бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений бесплатно рефераты

На личность работника службы экстренного вызова во время профессиональной деятельности действуют факторы те же что и в экстремальных условиях. Следовательно, условия профессиональной деятельности работников экстренных служб являются экстремальными. На текущее состояние человека может влиять множество самых разнообразных факторов внешнего и внутреннего порядка. Человеческому организму свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенных уровней и продолжительности. В противном случае происходят повреждения организма и его психики, которые при достижении определенной степени квалифицируются как стресс, психопатологические психогенные расстройства и т.д. Проблема возникает в оценке влияния этих факторов на состояние человека, поскольку один фактор, в зависимости от индивидуальных качеств, воспринимается по-разному, поэтому у разных людей он может порождать различные состояния: психическое утомление, профессиональный стресс и эмоциональное выгорание как способы адаптации к внешним условиям.

Важнейшая из стадий процесса принятия решений является по сути внутриличностным конфликтом лица принимающего решение, - стадия выработки решения: оценка и выбор альтернатив действия, борьба мотивов. Таким образом, работники служб экстренного вызова, испытывающие внутриличностный конфликт, феномен эмоционального выгорания и профессиональный стресс, несомненно, будет проецировать свое внутреннее состояние на взаимоотношения с окружающими. Одним из важнейших проявлений особого этого внутреннего состояния личности будет конфликтное поведение. Работники служб экстренного вызова могут становиться субъектами конфликта. Как следствие конфликта среди персонала служб экстренного вызова возникает рассогласованность действий, уходит время на преодоление конфликта - результатом будет сбой в механизме процесса принятия решений бригадой или экипажем, влекущий за собой непредвиденные последствия, способные препятствовать оказанию полного объема медицинской помощи в экстренной ситуации, и нередко наносящие ущерб здоровью пострадавших. Работники служб экстренного вызова в силу своих индивидуальных особенностей по-разному будут реагировать на воздействие экстремальных факторов специфичной профессиональной деятельности. Подверженность к конфликтному поведению и стратегии поведения в уже произошедшем конфликте будут разными, и напрямую будут зависеть от индивидуальных особенностей каждого работника.

Примененный нами комплекс стандартизированных психодиагностических методик, включающий в себя: тест описания поведения личности в конфликтной ситуации K. Томаса - Р. Килменна (модификация Гришиной Н. В.), опросник Г. Шмишека - К. Леонгарда, 16-факторный опросник Кэттелла (версия С, шкалы C, E, F, N, Q2), соответствовал поставленным задачам исследования и позволяет выявлять внешние составляющие проявления психических особенностей испытуемых (тип поведения в конфликтных ситуациях), а также позволяет выявлять внутренние составляющие психических особенностей испытуемых (индивидуально типологические особенности личности).

С помощью данного комплекса методик нами было установлено:

1. Как внешняя составляющая проявления психических особенностей среднего медперсонала ССМП г. Калуги установлены сразу два типа преобладающей стратегии поведения в конфликте: Сотрудничество и Компромисс.

2. Как внутренние составляющие психических особенностей среднего медперсонала ССМП г. Калуги преобладают Эмотивный и Гипертимный типы акцентуации, остальные типы: Возбудимый, Циклотимный, Экзальтированный, Застревающий, Педантичный, Демонстративный, Дистимичный имеют меньшую степень выраженности; преобладает выраженная эмоциональная устойчивость по шкале С (интеллектуальный контроль эмоций, высокий порог фрустрации), остальные показатели имеют средний уровень значимости.

Из приведенных результатов мы сделали вывод, что данная группа испытуемых имеет в средних значениях преобладающие Эмотивный тип акцентуации характера и высокий уровень эмоциональной устойчивости, характеризуемый интеллектуальным контролем эмоций, высоким порогом фрустрации. Эти данные можно расценивать как некую предрасположенность к воздействиям экстремальности условий профессиональной деятельности, а именно к «синдрому эмоционального выгорания». Этот вывод можно эффективно использовать для дальнейших исследований в этой области, исследований профессиональной деятельности людей в экстремальных условиях.

В результате корреляционного анализа по Спирмену результатов использованных методик нами были выявлены закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова на тип поведения в конфликте:

- Наличие Эмотивного типа акцентуации личности способствует Сотрудничеству в конфликте, либо стратегии Приспособления в конфликте;

- Наличие Демонстративного типа акцентуации личности способствует Соперничеству в конфликте, чем менее выражен Демонстративный тип акцентуации, тем больше вероятность Приспособления в конфликте;

- Наличие Возбудимого типа акцентуации личности способствует Соперничеству в конфликте;

- Наличие Экзальтированного типа акцентуации уменьшает вероятность проявления Приспособления в конфликте, соответственно, чем менее выражен Экзальтированный тип акцентуации, тем больше вероятность Приспособления в конфликте.

На основании этого можно заключить, что работник, имеющий Эмотивный тип акцентуации способен к конструктивному решению конфликтов, учитывает интересы оппонентов и делает все направленное на предупреждение возникновения конфликтной ситуации. Что в свою очередь может благотворно сказываться на успешности процесса принятия решений. Если работник, имеет Возбудимый или Демонстративный тип акцентуации личности, то высока вероятность не конструктивного ведения конфликтов, борьба за свои интересы без учетов оппонента при этом конфликт еще более обострится и процесс принятия решений бригадой, экипажем будет «сорван». В таком случае нельзя говорить об успешности процесса принятия решений работниками служб экстренного вызова.

Из вышеизложенного следует, что цель нашей работы достигнута, гипотеза исследования подтвердилась - выявлены закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова процесс принятия решений.

Материалы нашей работы могут служить источником информации в качестве базового материала для дальнейших исследований в этой области и использоваться психологами, работающими в сфере консультирования и социальной работы, а также психологами, работающими на предприятиях с потенциально опасными технологиями и в службах экстренного вызова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.

2. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И. и др. Психогении в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1991.-С. 56-64.

3. Андреев В.И. Конфликтология. - М., 1995.-С.12-14.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998.-С.67-78.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.-С.43-47.

6. Бодров В.А. Психологический стресс. - М., 1995.-С.123-129.

7. Бодров В.А. Методы оценки и прогноза психической напряженности у операторов-подводников // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. - М.: ИП РАН, 1991.

8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: ИП РАН, 1995.

9. Бодров В.А., Турзин П.С., Евдокимов А.В. Комплексная методика моделирования психической напряженности. // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. - М.: ИП РАН, 1994.

10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996. -С.10-16.

11. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М., 1983.-С.23-48.

12. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.-С.48-55.

13. Вилле Г.Г. В плену белого магнита. - Л., 1965.-С.33-37.

14. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. - М.,1998.-С.14-18.

15. Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психоневрологические проблемы труда операторов. - М., 1975.-С.15-25.

16. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М., 1982.-С.45-53.

17. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1987.-С8-15.

18. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СП б: Питер, 2000.-С.17-43.

19. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л., 1976.-С.14-26.

20. Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. //Психол. журн. -1996. -№ 1

21. Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Ломов Б.Ф., Забродин К.М.. - М.: Наука. 1985. -С. 63-90.

22. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-н\ Д: "Феникс", 1998.-С.44-57.

23. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. - М., 1992.-С.18-31.

24. Карандашов В.Н. Как жить в условиях стресса. - Вологда: Русь, 1993.

25. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология; современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. - М., 1995.-С.23-49.

26. Кенуй М.Г. Быстрые статистические вычисления. Справочник. - М.: Статистика, 1979.-С.10-37.

27. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука. 1983.-С.45-60.

28. Климов А.Е. Введение в психологию труда. - М.: Просвещение, 1988.-С.71-85.

29. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 2000.-С.34-50.

30. Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 1981.-С.22-32.

31. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия /Под ред. Леоновой А.Б., Чернышевой О.Н. - М., 1995.-С.18-34.

32. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.-С.12-23.

33. Конфликты: сущность и преодоление / Сост. Потанин Г.М. Сахаров А.И. - М., 1990.

34. Котик М.А. Психология и безопасность. - М.: Волгус,1981.-С.68-85.

35. Котик М.Л., Емельянов A.Е. Природа ошибок человека-оператора. - М.: Транспорт, 1993.-С21-30.

36. Краткий психологический словарь. /под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. 1985.-С.22-38.

37. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М.,1995.-С.45-52

38. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989.-С.23-54.

39. Леонова А.Б., Кузнецов А.С. Психопрофилактика стрессов. - М., 1993.-С.31-34.

40. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981.-С.22-28.

41. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /отв. редактор: А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск: Петроком, 1992.

42. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. - М.: Наука. 1979.

43. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М, 1992.-С.34-36.

44. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 1997.-С.32-44.

45. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: МГУ, 1976.-С.38-51.

46. Психология и педагогика./ Под ред. В.М Николаенко. - М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.-С.45-53.

47. Петрушин В.И. Психология менеджмента. - М.: Институт практической психологии, 1996.-С.33-40.

48. Психологические проблемы профессиональной деятельности. /сост.: Дикая Л.Г. и др. - М.: Наука. 1991.-С.25-37.

49. Психологический словарь/ под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс,1996.-С.32-38.

50. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.-С.37-41.

51. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара.: Бахрах, 1999.-С.76-80.

52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1975.-С.37-53.

53. Сапов И.А., Новиков В.С. Неспецифические механизмы адаптации человека. - Л.: Наука. 1984.-С.45-60.

54. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.-С.27-54.

55. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979 .

56. Социальная физиология: оценка состояния человека: Труды научного комитета по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. К.В. Судакова. - М., 1994.-С.56-70.

57. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2002.-С.21-37.

58. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М., 1981.-С.56-59.

59. Уикенс К. Переработка информации, принятие решения и познавательные процессы // Человеческий фактор. /Под ред. Г. Салвенди. - М.: Мир, 1991. Т. 1. С. 206-267.

60. Федоров Е.К. Полярные дневники. - Л.,1982. -С.60-68.

61. Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики». - М., 1972.-С.10-61.

62. Черепанова Е.Ю. Психология стресса. - М.: Академия, 1997.-С.24-59.

63. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Мн.: Амалфея, 1997.-С.12-30.

64. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М., 1999.-С.48-51.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Методика «Мотивация выбора медицинской профессии» (адаптация А.П. Васильковой).

Текст опросника

«Что побудило Вас выбрать медицинскую специальность?»

1. Желание лечить людей.

2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков, детей.

3. Возможность заботиться о здоровье своих близких.

4. Престиж профессии и семейные традиции.

5. Желание решать научные медицинские проблемы.

6. Возможность заботиться о своём здоровье.

7. Возможность оказывать влияние на других людей.

8. Доступность медикаментов.

9. Материальная заинтересованность.

Приложение 2

Методика 1. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации K. Томаса - Р. Килменна (модификация Гришиной Н. В.).

БЛАНК ИССЛЕДОВАНИЯ

Ф.И.О._______________________________

Возраст___________________

Внимательно прочтите каждую пару утверждений, представляющих собой два варианта ответа, и выберите тот из них, который более соответствует Вашему поведению и действию в подобных ситуациях. Затем кружком пометьте выбранный ответ: либо «А», либо «Б». Долго не задумывайтесь, и выберите тот ответ, который первым пришел вам в голову. Заранее Вам спасибо за сотрудничество!!!

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственности за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11