бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология лиц с нарушениями слуха бесплатно рефераты

Характеристика семьи ребенка. Состав семьи, количество де-тей в семье. Возраст, образование, характер работы и занятий всех членов семьи, их здоровье (наличие хронических болезней), есть ли в семье и среди родственников лица с нарушенным слухом.

Сведения о беременности матери. Беременность данным ре-бенком: какая по счету и какие по счету роды матери. Имеются ли у матери какие-либо хронические болезни, их проявления в про-цессе беременности, виды лечения. Какими инфекционными и другими болезнями болела мать при данной беременности и в какие точно сроки (особенно обратить внимание, не болела ли мать в
первую треть беременности), какова совместимость крови матери и ребенка. Сведения о родах: когда отошли воды и где находилась мать в это время, использовалась ли стимуляция при родах и ка-кая (кесарево сечение, щипцы, медикоментозные средства); че-рез какой срок родился ребенок после того, как отошли воды (была ли гипоксия); правильно ли ребенок шел при родах, сразу ли закричал; вес и рост новорожденного, когда принесли кор-мить в первый раз; когда выписали из роддома, с каким диагно-зом.

Сведения о всех болезнях, перенесенных ребенком от мо-мента рождения до того времени, когда проводится его психоло-гическое обследование; сведения о том, когда впервые был по-ставлен диагноз о нарушении слуха у ребенка; показатели его пер-вой аудиограммы; отмечалось ли дальнейшее снижение слуха, при каких обстоятельствах.

Данные о психофизическом развитии ребенка по наблюде-ниям психоневролога, матери, воспитателей и педагогов, работа-ющих с ребенком. Когда ребенок стал держать голову, перевора-чиваться со спины на живот, подниматься и садиться, ползать, вставать на кровати и ходить по ней; когда стал ходить по полу, какие трудности наблюдались у ребенка при овладении ходьбой. Когда впервые отмечен комплекс оживления при приближении матери и другого человека; когда начал гулить, отмечался ли лепет и какой. Когда заметили, что ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие звуки. Были ли адекватные реакции на речь, обращенную к ребенку. Отмечались ли случаи понимания речи взрослых, в каких условиях. Когда появились соб-ственные слова (или осколки слов), имеющие у ребенка устойчи-вое значение, когда -- означающие жесты и как ребенок ими пользовался для общения с окружающими.

Когда ребенок стал себя обслуживать -- проситься и ходить на горшок, умываться, есть, одеваться. Какие любимые занятия, игры и игрушки были у ребенка с раннего детства, какие в более по-зднем возрасте, какие теперь.

Данные последнего медицинского обследования ребенка вра-чом-педиатром, психоневрологом, отоларингологом (причем же-лательно проводить не только субъективное обследование слуха,
но и объективное с помощью методики вызванных потенциалов), врачом-офтальмологом (отмечается не только острота зрения, но и состояние глазного дна, наличие поля зрения, глазодвигатель-ных рефлексов. Желательно иметь врачебные данные о состоянии двигательной сферы ребенка и в частности сведения о том, какая рука у ребенка ведущая. При этом важно, чтобы врач умел об-щаться с глухим или слабослышащим ребенком, достигать пони-мания ребенком предложенных ему заданий.

Данные об общем и специальном воспитании и обучении ребенка (посещение яслей, детского сада, школы, с какого по какой срок, когда началось специализированное воспитание и обучение сурдопедагогами, в каких условиях, каковы общие ре-зультаты такого воспитания и обучения).

Путем внимательного рассмотрения всех данных сурдопсихолог устанавливает, к какой группе по слуху следует отнести испы-туемого, какова природа его слухового нарушения; имеются ли по совокупности всех данных показания к тому, что у данного субъекта нарушен не только слух, но и еще какие-либо другие органы и системы. По характеру социально-педагогических усло-вий жизни ребенка психолог заключает, получал ли он необходи-мую педагогическую помощь (не наблюдается ли у ребенка соци-ально-педагогической запущенности).

Далее желательно до начала психологического исследования провести предварительный психологический диагностический экс-перимент с каждым из испытуемых, чтобы выяснить его зритель-ные и двигательные возможности, уровень развития его нагляд-ного мышления и речи, чтобы, основываясь на всех предвари-тельных данных и результатах обследования, ответить на вопрос: не имеет ли данный глухой или слабослышащий поражения зре-ния, двигательной сферы, первичной задержки психического раз-вития или умственной отсталости? Для этого разработаны наборы диагностических психологических методик для детей от четырех лет до взрослого возраста. Затем в зависимости от целей исследо-вания формируются группы детей, имеющих либо только одно поражение, либо какое-то определенное их сочетание.

При проведении любого психологического исследования су-щественным является выделение таких значимых признаков, как степень нарушения слуха, наличие или отсутствие других первич-ных нарушений и возраст испытуемых. Допустим, что для исследования выбирается группа глухих детей без дополнительных пер-вичных поражений и предполагается изучать уровень развития ка-кой-либо психической функции у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). В таком случае рационально составить две подгруппы: одну -- со средним возрастом приблизительно 5 лет 6 мес. (возраст от 5 лет 0 мес. до 6 лет 0 мес), а вторую -- со средним возрастом 6 лет 6 мес. (от 6 лет 0 мес. до 7 лет 0 мес). При этом каждая подгруппа должна включать как минимум 12 детей (желательно больше, до 20 детей). При сравнении результатов двух подгрупп появится возможность обнаружить возрастные измене-ния в исследуемой функции, происшедшие за 2 года и наблюда-емые в старшем дошкольном возрасте, а, кроме того, выявить индивидуальные различия в развитии данной функции за этот период.

Один вариант организации исследования, когда подбираются дети из одного специального детского учреждения, работающего по своей определенной программе; другой вариант, когда берутся дети из разных учреждений, но тогда следует создать аналогичные по возрасту подгруппы испытуемых и осуществлять сопоставления между результатами испытуемых из разных учреждений. Если дети находятся на домашнем воспитании, их результаты тоже следует рассматривать и отдельно, и в сопоставлении с результатами детей из тех или иных детских учреждений. Говоря иначе, необходимо еще учитывать, по какой программе воспитывается данный ребе-нок или группа детей. То же относится и к детям школьного возраста.

Чтобы проследить, как развивается какой-либо психический процесс в том или ином возрасте, сравниваются результаты опы-тов, проведенных с группами детей и более младшего, и более старшего возраста. Например, если стоит вопрос о развитии дан-ной психической функции у детей младшего и среднего школьно-го возраста, проводятся опыты с учащимися I, IV и VII классов. При этом обязательно, чтобы все испытуемые разного возраста находились в сходных социально-педагогических условиях.

Большую ценность для получения сведений о развитии како-го-либо психического процесса представляет исследование, про-водимое с одними и теми же детьми на протяжении года, двух лет и более.

Поскольку одна из основных задач психологического исследо-вания состоит в том, чтобы понять, что общее и что особенное в развитии психических процессов наблюдается у глухих и слабо-слышащих детей в сравнении с нормально развивающимися слы-шащими детьми, одинаковое по содержанию исследование про-водится и со слышащими, и с детьми, имеющими то или иное нарушение слуха.

В одних исследованиях, если проводится, например, сравне-ние уровня развития восприятия, наглядного мышления, образной памяти, воображения, подбираются группы детей глухих или слабослышащих и слышащих, строго одинаковые по возрасту (по среднему возрасту и по возрастному диапазону каждой группы). Испытуемыми могут быть, например, дети 7 -- 8 и 11 -- 12 лет.

Если же исследуется уровень развития какой-либо стороны речи или понятийного мышления, в чем заведомо глухие дети сильно отстают в развитии от нормально слышащих, то рационально ис-пользовать тоже две группы глухих и слышащих, но при этом группы слышащих будут, например, 7 -- 8 и 11 -- 12 лет, а группы глухих на два года старше, т.е. 9--10 и 13--14 лет.

При изучении психического развития детей с нарушениями слуха используются методы детской и педагогической психоло-гии, но их применение имеет определенную специфику. Методы наблюдения, изучения продуктов деятельности используются либо при предварительном знакомстве с детьми, будущими испытуе-мыми, либо они входят составными частями в психолого-педаго-гический эксперимент, который может носить как констатирую-щий, так и обучающий характер.

В изучении психологии детей с нарушением слуха используются, главным образом, следующие четыре вида экспериментов.

Первый -- это построенный строго по определенной про-грамме эксперимент, проводимый индивидуально с каждым ис-пытуемым. Эксперимент может быть констатирующим. Но много-летние исследования глухих и слабослышащих детей показали, что рациональнее строить эксперимент, вводя в него заранее зап-ланированные, всегда однозначно организуемые виды и дозы по-мощи испытуемому при выполнении им заданий.

Проводимое краткое обучение испытуемого позволяет точнее понять, какие трудности испытывает он при решении данной за-дачи или при выполнении определенного задания, и тем самым глубже проникнуть в структуру того или иного умения, сложив-шегося у испытуемого. Это второй вид эксперимента.

Третий вид -- это эксперимент, направленный на достаточ-но долгое, поэтапное формирование у испытуемых умений вы-полнять какие-либо психические действия, например мыслитель-ные операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обоб-щения. Такой эксперимент включает несколько занятий, строго заранее спланированных, проводимых в разные дни. Он может иметь два варианта. При первом варианте эксперимент проводит-ся с каждым испытуемым отдельно. При втором варианте в опыте участвуют несколько испытуемых примерно равных возможностей и осведомленности в определенном вопросе, что устанавливается в предварительном исследовании, проводимом по структуре экс-перимента первого или второго вида. Результаты таких экспери-ментов, во-первых, позволяют судить о закономерностях форми-рования определенных психических процессов у детей и, во-вторых, формулировать рекомендации для сурдопедагогов по орга-низации работы, ее содержанию, использованию той или иной наглядности, по методам и приемам, позволяющим достигнуть развития определенных психических процессов у детей.

Четвертый вид -- это психолого-педагогический экспери-мент, который проводится в форме обычного занятия (если это ясли-сад) или урока (если это школа) воспитателем, педагогом или учителем, по строго установленной системе, где до мелочей продуманы все содержание занятий, форма общения детей со взрослым и между собой, все виды используемой наглядности и дополнительных объяснений, уточнений. Это может быть одно за-нятие или целый цикл, строго продуманный экспериментатором и отработанный совместно с тем взрослым, который постоянно обучает детей данной группы или класса. Так же продумываются и осуществляются способы возможно более полной фиксации каж-дого занятия. Такой цикл экспериментальных занятий осуществ-ляется на этапе, когда уже проведено исследование, выявившее определенное отставание и своеобразие в развитии тех или иных способностей и умений у детей и позволившее наметить пути воз-можного их компенсаторного формирования. Примеры подоб-ных исследований -- разработка способов развития причинно-следственного мышления у глухих школьников (исследователь -- Т. А. Григорьева) и развития речи глухих школьников в направле-нии ее обогащения однокоренными словами, имеющими разные приставки и соответственно разными по значению (исследова-тель -- Т. Ф.Марчук). Проведенные завершающие эксперименты четвертого вида позволили этим авторам разработать системы за-нятий, внедряемых в процесс обучения.

Одно из очень важных условий, которое труднее обеспечить в эксперименте с глухими или слабослышащими детьми, чем с деть-ми, имеющими нормальный слух, -- это добиться того, чтобы ребенок правильно понял предлагаемые ему задания, т. е. понял, что ему требуется делать в условиях эксперимента. Для этого сле-дует рационально использовать вводное задание, более легкое, чем основные задания, но такое же по структуре. При этом экспе-риментатор должен обязательно обеспечить выполнение вводного задания испытуемым, давая ему объяснения, используя доступ-ную ребенку устную речь (иногда сопровождаемую дактилированием или чтением -- читает ребенок -- заранее написанных слов или простых предложений на табличках), а также указательные и обрисовывающие жесты. Если этого недостаточно, то экспери-ментатор оказывает поэтапную помощь, заранее продуманную и всегда одинаковую для каждого испытуемого. Иногда вводное за-дание выполняется испытуемым совместно с экспериментатором. В этом случае дается второе вводное задание и предлагается испы-туемому выполнить его самостоятельно.

В каждом эксперименте заранее продумывается количествен-ная и качественная оценка результатов исследования. После за-вершения эксперимента вносятся необходимые уточнения в ха-рактер обработки результатов. Применяются методы статистиче-ской обработки результатов для малых выборок, осуществляется сравнение количественных результатов по возрастным группам, а также результатов, принадлежащих слышащим и детям с наруше-нием слуха. Проводится корреляционный анализ между уровнями развития того или иного психического процесса. На основе коли-чественно-качественной оценки результатов делаются выводы об уровне, полноте или своеобразии развития того или иного психи-ческого процесса и формулируются психолого-педагогические рекомендации к совершенствованию данного процесса в услови-ях воспитания и обучения.

Наряду с описанными методами используются разные вариан-ты анкетного метода. В ряде случаев этот метод является дополни-тельным. Например, родителям тех детей, которые выполняют роль испытуемых, даются анкеты с вопросами, направленными на вы-яснение домашней обстановки, взаимоотношений между члена-ми семьи, наиболее привычных занятий членов семьи дома и вне его. Анкетные методы широко используются для исследования личностных особенностей детей, подростков и взрослых, их лич-ностных взаимоотношений. Большое распространение имеет ан-кетный метод для изучения личностной позиции глухих и слабос-лышащих, ставших взрослыми (выясняется их отношение к полу-ченному образованию, вид их работы -- по специальности или нет; удовлетворены ли работой или относятся к ней негативно; состав семьи и взаимоотношения внутри семьи; наличие друзей и помощников, каковы взаимоотношения с ними; есть ли желание продолжить образование, каковы интересы и склонности и т.д.).

Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.

Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии

Между сурдопсихологией и сурдопедагогикой существуют са-мые тесные взаимоотношения. Сурдопсихология раскрывает зако-номерности психического развития детей с недостатками слуха, выявляет, на каких этапах, у каких детей обнаруживается то или иное своеобразие в развитии. С помощью психолого-педагогиче-ских исследований сурдопсихология раскрывает, какими путями и средствами следует воспитывать и обучать глухих и слабослыша-щих детей, чтобы обеспечить им компенсаторное развитие, и дает психолого-педагогические рекомендации к совершенствованию процесса обучения и воспитания. Задачи сурдопедагогики -- рас-смотреть эти рекомендации и найти пути наиболее рационально-го их внедрения в практику.

Вместе с тем сам по себе процесс обучения и воспитания глу-хих и слабослышащих детей носит характер творческих поисков, которые находят отражение в науке сурдопедагогике. Наука в свою очередь ищет новые способы усовершенствования практики: со-здаются новые теории воспитания и обучения детей с недостатка-ми слуха, они внедряются в практику обучения и воспитания. А задачи сурдопсихологии состоят в изучении характера психи-ческого развития детей при использовании новых систем обуче-ния и воспитания, в оценке последних и, если нужно, в поисках способов коррекции тех или иных звеньев новой системы.

Опыт изучения психического развития глухих и слабослыша-щих детей, который накоплен сурдопсихологией, имеет большое значение для других отраслей психологии. Психическое развитие детей с недостатками слуха свидетельствует о том, как велика роль слуха в развитии речи и роль речи в формировании всех по-знавательных процессов, особенно словесно-логического (поня-тийного) мышления, а также в развитии эмоций и чувств, воле-вых действий и черт личности. Изученные закономерности психи-ческого развития детей с недостатками слуха позволяют полнее и точнее понять формирующуюся структуру психической деятель-ности любого ребенка. Особенности развития психики наиболее отчетливо выражены у детей с глухотой -- тяжелым нарушением слуха, которое явля-ется причиной неспособности ребенка самостоятельно овладеть речью.

Психическое развитие глухих детей в дошкольном

возрасте

Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка

К проблеме социально-педагогических условий относится воп-рос о том, когда окружающие ребенка взрослые заметили, что он не слышит или слышит плохо. Нередки случаи, когда ребенок имеет наследственную или прирожденную глухоту (т.е. родился глухим), а взрослые обнаруживают, что ребенок плохо слышит только на втором, иногда даже на третьем году его жизни, когда они видят, что ребенок не говорит сам и не понимает обращен-ной к нему речи. Такое запоздалое опознание имеющегося у ре-бенка нарушения свидетельствует о том, что весь предшествую-щий период своего развития ребенок не получал от взрослых ту помощь в воспитании, которую ему было необходимо оказы-вать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7