бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Специальная психология для детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития бесплатно рефераты

(треугольника) разной величины и конфигурации.

Умственно отсталые дети допускают ошибки при выпол-нении этого задания, выстраивая отдельные части картинки в ряд, друг за другом, без всякой внутренней связи, склады-вают картинку без учета соотношения частей и целого. Для детей с сохранным интеллектом после показа способа дей-ствия простейшее задание (сложить картинку из 2-ча'стей) доступно уже в 3-4-летнем возрасте.

Упражнение “Четвертый лишний”

Для выявления у ребенка уровня умения обобщать по-нятия, сопоставлять предметы и их свойства, определять на-значение предметов используется прием классификации пред-метов и исключения лишней карточки, не относящейся к дан-ной категории, -- “Четвертый лишний”. Логопед готовит 4 карточки с изображением предметов, из которых только 3 можно объединить по общему признаку (форме, цвету, раз-меру, назначению и т. д). Задание выглядит так: “Посмот-ри внимательно на эти картинки и найти лишнюю, которая сюда не подходит”. Если ребенок не справляется, то логопед по аналогичным картинкам сам выполняет задание и объяс-няет, почему он сделал именно так. По степени сходных при-знаков картинки могут подбираться по разному: например, -наиболее легкие -- фрукты (яблоко, груша, виноград) и 4-я -- ракета. И более сложные, например, предметы обуви (туфли, сапог, ботинок). Такие задания можно да-вать детям с 5-ти лет.

Обследование речи

Дети с временными задержками психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, М.С.Певзнер. М., 1971.

Чтобы определить уровень речевого развития ребенка, необходимо проверить различные стороны пользования уст-ной речью: навык связного рассказывания, грамматический строй, словарь, слоговая структура, произношение звуков, состояние артикуляционного аппарата.

Важно установить не только наличие того или иного на-рушения речи, например неправильной грамматически, но и степень ее устойчивости, отметить, как ребенок использует помощь и может ли затем применить ее при решение друго-го задания, например выбрать правильную грамматическую

форму из двух предъявленных. При оценке речи обследуемых детей надо учитывать, насколько соответствует уровень ре-чевого развития ребенка возрастной норме; насколько при-мерный предложенный объем задания е;му доступен; какова степень сформированности грамматического строя речи, сло-говой структуры слова в сравнении с характерной для ос-новной массы хорошо говорящих дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. При подборе сюжет-ных .картинок для рассказов необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью дет-. сада или знакомой окружающей обстановкой. Сначала пред-лагается внимательно рассмотреть картинку (1--2 мин.). Затем логопед Задает вопросы, чтобы выявить, насколько правильно понято ее содержание. Далее дается план, опи-раясь на который дети составляют рассказ.

Составление рассказа по серии картинок. Подбираются серии из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти картинок. Предварительно лого-пед раскладывает картинки и на примере I серии объясняет последовательность раскладки картинок. После этого ре-бенку предлагается разложить картинки, рассмотреть их, от-ветить на вопросы по содержанию. Далее дети самостоятель-но рассказывают о том, что изображено на картинках. С уче-.. том тяжести дефекта и возрастных особенностей детей серии сюжетных картинок раскладываются в порядке нарастания сложности. Например: “Мамина помощница”, “Сам”, “По-жар в лесу”, “Кто виноват” и др.

Пересказ. Логопед, предлагая детям пересказать рассказ, который он прочитал, выявляет, насколько дети умеют слу-шать, как понимают содержание рассказа, запоминают его и пересказывают. Тексты следует выбирать с простым и по-нятным содержанием и четко выраженными началом, сере-диной и концом.

Составление рассказа-описания игрушки или предмета

Логопед отбирает 2 красочные игрушки (девочкам --- краси-вую куклу, мальчикам -- большую машину “са!мо'свал”. Ре-бенку предлагается внимательно рассмотреть игрушку (по-трогать), а потом рассказать о ней. При этом дается план, предлагая рассказать про куклу все: как ее зовут, какая она по размеру, из чего сделана, во что одета, что завязано у нее на голове и т. д. Если у ребенка возникают затруд-нения, и при ответе он не может сразу рассказать про иг-рушку, то логопед повторяет вопросы или предлагает свой образец рассказа. Например, про маленькую матрешку: она деревянная. На голове у матрешки красивый платочек. На матрешке желтый сарафан с узорами и красный фартук.

Матрешку можно поставить на елку как украшение. Или *про игрушечный самосвал: он железный. Кабина у само-свала красная. Внутри кабины черный круглый руль, сиде-ние для шофера, педали. Кузов у самосвала большой, жел-тый, четырехугольный. Туда можно загрузить много песка, кирпичей. Шофер нажимает на рычаг, и самосвал сам вы-гружает груз.

Обследование словарного запаса. Для обследования сло-варного запаса необходимо составить списки слов, которые дети должны понимать и употреблять в своей речи. Выделен-ный словарный минимум должен быть определен с учетом программных требований массового детсада по всем видам деятельности в младшей, средней, старшей и подготовитель-ной группах.

В число обследуемых слов должны войти:

существительные, объединяющие видовые и родовые по-нятия. При этом, кроме обиходных слов, включить слова, бо-лее трудные для [восприятия (шерсть, туловище, рама, подо-конник, форточка, рукав, воротничок, петля, крючок, манже-ты и другие), с которыми дети встречаются в процессе про-хождения программы. Сюда же должны войти существитель-ные, обозначающие части предмета и сам предмет, детены-шей и животных, существительные с уменьшительными зна-чением;

глаголы, обозначающие действия предметов, их состоя-ние, чувства, эмоции, различные явления. Среди них наря-ду с начальными формами (бегать, летать, мыть, купать, стирать, рисовать, раскрашивать 'и т. д.) включить глаголы разного вида ('бежал--прибежал), со значением возвратно-сти (выбирает--.выбирается, моет--моется), с разными при-ставками, указывающими на изменение значения действия (бегает, вбегает, выбегает, подбегает, пробегает);

прилагательные обозначающие различные качества пред-метов: размер (широкий, высокий, низкий, узкий), цвет (ос-новной и добавочный: желтый, зеленый,, оранжевый, голубой, серый), форму (квадратная, круглая, овальная), темпера-туру, вес, вкус, соотнесенность с продуктами питания (шоко-ладный, молочный, лимонный), указывающие на сезонность (летний, осенний, весенний, зимний), обобщающие признаки (пушистый, гладкий, разноцветный и другие;

наречия -- (быстро, медленно, громко, тихо, высоко, низ-ко) для выяснения понимания и правильности употребления слов, обозначающих признаки действия, качества предмета.

При обследовании словаря следует варьировать задания, соблюдая постепенное нарастание сложности.

Рекомендуются следующие методические приемы:

-- нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (покажи, кто моет, а кто подметает,

кто вешает пальто, а кто наливает воду, кто переливает, что моет, кто моется и т. д.);

-- выполнение действий, названных логопедом (нарисуй

дом, раскрась дом, вырежи гриб, вырежи грибок, сложи бу-магу, сомни бумагу);

-- самостоятельное называние показанных предметов, действий, явлений, признаков и качества (кто нарисован на

картине? что делает мальчик? из чего лепят шарик? какой получился шарик?);

-- самостоятельное называние видовых понятий, входя-щих' в какую-либо обобщающую группу (скажи, какую ты

знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь, чайную посуду, мебель?);

-- объединение предметов в обобщающую группу (каким одним словом можно назвать шубу, пальто, платье, брюки).

Чтобы решить вопрос, в какую группу направить ребен-ка, необходимо проанализировать полученные результаты обследования с учетом возрастного уровня речевого разви-тия.

Решение о зачислении ребенка в специализированное до-школьное учреждение выносится только медико-педагогиче-ской комиссией. Оно является окончательным.

Не подлежат приему в такие учреждения дети:

с недоразвитием речи, обусловленным умственной отста-лостью;

больные эпилепсией с частыми припадками;

дети-инвалиды, не обслуживающие себя и требующие осо-бого ухода:

--с психопатологическим поведением.

Опыт работы медико-педагогических комиссий свидетель-ствует о том, что чем раньше дети с нарушениями речи про-ходят обследование и направляются в специализированные

дошкольные учреждения, тем более эффективную помощь они получают.

2. Развитие речи у ребенка на разных этапах развития.

2. 1. Период младенчества и кризис 1 года

Вместе с развитием мышления, эмоциональным и физическим развитием начинается развитие речи. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Период между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выгодским автономной.

Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых, слова - обрывки слов, слова - искажения, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок и звукоподражательные слова (например: «му-му» - корова).

Интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Ребенок не может обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Дети с временными задержками психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, М.С.Певзнер. М., 1971.

Только проследив всю цепочку объектов, объединенным одним детским словом, можно судить о его значении. Первоначально это целостная ситуация, затем появляется ряд других значений, как бы вытекающих из отдельных частей целой картины; другая линия значений протягивается к предметам, имеющим ту же форму и цвет. Такая отнесенность слова к разным, с нашей взрослой точки зрения, объектам называется многозначностью. «Скольжение» значений многозначных слов связано с условиями их возникновения - с их ситуативностью, вплетенностью в эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер.

Еще одна особенность автономной речи - своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи почти не возможно, хотя здесь могут помочь не языковые средства - жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.

2. 2. Ранний возраст от 1 года до 3 лет.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях - в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если этого общения не достаточно, или наоборот близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к трем годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка - то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него - наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивную речь ребенок понимает достаточно рано. В 2 - 3 года возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа - взрослые должны это специально научить.

Дети с временными задержками психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, М.С.Певзнер. М., 1971.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения - он уже может общаться не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

2. 3. Дошкольный возраст от 3 до 7

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

В произносимых для себя самого монологах ребенок констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

Дети с временными задержками психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, М.С.Певзнер. М., 1971.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М. И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать - думать вслух.

3. Специальная психология для детей с задержкой психического развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11