бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Специальная психология для детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития бесплатно рефераты

При всех нарушениях речи необходимо выяснить, знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует; испыты-вает ли трудности в речи с окружающими: как вступает в контакт с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми, с товарищами в детском саду, во дворе, как ведет себя дома.

Какие жалобы самих родителей: беспокоит ли их непра-вильное произношение ребенком отдельных звуков, грамма-тическое оформление речи, встречаются ли запинки в речи ребенка, в каком темпе он говорит.

После беседы с родителями члены *комиссии приступают непосредственно к обследованию ребенка.

1.3. Обследование ребенка

Задача логопеда - психолога состоит в том, чтобы с помощью наи-более простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности рече-вого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок.

Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший 'контакт с ребенком. С этой целью в момент, когда начинается бесе-да с родителями, ребенку предлагается выбрать себе иг-рушку, поиграть с ней или взять бумагу, карандаш и нари-совать что-либо по его усмотрению. Рисунок или игра может служить дополнительным материалом и расширить данные обследования, и вместе с тем создают непринужденную об-становку, которая будет способствовать налаживанию более тесного контакта с ребенком. Наблюдения за его самостоя-тельными действиями осуществляет логопед, который нена-вязчиво подсказывает варианты игры (рисунка), подбадри-вает ребенка, пытаясь войти к нему в доверие и располо-жить к себе. Это, в свою очередь, помогает вызвать у ре-бенка хороший эмоциональный настрой, доброжелательные взаимоотношения педагога и ребенка.

Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи.

Цель беседы:

выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний;

наблюдать за поведением обследуемого.

В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами поль-зуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформ-ляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически. При выявлении развития (не-доразвития) дошкольников в процессе беседы уделяется вни-мание самостоятельности высказывания, так как в данный момент ослабляется контроль над речью, что помогает вы-явить отдельные проявления, характерные для недоразвития речи или заикания, хотя они могут быть и не отмечены в прилагаемых документах.

Во время беседы необходимо фиксировать и состояние Слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспраши-вает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом (сниженной громкости).

Вопросы и содержание беседы желательно продумать заранее. Т&ма должна быть простой, близкой и хорошо зна-комой ребенку. Например, беседа, касающаяся непосредст-венно знаний ребенка о 'самом себе. Вопросы следует фор-мулировать конкретно, чтобы ребенок мог легко их понять и-правильно ответить.

Примерный перечень вопросов:

-- Как тебя зовут?

-- Знаешь ли ты свою фамилию?

-- Сколько тебе лет?

-- Когда твой день рождения?

-- Как зовут маму, папу (бабушку, дедушку)?

-- Где ты живешь (улица, номер дома, квартиры)?

-- Есть ли у тебя братья и сестры?

-- Как их зовут?

-- Сколько им лет?

-- Кто из вас старше?

-- Кто из вас посещает сад (ясли)?

-- Где работают родители?

-- Чем занимаются родителя на работе?

Если ребенок отвечает на каждый вопрос одяим словом, то после некоторых ответов можно задавать дополнитель-ные вопросы, и таким образом вызвать ребенка на более распространенный ответ. Например, после ответа на вопрос “Кто из вас старше?” (“я”, “брат”, “сестра”) можно спро-сить: “А почему ты так думаешь?” “Потому, что мне уже 6 лет, а брату 4 года” или “Что делают (чем занимаются) дети в саду?”, “А чему учат там детей?” и т. п.

Такая беседа имеет определенное значение как для про-верки слуха, интеллекта, так и в плане оценки знаний ре-бенка: быстро и правильно ли он отвечает, обращается ли за помощью к родителям и как это делает; как реагирует на возникшие затруднения при ответах, огорчается ли, если чувствует, что ответы ошибочны.

В результате проведенной беседы выявляется уровень ре-чевого развития (в общих чертах), интеллект и слух. Соз-дается общее впечатление о ребенке. Если общее впечатле-ние благоприятное, то слух и интеллект отдельно и специаль-но не проверяют. И, напротив, если возникают сомнения, то после беседы проводится обследование слуха, интеллекта и более углубленное обследование речи.

Как показывает практика, документы, представленные на медико-педагогическую комиссию, 'не всегда точно и пра-вильно характеризуют состояние олуха ребенка. Нередко на комиссию направляются дети с нарушениями слуха, которое в документах не отмечено.

Известно, что даже незначительное снижение слуха, не-заметное для окружающих, может привести к неправильно-му'форм'ирозз1?ию речи. Иногда на комиссию приходят дети с диагнозом “сенсорная” или “моторная” алалия, а при тща-тельной проверке оказывается, что у ребенка нарушен слух.

Кроме слабослышащих, часто на отборочные комиссии направляются дети с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому особенно тщательно рекомендуется проверять умст-венные способности дошкольников с тяжелым недоразви-тием речи.

Обследование слуха у ребенка

Л.В. Кузнецова “Специальная психология” глава 4 - 6. Москва 1999г.При обследовании слуха следует проверить, как ребенок слышит разговорную речь нормальной громкости и шепот. Ребенка ставят спиной к логопеду на расстоянии 5--6 метров. Логопед делает полный выдох и шепотом называет слова, которые ребенок должен повторить, в первую очередь, пред-лагаются такие слова, как школа, чайник, машина, чемо-дан и т. д. В случае возникшего затруднения логопед повто-ряет эти слова на расстоянии 4-х, а затем 3-х метров. В за-ключения указать, на каком расстоянии ребенок восприни-мает шепот,

Если у членов комиссии появились сомнения относитель-но слуха ребенка, то рекомендуется установить, 'как он слы-шит речь обычной разговорной громкости.

В таких слу-чаях рекомендуется использовать картинки с изображением простых и знакомых детям предметов. Ребенка просят при этом не повторять слова, сказанные логопедом, а показать соответствующую картинку. Сначала детям предлагается показать где кошка, мячик, кукла, находясь с близкого рас-стояния. Затем уходят от него, постепенно увеличивая рас-стояние, и просят ребенка показать ту картинку, какую ло-гопед назовет (возможен способ показа действия).

Если логопед обнаруживает снижение слуха у ребенка,

то обследуемый направляется на аудиометрическое исследо-вание.

В соответствии с “Положением” дети со сниженным слу-хом в детский сад для детей с нарушением реч'и зачислению не подлежат.

1.4. Обследование интеллектуального развития детей

Наряду со слабослышащими на медико-педагогическую комиссию иногда попадают дети, недоразвитие речи которых обусловлено умственной отсталостью. У них так же, как и у детей с общим недоразвитием при нормальном интеллек-те', может наблюдаться недостаточный словарный запас, неправильное грамматическое построение предложений, на-рушение произношения многих групп звуков и другие про-явления речевого недоразвития. Поэтому перед членами ко-миссии стоит (сложная) задача правильно отличить одни состояния от других, сходных между собой лишь внешне;

отделить детей, у которых первичным является речевой де-фект, а вторичным -- задержка умственного развития, о? умственно отсталых. Это осуществляется в ходе совместно-го обследования логопедом и врачом-психоневрологом.

Л.В. Кузнецова “Специальная психология” глава 4 - 6. Москва 1999г.Врач - психоневролог анализирует различные причины и явления, которые могли повлечь за собой снижение интел-лекта ребенка. Например, наличие патологических симпто-мов и остаточных явлений органического поражения цен-тральной нервной системы, свидетельствующих о перенесен-ной родовой или дородовой травме; заболеваний, протекавших в раннем возрасте и других факторов, обусловливающих

интеллектуальное развитие.

Особое внимание при обследовании интеллекта логопед и психоневролог уделяют уровню развития основных видов познавательной деятельности, проверят не только знания ребенка, но и его умственные способности. Специально по-добранные задания направлены 'на то, чтобы определить степень умения ребенка производить сравнение, сопоставле-ние, .выделять некоторые свойства предметов, главные и вто-ростепенные признаки, обобщать их.

В процессе обследования обращается внимание на то, как ребенок решает задачу: целенаправленно ли приступает к выполнению задания, обращается ли за помощью в случае затруднений или пытается преодолеть возникшие трудности самостоятельно; .как принимает помощь логопеда, исполь-зует ли ее при выполнении аналогичных заданий или остав-ляет задание невыполненным.

Важно отметить запас представлений ребенка об окру-жающем мире, готовность к выполнению задания, наблюда-тельность, любознательность, память, а также устойчивость внимания; быстро ли отвлекается, утомляется, способен ли переключаться на другие виды деятельности.

,Так, дети с нормальным интеллектуальным развитием активно пользуются помощью, которую им оказывает лого-пед, а полученные навыки успешно применяют тут же при решении другой аналогичной задачи.

Для умственно отсталого ребенка небольшое число обу-чающих упражнений чаще всего является недостаточным, и при предъявлении других аналогичных заданий ему необ-ходимы дополнительные приемы обучения.

Показательным фактором при выполнении задания умст-венно отсталым ребенком являются быстрая отвлекаемость и переключение на другой объект или уход 'в сторону от ре-шения поставленной задачи, некритичность в оценке резуль-татов работы, топтание на месте при выполнении отдельных заданий, стереотипность действий.

Одним из наиболее ярких показателей умственного раз-вития детей -- счет и умение выполнять счетные операции. Поэтому рекомендуется ряд заданий, связанных с овладе-нием счетными операциями. При их отборе следует исходить из программных требований массового детского сада соот-ветствующей или предыдущей возрастной группы. Так, для детей до пяти лет счетные операции предлагаются в преде-лах 3--4-х единиц, после пяти лет -- в пределах. 5-тн единиц действия я белее.

Л.В. Кузнецова “Специальная психология” глава 4 - 6. Москва 1999г.В процессе обследования задания надо давать с постепенным усложнением. Сначала обращать внимание на уме-ние правильно пересчитать предметы (палочки, грибки и т. д.). При использовании наглядного материала выяв-ляются навыки прямого 'количественного счета, который час-' то усваивается детыми механически. Далее предложить на-звать числа в той последовательности, в какой ребенок их знает, начать считать дальше от названного числа. Зада-ние -- пересчитать наглядные предметы применяется и для того, чтобы выяснить, как ребенок выделяет конечный ре-зультат -- итог счета, соотносит ли названное число с пред-метами. В таком задании можно использовать разнообраз-ный счетный материал, например “Посчитай отдельно палочки..., елочки..., грибки...”. Ребенок считает предложенные предметы или определяет их количество на картинке “Дай 2---4 грибка”.

Затем дать ряд заданий труднее. Например, “Возьми столько кубиков, сколько у меня палочек”. Когда задание выполнено, предложить поделить предметы между двумя людьми поровну. Или решить простую задачу на 'сложение или вычитание одной единицы: “У тебя было две конфеты, тебе дали еще одну конфету”, “Сколько стало конфет?” -- “Три” -- “У тебя было две конфеты. Одну съел”, “Сколько осталось?” -- “Одна”. -- “Тебе мама да'ла еще две”, “Сколь-ко стало?” -- “Три”. Задачи такой сложности дети с нор-мальным интеллектом способны решать без наглядной опоры.

Выявление возможностей выполнять счетные операций можно проводить и по специально составленным (подобран-ным) вопросам типа: “Сколько у тебя глаз?”--А у меня?... -- А у меня и у тебя вместе?... Сколько лап у собачки?... медведя, лисы?... А у птицы?... А у кого больше?... -- на сколько больше?...”.

Последний вопрос доступен лишь детям с хорошими ин-теллектуальными данными.

При выполнении заданий в ходе обследования отмечает-ся, как ребенок оправился с задачами: устно или на нагляд-ном материале.

Более трудными будут задания на определение количест-ва предметов при вычитании двух или трех единиц. Такое задание выполняется с использованием наглядного материа-ла. По заданию логопеда ребенок определяет общее количе-ство предметов на столе (например, 5). Далее логопед неза-метно убирает 2 (или 3) предмета. По количеству оставлен-ных предметов ребенок должен определить, сколько предме-тов убран®.

В следующем задании предлагается с опорой на пред-ставление определить -- “сколько курочек за забором?” Для этого дается картинка с изображением забора, из-под кото-рого видны куриные лапки (2, 4, 6, 8).

Все эти задания даются после объяснения и некоторого обучения. Дети с первично сохранным интеллектом овладе-вают способом решения заданий после нескольких показов и справляются с аналогичными задача-ми на другом наглядном материале.

Для умственно отсталых детей такие способы объяснения являются недостаточными. Они чаще 'всего могут лишь ме-ханически пересчитать предметы, иногда не соотнося число с предметом, пропуская отдельные предметы; счетные опе-рации для 'них доступны при условии лишь значительной по-мощи в очень ограниченных пределах. Решение отвлеченных задач, указанных выше, для необученных ранее умственно отсталых детей практически невозможно.

Интеллектуальную деятельность ребенка можно обследо-вать с помощью пирамид, матрешек (4--6--8-составных), складывающихся кубиков и других разборных игрушек. Здесь проверяется умение разбирать и собирать пирамидку, матрешку, сравнивать предметы (и их части) по величине и форме, отобрать нужные предметы, части в определенной последовательности, делать простейшие обобщения.

Вначале ребенку предлагается выполнить задачу само-стоятельно. Если. он не справляется, тогда логопед, напри-мер, раскладывает кольца пирамиды и показывает 'как ее .-оорать, объясняя, что кольца неодинаковы по размеру и сначала нужно надевать самые большие колечки, потом по-меньше, а в конце -- самые маленькие. После этого ребен-ку еще раз предлагается самостоятельно сложить аналогич-ную пирамиду. Возможен и другой, более простой способ;

ребенок должен найти последовательно самое большое коль-цо из оставшихся и надеть его.

При выполнении такого задания отмечается, как ребенок его понял: складывает ли он пирамиду с учетом величины колец или же все подряд (иногда с учетом цвета); видит ли он и исправляет сам ошибки или работает без внутреннего *контроля; как используют помощь.

Детям с сохранным интеллектом складывание простой пирамиды из 4-х колец доступно к 3-м годам. Они собирают пирамиду, строго соблюдая размер колец, примеривая их, а некоторые контролируют себя только зрительным соотне-сением.

Для обследования интеллектуальных возможностей ре-бенка могут быть использованы и такие материалы, как уп-ражнения “Почтовый ящик”, “Разрезные картинки”, “Чет-вертый лишний”, разрешающие выявить произвольное вни-мание, мышление, логическое обобщение, наблюдательность, умение соотносить объемную и плоскостную формы и др.

Упражнение “Почтовый ящик”

Логопед раскладывает на столе пластмассовые фигуры разной формы и коробку (ящик) с соответствующими про-резями и объясняет, что на крышке коробки есть 'прорези-- “домики” для каждой фигуры. Сначала ребенку предлагает-ся самостоятельно выполнить упражнение -- опустить фи-гурки в прорези. Если он не справляется, то логопед объяс-няет, как он ищет для кубиков, треугольников и других фи-' гур “домики”. Опуская поочередно все фигуры в коробку, подчеркивает: если “домик” выбран правильно, то кубик в коробку пройдет, если неправильно -- не пройдет. После объяснения и показа ребенку снова предлагается самостоя-тельно опустить геометрические фигуры в коробку.

При оценке выполнения задания отмечается, как ребенок понял задачу; насколько охотно взялся за нее; какой избрал способ ее выполнения; пытался ли силон засунуть фигуры в прорезь, пробовал ли для каждой фигуры все подряд от-верстия или соотносил предварительно фигуру (наглядно), требовалось ли дополнительное обучение.

Детям с нормальным интеллектом упражнение “Почтовый ящик” дается после 3-х лет, к 5-ти годам они выполняют его, пользуясь в основном лишь зрительные соотнесением.

Л.В. Кузнецова “Специальная психология” глава 4 - 6. Москва 1999г.В процессе обследования важно проверить, как сформированы у ребенка пространственные представления, восприя-тия целого предмета и выделение его отдельных частей, уме-ние соотносить часть и целое, определить место той иди иной *части, подобрать недостающую часть и собрать из частей целое. Здесь могут помочь “Разрезные картинки” (из 3-х, 4-х и 5-ти частей). При складывании картинки обращается внимание на то, как ребенок соотносит части предмета, на-сколько быстро и умело соединяет части 'в целое: идет ли путем проб и ошибок или делает попытку осмысленно про-анализировать картинку, чтобы подобрать недостающую часть (деталь). В этом упражнении сначала используются картинки с простыми предметами, разрезанные на две оди-наковые части (мяч, яблоко, груша) и более сложные оду-шевленные предметы -- животные, птицы, а затем -- разрезанные на четыре одинаковые части. Более сложными для складывания оказываются картинки, разрезанные на части разной формы и величины: например, картинка прямоуголь-ной формы с изображением мяча разрезана на три части

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11