бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Специальная психология для детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития бесплатно рефераты

- допускают ошибки в словообразовании. Большое количество

ошибок приходится на образование относительных прилага-тельных.

Среди ошибок грамматического оформления речи наибо-лее специфичные:

неправильное согласование прилагательных "с существи-тельными в роде, числе, падеже;

неправильное согласование числительных с существи-тельными;

ошибки при использования предлогов -- пропуски, заме-ны, недоговаривание;

ошибки при употреблении падежных форм множественно-го числа.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: оигматизм свистя-щих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.

Недостаточное развитие фонематического слуха и вос-приятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, и они без помощи логопеда не могут овладеть грамотой.

К сожалению, не все такие дети попадают к специалистам в дошкольные учреждения.

В школе этих детей можно определять по следующим

недостаткам речи:

-- неточное употребление многих обиходных слов на фо-не сравнительно развернутой речи; в активном словаре пре-обладание существительных и глаголов, мало слов, характе-ризующих качества, признаки, состояние предметов, дейст-вий, а также способов действий; большое количество ошибок при использовании простых предлогов и практически, полное * отсутствие сложных предлогов (из-за, из-под);

-- недостаточная сформированность грамматических форм языка -- ошибки в падежных окончаниях, в согласо-вании и управлении, смешение временных и видовых форм глаголов. Способами словообразования дети почти не поль-зуются. В активной речи применяют преимущественно про-стые предложения, испытывают затруднения, а часто совсем не умеют составить распространенные и сложные предложения (сочиненные и подчиненные);

-- недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении зву-ковым анализом и синтезом;

-- при хорошем понимании речи незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами, что особенно проявляется при чтении учебных н художественных текстов. В письме и чтении возникает мно-го ошибок специфического характера, как следствие недораз-вития речи,

Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на пер-вый взгляд казаться несущественными, однако их совокуп-ность ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформи-рованность речи очень низкая. Правила грамматики усваи-ваются плохо. В дальнейшем общее недоразвитие речи начи-нает сказываться на усвоении математики и других пред-метов. Этим детям нужна срочная помощь логопеда.

Дети с общим недоразвитием речи направляются в до-школьные учреждения с 3--5-летнего возраста на 2--3 года в зависимости от тяжести речевого дефекта и времени за-числения.

Система обучения дошкольников разработана на основе специальных исследований, проведенных сотрудниками ла-боратории НИИ дефектологии и кафедры олигофренопедагогики и логопедии МГЗПИ.

Основные задачи коррекционного обучения:

-- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-- формирование правильного произношения звуков (вос-питание артикуляционных навыков звукопроизношения, сло-говой структуры и фонематического 'восприятия);

Неподготовленность к школе у этих детей проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту эле-ментов учебной деятельности. Ребенок принимает и пони-мает задание, но нуждается в помощи для усвоения спосо-ба действия и осуществления переноса на другие предметы и действия при выполнении следующего задания (аналогич-ного). Дети 7-го года жизни с задержкой психического раз-вития владеют некоторыми математическими представления-ми и умениями; правильно указывают большую или мень-шую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах, но в обратном счете затрудняются, пересчитывают не-большое количество предметов, но не могут назвать результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслитель-ных задач на 'наглядно-практическом уровне доступно, но они затрудняются в объяснении причинно-следственных связей.

Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вни-манием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро за-бывают, хотя общий смысл прочитанного понимают.

Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соот-ветствии с общим замыслом. При этом они г не учитывают общие интересы, не способны контролировать свое поведение и предпочитают подвижную игру без правил,

Длительное наблюдение за такими детьми показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмыс-ленно применять усвоенное в процессе дальнейшего обуче-ния приводит к тому, что через некоторое время они могут успешно обучаться в массовой школе.

Заикание

'' , Кроме групп с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи и задержкой, психического развития речи, в дошкольном учреждении есть группы для детей с заиканием.

В группы с заиканием/принимаются дети с 4--5-и лет на 2--3 года. Заикание -- один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход воспитания, мешает речевому об-щению, затрудняет взаимоотношения с окружающими.

Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2--5-и лет, то .есть с появлением фразовой речи.

Заикание возникает постепенно: начинается с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприят-ных условиях прерывистые в речи исчезает, уступая мес-то нормальной регуляции речевого акта, а в неблагоприят-ных -- усиливается, переходя в заикание. Внешне оно про-является в непроизвольных остановках в момент высказы-вания, а также в вынужденных повторах отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов в 'момент произношения (губ, языка, мяг-кого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы).

Причины 'возникновения заикания различны. Чаще встре-чается функциональное заикание. При этом нет никаких . органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы.

Заикание возникает в период формирования развернутой фразы чаще у легко возбудимых детей. Одной из распрост-раненных причин является непосильная речевая нагрузка (повторение детьми непонятных и трудных слов, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ра-нее выступление при посторонних, когда воспитание детей ведется без учета особенностей их нервной системы. Оно может 'возникнуть при подражании, вследствие быстрой ре-чи окружающих, а также в результате неправильного воспи-тания ребенка: физических наказаний, испуга, неровности в обращении).

В редких случаях заикание 'может быть вызвано орга-ническими поражениями центральной нервной системы, (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. д.).

Заикание может то усиливаться, то ослабевать, что свя-зано с общим состоянием физическим и эмоциональным. Обычно оно усиливается в момент болезни, переутомления и *после того, как ребенка наказали. Наблюдается также его зависимость от погоды, времени года, условий жизни.

Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова. Иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, хотя имеют доста-точный по возрасту запас знаний и представлений. Их само-стоятельные высказывания начинают сопровождаться повто-ром слое, слогов, звуков, паузами при поиске слов. Речь таких детей изобилует эмболами, встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, рассказы их бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, они не могут высказать глав-ное содержание мысли. Часто заикание сопровождается клоническими, тоническими 'или смешанными судорогами и со-путствующими или насильственными движениями (подер-гиванием век, миганием, постукиванием пальцами, притопыванием и другими движениями). .

Наряду с особенностями речи у заикающихся детей отме-чаются *специфические особенности общего и речевого пове-дения: повышенная импульсивность высказывания, слабость волевого 'напряжения, замедленное или опережающее вклю-чение в деятельность, неустойчивость внимания, несобран-ность, неумение 'вовремя переключаться с одного объекта на другой. Bce это проявляется на фоне быстрой утомляемо-сти.

Таким детям .необходим щадящий режим: не торопить их во время беседы, говорить с ними спокойным тоном. В пе-риод обострения заикания нужно направить ребенка на ле-чение к психиатру.

Отбор детей в логопедические группы

Для обучения в логопедических группах детей отбирает медико-педагогическая комиссия. В состав комиссии входят:

Представитель округа -- председатель;

заведующий детским садом, в введении которого находят-ся логопедические группы;

логопеды дошкольных учреждений;

врач -- психоневролог.

Перед комиссией стоят задачи:

Определить, подлежит ли ребенок приему в дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи. При этом следует установить, действительно ли нарушение речи тяжелое и тре-бует систематических занятий 'на протяжении длительного 'времени или же речевой дефект легкий и может быть исправ-лен на логопедическом пункте. Выявить, имеет ли ребенок только речевое нарушение (первичное), а если же 'нарушение речи связано .с другими нарушения™ (вторичное), то в этом 'случае ребенок не .может быть зачислен в группу для детей с нарушениями речи.

Определить, с какого возраста и в какую группу следует зачислить ребенка:

а) с общим недоразвитием речи;

б) с фонетико-фонематическим 'недоразвитием речи;

в) для заикающихся детей;

г) с задержкой психического развития.

Большее значение для работы отборочной комиссии имеет оформление кабинета. Обстановка в кабинете должна быть так продумана, чтобы ребенок, попадая в незнакомую си-туацию, чувствовал себя свободно, раскованно, сразу заин-тересовался чем-либо и легко вступал в контакт с членами комиссии.

Наиболее распространенным оборудованием для обсле-дования детей с нарушением речи являются игрушки, дидак-тический материал и картинки. Дидактический материал и картинки размещаются на столе для членов комиссии, а иг-рушки -- на отдельном детском столе таким образом, чтобы во время обследования они не отвлекали ребенка, но их можно было бы в любой момент легко и удобно взять со стола, поменять или убрать. Игрушки помогают при обсле-довании выявить максимально объем знаний, умений, ре-чевые и познавательные возможности детей. Их не нужно много, но они должны быть красочными и интересными. От подбора материала зависит быстрота и правильность выяв-ления различных сторон речевого и интеллектуального раз-вития и состояния олуха у детей.

Предлагается примерный набор игрушек, дидактических пособий и картинок.

Для обследования речи рекомендуются картинки с изо-бражением отдельных предметов и действий, знакомых де-тям из окружающей среды, обстановки, сюжетные картин-ки и серии картин, доступные пониманию, настольные ди-дактические пособия (различные лото: “Ботаническое”, “Зо-ологическое”, “Лото на 4-х языках”, “Лото малышам”, на-стольные игры: “Бывает или не бывает”, “Кому что нужно”, “Наши папы, 'наши мамы”, “Что забыл нарисовать худож-ник”, “Угадай, что изменилось”.

Чтобы обследовать интеллектуальную деятельность и вое-. питание, необходимы дидактические игрушки (обучающие):

пирамидки из 4--6-ти 'колец, матрешки 2--8 составные, раз-нообразные полые кубы, разрезные картинки и кубики;

игра “Почтовый ящик” (пластмассовая цилиндрическая коробка с крышкой, на которой имеются прорези в виде гео-метрических фигур: треугольника, ромба, прямоугольника, шестиугольника, полукруга и соответствующие им объем-ные геометрические формы, вставляющиеся в прорези);

счетный материал (палочки, грибки, елочки, матрешки, геометрические формы);

*мозаика, геометрические фигуры разного цвета, величины и формы.

При обследовании слуха желательно пользоваться звуча-щими или озвученными игрушками: барабан, бубен, кошка, птичка и специально подобранными картинками.

Чтобы установить контакт с обследуемым ребенком, не-обходимо иметь следующий набор материалов: сюжетные дли образные игрушки (куклы разной величины, мишки, зайки и т. п.); технические игрушки (машины разного раз-мера и назначения -- грузовые, легковые, экскаватор, подъемный кран, трактор и т. п.); 'строительные наборы (на-польные, настольные разной величины, формы, цвета); иг-рушки-забавы (.мишка заводной, лягушка - попрыгушка, за-водные .машины, персонажи кукольного, плоскостного и пальчикового театра и т. п.).

Большую помощь в установлении .контакта с ребенком могут оказать родители. Как правило, на комиссию ребенок приходит в сопровождении одного из них, чаще всего мамы, Но в некоторых случаях родители значительно затрудняют общение с ребенком. Поэтому в зависимости от индивидуаль-ных особенностей и поведения ребенка обследование прово-дится либо в присутствии родителей, либо без них. Перед началом обследования члены комиссии тактично объясняют родителям, что они не должны вмешиваться в процесс об-следования, т. е. не подсказывать ребенку ответов, не зада-вать 'наводящих вопросов, не выражать свое отношение или оценку ответа ребенка. Только в случаях крайней трудно-сти установления контакта родители 'могут привлекаться к беседе с ребенком.

В зависимости от характера и поведения ребенка во вре-мя обследования наряду с одобрением и похвалой можно осторожно делать и замечания, помогающие направить дея-тельность обследуемого: например, “Посмотри, 'правильно ли ты поставил, положил?”, “Подумай, нет ли ошибки?”, “Про-верь, все ли правильно?”, “Посмотри внимательно на кар-тинку” и.т.д.

Логопедическое обследование детей Знакомство с документами

На рассмотрение медико-педагогической комиссии роди-тели должны представить следующие документы:

. -- подробную характеристику (выписку) от психоневро-лога с обоснованием медицинского диагноза и заключением об умственном развитии ребенка;.

-- заключение отоларинголога о состоянии слуха.

--- заключение окулиста;

-- обстоятельную логопедическую характеристику с ука-занием речевого развития ребенка, степени сформированности всех компонентов языковой системы;

-- педагогическое заключение с рекомендацией о зачис-лении ребенка в группу соответствующего профиля;

-- характеристику воспитателя детского сада о ребен-ке (как он усваивает программу обычного детского сада по разным 'видам деятельности, как играет, контактен ли с то-варищами, усидчив ли на занятиях, как относится к своему дефекту).

Беседа с родителями

После ознакомления с документами члены комиссии про-водят беседу с родителями. С ними разговаривают врач и логопед. Врач собирает анамнестические данные и проводит медицинское обследование. Логопед выясняет данные о про-цессе формирования речи ребенка, которые являются наибо-лее важными для определения состояния речевого развития в момент обследования, а именно:

-- когда появились в речи ребенка гуляние, лепет, от-дельные сознательно произнесенные слова, как увеличивал-ся запас слов; когда ребенок стал активно пользоваться фра-зами;

-- не прерывалось ли речевое развитие (если прерыва-лось, то в каком возрасте, по какой причине, как долго ре-бенок не говорил, как восстанавливалась речь, достигла ли первоначального уровня);

-- какое внимание уделялось развитию речи со стороны взрослых, форсировалось ли речевое' развитие ил;1 протекало стихийно;

-- в каком речевом окружении воспитывается ребенок в настоящее время, благоприятные 'или неблагоприятные ус-ловия двуязычие в семье, низкий уровень речевого развития взрослых, воспитание в закрытых дошкольных учрежде-ниях, диалектное произношение, темп речи окружающих, контакт с заикающимися родственниками или культурная среда, высокий уровень речевого развития, завышение тре-бований ;к речи ребенка и т. п.).

Важно узнать, обращались ли родители к специалистам (психоневрологу, логопеду), какая была оказана помощь (амбулаторная, стационарная, в каком учреждении находил-ся ребенок: яслях, санатории, диспансере), каковы ее ре-зультаты: были заметны улучшения, ухудшения или речь оставалась без изменений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11