бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений бесплатно рефераты

Первый тип критерия должен быть разрешен до того, как какая-либо альтернатива будет рассматриваться. Например, если перечень должностных обязанностей, или что должен делать работник, не соответствуют его способностям, то он и не будет рассматриваться как возможный кандидат на определенную должность. Данный критерий требует тщательного обоснования, так как может устранить основу для разработки возможностей и альтернативы. Так, может не оказаться ни одного работника, соответствующего предъявленным требованиям. На практике часто к определению данного критерия возвращаются вновь в рамках процесса принятия решения.

Относительно критерия «мы хотим» рассматриваются те цели, которые желательны, но по ним не обязательно должны рассматриваться какие-либо альтернативы. Например, работник хочет выполнить обязанности, перечисленные в описании должности, но это не означает, что ему должна быть предложена данная должность. Критерий «мы хотим» заставляет принимающего решение думать обо всех возможных вариантах, не исключая идеальных.

Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, специалист начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы. Так, можно рассмотреть возможность занятие должности кем-то из своих кандидатов, принять на работу кого-то со стороны и т.д. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.

Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Секрет творческой среды в умелом управлении. Существует много методов творческого поиска альтернатив: «мозговая атака», метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, карта мнений и т.п. Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. На этом этапе специалист вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Качественный предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт, проведение эксперимента, исследование и анализ.

Привлечение прошлого опыта является наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные специалисты не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения того, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт дает специалисту выработать умения и навыки принятия правильных решений. Сам факт, что работник поднялся выше, свидетельствует о ценности и полезности накопления опыта.

Эксперимент как метод выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив, и они апробируются на практике с целью определить - а что же произойдет? Эксперимент широко используется в науке. Однако следует принять во внимание риск последствий «неудачных» экспериментов. Эксперименты невозможны в деятельности служб экстренного вызова, когда от них может зависеть здоровье людей.

Исследование и анализ предусматривает решение проблемы через ее понимание. Метод предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Сами изучение и анализ в этом случае намного дешевле, чем эксперимент. Важным инструментом данного метода является разработка и проигрывание различных моделей решения.

Третья, последняя, стадия в процессе принятия решений - выполнение решения - состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи. Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий нескольких людей. Руководителя коллектива здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом использовать их способности.

Данный этап состоит из нескольких шагов, необходимых для того, чтобы решение начало выполняться. Сюда относится составление плана мероприятий, которое заставляет специалиста думать о конкретных действиях, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственности среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

Виды и модели принятия решений в профессиональной деятельности имеют существенные отличия. В профессиональной деятельности процесс принятия решений осуществляется специалистами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой группе, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в профессиональной деятельности: индивидуальный и групповой [37]. Если в первом случае лицо, принимающее решение больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса (Табл. 1.4.)

Отличительными чертами принятия решений в профессиональной деятельности являются следующие: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком, поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах, процесс взаимодействия членов коллектива, выбор альтернатив в рамках социального состояния организационной среды, важность для выполнения всех других функций управления.

Таблица 1.4.

Индивидуальный и групповой виды принятия решений

Решение на уровне индивида

Решение на уровне группы

Наличие индивидуального умения

Создание соответствующей среды

Важен процесс принятия решения как такового

Важно принятие решения к определенному моменту

Классификация решений

Вовлечение всех уровней управления

Имеет дело с ошибками решений

Имеет дело с неопределенностью

Решение определяется используемым индивидуальным стилем

Решение носит групповой характер, управление групповым процессом

Создание и выбор альтернатив

Управление творчеством и новаторством

Взятие риска на себя

Выполнение решений

С точки зрения организационно-поведенческих аспектов в принятии решения важно то, как этот процесс воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном и организационном). В зависимости от этого можно выделить три модели принятия решений [43] (Табл.1.5.).

Таблица 1.5.

Модели принятия решений в профессиональной деятельности

Восприятие и интерпретация решения «Я»

Восприятие и интерпретация решения «МЫ»

Организационный уровень принятия решений

Модель личностно ограниченной рациональности (удовлетворенность индивида)

Рациональная модель

(организационная максимизация)

Индивидуальный

уровень принятия решений

Политическая модель

(индивидуальная максимизация)

Модель организационно

ограниченной

рациональности (удовлетворенность организации)

Так, рациональная модель связывается с тем, когда в процессе принятия решения выбираются альтернативы, специально направленные на то, чтобы принести максимум выгоды. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, поиск альтернатив и тщательный подбор данных, и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно и с учетом индивидуальных предпочтений, но на основе выбора лучшей альтернативы для коллектива в целом.

Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что принимающий решение специалист в своем желании быть рациональным зависит от познавательных ограничений, привычек и предубеждений в восприятии и в зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этих подходах происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса, в известных для специалиста областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные.

Обмен информацией не очень точен и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень кладется в основу убеждения, кладется в основу выбора. Следовательно, можно сделать вывод, что люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом может трактоваться как курс действий, который достаточно хорош для коллектива в целом и требует минимум усилий со стороны членов организации. Например, стереотипная терапия неотложного состояния больного работниками «скорой медицинской помощи» основанная на опыте лечения подобных.

Политическая модель организационных решений отражает обычно желание членов организации удовлетворить в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются на раннем этапе процесса исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают чаще как средства, используемые для того, что бы склонять решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.

Из вышеизложенного следует, что процесс принятия решения рассматривается психологами и специалистами в области организации производства как рациональный процесс, как серия стадий и этапов, через которые специалист должен пройти от начала и до конца, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения возникшей проблемы. Решение можно рассматривать как продукт труда служб экстренного вызова, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого специалиста и в зависимости от уровня последнего в профессиональных кругах говорят об эффективности или неэффективности его деятельности. Отличительными чертами принятия решений в профессиональной деятельности являются следующие: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая специалистом; поведение, основанное на фактах и уровне профессиональной подготовки; процесс взаимодействия членов коллектива, бригады; выбор альтернатив действий в зависимости от сложившейся обстановки.

Малейший сбой в работе механизма процесса принятия решений в деятельности работников служб экстренного вызова может повлечь непредвиденные последствия, способные препятствовать оказанию полного объема помощи пострадавшим в экстренной ситуации, и нередко может наносить ущерб их здоровью. Именно поэтому в нашей работе уделяется пристальное внимание процессу принятия решений как основе профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова.

1.2. Психологические механизмы и особенности процесса принятия решений в профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова

Условия профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений имеют свои особенности. Благоприятные, оптимальные условия трудовой деятельности возникают тогда, когда влияние факторов с учетом их взаимодействия в конкретных условиях деятельности таково, что обеспечивается нормальное осуществление психологических и жизненно важных функций организма, не возникает высокого напряжения компенсаторных его систем и успешно выполняется трудовая деятельность.

Экстремальными условия трудовой деятельности могут считаться, когда один или несколько факторов внешней среды имеет предельное переносимое значение, задействованы компенсаторные системы организма для выполнения трудовой деятельности. Максимально экстремальными условия деятельности характеризуются предельно переносимыми значениями одного или нескольких факторов внешней среды, при которых ограниченное время психические жизненно важные функции организма сохраняются на уровне обеспечивающим минимум деятельности [28].

Мы предположили, что деятельность работников служб экстренного вызова проходит в условиях близких экстремальным, а также обладает высокой степенью влияния на психику и действия персонала. В.И. Лебедев выделил ряд факторов внешней среды определяющих экстремальность деятельности человека [38]: монотонность, рассогласование ритма сна и бодрствования, условия лимита и дефицита времени, групповая изоляция, угроза для жизни.

Рассмотрим деятельность работников служб экстренного вызова с позиций факторов экстремальности деятельности.

1.) Монотонность.

Под монотонностью понимается постоянное и непрерывное воздействие на организм факторов внешней среды, оказывающих негативное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Это могут быть: шум технических приборов (шум двигателей, кондиционеров), постоянные условия микроклимата (влажность, температура, освещение), двигательный режим (например, ограничение движений, перемещений в кабине летательного аппарата, в кабине автомобиля при длительных переездах).

Речь может идти также о монотонности как постоянной и непрерывной психической напряженности работников служб экстренного вызова, сводящейся к непрерывной готовности выезда на место происшествия. Суть этой психической напряженности состоит в мысленном «проигрывании», моделировании своих действий и возможных отклонений от намеченной программы - аварийных ситуаций. Степень риска негативных последствий влияния этого фактора на психику очень высока. У лиц предрасположенных к психическим расстройствам, имеющих слабую нервную систему могут возникнуть: общая астенизация нервной системы (эмоциональная неустойчивость, лабильность психики, высокая тревожность, бессонница и т.д.), феномен эмоционального выгорания, неврозы, различного вида психогении [40].

2.) Рассогласование ритма сна и бодрствования.

В процессе своего развития человек как бы «вписался» во временную структуру, определяемую вращение Земли вокруг своей оси и Солнца. Многочисленные эксперименты показали, что у всех живых организмов (от одноклеточных животных и растений до человека включительно) суточные ритмы деления клеток, активности и покоя, обменных процессов, работоспособности и т.д. В постоянных условиях (при постоянном освещении или темноте) являются весьма устойчивыми, приближаясь к 24-часовой периодичности. В настоящее время в организме человека известно около 300 процессов, подверженных суточной периодичности.

В обычных условиях «циркадные» (околосуточные ритмы) синхронизированы с геофизическими и социальными (часы работы предприятий, культурных и общественных учреждений и т.д.) «датчиками времени», т.е. экзогенными ритмами (например, изменение естественного освещения как индикатор смены дня и ночи).

Режим работы в экстренных, аварийных службах (и не только в них) включает в себя, как правило, суточные или ночные дежурства без права на сон. В организме происходит рассогласование эндогенных и экзогенных ритмов (десинхроз), что ведет к астенизации нервной системы и развитию неврозов. Данное нарушение ритма труда и отдыха, бодрствования и сна может приводить и к ряду соматических заболеваний, таких как расстройства сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь), расстройства желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит) и др.[20]

3.) Условия лимита и дефицита времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11