бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Типологические особенности личности в профессиональной среде бесплатно рефераты

Флегматик: сильный, инертный, уравновешенный. Спокойный, уравновешенный, настойчивый и упорный труженик жизни. Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать с полной отдачей, но только если это ему выгодно или в этой работе он видит смысл. Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Склонен к длительной «раскачке», с трудом переключается с одного вида работы на другой. Лучше всего выполняет работы, ориентированные на дальнюю перспективу, требующие равной затраты сил, длительного и методичного усилия. Работа и отдых хорошо уравновешены, но предпочитает пассивные виды отдыха. Малообщителен, обычно имеет одного, максимум двух-трех друзей, с которыми объединяет общность интересов. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Не разговорчив, разговор сводит к выяснению сути вопроса, проблемы; малоэмоционален. Не склонен ссорится по пустякам, при возникновении конфликта обычно занимает выжидательную позицию в ожидании, что конфликт разрешится сам по себе или его разрешит кто-то другой. Не любит лезть в душу к другим, но и не допускает этого по отношению к себе. Мнение окружающих на его действия и позицию волнуют его мало, да если и волнуют, то опосредованно. Сам помощь предлагать не склонен, но отзывчив на просьбы. Убедить его можно только доводами, логикой и фактами. Его терпение кажется беспредельным, но если воздействие чрезмерно, способен на аффективные поступки.

В обучении предпочитает больше размышлять, чем действовать. Легко подчиняется установленному распорядку, вырабатывает систему в работе, устойчив, трудолюбив, но ему мешает инертность там, где нужно быстро переключиться. Способен глубоко анализировать, ориентироваться на весьма отдаленный результат.

Типы профессиональной самореализации: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать настойчиво и упорно, строго следовать определенному распорядку, системе, там, где необходима равная затрата сил, длительное и методическое напряжение (усидчивость, устойчивость, внимание, терпение). Хорошие исследователи, аналитики, плановики, конструкторы, ремонтники, наладчики, эксперты, врачи, инженеры, социологи, т.е. специалисты таких профессиональных сфер, как: реалистичная, интеллектуальная и конвенциональная профессиональные сферы.

Меланхолик: слабый инертный, неуравновешенный. Эмоционально чувствительный, ранимый, глубоко все переживает, помнит, постоянно возвращаясь к своим впечатлениям и ощущениям, радостям и огорчениям; глубокая, мечтательная, постоянная натура. Верен свои привычкам, не любит перемен. Предпочитает одиночество. Трудолюбив, особенно в условиях благоприятного психологического климата, но решения принимает с трудом. Творческая натура, склонен к интеллектуальным занятиям в гуманитарной сфере - искусство, музыка, литература.

Меланхоликам трудно адаптироваться в социальном окружении, они крайне нерешительны в трудных ситуациях, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, отличаются индивидуализмом, богатством внутреннего мира, необщительны, только в узком кругу близких друзей.

В обучении предпочитает больше размышлять, чем действовать. дисциплинирован, добродушен, ответственен, способен глубоко анализировать, работать на отдельный результат. Процесс обучения связан с эмоциями. Его мотивация в учебе может быть только внутренней, внешние побудительные стимулы имеют гораздо меньшее значение.

Типы профессиональной самореализации: наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность видеть нюансы в явлениях, событиях, глубоко проникать в суть явлений, способен к творческой, художественной, эстетической деятельности, профессии артистической сферы. Художник, писатель, музыкант, критик, дизайнер, модельер, матер народных промыслов и т.д. Профессии интеллектуальной сферы: аналитик, исследователь, эксперт.

2. Опросник акцентуации личности (по К Леонарду) в разработке А.А. Баранова.

Данный опросник направлен на изучение акцентуаций характера.

Характер - совокупность устойчивых особенностей человека как личности, определяющих его поступки, действия и реакции в различных социальных ситуациях.

Акцентуация характера - чрезмерно сильное развитие, явное выделение каких-либо черт характера человека на фоне остальных.

Акцентуации характера часто наблюдаются во время болезней, в подростковом, юношеском и старческом возрасте, а так же в критические периоды жизни человека. Акцентуации характера, как черты личности занимают промежуточное положение между нормой (состояние психологически вполне здорового человека) и патологией (психологическое состояние душевнобольного).

[Немов Р.С. «Практическая психология. Пособие для учащихся» - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998 г., Стр. 262]

Немецкий ученый К.Леонард предложил типологию характеров, основанную на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров.

1. Гипертивный тип.

Его характеризует чрезмерная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические контакты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем, они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип.

Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистичное настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Привлекательные черты: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отталкивающие: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип.

Свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.

4. Возбудимый тип.

Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип.

Его характеризуют умеренность общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиваться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип.

В конфликты вступает редко, вступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем охотно уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие - формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип.

Людям свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. В следствии своей беззащитности также нередко служат «козлами для отпущения».

8. Эмотивный тип.

Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают с «полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демократичный тип.

Этот тип характеризуется легкостью, установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой похвалы и власти. Он демонстрирует высокую приспособленность к людям и вместе с тем склонен к интригам. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью, высокими претензиями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты: артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления, поступков. Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастливость, отлынивание от работы.

10.

Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых кнфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип.

Отличаются высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтовни, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находится в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно слушать другого, сделать о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип.

Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, резко вступают в конфликтные ситуации с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных эгоистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям.

Для учащихся мы использовали опросник акцентуации личности в разработке А.Баранова, в нем несколько изменены названия некоторых акцентуаций (застревающий тип - злопамятный, гипертимный тип - оптимист, циклоидный тип - циклический, дистимный тип - пессимист, эмотивный тип - мягкосердечный).

Опросник состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен принять «ДА» или отвергнуть «НЕТ», как соответствующие или несоответствующие его поведению.

3. Опросник Дж. Холланда.

В своей теоретической части мы описали суть теории американского исследования Дж. Холланда, которая заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность своим трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, т.к. поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но так же и окружением, т.е. той социальной среды, в которой он проявляет свою активность. Чтобы помочь человеку выбрать профессию, необходимо определить тип его личности. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью опросника Дж. Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности». Опросник состоит из 42 пар различных профессий. Каждая профессия состоит в паре с относящейся к другому типу одинаковое количество раз. В результате необходимо выбрать 42 профессии. Далее подсчитывается, сколько из избранных профессий относится к каждому типу личности. Можно составить формулу в виде шести букв (соответствующих названиям: Конвенционный - К, Реалистичный - Р, интеллектуальный - И, Артистичный - А, Социальный - С, Предприимчивый - П), ранжируемых в порядке значимости. Основное внимание нужно уделять, по мнению Холланда, 2-3 типам, которые набрали наибольшее количество профессий. На первом месте стоит самая большая буква, соответствующая наиболее ярко выраженному типу и отражающая существенные значения определенных характеристик личности. На втором и третьем месте - следующие по значению, хотя и менее значимы, чем первая, но учитываемые при интерпретации результатов.

Теория Дж. Холланда позволяет оценить совместимость личности с определенным профессиональным окружением, средой. Он разработал шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника. Кроме того, взаимосвязь между типами личности и типами профессиональных сфер можно отразить в таблице:

Тип личности

Тип профессиональной среды

Р

И

С

К

П

А

Р

+ +

+

- -

+

-

_

И

+

+ +

-

-

- -

+

С

- -

-

+ +

-

+

+

К

+

-

-

+ +

+

-

П

-

- -

+

+

+ +

-

А

-

+

+

_ _

-

+ +

+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;

+ тип личности хорошо приспособленный;

- тип личности недостаточно приспособлен;

- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.

Из таблицы видно, что например, реалистичному типу личности наиболее подходит реалистичная профессиональная среда, в меньшей степени интеллектуальная и конвенционная, и совсем не подходит социальная, предприимчивая и артистичная профессиональные среды.

1.2 Анализ результатов исследовательской работы.

Результаты исследований

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7