бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников бесплатно рефераты

Изучение социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников

76

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ социально-психологических установок и факторов формирования их в юношеском возрасте

§1. Социально-психологическая установка

· Определение, компоненты и функции социально-психологической установки

· Теория когнитивного диссонанса

· Теория возникновение социальной доминанты

· Стереотипы и предрассудки

· Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности

§2. Юность как возрастной этап психического развития

§3. Теоретические аспекты детско-родительских отношений

· Детско-родительские отношения в психологии

· Классификация стилей воспитания в психологии

· Личностные особенности родителей в воспитании

· Семья как фактор развития успешного ребенка

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников (16-17 лет)

§ 1. Цель, задачи и методы исследования

§ 2. Описание методик

§ 3. Результаты исследования и их обсуждение

· Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко

· Методика диагностики социально-психологических установок

· Методика выявления родительских установок Pari

· Подростковый вариант теста Кеттелла 12-18 лет

§4 Выводы

Заключение

Литература

Введение

Юность - время развития социальной зрелости личности, ее движение к сознательной и ответственной жизни. Эти процессы целиком и полностью зависят от социально - экономических условий общества, от воспитания, обучения в школе и вузе, от ценностных ориентаций семьи и от личностных особенностей самих старшеклассников.

Проблеме самоопределения личности много внимания уделено в трудах по психологии и социологии. Вопросы, относящиеся к проблеме самоопределения личности в юношеском возрасте, рассматривались в трудах таких психологов, как С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, Г.П. Ников, В.Ф. Сафин (общий подход к самоопределению личности в обществе), Л.И. Божович и др.

Социологами самоопределение понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и его фиксация, а психологов интересует в первую очередь процесс, те психологические механизмы, которые обуславливают вхождение индивида в те или иные социальные структуры. Но все они сходятся во мнении, что будущее самоопределение личности зависит в большей степени от социально-психологических установок. Отсюда вытекает актуальность нашего исследования. Она обусловлена необходимостью анализа социально-психологических факторов, влияющих на формирование негативных коммуникативных установок старшеклассников.

В начале работы была поставлена цель, которая конкретизировалась в отдельных задачах.

Целью данной работы является: изучение социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников.

Задачи исследования:

изучение и анализ литературы по теме исследования;

изучение личностных особенностей старшеклассников;

изучение мотивационно-потребностной сферы старшеклассников и их родителей;

изучение родительских коммуникативных установок.

Объект исследования - коммуникативные установки старшеклассников.

Предмет исследования - взаимосвязь коммуникативных установок старшеклассников с личностными особенностями и с социально-психологическими установками их родителей.

Гипотеза исследования:

Коммуникативные установки старшеклассников взаимосвязаны с устойчивыми личностными свойствами, с характером социально-психологических установок их родителей и типом родительского отношения в семье.

В работе мы использовали следующие методы:

-метод анализа литературы по теме исследования;

-методы психодиагностики (анкетирование, тестирование);

-методы математико-статистического анализа полученных данных: t-критерий Стьюдента, метод ранговых корреляций Спирмена .мет

В качестве психодиагностических методик использовали:

- методика «Диагностика коммуникативной установки» В.В.Бойко;

-методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потёмкина;

- методика PARI (адаптирована Т.В.Нещерт);

- подростковый вариант теста Кэтелла (12-18 лет)

од ранговых корреляц

Глава I. Теоретический анализ социально - психологических установок и факторов формирования их в юношеском возрасте

1. Социально-психологическая установка личности

Определение, компоненты и функции социально-психологической установки

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социально-психологической установки.

Установка -- свойство деятельности, готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту, т.е. психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом[36].

Социально-психологические установки есть состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально для него значимы[3].

Понятие «установка» следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию - готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним[42].

Первоначально оно было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора (готовности действовать тем или иным образом), определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию (Л. Ланге) и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов[44].

В 1901 г. в рамках Вюрцбургской школы Г. Майер и И. Орт, ученики К. Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания, а при переводе на английский язык получили название установок сознания[44].

В психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования, и необходимо соотнести понятие «социальная установка» с этой традицией[3].

Изучение установки имеет свою историю развития. В отечественной психологии изучение установки тесно связано с именами Узнадзе, Мясищева, Божович, Леонтьева[49].

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более, что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок»[3].

По Д.Н. Узнадзе, установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией[3].

Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не принижает значения разработки проблем на общепсихологическом уровне, так же как и возможности развития этих идей применительно к социальной психологии[3].

Мясищев известен своей концепцией отношений человека. Отношение -- это система временных связей человека со всей действительностью или ее отдельными сторонами; предрасположенность к каким-то объектам, позволяющим ожидать раскрытия себя в реальных актах действия[49].

Согласно Божович, направленность личности складывается как внутренняя позиция личности оп отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Направленность личности может быть рассмотрена как предрасположенность личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных объектов и ситуаций[49].

С позиции Леонтьева, социальная установка определяется личностным смыслом, порождаемым отношением мотива к цели[49].

Социальная установка -- одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Они описали и четыре функции аттитюдов:

1) Приспособительная функция (иногда называемая утилитарной, адаптивной) -- аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Она связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде. Положительные установки к благоприятным стимулам. Отрицательные - к источникам неприятных стимулов.

2) Функция знания или организации мировоззрения. Этот аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. Вырабатывается по отношению к знаниям о мире. Научные представления+обыденные. Система установок - это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях.

3) Ценностно-выразительная функция (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) -- аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

Эта функция связана с потребностями в личностной устойчивости. Положительные установки вырабатываются, как правило, к представителям нашего личностного типа.

4) Энергозащитная функция -- аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Связан с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности[44].

Что касается развития исследований в области аттитюда в западной психологии, Шихирев выделил 4 этапа в данном направлении исследований.

С 1918 до Второй Мировой -- введение термина, рост интереса к проблеме и числа исследований.

40-50 -- упадок исследований из-за тупика в теоретическом осмыслении проблемы.

50-60 -- признание тупиковых кризисного состояния, возрождение интереса и исследований по проблеме.

70-е - застой, связанный с обилием несопоставимых фактов[50].

В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру социальной установки, выделив три известных компонента:

1. Когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2. Аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3. Поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Будет или не будет реализовано поведение, соответствующее когнитивному и аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, то есть взаимодействия с другими аттитюдами[51].

В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека[43]

Установки образуют систему. Установки, находящиеся в центре и образующие большое количество связей называются центральными, фокальными установками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности)[43].

Главная центральная установка - это установка к собственному «Я», так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе. Установка самооценки собственного «Я» оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение фокальной установки не возможно без разрушения целостности личности. Концепция своего «Я» отрицательна только у крайне невротичных людей[43].

Периферийные установки имеют мало связей и поэтому легче и быстрее поддаются изменению[43].

При изменении установки возможны следующие ситуации:

v соседние установки изменяются по направленности ( с + на -);

v может измениться степень важности установки;

v может измениться принцип связи между соседними установками[30].

Когнитивный диссонанс

В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Более надежным и быстрым способом изменения установок является, отношения к проблеме. Логический способ изменения установки срабатывает не всегда, так как человек избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения[47].

Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информации об установке (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения). Вероятность изменения установки зависит от ее сбалансированности. Человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или установками и реальным поведение человека[30].

Когнитивный диссонанс -- состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления[13].

Теория когнитивного диссонанса -- одна из «теорий соответствия», основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру[13].

Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено учеником Курта Левина Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций[36].

В теории когнитивного диссонанса логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счёт изменения существовавших знаний или социальных установок. Считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в неё знаний[36].

По классическому определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс -- это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) -- мыслями, опытом, информацией и т. д. -- при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта, иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том же явлении, событии, объекте. Теория когнитивного диссонанса характеризует способы устранения или сглаживания этих противоречий и описывает то, как это делает человек в типичных случаях[13].

В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно - человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).

Человек обладает системой селекции информации: на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует человека); на уровне восприятия; на уровне памяти[30].

Методы воздействия

Совокупность приемов реализующих воздействие на:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8