ребенку предлагается два коротеньких рассказа:
"Дима проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. ОН вскочил с постели, подбежал к окну и удивленно воскликнул "Мама, а совсем недавно был сильный дождь! ""
Вопрос к ребенку: "КАК Дима догадался, что шел дождь? Ведь он целый час еще крепко спал" и другие рассказы.
Анализ ответов детей проводиться так же по трем уровням - высокий, средний, низкий.
(В) - ведет целенаправленный поиск ответа, предлагает различные варианты, в которых отмечаются предметные признаки;
(С) - ищет ответ путем случайного перебирания фактов или ситуаций;
(Н) - удовлетворяется первым попавшимся ответом, не прилагает умственных усилий.
Задание 4
Ребенку дается новая игра (дидактическая, конструктор и др.) ничего не говоря об игре и не давая никаких заданий. Поведение ребенка анализируется следующим образом:
пытается установить, как играть в игру по правилам, что можно сделать, с ней, проявляет самостоятельный поиск (Высокий уровень)
проявляет интерес к игре, но руководствуясь лишь обыкновенным, стандартным использованием предметов (Средний уровень)
проявляет обыкновенный интерес, удовлетворяется поверхностным ознакомлением (Низкий уровень)
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников
Разработана в 1988 году М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок, в 1993 году И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
I. Инструкция:
сейчас я прочитаю тебе рассказ
Мальчики разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился". Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть". Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь". Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
II. Беседа
Как по-твоему, кто из них прав? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
III. Контрольный вопрос
Чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок, необходимо задать ребёнку вопрос - А что этот мальчик сказал?
После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
На основе полученных результатов выделяются мотивы:
Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.
Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.
Отметка: мотив получения высокой отметки.
Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.
Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
Внешний: "внешний" по отношению к учёбе (подчинению требованиям взрослых)
IV. Обработка результатов
мотивы №
выборы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
I выбор
|
|
|
|
|
|
|
|
II выбор
|
|
|
|
|
|
|
|
III выбор
|
|
|
|
|
|
|
|
контрольный вопрос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|