бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений бесплатно рефераты

Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений

2

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л.С. ВЫГОТСКОГО

Факультет психологии

Кафедра социальной психологии

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТНИКОВ СЛУЖБ ЭКСТРЕННОГО ВЫЗОВА НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Научный руководитель

кпсхн, зав.лабораторией КГПУ

им.К.Э.Циолковского

Я.О. Столярский

__________________

Допущена к защите на ГА

Зав.кафедрой, кпсхн, доцент

Белинская Е.П.

_______________

«____»_________________

2007

Москва 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБ ЭКСТРЕННОГО ВЫЗОВА ………10

1.1. Процесс принятия решений в профессиональной деятельности ……10

1.2. Психологические механизмы и особенности процесса принятия решений в профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова ……………………………………………………………………………27

1.3. Выводы по первой главе ………………………………………………...42

Глава 2. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТНИКОВ СЛУЖБ ЭКСТРЕННОГО ВЫЗОВА НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ …………………………………………………………………………………….45

2.1 Личностные особенности работников служб экстренного вызова …….45

2.2 Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова…..51

2.3. Анализ влияния личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений …………………………59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………75

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….80

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………84

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время весьма острой становится проблема влияния экологии на человека. Кроме того, в последнее десятилетие России происходят изменения во всех областях жизни и деятельности, причем экономическая нестабильность сочетается с политической изменчивостью. Указанные факторы оказывают значительное негативное воздействие на поведение и здоровье людей, растет число не только природных, но и техногенных катастроф, аварий. Именно в это время огромную роль играет работа служб экстренного вызова («скорая помощь», «служба спасения», служба пожарной охраны и т.д.).

Работники указанных служб часто вынуждены сталкиваться с различными внештатными и экстремальными ситуациями, которые требуют незамедлительных и четко скоординированных решений. Эти ситуации обладают высокой степенью стрессогенности и конфликтогенности, при этом большое значение имеет поведение человека-специалиста: типологические особенности характера, тип поведения в конфликтной ситуации, конституциональные факторы: степень эмоциональной устойчивости, подчиненность-доминантность, степень конформности и другие индивидуально-типологические особенности личности работника.

Особые нагрузки в связи с вышеуказанными обстоятельствами приходятся на службу скорой медицинской помощи (СМП). Эта служба относится к особому виду медицинской деятельности, осуществляемой в достаточно специфических условиях. Функциональной основой системы подобной деятельности является бригада «скорой медицинской помощи». Медицинские работники, профессионально исполняя обязанности СМП, обязаны обращать постоянное внимание на отношения между членами бригады. Между ее членами должны быть товарищеские взаимоотношения, строящиеся на взаимном доверии, уважении, понимании и поддержании авторитета друг друга. Такие взаимоотношения определяют здоровый психологический климат в бригаде, а значит, и определяют психологическую готовность к совместной деятельности в любых экстренных ситуациях.

Естественно, работники станции СМП по-разному воспринимают ситуации, в которых оказываются. Различие в восприятии ситуации, в степени подверженности чувствам, во взаимоотношениях с коллективом, часто приводят к тому, что люди не соглашаются друг с другом в оценки ее экстремальности, и возникает конфликтная ситуация. В результате - некорректные, рассогласованные и не скоординированные действия со стороны медицинского персонала бригады СМП, влекущие за собой непредвиденные последствия, способные препятствовать оказанию полного объема медицинской помощи в экстренной ситуации, и нередко наносящие ущерб здоровью пострадавших.

Таким образом, поддержание оптимального физического, психического и психологического состояния персонала СМП становится одной из наиболее актуальных задач нормализации профессиональной деятельности. Решение этой задачи связано, прежде всего, с рассмотрением проблем, возникающих в связи с постоянными перегрузками, стрессовыми ситуациями, напряженностью при выполнении должностных обязанностей, быстро меняющейся социальной, политической и экономической ситуацией. В связи с этим членам коллектива СМП необходимо сформированное умение ориентироваться, прогнозировать, предусматривать изменения обстановки, принимать выверенные мгновенные, точные решения. Все вышеуказанное становится крайне необходимым для профессиональной подготовки персонала СМП.

Изучением механизма процесса принятия решений в профессиональной деятельности специалистов разного уровня занимались многие отечественные и зарубежные психологи, а так же исследователи в области маркетинг: Г.Я. Гольдштейн, П.К. Ощепков, С.Л. Рубинштейн, У. Джеймс, Р. Акофф и другие. Исследованием взаимоотношений персонала на производстве занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Р.Л.Кричевский, Н.В.Гришина, А.В. Дмитриев, Е. Мелибруда, В. Зигерт и Л. Ланг разработали ряд моделей поведения в конфликте. К.У. Томас и Р.Х. Килменн разработали основные стратегии поведения в конфликте, которые впоследствии стали базовыми. Кроме проблемы конфликта на производстве, актуальными оставались вопросы профессионального стресса, которыми занимался ряд отечественных и зарубежных ученых: Г. Селье, Т. Кокс, К. Маккей, Р. Лазарус, А.Б. Леонова, В.А. Бодров, Н.Н. Обозов, П.С. Турзин и многие другие. Психофизиологическими вопросами в экстремальных ситуациях занимались В.И. Лебедев, Д.В. Сочивко, Ф.Д. Горбов, Ц.П. Короленко, Л.Е. Ханин, В.П. Соколов, П.С. Граве, М.Р. Шнейдман.

Несмотря на большое количество исследований, в той или иной степени имеющих отношение к рассматриваемой проблеме, в настоящее время проблема готовности к экстренному действию еще далека от окончательного разрешения.

В нашей работе процесс принятия решений в профессиональной деятельности рассматривается как результат некоторой диспозиции между требованиями экстремальной среды и личностными возможностями на конкретном этапе. Это позволяет дифференцированно исследовать и описать структуру и характер взаимодействия личности с экстремальной средой, выявить конкретные факторы среды, которые порождают экстремальное состояние, и слабые звенья в функциональной системе организма человека и психологических механизмах его жизнеобеспечения. Указанное выше является основой для построения системы анализа нервно-психической напряженности у персонала СМП, преодолению ими экстремальных ситуаций.

Все указанное объясняет актуальность избранной нами темы исследования: «Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений».

Объектом исследования является поведение работников служб экстренного вызова (персонала «скорой медицинской помощи»), а именно, процесс принятие ими решений в профессиональной деятельности.

Предмет исследования - влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений.

Цель исследования: выявить закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия ими решений.

Теоретические и экспериментальные задачи исследования:

1. На основе анализа профильной литературы выявить специфику понятий «процесс принятия решений в профессиональной деятельности» и «экстремальность условий профессиональной деятельности», установить, как данные понятия соотносятся между собой в рамках рассматриваемой темы, а также выяснить, какими особенностями характеризуется проявление этих феноменов в конфликтных ситуациях.

2. Изучить особенности типичного поведения и личностных свойств работников службы экстренного вызова в профессиональной деятельности.

3. Проанализировать степень выраженности индивидуально типологических особенностей личности работников службы экстренного вызова и степени выраженности у них негативных эмоциональных состояний в конфликтных ситуациях.

4. Исследовать взаимозависимость индивидуально типологических особенностей работников служб экстренного вызова со степенью выраженности у них негативных эмоциональных состояний в конфликтных ситуациях, определяющих в экстремальных условиях деятельности процесс принятия решений.

В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза: существуют закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия ими решений в экстренных ситуациях.

Нами было высказано предположение о том, что, если медицинские работники служб экстренного вызова удовлетворены своей работой и справляются в экстремальных условиях труда с принятием адекватных решений, то у них будут доминировать два типа стратегии поведения в конфликте: «Компромисс» и «Сотрудничество», а также как внутренние составляющие психических особенностей среднего медицинского персонала преобладают «Эмотивный» и «Гипертимный» типы акцентуации, остальные типы имеют меньшую степень выраженности.

В основу нашего исследования были положены следующие общеметодологические принципы: познания (принцип всеобщей связи явлений и процессов, принцип детерминизма, принцип единства формы и содержания, принцип целостности, принцип единства теории и практики); принцип деятельностного опосредования; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития личности в деятельности.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по психологии личности, социальной и организационной психологии, психологии труда и эргономики.

Современный подход к изучению личности специалиста, осуществляющего деятельность в экстремальных условиях предопределил необходимость применения совокупности методов: теоретического анализа различных источников и документов, экспертного опроса, методов статистической обработки данных, методов психодиагностики (тест К.У. Томаса - Р.Х. Килменна (модификация Н.В. Гришиной); опросник Г. Шмишека; 16-факторный опросник Кэттелла (шкалы C, E, F, N, Q2). Для изучения процесса принятия решений использовался метод включённого наблюдения за работой сотрудников, опросная методика ЛФР - 25 (личностные факторы принятия решения) Т.В. Корниловой, а также разработанные ею сценарии психологических экспериментов по принятию решения в различных нестандартных ситуациях.

Экспериментальная группа - эмпирическую базу исследования составили результаты экспертного опроса, проведенного среди различных категорий медицинских работников

- сотрудников СМП и психодиагностического обследования, осуществленного в коллективе Станции Скорой Медицинской Помощи г. Калуги (31 человек) - экспериментальная группа;

- медработники стационара больницы «Сосновая роща» и дневного стационара поликлиники № 1 им. Красного креста г. Калуги (всего 30 человек).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обосновано содержание и изучены особенности профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова;

- конкретизирована система требований, предъявляемых к личности работника службы экстренного вызова в соответствии с содержанием его деятельности;

- представлен анализ индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова и процесса принятия решений как двух взаимосвязанных явлений;

- апробирована программа изучения личности работников служб экстренного вызова в связи с гипотезой о том, что личностные особенности работников ССМП влияют на процесс принятия ими решений в условиях профессиональной деятельности, приближенных к экстремальным.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что:

использованный психологический и социально-психологический анализ качеств личности работников служб экстренного вызова, эффективно работающего в условиях дефицита времени и результаты организации процесса их изучения могут служить основой для осуществления профессионального отбора работников служб экстренного вызова;

выводы по проведённому исследованию могут быть использованы руководителями служб экстренного вызова в целях повышения эффективности деятельности вышеупомянутых служб, материалы могут служить источником информации в качестве базового материала для дальнейших исследований в этой области и использоваться психологами, работающими в сфере консультирования и социальной работы, а также психологами, работающими на предприятиях с потенциально опасными технологиями и в службах экстренного вызова.

Внедрение результатов. Результаты исследования используются в деятельности сотрудников Станции Скорой Медицинской Помощи г. Калуги.

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБ ЭКСТРЕННОГО ВЫЗОВА

1.1. Процесс принятия решений в профессиональной деятельности

Процесс принятия решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемой ситуации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы.

В широком смысле процесс принятия решений включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной. На практике проблема принятия решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, разногласиями между лицами, принимающими решение.

Все виды решений классифицировал известный специалист в области управления Г.Я. Гольдштейн [14] по многочисленным признакам:

- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

- по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

- по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

- по охвату деятельности (масштабные, узкоспециализированные);

- по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно и многоступенчатые);

- по числу принимающих решения (единоличные, групповые, со стороны руководителей, со стороны исполнителей);

- по учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- по независимости (автономные, дополняющие друг друга);

- по сложности (простые и сложные).

Наиболее типичные решения, принимаемые работниками служб экстренного вызова, можно классифицировать как ситуационные, рисковые, краткосрочные, оперативные, единоличные и групповые, многоступенчатые, гибкие и дополняющие друг друга.

У. Джеймс [64,189], размышлявший о том, как принимаются решения, описал пять типов решений, из которых только два, первый и второй, включают в себя «волевое» усилие:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11