бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология лиц с нарушениями слуха бесплатно рефераты

Значительно менее успешными при выполнении этого задания были глухие дети. Они составляли в среднем по 9,5 предложений ко всем картинкам (т.е. в 2 раза меньше, чем слышащие). Высказы-вания глухих, как правило, состояли из 2--3 слов. При этом одни и те же слова в разных высказываниях у глухих повторялись в 2 раза чаще, чем у слышащих. Во многих предложениях, состав-ленных глухими детьми, встречались ошибки. В среднем у одного ребенка -- 2 лексических ошибки, 6,3 -- грамматических, 2,6 -- стилистических. Особенно заметно глухие отличались от слыша-щих по числу грамматических ошибок в речи (в 16 раз больше, чем у слышащих); при этом у слышащих вообще не наблюдалось многих ошибочных форм, часто встречавшихся у глухих.

В одной из серий опытов выяснялись возможности детей пользо-ваться обобщающим словом, объединяя им несколько слов, име-ющих более конкретное значение, и, наоборот, подбирать к обоб-щающему слову более конкретные слова (например: туфли, та-почки, ботинки -- обувь; одежда -- рубашка, майка, брюки). Да-валось по 8 заданий на переход от частного к общему и от общего к частному.

Слышащие дети 6 --7 лет при выполнении этих заданий имели определенные затруднения. Из 8 заданий на нахождение обобща-ющего слова дети правильно в среднем выполнили 6 заданий. По-давляющее большинство нормально развивающихся слышащих детей успешно использовали обобщающие слова -- «обувь», «ово-щи», «деревья», «звери». Заметно большие трудности наблюда-лись при необходимости в качестве обобщающего понятия на-звать одно из следующих слов или словосочетаний: месяцы, транс-порт, части тела, части суток. Последние два указанных обозначе-ния не смог назвать никто из этой группы детей.

Немного более успешно (в среднем в 6,2 случаях из 8) слыша-щие дети называли виды предметов, относящихся к указан-ному роду. При этом выявились заметные индивидуальные разли-чия. 30 % всех слышащих нормально развивающихся детей 6--7 лет правильно выполнили все задания. Остальные выполняли по 7, 6, 5, 4 и даже только по 3 задания. Как и в первой части серии опы-тов, для детей наиболее трудно было назвать части предмета (ча-сти дерева). Заметные затруднения вызывала необходимость на-звать такие обобщающие понятия, как «профессия», «времена года», «дни недели».

Представляет большой научный интерес тот факт, что глухие дети при выполнении заданий серии «частное -- общее; общее -- частное» показали результаты, почти полностью совпадающие с результатами своих слышащих нормально развивающихся сверстников. Такой успех глухих детей объясняется тем особым внима-нием, которое уделялось использованию слов разной меры обоб-щенности при назывании тех или иных групп предметов или яв-лений в процессе обучения глухих детей в детском саду в соответ-ствии с программой развития речи, разработанной Л. П. Носко-вой и реализуемой на практике.

Проводилось исследование памяти детей: простейшей образ-ной памяти на места расположения предметов и памяти на сло-весные их обозначения.

Перед испытуемым на столе располагали планшет с начерчен-ными на нем 12 клетками. На каждой клетке находилась карточка с изображением какого-либо предмета, знакомого детям по их опыту. Изображения были закрыты другими карточками, которые показывались по одной в сложной пространственной последова-тельности. Задача испытуемого состояла в том, чтобы назвать пред-меты, изображенные на картинках (результаты называния пред-метов описаны выше при характеристике развития речи детей). После того как все карточки с изображениями убирались с план-шета, испытуемому последовательно по одной предъявляли все карточки с нарисованными на них предметами и просили пока-зать, где каждая карточка лежала на планшете. Так выяснялось, насколько точно сохранились у детей в памяти места расположе-ния предметов, т.е. исследовалась непроизвольная (непреднаме-ренная) память на места предметов. При правильном показе мес-та предмета начислялось 1 очко. При показе рядом с правиль-ным -- 0,5 очка; при указании на место по диагонали от правиль-ного -- 0,25 очка. При показе более отдаленных мест очки не на-числялись. При всех правильных ответах сумма очков равня-лась 12.

Затем испытуемого просили повторно назвать, какие предме-ты он видел на карточках, т. е. выяснялось, какие и сколько сло-весных обозначений предметов запомнил испытуемый, т.е. ис-следовалась его словесная память на названия ранее ему показан-ных предметов.

Обнаружилось, что по точности воспроизведения мест распо-ложения предметов на планшете глухие дети показали результаты лишь незначительно менее успешные, чем слышащие, развиваю-щиеся нормально. Слышащие воспроизвели в среднем 10,5 мест из 12 возможных, а глухие -- 10,3 (при стандартном отклонении в обеих группах ±1,3; различия статистически незначимые).

Однако по успешности воспроизведения словесных обозначе-ний предметов глухие существенно уступали слышащим. Слыша-щие правильно вспомнили в среднем названия 8,7 предметов (при стандартном отклонении ±1,6), а глухие -- только 5,8 предметов (стандартное отклонение ±2,8). У слышащих были случаи привне-сений, т.е. случаи называния других предметов, по характеру сходных с ранее им показанными (в среднем -- 0,5 предмета). Худшее, чем слышащими, воспроизведение названий глухими детьми в значительной степени было обусловлено тем, что и при первич-ном назывании показанных им изображений они могли назвать в среднем только 7 предметов. Повторно они воспроизводили сло-весные обозначения почти всех ранее обозначенных ими предметов.

Приведенные результаты свидетельствуют о достаточно высо-ком уровне развития у глухих детей 6 -- 7 лет как простейшей на-глядно-образной памяти (на места расположения предметов), так и образно-словесной памяти (на зрительно воспринятые и на-званные изображения предметов). Вместе с тем необходимо отме-тить значительное общее недоразвитие речи у глухих детей этого возраста, проявившееся в незнании некоторых слов, обозначаю-щих предметы ближайшего окружения, и особенно в значитель-ных трудностях построения простейших высказываний по поводу того, что нарисовано на простых картинках с изображением бы-тового сюжета.

Исследовались знания и умения детей в области элементарной математики. Все дети, с которыми проводилось исследование, находились в детских садах и получали там знания и умения в соответствии с программами детских садов.

Почти все слышащие нормально развивающиеся дети (94%) умели считать устно и пересчитывать предметы до 20. Из них от-дельные дети могли считать до 30, 50 и даже 100. Остальные 6 % детей считали до 14, 15, но при этом путались, пропускали от-дельные числа.

Большая часть глухих детей уступали в счете нормально разви-вающимся слышащим детям. Только 33 % глухих могли считать и пересчитывать предметы до 20. Остальные 67 % считали только до 10.

Однако при достаточно хорошем владении пересчетом пред-метов, знании количественных и порядковых числительных мно-гие слышащие дети еще не овладели умениями складывать и вы-читать в уме. Только 45 % детей правильно выполняли оба матема-тических действия в уме в пределах 10. Еще 20 % детей складывали и вычитали, получали правильный результат, но считали не в уме, а на пальцах. Другие 30 % детей могли успешно складывать предметы в пределах 10, а вычитать -- только в пределах 5. И еще 5 % детей складывали и вычитали предметы только в пре-делах 5.

По овладению операциями сложения и вычитания очень близ-кие результаты к тем, что показали слышащие дети, дали глухие их сверстники (даже немного лучше, но несущественно). Вместе с тем глухие дети несколько менее свободно владели значе-ниями слов, выражающими сравнение предметов по количеству (больше -- меньше -- равно -- одинаково). Все слышащие нормально развивающиеся дети безошибочно определяли, в какой группе предметов больше, в какой -- меньше, и правильно устанавлива-ли равенство предметов в группах по количеству. Столь же успеш-но выполняли эти задания только одна треть всех глухих детей. Другая треть детей верно определяли, где больше и где меньше, но не могли установить, где было равенство предметов по количеству.

Остальные глухие дети при сравнении группы предметов не могли отвлечься от их размеров и устанавливали отношения «боль-ше -- меньше» не по количеству предметов в группе, а по разме-рам предметов, тем самым выполняли задания неправильно.

Простые арифметические задачи (в одно действие, на сложе-ние и вычитание) с демонстрацией практических действий с пред-метами, соответствующих содержанию задач, слышащие дети ре-шили немногим более успешно, чем глухие. В группе нормально развивающихся детей было 59 % правильных решений, а в группе глухих -- 50 % таких правильных решений.

Подводя итоги всему сказанному относительно уровня психи-ческого развития глухих детей 6 -- 7-летнего возраста, необходимо также отметить, что эти дети спокойно и сосредоточенно вели себя при выполнении экспериментальных заданий. Они адекватно реагировали на оценку их деятельности экспериментатором, стре-мились исправить допущенные ошибки, радовались успеху. С каж-дым ребенком проводилось по три опыта, поэтому можно было понять, что дети положительно относились к тому, что с ними занимаются ранее неизвестные им люди, они охотно шли на сле-дующие опыты, проявляли интерес к предлагавшимся им заданиям.

По своему поведению на протяжении всех экспериментов глу-хие дети 6 -- 7 лет мало отличались от своих слышащих нормально развивающихся сверстников. Различия состояли лишь в характере общения экспериментатора с детьми: наряду со словесной речью использовалась естественная жестовая речь и отдельные условные жесты.

Таким образом, глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6--7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия внимания, анализа условий деятельности, оцен-ки проблемной ситуации, преодоления возникающих препятствий. Они эмоционально и адекватно реагируют на характер выпол-няемых заданий и достигаемый при этом успех или неудачу, стремятся к правильному решению поставленной перед ними задачи.

По уровню развития наглядно-действенного мышления глухие дети 6--7 лет соответствуют нормально развивающимся слышащим сверстникам. Такое же соответствие наблюдается в уровне развития образно-зрительной и двигательной памяти на места рас-положения предметов в пространстве.

По показателю развития наглядно-образного мышления более двух третей глухих детей обнаруживают выше среднего и средний уровни развития, что соответствует таким же показателям у слы-шащих нормально развивающихся детей. Вместе с тем среди слы-шащих 6 -- 7 лет встречаются около одной трети детей, которые достигают высокого уровня развития наглядно-образного мыш-ления, характерного уже для детей младшего школьного возрас-та. Они могут успешно оперировать образами объектов в уме, так что мысленно создают сочетания частей, требующиеся для ре-шения задач. Кроме того, они решают такие задачи, которые предполагают умение устанавливать отношения по аналогии меж-ду совокупностями наглядных признаков, выделяемых в услови-ях задач. Среди группы глухих детей 6--7 лет, напротив, около одной трети имеют развитие наглядно-образного мышления ниже среднего уровня. Они могут решать задачи только с опорой на практические действия и с использованием наглядного материа-ла. Они с трудом устанавливают отношения между целым рисун-ком и его частями по принципу осевой симметрии.

По показателям развития речи у глухих детей наблюдается боль-шое своеобразие. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи, которой слышащие дети, разви-вающиеся нормально, уже овладевают к двум годам и значительно ее совершенствуют в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Речь глухих детей 6 -- 7 лет бедна по словарю, по способам вы-сказывания. Поэтому у глухих детей наблюдается заметное сниже-ние словесной памяти по сравнению с тем, что отмечается у их слышащих сверстников.

Однако глухие дети научены словам разного уровня обобщен-ности (родовым и видовым терминам) и умеют ими пользоваться при установлении отношений «род--вид» и «вид--род». Они вла-деют математическими терминами, операциями сложения и вы-читания, умениями решать простые арифметические задачи. Так у них формируются начала понятийного, словесно-логического мышления.

В заключение необходимо отметить, что то воспитание и обу-чение, которое дается глухим детям в специализированных яслях и детских садах, начиная с 2--3-летнего возраста, обладает высо-кой продуктивностью. Дети, приходившие в школу в 1950-х гг., не прошедшие никакого специального дошкольного обучения и воспитания, значительно отставали в психическом развитии от своих слышащих сверстников по всем параметрам.

Однако достигнутые к настоящему времени и описанные выше успехи далеко не предел возможного. Известны многие случаи высококвалифицированного индивидуального воспитания и обу-чения глухих детей, при котором развитие связной речи глухих детей, ее лексического и грамматического строя к семи годам достигало возрастной нормы. Имеющиеся условия дошкольно-го воспитания и обучения глухих детей необходимо совершен-ствовать дальше, что требует дополнительных финансовых средств.

Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушными слуховыми аппаратами и квалифици-рованной сурдопедагогической и технической помощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для за-нятий малыми группами -- по два, три, четыре ребенка, что по-зволит осуществлять любые формы деятельности, предполагаю-щие широкое включение речи, управляемое педагогом, и всемер-ное общение детей с педагогом и между собой. (Это не исключает работы большими группами тогда, когда это может принести пользу психическому и физическому развитию детей.)

Необходимо проводить всестороннее медико-психолого-педа-гогическое обследование глухих детей, начиная с 2-летнего воз-раста (при поступлении в дошкольное учреждение), и воспиты-вать их и обучать малыми группами (по 2 -- 4 ребенка) и индиви-дуально в строгой зависимости от актуальных возможностей ре-бенка на данный день и от того, с какой успешностью он овладе-вает новыми умениями. Всех детей, имеющих кроме глухоты дру-гие нарушения, необходимо обследовать многосторонне и осо-бенно тщательно и обучать их в первый период индивидуально, а затем включать в небольшие группы.

Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте

К семи годам, т.е. ко времени поступления в школу, глухие дети при благоприятных условиях обучения и развития овладе-вают речью настолько, что могут выражать свои мысли и жела-ния, пользуясь простыми распространенными предложениями, содержащими помимо главных членов второстепенные -- опре-деления, дополнения и обстоятельства. Например, при описа-нии картинок дети правильно в соответствии с изображенным говорят: «Мальчик сидит на скамейке и читает книгу»; «Девочка пьет чай с хлебом и сыром, девочка сидит на стуле»; «Девочка играет в мяч, мяч разноцветный -- желтый, синий, красный и зеленый».

Ко времени поступления в школу дети могут активно исполь-зовать в речи обозначения предметов ближайшего окружения, знакомых действий, некоторых признаков предметов, пространствен-ных и временных отношений; правильно выражают в речи неко-торые причины действий и поступков. Однако их речь изобилует нарушениями грамматического строя языка (ошибки согласова-ния и управления, неверное использование вида и времени гла-голов и др.). Нередко наблюдается неправомерное сужение или, напротив, расширение значения слова. Общее развитие речи у большинства глухих детей семилетнего возраста значительно уступает (при современных методах обучения) речевому развитию их слы-шащих сверстников (и по богатству словаря, и по владению грам-матическим строем, и по построению фраз и более сложных связ-ных высказываний).

На протяжении школьного обучения происходит значительное развитие речи, как устной, так и письменной: обогащение словаря, усложнение грамматических конструкций, форм и способов высказывания. Однако сохраняются трудности в овладении систе-мой словесно-логического обобщения, словами, имеющими от-носительное, переносное и отвлеченное значение, грамматиче-скими конструкциями, выражающими различные виды логиче-ских отношений и зависимостей. Эти трудности обусловлены вто-ричным недоразвитием понятийного мышления и тем недоста-точным вниманием, которое уделяется его формированию при школьном обучении. У глухих детей значительно отстает в развитии активная, инициативная речь по сравнению с тем, что на-блюдается у нормально слышащих детей. Самостоятельная речь глухих оказывается заметно беднее по содержанию, проще по спо-собам высказывания, чем их же речь, но репродуктивная или осу-ществляющаяся при непосредственной помощи взрослого.

Влияние первичного и вторичного дефектов отчетливо обна-руживается в особенностях восприятия глухих детей.

Благодаря исследованиям И. М. Соловьева, посвященным проблеме взаимодействия анализаторов при восприятии окружающей действительности, было установлено, что нарушение одного ана-лизатора, такого важного, как слуховой или зрительный, отрица-тельно сказывается на деятельности сохранных анализаторов. На-рушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно ки-нестезии речевых органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7