бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников бесплатно рефераты

Примечание: знаком * отмечены показатели, которые отличаются от нормы

В семьях подростков группы с негативными коммуникативными установками семейные конфликты встречаются чаще, чем в семьях группы с отсутствием негативных коммуникативных установок. Подростки с негативными коммуникативными установками чаще, чем подростки с отсутствием негативных коммуникативных установок раздражают своих родителей.

Подростковый вариант теста Кеттелла 12-18 лет

Результаты исследования представлены в таблице №12

Таблица№12

Среднеарифметические баллы по тесту Кеттелла (подростковый вариант 12-18 лет).

Фактор

Старшеклассники с негативными установками

Норма

Старшеклассники отсутствием негативных установок

1. А (шизотимия-аффектотимия)

12,5

12,3-13,6

13,64

2. Ложь

3,4

3,2-4,5

4,1

3. С (степень эмоциональной устойчивости)

10,34

10,2-13,6

12,05

4.D (флегматичность-возбудимость)

11,69

10,9-14,3

13,64

5. Е (подчиненность-доминирование)

15,02*

13,2-14,3

12,7

6. F (осторожность-легкомыслие)

15,9*

13,0-15,6

13,64

7. G (степень принятия моральных норм)

10,34*

12,3-14,6

15,9

8. H (застенчивость-авантюризм)

13,6

12,3-13,6

12,7

9. I (реализм-сензитивность)

3,4

3,2-4,5

3,52

10. J (неврастения, фактор Гамлета)

13,6

10,2-13,6

12,7

11. О (самоуверенность-склонность к чувству вины)

12,5

10,9-14,3

12,7

12. Q2 (степень групповой зависимости)

15,02*

13,2-14,9

14,3

13. Q3 (степень самоконтроля)

13,5

13,0-15,6

13,64

14. Q4 (степень внутреннего напряжения)

16*

12,3-14,4

11,6

Примечание: знаком * отмечены показатели, которые отличаются от нормы

Исходя из таблицы №12 дадим личностную характеристику старшеклассников группы с негативными установками.

Они по отношению к другим выступает как руководители. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями. Могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Демократичны. Высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе. Склонны к самоутверждению. Придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других. Импульсивны, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы. Часто бывают душой общества. Легко переключаются с одной деятельности на другую. Склонны к частой перемене мест. Оперативны, свойственна высокая производительность труда. Им присущи хорошие организаторские способности. Неустойчивы в достижении цели. Избегают правил, мало чувствуют обязанности. Не прилагают усилий при решении групповых задач, выполнении социально-культурных требований. Эгоисты, работают для себя и на себя. Обычно высокое честолюбие. Свободны от влияния группы. Отказ от подчинения правилам группы может коррелировать с низким уровнем соматических заболеваний (меньше болеют). Большая устойчивость при стрессах.

Независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Не считаются с общественным мнением. Нельзя сказать, что у них негативное отношение к другим людям, им просто не нужно их одобрение, поддержка. Предпочитают собственное мнение и решение. Плохо работают в группе, говоря, что при работе в группе теряют много времени.

Сверхактивны, возбудимы, беспокойны, нетерпеливы. При групповой работе не очень приятны. Обычно недовольны порядком, руководством. Тип фрустрированный. В эмоциональном плане - взрывчаты. Очень высоко мотивированы. Низкий порог фрустации, который связан с высокой возбудимостью. Фактор хорошо коррелирует с высокой успеваемостью.

§4 Выводы

1. Основная гипотеза нашего исследования подтвердилась: коммуникативные установки старшеклассников взаимосвязаны с устойчивыми личностными свойствами, с характером социально-психологических установок их родителей и типом родительского отношения в семье.

2. В группе с высоким уровнем негативной коммуникативной установки фиксируется более высокие показатели: завуалированная жесткость; открытая жестокость; показатель обоснованного негативизма в суждении о людях; склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью; негативный опыт в общении.

3. Коммуникативные установки в межличностном общении у старшеклассников взаимосвязаны с их общими социально-психологическими установками.

3.1. Старшеклассники группы с негативными коммуникативными установками не принимают или не понимают индивидуальность другого человека, используют себя в качестве эталона при оценке других людей, стремятся переделать или перевоспитать партнера по общению;

3.2. Старшеклассники группы с негативными коммуникативными установками социально ориентированы на «эгоизм» и «власть»;

3.3. Старшеклассники группы с отсутствием негативных коммуникативных установок не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, нетерпимы к психическому или физическому дискомфорту партнера;

3.4 Старшеклассники группы с отсутствием негативных коммуникативных установок социально ориентированы на «процесс» и «альтруизм».

4. Коммуникативные установки старшеклассников взаимосвязаны с их устойчивыми личностными свойствами

4.1. Склонны к самоутверждению. Придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других.

4.2. Неустойчивы в достижении цели. Избегают правил, мало чувствуют обязанности. Не прилагают усилий при решении групповых задач, выполнении социально-культурных требований.

4.3. Не считаются с общественным мнением. Нельзя сказать, что у них негативное отношение к другим людям, им просто не нужно их одобрение, поддержка. Предпочитают собственное мнение и решение. Плохо работают в группе, говоря, что при работе в группе теряют много времени.

5 Обнаружена взаимосвязь негативной коммуникативной установки старшеклассников с выраженностью этих установок у родителей по показателям:

Завуалированная жестокость;

Открытой жестокости;

Обоснованный негативизм в суждении о людях;

Негативный опыт общения;

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров;

Стремление переделать или перевоспитать партнера.

6. Социально-психологическая направленность на власть, эгоизм у старшеклассников взаимосвязана с социально-психологическим отношением к власти и эгоизму у родителей.

7. Выявлена взаимосвязь между родительскими установками на воспитание и формированием негативной коммуникативной установки у их детей. Родители с негативными социально-психологическими установками более склонны прибегать к деструктивным способам взаимодействия со своими детьми.

Заключение

Юность - время развития социальной зрелости личности, ее движение к сознательной и ответственной жизни. Эти процессы целиком и полностью зависят от социально - экономических условий общества, от воспитания, обучения в школе и вузе, от ценностных ориентаций семьи и от личностных особенностей самих старшеклассников.

Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

Сегодня можно заметить, что молодое поколение в основном ориентировано на индивидуалистические, эгоистические ценности, власть, деньги.

Нами было предположено, что коммуникативные установки старшеклассников взаимосвязаны с устойчивыми личностными свойствами, с характером социально-психологических установок их родителей и типом родительского отношения в семье. Наша гипотеза полностью подтвердилась. Действительно, наличие у старшеклассников тех или иных коммуникативных установок связано с их общими социально-психологическими установками, личностными свойствами и с выраженностью этих установок у родителей. Социально-психологическая направленность на власть, эгоизм у старшеклассников взаимосвязана с социально-психологическим отношением к власти и эгоизму у родителей. Также выявлена взаимосвязь между родительскими установками на воспитание и формированием негативной коммуникативной установки у их детей. Последнее можно объяснить теорией социального научения (Бандура, Мид, Роттер).

Наша работа может быть применена в консультациях детско-родительских отношений по вопросу воспитания, в вопросах социально-психологического консультирования, при рассмотрении межличностных конфликтов в группе.

Литература

1) Абакирова Т.П. Влияние фактора родительских отношений на формирование коммуникативных свойств личности // Становление личности на современном этапе. Бийск, 2000.-345 с.

2) Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 244с.

3) Андреева Г.М. Социальная психология. - М: МГУ,1988. - 348с.

4) Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности. В кн.Социальные исследования. Вып.3. - М: Наука, 1970. - 215с.

5) Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2001. - 264 с.

6) Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и психологии // Теоретические и методологические проблемы психологии. М., 1977.- 268с.

7) Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.- 344с.

8) Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. -1997. -№ 1. - 182с.

9) Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М,1986.- 312с.

10) Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - 529с.

11) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.- 357с.

12) Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов, - М., 1997. - 278с.

13) Большой психологический словарь/сост. Мещеряков Б.Г, Зинченко В.П., - М., 2003-874с.

14) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер, 2006. - 528с.

15) Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

16) Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 1985.-№2.-187с.

17) Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.- 353с.

18) Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996.- 561с.

19) Дэвис Дж. Социальная установка // Американская психология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972.- 331с.

20) Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986.- 214с.

21) Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.- 128с.

22) Кон И.С Психология старшеклассника: Пособие для учителей. -М.: Просвещение ,1980.-192с.

23) Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989 - 254с.

24) Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М., 1996 - 321с.

25) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1975.-176с.

26) Личко Е. А. Подростковая психиатрия. - Л.: Наука, 1979.-296с.

27) Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.-153с.

28) Майерс Д. Социальная психология. - СПб.,1998.-648с.

28 а) Методики и тесты.Учебное пособие-Самара: Изд.дом / под ред. Д.Я.Райгородского, 2003.-126с.

29) Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.-423с.

30) Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и психологии. Тбилиси, 1974.- 193с.

30а) Нехорошева И.В., Зубов В.Н. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению //Вопросы психологии. - 2009. - №5. - 182с.

31) Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998.-187с.

32) Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., 1972.- 295с.

33) Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1994.-432с.

34) Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной - М., 1997.-374с.

35) Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997.- 177с.

36) Психологический словарь/под общ. ред. Неймера Ю.Л.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 385с.

37) Ремшидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.-203с.

37 а) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие:в 2кн.-3-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-384с.

37 б) Рогова Е. Е. : Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью

38) Рубинштейн С.Л Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004-713с.

39) Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии.-СПб.: ООО «Речь»,1995.-350с.

40) Смелзер Н.Дж. Социология. Социализация. //Социологические исследования. - 1991. - №3. - 109с.

41) Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., Тривола, 1996.-539с.

42) Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001.-256с.

43) Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р.И.Мокашенцев, А.В.Мокашенцева. - Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001. - 408с.

44) Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. -- М: Аспект Пресс, 2003.-- 475 с.

45) Столин В.В. Самосознание личности. - М: МГУ,1983.-249с.

46) Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.-156с.

47) Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997.-356с.

48) Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., КСП+, 1997.-246с.

49) Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.-230с.

50) Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования / Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.. 1976.-140с.

51) Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.-254с.

52) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М., 1996.-205с.

53) Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. -257с.

54) Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности /Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-369с.

55) http://psichology.vuzlib.net/book_o498_page_7.html

56) http://www.syntone-кazan.ru/library/books/?item_id=2308&current_book_page=11

57) http://www.mirf.ru/Articles/art3690.htm

58) http://www.dissers.info/disser_193800.html

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8