бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов бесплатно рефераты

Осознанный интерес к профессии может иметь место там и тогда, где и когда личность осознает свои индивидуальные особенности и их соответствие содержанию, специфике профессионального труда. Все это дает основание рассматривать в качестве предмета профессионального интереса не только содержание, но и специфику профессии.

Однако специфика профессии выступает в качестве предмета профессионального интереса прежде всего на этапе выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального обучения, трудовой деятельности предмет интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.

Рассмотрим, к примеру, взаимосвязь интереса к техническим профессиям с преобладанием у школьника соответствующего типа мышления.

Интерес к подобным профессиям возникает чаще всего у подростков на основе развитого технического мышления, под которым понимается мыслительная деятельность, предполагающая направленность субъекта на приобретение определенных технических знаний и умений, применение их в процессе решения технических задач, создания и обслуживания разнообразной техники и технологических процессов.

Техническое мышление и интерес к профессии связаны между собой функционально как направленность личности на процесс определенной технико-технологической деятельности. Именно поэтому интерес к профессии развивает техническое мышление, а оно, включая его (интерес), формирует профессиональные интересы и склонности личности. Следовательно, в морфологическом плане они являются аспектами друг друга, а в генетическом - как этап формирования уровня развития.

Можно выделить три уровня развития интереса и профессии.

Первый уровень - агрегативный, когда интерес к профессии преимущественно основан на привлекательности внешних сторон профессионального труда. Интерес на этом этапе как бы зарождается, он диффузный, не локализован на специфическом виде труда. Подростки не имеют опыта профессиональной деятельности, систематизированных профессиональных знаний о данном виде труда, профессиональные функции работника ими еще не полностью конкретизированы.

Второй уровень развития - эсенциональный (сущностный). Интерес к профессии опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда). Подростки ознакомлены с организацией того или иного вида труда, имеют первоначальный опыт работы.

Третий уровень развития профессионального интереса - когда интерес к профессии перестает в общую профессиональную направленность личности. Профессиональный интерес на этом этапе - это взгляд на содержание своего труда с позиций творчества на основе имеющегося трудового опыта (который является необходимым условием развития интереса к профессии, так как позволяет видеть экономические, технологические, эстетические и другие стороны будущего квалифицированного труда, создает способность его творческого преобразования).

Говоря об условиях развития профессиональных интересов, можно воспользоваться списком условий, выявленных в исследованиях Голомштока А.Е. К ним относятся следующие:

Упрочение и специализация определенных познавательных интересов; построение занятий по схеме постоянного усложнения заданий и введения в их систему проблемных вопросов;

Целенаправленное последовательное ознакомление учащихся с кругом профессий с учетом направленности их познавательной деятельности;

Организация самостоятельного углубленного изучения профессий учащимися;

Активизация к самопознанию и, следовательно, к пробе сил.

ВЫВОД: Профессиональный интерес (склонность) - это положительное эмоциональное отношение к профессии. Это динамическая категория: она проходит свои этапы развития, а также уровни развития.

1.3 Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности

Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный академиком Климовым Е.А.

Стадия предыгры («эпоха раннего детства» по переорганизации Эльконина Д.Б.) - от рождения приблизительно до 3 лет (т.е. около 5 % всего цикла развития субъекта деятельности - от рождения до пенсионного возраста). В это время ребенок, общаясь со взрослыми, овладевает функциями восприятия, движениями, речью, усваивает некоторые манипулятивные действия, простейшие правила поведения и моральные оценки.

На стадии игры («период дошкольного детства») - от 3 до 6 - 8 лет (примерно 7 % цикла развития субъекта деятельности) - ребенок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности, межчеловеческими отношениями и действиями в системе игр, организуемых в той или иной степени взрослыми, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и в ходе выполнения отдельных трудовых и учебных заданий. В это время на основе развития речи появляется и развивается способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляются и развиваются соподчинение мотивов, способность к волевым усилиям, направленным на достижение привлекательных целей, и к самооценке. Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм; на основе типичных форм реагирования ребенка начинает складываться индивидуальный стиль деятельности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то. Он узнает, что для этого надо учиться; активно развиваются знания о труде взрослых. Если позаботиться о том, чтобы дети усвоили мысленную схему анализа труда (например, последовательность его рассмотрения: замысел, материал, инструмент, действия, результат), то шестилетки часто подходят к характеристике труда почти как взрослые.

Стадия овладения учебной деятельностью («период младшего школьного детства») - от 6 - 8 до 11 - 12 лет (около 7 % цикла). Здесь интенсивно развиваются способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности; способность преднамеренно действовать «про себя», «в уме» (т.е. воображение, планирование). Осваиваются новые социальные требования и межчеловеческие отношения, связанные с режимом школы, с включенностью в системы «учитель - ученик», «ученик - соученик», «ученик младшего класса - ученик старшего класса». Происходит дальнейшее усвоение норм поведения - уже в виде не разрозненных фрагментов, а четко сформулированной и развернутой системы обобщенных требований. Все активнее формируются навыки общественного взаимодействия младших школьников - октябрят, а затем пионеров. Воспитываются чувство личной и коллективной ответственности, понятие и чувство долга, другие морально-политические понятия и чувства (коллективизм, интернационализм).

Наряду с учением значительную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играет труд. Важно отметить, что и в процессе собственно учебной деятельности формируются известные компоненты профессиональной пригодности или их предпосылки, качества, которые в трудовых ситуациях окажутся профессионально ценными (например, способность работать по заданию и внимательность).

Стадия оптации (подготовки к жизни, труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути) - это период, приблизительно соответствующий «эпохе подростничества» (приблизительно потому, что часть подростков уже с 14 лет переходит в систему профессионального обучения, а некоторые делают это после окончания 11 класса). Это интервал от 11 - 12 до 14 - 16 лет (8 % цикла). В этот период происходит овладение системой социально значимых (для мира «взрослых») ценностных представлений и идеалов (мысленных образцов построения жизни, профессионального пути); активное и действенное усвоение системы «взрослых» отношений со сверстниками и старшими; активный самоанализ и соотнесение своей личности с «миром взрослых»; попытки реального планирования своего будущего. Особенно интенсивно и активно формируются в этот период моральные понятия, знания о людях и обществе, о профессиях, то есть основы общей и профессиональной направленности личности. Обостряются переживания, связанные со стремлением подростков стать взрослее, подчеркнуть свое отличие от «маленьких».

Собственно учебная деятельность в том виде, в каком она традиционно предлагается в школе, отступает в сознании подростка на второй план по сравнению с активной деятельностью по освоению «мира взрослых» (в меру того, как его понимает подросток). Приобретение знаний и навыков идет активно и вне школы, самостоятельно - иной раз безотносительно к собственно школьным ценностям и вопреки ожиданиям родителей и педагогов. Подросток может быть, например, поглощен «оживлением» старого велосипедного мотора, который он прикрепляет к им же модифицированным останкам велосипеда и с треском носится на изготовленной таким образом «машине». При этом он очень многое узнает о соответствующих двигателях, топливе, маслах, технических узлах и механизмах, многому научается. Правда, все это не нужно с точки зрения очередной темы, изучаемой в школе, и тот же подросток может выглядеть на уроках слабым, отсталым, «запущенным» учеником. Все это способно сильно сдерживать инициативу, маскировать творческий склад ума.

Данный период характеризуется все более активными попытками самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации, стремлением подготовить себя к будущему (опять-таки в соответствии с тем, как понимает подросток все эти цели). Интенсивно развивается способность осознать операции мышления и применять их. Завершается стадия оптации формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которой мыслит себя в перспективе подрастающий человек. Оформляются профессиональные планы, сознательно и самостоятельно принимаются достаточно определенные и твердые решения. Всего этого не было на предшествующих стадиях, и это можно считать специфическим новообразованием в сознании подростка.

На стадии профессиональной подготовки - от 14 - 16 до 18 - 23 лет (около 7 % цикла) - осваивается система основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, происходит овладение знаниями, умениями, навыками, важными для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, образуются комплекты профессионально важных личных качеств - формируется профессиональная пригодность.

Стадия развития профессионала продолжается от 18 - 23 лет до пенсионного возраста, занимая около двух третей цикла развития субъекта профессиональной деятельности. Это время межчеловеческих отношений в данной профессиональной общности и дальнейшее развитие, формирование всех элементов структуры субъекта деятельности.

Таким образом, изменения, характеризующие ход профессионального становления подрастающего человека, сложны, многоплановы, имеют свою структуру, которую можно представить следующим образом:

Становление необходимой для данного этапа информированности о существенных сторонах, обстоятельствах и основаниях выбора профессионального пути; формирование ориентировочной основы действий, необходимых для решения задач выбора профессии;

Формирование склонностей действенных интересов, преобладающих форм активности, способствующих успеху и обусловливающих эмоциональную удовлетворенность не только результатом, но и самим процессом профессиональной деятельности;

Появление качественно новых синтезов способностей и операциональных возможностей;

Возникновение специфических взаимоотношений с родителями, связанных с обсуждением проблем своего профессионального будущего;

Изменение взаимоотношений со сверстниками, старшими и младшими товарищами, связанное с обдумыванием подростком своего профессионального будущего (одни отношения отмирают, другие возникают вновь или упрочиваются;

Установление специфических деловых взаимоотношений с людьми, представляющими интересы общества, профессионального образования (с учителями, методистами, профконсультантами, профессионалами);

Образование качественно новых синтезов в самосознании (в образе «я» и самооценке), в частности формирование того или иного уровня притязаний в отношении будущего профессионального статуса, будущего продвижения и достижений;

Построение личных профессиональных планов как образов с их регулирующей функцией в отношении профессионального пути.

1.4 Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в зарубежных исследованиях

После определения понятий «интерес» и «профессиональный интерес» перейдем к рассмотрению влияния личностных особенностей на профессиональные интересы.

В зарубежных исследованиях измерение интересов началось с относительно узких и весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники интересов были ориентированы, главным образом, на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. При столь скромном начале тесты интересов постепенно заняли значительное место в разработке теории личности. Толчком к их развитию послужили несколько источников.

Факторный анализ заданий в вопросниках интересов впервые выявил взаимосвязь интересов с другими важными областями поведения личности. Показатели по таким опросникам интересов, как опросники Стронга и Кьюдера, изучались на предмет их корреляции и наличия общих факторов с показателями опросников, построенных на данных об индивиде, форму для изучения личности, дополнительный контрольный перечень, тест изучения ценностей и шкалу догматизма Рокича. В этих исследованиях была установлена существенная связь между отдельными широкими эмоциональными и установочными факторами, с одной стороны, и профессиональными интересами - с другой.

Сравнительные исследования отдельных различающихся своим поведением групп испытуемых также выявили значительное соответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности. Например, ряд обследований старшеклассников, учащихся колледжей, промышленных рабочих и людей, страдающих нервно-психическими расстройствами, показали, что предрасположенность к несчастным случаям заметно коррелирует с показателями по некоторым профессиональным шкалам. Точно также обследование групп пациентов с различными психическими заболеваниями, в том числе невротиков и алкоголиков, выявили по каждой группе преобладание определенных структур профессиональных интересов.

Более подробная оценка личности испытуемых, получивших высокие показатели по различным шкалам профессиональных интересов, давалась при обследовании 100 офицеров ВВС, проводившемся калифорнийским университетом. Каждому испытуемому предъявлялась батарея тестов и каждый из них проходил интенсивное оценочное обследование при помощью интервью и других методик наблюдения. На основе полученной информации 8 психологов-клиницистов описали испытуемых в соответствии с 76 личностными факторами. Корреляция оцененных таким образом свойств личности с каждым из ключевых профессиональных признаков выявила ряд статистически значимых отношений. В качестве примера ниже приводятся обобщенные описания личности испытуемых, получивших высокие показатели по двум профессиональным шкалам.

Получивший высокие показатели по ключевому математическому признаку: недооценивает самого себя, интересуется философскими проблемами, склонен к самоанализу, социально неустойчив, не уверен в собственных способностях, сострадателен, слабо реагирует на стресс, не склонен к личным контактам, как лидер бесполезен, скромен, не агрессивен, или социально не влиятелен.

Получивший высокие показатели по ключевому признаку продавцов недвижимого имущества: снисходителен к себе, хитер, циничен, склонен к соглашательству, агрессивен, умеет быть убедительным, любит быть на виду, может вызвать у других ненависть к себе, не сострадателен, философскими проблемами не интересуется, не сомневается в собственных способностях, достаточно высоко оценивает себя.

Уже стало общепризнанным, что выбор профессии часто отражает основные эмоциональные потребности индивида и что профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок. При выборе профессии индивид в какой-то степени выбирает наиболее близкие ему по духу способы регуляции поведения, образ жизни и роли. Вот почему измерение профессиональных интересов, или более специально, идентификация тех профессиональных групп, интересы и установки которых наиболее близки индивиду, становится центральным моментом в понимании различных личностей. Непосредственное изучение характеристик занятых в разных профессиях личностей помогает накопить необходимый для осуществления этого подхода фактический материал.

Подобный подход к оценке личности хорошо поясняют работы Дж.Голланда. Дж.Голланд является сторонником отношения к профессиональным предпочтениям как к выбору образа жизни, выбору, отражающему представления индивида о самом себе и его основные личностные характеристики. Каждый профессиональный раздел Дж. Голланда соответствует типу или группе признаков личностных качеств. Данный индивид может быть описан на основе одного или более преобладающих типов. Профессиональным разделам соответствуют такие модели окружения, описываемые в терминах различных профессиональных сред. Подобные описания включают не только физические характеристики и требования работы, но также и типы людей, с которыми индивид работает. По Голланду, индивид ищет окружение, наиболее близкое его личностному типу, и если он его находит, то это повышает удовлетворенность работой, его стабильность и достижения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9