Изучение социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников
Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости с?0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности с?0,01
Проверим достоверность различия по показателю социально-психологической установки, направленной на «Процесс-результат»
T = =2,7
t = 2,7, р< 0,05; достоверно.
Итак, испытуемые входящие в группу старшеклассников с отсутствием негативных коммуникативных установок ориентированы на процесс
Проверим достоверность различия по показателю «Ориентация на эгоизм»
T = =3,45
t = 3,45, р< 0,05; достоверно.
Испытуемым группы старшеклассников с негативными коммуникативными установками присуще «Ориентация на эгоизм»
Диаграмма№3
Показатели выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат»
Смотря на диаграмму №3 можно сделать вывод о том, что группа старшеклассников с негативной коммуникативной установкой в большей степени ориентирована на эгоизм и достижение результата, когда группа старшеклассников с отсутствием негативной коммуникативной установки ориентирована на альтруизм и на процесс.
Таблица №6
Сводная таблица среднеарифметических баллов по показателям выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат» старшеклассников и их родителей
Содержание установки
|
Количественные показатели соц.-псих. установок старшеклассников с негативными установками и их родителей
|
Количественные показатели соц.-псих. установок старшеклассников с отсутствием негативных установок и их родителей
|
|
|
Старшеклассники
|
Родители
|
Старшеклассники
|
Родители
|
|
«Ориентация на процесс»
|
6,44
|
5,63
|
5,67
|
5,75
|
|
«Ориентация на результат»
|
6,19**
|
6,38**
|
5,67
|
7,00
|
|
«Ориентация на альтруизм
|
4,50
|
6,25
|
5,94
|
5,75
|
|
«Ориентация на эгоизм»
|
4,50**
|
3,25**
|
6,00
|
2,25
|
|
|
Примечание: знаком * отмечены показатели, имеющие слабой тесноты связь; знаком ** отмечены показатели, умеренной тесноты связи и знаком *** отмечены показатели высокой тесноты связи
Вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена по показателям выявления социально-психологических установок среди родителей и подростков в группе с негативной коммуникативной установкой.
1.«Ориентация на результат»
r=1-= r=0,45, p>0,05
0,4<0,45<0,7 -это значит, что показатели имеют умеренной тесноты связь. Испытуемые в группе с негативной коммуникативной установкой ориентированы на результат также как и их родители.
График№5
Показатели среднеарифметических баллов социально-психологических установок «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат» старшеклассников и их родителей с негативными коммуникативными установками
График№6
Показатели среднеарифметических баллов социально-психологических установок «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат» старшеклассников и их родителей с отсутствием негативной коммуникативной установки
По графику №6 видно, что старшеклассники группы с отсутствием негативной коммуникативной установки также как и их родители ориентированы на процесс и альтруизм.
Таблица№7
Среднеарифметические баллы по показателям выявления социально-психологических установок, направленных на «свобода-власть», «труд-деньги»
Содержание установки
|
Группа старшеклассников с негативной коммуникативной установкой
|
Разница
|
Группа старшеклассников с отсутствием негативной коммуникативной установкой
|
|
«Ориентация на труд»
|
6,31
|
1,36
|
7,67
|
|
«Ориентация на свободу»
|
5,94
|
0,30
|
6,33
|
|
«Ориентация на власть»
|
3,44
|
1,77*
|
1,67
|
|
«Ориентация на деньги»
|
3,25
|
0,58
|
2,67
|
|
|
Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости с?0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности с?0,01
Проверим достоверность различия по показателю «Ориентация на власть»
T = =4,23
t = 4,23, р< 0,05; достоверно.
Испытуемым группы с негативной коммуникативной установкой ориентированы в большей степени на власть.
Диаграмма №4
Показатели выявления социально-психологических установок, направленных на «свобода-власть», «труд-деньги»
На диаграмме №4 видно, испытуемые группы с отсутствием негативной коммуникативной установки направлены на труд, а испытуемые группы с негативной коммуникативной установкой направлены власть и деньги.
Таблица№8
Сводная таблица среднеарифметических баллов по показателям социально-психологических установок, направленных на «свобода-власть», «труд-деньги»
Содержание установки
|
Количественные показатели соц.-псих. установок старшеклассников с негативными установками и их родителей
|
Количественные показатели соц.-псих. установок старшеклассников с отсутствием негативных установок и их родителей
|
|
|
Старшеклассники
|
Родители
|
Старшеклассники
|
Родители
|
|
«Ориентация на труд»
|
6,31*
|
7,00*
|
7,67**
|
7,25**
|
|
«Ориентация на свободу»
|
5,94*
|
7,13*
|
6,33*
|
5,7*
|
|
«Ориентация на власть»
|
3,44**
|
3,00**
|
1,67*
|
1,75*
|
|
«Ориентация на деньги»
|
3,25*
|
4,38*
|
2,67*
|
3,25*
|
|
|
* Примечание: знаком * отмечены показатели, имеющие слабой тесноты связь; знаком ** отмечены показатели, умеренной тесноты связи и знаком *** отмечены показатели высокой тесноты связи
Вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена по показателям выявления социально-психологических установок среди родителей и старшеклассников в группе с негативной коммуникативной установкой.
1. «Ориентация на власть»
r=1-= r=0,63, p>0,05
0,4<0,63<0,7 -это значит, что показатели имеют умеренной тесноты связь.
Вывод: социально-психологическая установка, направленная на власть у родителей и старшеклассников в группе с негативной коммуникативной установкой имеет умеренную тесноту связи.
График№7
Показатели среднеарифметических баллов социально-психологических установок «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат» старшеклассников и их родителей с негативными коммуникативными установками
Старшеклассники группы с негативными установками в большей степени ориентированы на власть также как и их родители
График№8
Показатели среднеарифметических баллов социально-психологических установок «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат» старшеклассников и их родителей с отсутствием негативной коммуникативной установки
Старшеклассники группы с отсутствием негативной установки в большей степени ориентированы на труд и на свободу также как и их родители
Качественный анализ
Методика выявления родительских установок Pari
Результаты исследования представлены в таблице №9,10,11
Таблица№9
Среднеарифметические баллы по методике Pari.
Фактор 1. Гиперопека - отсутствие опеки
№ шкалы
|
Название шкалы
данного фактора
|
Группа родителей с негативными установками
|
Норма
|
Группа родителей с отсутствием негативных установок
|
|
2
|
Оберегание ребенка от трудностей
|
8,31*
|
9-14
|
10,25
|
|
10
|
Зависимость ребенка от матери
|
13,23*
|
13-17
|
12
|
|
11
|
Поощрение зависимости ребенка от родителей
|
17,31
|
11-15
|
14,25
|
|
12
|
Подавление агрессивности ребенка
|
17,36*
|
12-16
|
15,31
|
|
18
|
Подавление сексуальности ребенка
|
13,35
|
12-17
|
12,52
|
|
20
|
Навязчивость родителей
|
13,31*
|
14-18
|
18,51*
|
|
|
Примечание: знаком * отмечены показатели, которые отличаются от нормы
Исходя из данных, которые можно увидеть в таблице №9 сделаем вывод по фактору №1 «Гиперопека - отсутствие опеки». Показатели ниже нормы говорят об отсутствии опеки и соответственно показатели выше нормы говорят о наличии гиперопеки. Теперь сделаем анализ по каждой шкале.
Родители старшеклассников группы с негативными коммуникативными установками не оберегают своих детей от трудностей, поощряют агрессивное поведение ребенка, поощряют зависимость ребенка от себя и не интересуются делами и чувствами своих детей.
Родители старшеклассников группы с отсутствием негативных коммуникативных установок навязывают «себя» своим детям.
Таблица№10
Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - демократичность
№
шкалы
|
Название шкалы данного фактора
|
Группа родителей с негативными установками
|
Норма
|
Группа родителей с отсутствием негативных установок
|
|
1
|
Предоставление ребенку возможности высказаться
|
14,31*
|
15-18
|
16,34
|
|
14
|
Равенство родителей и ребенка
|
14,2
|
13-16
|
15,3
|
|
15
|
Поощрение активности ребенка
|
17,2
|
16-18
|
18
|
|
21
|
Товарищеские отношения и участие в ребенке
|
17,2*
|
18-19
|
18
|
|
|
Примечание: знаком * отмечены показатели, которые отличаются от нормы
Родители старшеклассников группы с негативными коммуникативными установками в отличие от родителей группы с отсутствием негативных коммуникативных установок не предоставляют возможность своему ребенку высказаться и не приемлют товарищеские отношения между родителями и детьми. А родители старшеклассников группы с отсутствием негативных коммуникативных установок поощряют активность своего ребенка.
Таблица№11
Фактор 3. Диктат в воспитании - отказ от авторитарности
№ шкалы
|
Название шкалы
данного фактора
|
Группа родителей с негативными установками
|
Норма
|
Группа родителей отсутствием негативных установок
|
|
4
|
Подавление воли ребенка
|
14,51
|
13-16
|
14,1.
|
|
7
|
Супружеские конфликты
|
19,1*
|
13-17
|
15,52
|
|
8
|
Строгость родителей
|
13,35
|
10-15
|
11
|
|
9
|
Раздражительность родителей
|
16,25*
|
10-14
|
14
|
|
13
|
«Мученичество» родителей
|
13
|
10-13
|
11
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|