Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов
Учащихся социального типа личности (S) отличали низкие уровни притязаний по шкалам «Здоровье» и «Умелые руки» (r = - 0,234 и r = - 0,282 при = 0,05), а также меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = - 0,35 при = 0,05).
Учащихся предприимчивого типа личности (Ер) отмечали высокие уровни самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = 0,31 и r = 0,31 при = 0,05), высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,367 и r = 0,505 при = 0,05), а также меньшая степень расхождений уровней притязаний и самооценки по шкале «Внешность» (r = - 0,299 при = 0,05).
При анализе коэффициентов корреляции для средних значений уровней притязания и самооценки и степени расхождения этих уровней были получены следующие факты.
Если учащиеся выбирали профессии типа «человек - человек», то чаще у них обнаруживалась большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки (r = 0,324 при = 0,05).
У учащихся предприимчивого типа личности (Ер) чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки (r = 0,287 и r = 0,351 при = 0,05), а также большая степень расхождений между уровнями (r = 0,36 при = 0,05). ВЫВОД: анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии влияния уровня притязаний и самооценки на профессиональные интересы учащихся.
2.2.5. Влияние уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора
Для анализа результатов поместим их в таблицу.
|
Уровень
Притязаний, %
|
Уровень самооценки, %
|
Степень расхождений, %
|
Сочетание параметров, говорящих о норм. личн. развитии,
%
|
Сочетание параметров, говорящих о неблагопр. личн. развитии,
%
|
|
|
Очень высокий
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Очень высокий
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Сильная
|
Умерен-ная
|
Слабая
|
|
|
|
Выб-рали прес-тижн.проф.
|
36
|
39
|
25
|
0
|
18
|
64
|
18
|
0
|
18
|
75
|
7
|
68
|
4
|
|
Не выб-рали
|
33
|
42
|
25
|
0
|
29
|
54
|
13
|
4
|
38
|
54
|
8
|
46
|
8
|
|
|
Рассмотрим случаи значительного влияния уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора. Для этого найдем отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с различными параметрами.
29 : 18 1,6
Это означает, что учащиеся с очень высоким уровнем самооценки в 1,6 раза реже выбирали престижную профессию.
38 : 18 2,1
Это означает, что учащиеся с сильной степенью расхождения уровней притязания и самооценки в 2,1 раза реже выбирали престижную профессию.
75 : 54 1,4
Это говорит о том, что чаще в 1,4 раза выбирали престижную профессию учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.
О влиянии сочетания параметров на престижность выбора можно судить по следующему отношению:
68 : 46 1,5
То есть в 1, 5 раза чаще выбирали престижную профессию учащиеся с благоприятными результатами личностного развития (случаи сочетания среднего, высокого или очень высокого уровня притязаний со средним или высоким уровнем самооценки при умеренном расхождении этих уровней и сочетания высокой и очень высокой самооценки с очень высоким уровнем притязаний при умеренном расхождении этих уровней).
ВЫВОД: Анализ результатов показал, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.
Реже выбирали престижную профессию учащиеся с высоким уровнем самооценки и учащиеся с сильной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило обнаружить влияние личностных особенностей учащихся на их профессиональные интересы. Тем самым была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале работы.
2.2.6. Влияние социального статуса учащегося на престижность его профессионального выбора.
Для сравнения результатов поместим их в таблицу.
|
|
Высокий статус, %
|
Средний статус, %
|
Низкий статус, %
|
|
|
9 «А»
|
Выбрали престижную профессию
|
0
|
47
|
53
|
100 %
|
|
|
Не выбрали
|
33
|
0
|
67
|
100 %
|
|
9 «Б»
|
Выбрали престижную профессию
|
0
|
33
|
67
|
100 %
|
|
|
Не выбрали
|
0
|
50
|
50
|
100 %
|
|
Всего
|
Выбрали престижную профессию
|
0
|
43
|
57
|
100 %
|
|
|
Не выбрали
|
8
|
38
|
54
|
100 %
|
|
|
Рассмотрим отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с низким, средним и высоким социальным статусом.
57 : 54 1,06; 43 : 38 1,13;0 : 8 0
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что социальный статус не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.
Заключение
Анализ литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное экспериментальное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, что личностные особенности оказывают влияние на профессиональные интересы учащихся 9-х классов.
Так, в результате проведенного исследования были установлены следующие факты.
Характерологические особенности личности оказывают влияние на ее профессиональные интересы. Так, учащиеся, делавшие выбор в пользу профессий типа «человек - человек» отличались эмоциональной неустойчивостью. Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек - знак», была характерна дипломатичность. Учащимся, выбравшим тип «человек - художественный образ» свойственны эмоциональная устойчивость, чувствительность, прямолинейность. Если учащиеся выбирали тип «человек - техника», то они отличались дипломатичностью, жесткостью, подверженностью чувствам.
Характерологические особенности личности оказывают влияние на профессиональный тип личности. Так, учащиеся реалистического типа обладают дипломатичностью и жесткостью; учащиеся исследовательского типа - радикализмом; учащиеся артистического типа - радикализмом, чувствительностью, прямолинейностью; учащиеся социального типа - доминантностью, чувствительностью, напряженностью; учащиеся предприимчивого типа - склонностью переоценивать себя, жесткостью и консерватизмом; учащиеся конвенциального типа - развитым воображением.
На профессиональные интересы оказывают влияние и уровень притязаний, и самооценка учащихся. Так, если учащиеся делали выбор в пользу профессий типа «человек -человек», то им была свойственна большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки. У учащихся предприимчивого типа личности чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки, а также большая степень расхождений между уровнями.
Уровень притязаний и самооценка учащихся оказывают влияние и на престижность профессионального выбора.
Так, было установлено, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.
Социальный статус учащихся не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.
Подтверждение гипотезы свидетельствует о том, что цель работы достигнута.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в результате выполненного исследования можно использовать при проведении профконсультаций.
К новизне работы можно отнести составленный список престижных и не престижных профессий для девятиклассников на данном временном этапе.
Библиография
Климов А.Е. «Жизненное самоопределение». - Москва 1996 г.
Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». - Москва, 1996 г.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Психологическая помощь в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». - Москва, 1998 г.
«Рабочая книга практического психолога», под редакцией Шиманской Э.О. и др. - Москва, 1996 г.
Рубинштейн «Основы общей психологии». - Москва, 2002 г., стр. 283.
Сейтешев А.П. «Профессиональная направленность личности». - Алма-Ата, 2003 г.
Титма Х.М. «Выбор профессии как социальная проблема». - Москва, 2005 г.
Федоров В.Д. «Структура интересов в профессиональном самоопределении личности» в брошюре «Психолого-педагогические проблемы профориентационной работы». - Сыктывкар, 2004 г.
Шавир П.А. «Психология профессионального самоопределения в ранней юности». - Тюмень, 1999 г.
Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике». - Москва, 2003 г., стр. 218.
Щукина Г.И. «К вопросу о месте познавательного интереса в направленности школьника - подростка». - Санкт-Петербург, 1998 г., стр. 186.
Приложения
Характеристики обследованных старшеклассников
Кэттел
Таблица 1
№ п/п
|
A
|
B
|
C
|
E
|
F
|
G
|
H
|
I
|
L
|
M
|
N
|
O
|
Q1
|
Q2
|
Q3
|
Q4
|
МД
|
|
1.
|
7
|
4
|
9
|
3
|
7
|
10
|
8
|
8
|
8
|
6
|
5
|
3
|
5
|
7
|
8
|
8
|
2
|
|
2.
|
9
|
2
|
8
|
6
|
10
|
6
|
11
|
3
|
6
|
8
|
10
|
12
|
3
|
7
|
6
|
4
|
6
|
|
3.
|
8
|
3
|
9
|
5
|
6
|
6
|
5
|
0
|
6
|
5
|
9
|
7
|
5
|
6
|
6
|
8
|
7
|
|
4.
|
11
|
6
|
10
|
0
|
5
|
12
|
8
|
3
|
4
|
6
|
6
|
11
|
6
|
10
|
6
|
2
|
10
|
|
5.
|
4
|
3
|
8
|
7
|
3
|
6
|
8
|
6
|
8
|
4
|
6
|
6
|
6
|
8
|
5
|
5
|
6
|
|
6.
|
10
|
5
|
10
|
2
|
6
|
10
|
6
|
2
|
3
|
5
|
5
|
10
|
6
|
10
|
6
|
2
|
6
|
|
7.
|
7
|
1
|
8
|
4
|
4
|
8
|
7
|
5
|
4
|
5
|
11
|
9
|
10
|
4
|
8
|
4
|
8
|
|
8.
|
7
|
4
|
9
|
5
|
7
|
5
|
8
|
0
|
5
|
8
|
10
|
11
|
4
|
7
|
5
|
4
|
7
|
|
9.
|
6
|
4
|
8
|
5
|
6
|
5
|
4
|
2
|
4
|
8
|
10
|
10
|
3
|
6
|
4
|
4
|
6
|
|
10.
|
7
|
2
|
7
|
7
|
3
|
4
|
3
|
7
|
6
|
6
|
9
|
5
|
5
|
6
|
6
|
2
|
7
|
|
11.
|
12
|
6
|
9
|
4
|
6
|
9
|
12
|
7
|
2
|
9
|
6
|
8
|
4
|
6
|
8
|
6
|
9
|
|
12.
|
6
|
3
|
6
|
4
|
7
|
10
|
8
|
2
|
5
|
6
|
10
|
6
|
4
|
6
|
7
|
6
|
7
|
|
13.
|
8
|
5
|
6
|
4
|
8
|
11
|
9
|
4
|
5
|
6
|
12
|
8
|
6
|
8
|
8
|
6
|
8
|
|
14.
|
9
|
5
|
9
|
4
|
8
|
6
|
6
|
7
|
5
|
6
|
6
|
5
|
10
|
5
|
4
|
3
|
5
|
|
15.
|
7
|
4
|
8
|
6
|
3
|
10
|
6
|
3
|
6
|
7
|
7
|
4
|
4
|
6
|
6
|
7
|
9
|
|
16.
|
11
|
4
|
6
|
5
|
3
|
9
|
4
|
7
|
6
|
8
|
9
|
5
|
5
|
9
|
6
|
2
|
5
|
|
17.
|
7
|
3
|
7
|
4
|
8
|
11
|
9
|
3
|
6
|
6
|
12
|
8
|
6
|
8
|
9
|
8
|
8
|
|
18.
|
7
|
4
|
9
|
5
|
7
|
3
|
8
|
2
|
6
|
5
|
9
|
5
|
4
|
6
|
4
|
6
|
7
|
|
19.
|
10
|
4
|
9
|
5
|
6
|
10
|
7
|
7
|
2
|
8
|
4
|
4
|
4
|
5
|
11
|
2
|
8
|
|
20.
|
8
|
3
|
9
|
4
|
9
|
6
|
11
|
4
|
6
|
8
|
2
|
5
|
8
|
5
|
3
|
7
|
6
|
|
21.
|
11
|
2
|
8
|
8
|
4
|
6
|
8
|
8
|
6
|
8
|
8
|
8
|
5
|
4
|
5
|
2
|
8
|
|
22.
|
9
|
4
|
12
|
6
|
8
|
10
|
7
|
10
|
4
|
6
|
4
|
4
|
4
|
4
|
8
|
6
|
10
|
|
23.
|
5
|
5
|
10
|
2
|
3
|
10
|
8
|
1
|
5
|
10
|
10
|
5
|
3
|
10
|
8
|
1
|
8
|
|
24.
|
8
|
1
|
7
|
5
|
7
|
8
|
6
|
8
|
5
|
8
|
4
|
5
|
5
|
8
|
7
|
8
|
8
|
|
25.
|
2
|
3
|
8
|
7
|
3
|
7
|
9
|
7
|
7
|
5
|
7
|
7
|
7
|
10
|
6
|
6
|
8
|
|
26.
|
10
|
5
|
9
|
6
|
5
|
9
|
7
|
3
|
4
|
7
|
3
|
6
|
10
|
7
|
7
|
5
|
6
|
|
27.
|
3
|
3
|
5
|
4
|
4
|
9
|
9
|
4
|
6
|
4
|
11
|
9
|
7
|
7
|
10
|
6
|
7
|
|
28.
|
10
|
4
|
10
|
5
|
6
|
7
|
10
|
6
|
6
|
8
|
2
|
2
|
6
|
6
|
3
|
4
|
6
|
|
29.
|
9
|
4
|
9
|
8
|
5
|
8
|
6
|
7
|
6
|
7
|
8
|
7
|
4
|
7
|
3
|
4
|
6
|
|
30.
|
3
|
5
|
10
|
4
|
10
|
10
|
7
|
4
|
6
|
12
|
6
|
4
|
8
|
8
|
4
|
6
|
4
|
|
31.
|
7
|
5
|
2
|
9
|
6
|
7
|
7
|
4
|
8
|
4
|
7
|
4
|
5
|
8
|
4
|
6
|
2
|
|
32.
|
8
|
5
|
8
|
4
|
5
|
8
|
7
|
6
|
6
|
10
|
8
|
10
|
7
|
4
|
8
|
4
|
4
|
|
33.
|
7
|
4
|
7
|
7
|
2
|
10
|
7
|
9
|
4
|
9
|
6
|
6
|
11
|
6
|
6
|
3
|
4
|
|
34.
|
6
|
3
|
8
|
5
|
8
|
8
|
10
|
7
|
2
|
7
|
4
|
6
|
8
|
8
|
4
|
4
|
4
|
|
35.
|
12
|
5
|
9
|
2
|
6
|
7
|
7
|
7
|
7
|
4
|
1
|
6
|
7
|
8
|
6
|
1
|
6
|
|
36.
|
10
|
3
|
11
|
6
|
4
|
6
|
11
|
3
|
5
|
9
|
3
|
2
|
6
|
6
|
1
|
6
|
6
|
|
37.
|
6
|
6
|
2
|
10
|
8
|
6
|
10
|
4
|
4
|
3
|
10
|
9
|
7
|
10
|
0
|
6
|
2
|
|
38.
|
11
|
6
|
7
|
6
|
10
|
8
|
7
|
6
|
5
|
6
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
2
|
4
|
|
39.
|
11
|
6
|
10
|
8
|
6
|
11
|
8
|
4
|
5
|
6
|
8
|
4
|
8
|
6
|
5
|
0
|
6
|
|
40.
|
10
|
7
|
8
|
10
|
0
|
4
|
2
|
7
|
2
|
8
|
10
|
2
|
5
|
10
|
6
|
0
|
8
|
|
41.
|
4
|
4
|
8
|
5
|
8
|
10
|
5
|
2
|
8
|
8
|
8
|
7
|
4
|
6
|
6
|
6
|
4
|
|
42.
|
8
|
6
|
8
|
7
|
6
|
7
|
8
|
9
|
6
|
7
|
5
|
12
|
7
|
9
|
10
|
6
|
8
|
|
43.
|
6
|
3
|
6
|
4
|
10
|
9
|
2
|
4
|
6
|
6
|
9
|
4
|
7
|
8
|
7
|
2
|
8
|
|
44.
|
8
|
6
|
12
|
6
|
10
|
9
|
10
|
10
|
4
|
7
|
1
|
2
|
10
|
8
|
4
|
4
|
8
|
|
45.
|
10
|
5
|
9
|
4
|
8
|
12
|
10
|
8
|
4
|
6
|
2
|
6
|
10
|
8
|
8
|
6
|
2
|
|
46.
|
9
|
3
|
7
|
7
|
6
|
8
|
5
|
1
|
8
|
6
|
10
|
6
|
5
|
8
|
10
|
7
|
7
|
|
47.
|
10
|
4
|
12
|
4
|
10
|
6
|
8
|
8
|
4
|
9
|
5
|
7
|
6
|
8
|
4
|
6
|
4
|
|
48.
|
7
|
3
|
10
|
6
|
2
|
8
|
8
|
5
|
4
|
9
|
8
|
12
|
3
|
8
|
6
|
6
|
2
|
|
49.
|
6
|
2
|
8
|
6
|
3
|
10
|
8
|
5
|
5
|
8
|
4
|
8
|
5
|
8
|
7
|
8
|
10
|
|
50.
|
8
|
5
|
8
|
6
|
4
|
12
|
6
|
10
|
4
|
8
|
4
|
6
|
9
|
8
|
8
|
5
|
10
|
|
51.
|
7
|
4
|
8
|
6
|
4
|
12
|
8
|
7
|
2
|
9
|
2
|
10
|
8
|
6
|
6
|
6
|
6
|
|
52.
|
11
|
4
|
9
|
8
|
6
|
12
|
9
|
9
|
8
|
10
|
6
|
9
|
7
|
6
|
6
|
2
|
6
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|