бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История психологии как самостоятельная наука бесплатно рефераты

Объяснение сосуществования в организме души и тела как независимых субстанций основано на принципе психофизического взаимодействия: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним.

Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ВВЁЛ понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему; внешний импульс приводит в движение частицы, называемые -животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса -животные духи» заносятся в мозг по «трубкам*, из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.

18. ПОНЯТИЯ РАЦИОНАЛИЗМА И МЫШЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА

Понятие рационализма у Декарта тесно связано с изучением содержаний сознания, в которое включено три типа идей:

1) идеи, порожденные самим человеком: рождаются из чувственного опыта человека и являются обобщением данных от органов чувств. Функция этих идей в том, чтобы давать знания об отдельных предметах или явлениях, но они не могут помочь человеку объективно познать законы окружающей действительности;

2) идеи приобретенные, основанные на опыте не одного человека, а обобщающие опыт и представления разных людей, но дают знания об отдельных вещах и областях жизни, поэтому бесполезны в объективном познании окружающего мира;

3) идеи врожденные, которые могут дать человеку объективные познания об окружающем мире, так как доступны только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств. Способ получения знаний называется рациональной интуицией, а такой подход к познанию окружающей действительности -рационализмом.

Понятие мышления. Мышление - это единственный атрибут души, что обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т. е. она всегда знает о том, что происходит внутри нее. Это означает, что нет никакой бессознательной психики. Душа - это мыслящая субстанция, природа которой состоит в одном мышлении. Психика понимается как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое, духовное бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутреннее зрение' (впоследствии получило название интроспекции, г. е. умение токимагь суть различных внутри психических объектов - образов, умственных действий, волевых актов и т. д.).

Методом познания является систематическое сомнение: следует сомневаться во всем, независимо от того, представляется ли оно естественным или сверхъестественным. Этот метод стоит исгюльзовать только е том случае, если необходимо получить научную истину, так как в жизни часто для понимания сути вещей и явлений достаточно использовать правдоподобные, или вероятные, знания. В желании познать объективную реальность не стоит опираться на ори«ы "учств, так кз* они далеко не всегда правильно ее отражают.

19. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ТЕОРИЯ АФФЕКТОВ Б. СПИНОЗЫ

Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ.

Теория познания. Существует четыре способа познания: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины. На основе этих четырех способов познания Спиноза выводит три типа познания:

1) познания первого рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов. Эти познания являются смутными и искаженными, а также дают лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Теория аффектов. Аффекты определяются как естественные проявления природы, и их необходимо рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения мышления аффекты - это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается неадекватная реальной способность тела существовать и действовать, а с точки зрения протяжения аффекты - это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этих тел существовать и действовать.

Выделяются три первичных аффекта; желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Все многообразие прочих эффектов образуется на основе этих трех по следующим принципам: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину несвободы человека, так как поглощенность ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу и дает представление об истинной силе и возможностях, показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как возможность следовать своим аффектам, а как возможность познания необходимости и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.

Выделяются три первичных аффекта; желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Все многообразие прочих эффектов образуется на основе этих трех по следующим принципам: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину несвободы человека, так как поглощенность ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу и дает представление об истинной силе и возможностях, показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как возможность следовать своим аффектам, а как возможность познания необходимхти и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.

Выделяются три первичных аффекта; желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Все многообразие прочих эффектов образуется на основе этих трех по следующим принципам: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину несвободы человека, так как поглощенность ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу и дает представление об истинной силе и возможностях, показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как возможность следовать своим аффектам, а как возможность познания необходимхти и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.

20. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИКЕ И СОЗНАНИИ У ЛЕЙБНИЦА

Годфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) - немецкий философ и известнейший математик; так же как и Спиноза, рассматривал человека как целостное существо, но при этом имел свое понимание единства телесного и психического, которое получило название психофизического параллелизма: душа и тело не могут влиять одно на другое и совершают свои операции самостоятельно и автоматически, но в основе их единства лежит духовное начало, некая божественная мудрость, которая сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония.

В душе, помимо осознанных действий, непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» -неосознаваемых восприятий. Осознание этих «малых перцепций» происходит благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт -апперцепция, она включает внимание и память.

Душа имеет три области - область отчетливого знания, смутного знания и бессознательного, которые наделены разной степенью осознанности. Субъективность человеческих знаний тесно связана с познавательной активностью: человек в процессе познания любого предмета вносит собственное представление о нем, основанное на своем жизненном опыте, и поэтому уже на начальной стадии познания невозможно отграничить истинность, объективность предмета от субъективного понимания его человеком. Но это не означает, что человеческое познание реальности не может быть объективным, так как восприятие и понимание основных качеств предмета или явления

у большинства людей совпадают и поэтому отражают объективную картину мира.

Значение представлений Лейбница о психике человека заключается в том, что они изменили и расширили представление о психическом, выявив его важнейший компонент - бессознательную психику, идея которой впоследствии очень широко разрабатывалась в глубинной психологии, в частности в психоанализе 3. Фрейда.

21. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТОМАСА ГОББСА

Тамас Гоббс (1588-1679), как и Спиноза и Лейбниц, критиковал дуализм Рене Декарта. При этом Гоббс выстроил свою, отличную от предыдущих критиков теорию о природе человека.

Первое, что отличало Гоббса от коллег-философов, -это его отрицание особой сущности души. Так как Гоббс был ярым последователем механики Галилея, то считал, что мир наполнен только материальными телами, которые существуют и двигаются по законам механики. На основании этого Гоббс делает вывод, что и все психические явления, существующие в природе, материальны и подчинены этим законам.

Создавая на основе такого понимании природы свою теорию познания, Гоббс описывает и ощущения, которые, по его мнению, возникают только благодаря воздействию на них внешнего материального объекта. Вслед за ощущением возникает представление, которое, будучи произведенным по закону инерции и являясь ослабленным следом самого ощущения, образует за собой цепь мыслей, а они, в свою очередь, следуют друг за другом в таком порядке, в котором возникали первичные образы, т, е. ощущения. Этот процесс впоследствии стал называться ассоциацией. Проблема ассоциации рассматривалась еще в античной психологии Пшеном и Аристотелем, однако Гоббс первым придал ассоциации статус универсального закона психологии, дал начало практическому изучению этого явления.

Очень важной для дальнейшего развития психологической мысли является критика Гоббсом понятия «врожденных идей' Декарта, так как ведущим в познании, по мнению Гоббса, является не -рацио», или разум, а -эмпи-рио', или опыт, а разум является лишь продуктом ассоциации, которая, как мы знаем, возникает в результате взаимодействия организма с материальным миром. А это, по Гоббсу, и есть опыт. Таким образом, опыт первичен. Такое противопоставленное рационализму понимание основы познания впоследствии стало называться эмпиризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпирической психологии, получившей в ХГХ-ХХ вв. серьезное развитие.

22. ПОНЯТИЯ СОЗНАНИЯ И ОПЫТА, ДУШИ И АССОЦИАЦИЙ У ДЖ. ЛОККА

Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632-1704) развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой положил Ф. Бэкон.

Понятия сознания и опыта. Основой формирования сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Декарта), а источником опыта всегда являются ощущения и рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, доставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внутренние ощущения) доставляются до сознания с помощью рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс получил название интроспекции и стал основным методом практического изучения содержаний сознания в интроспективной психологии.

Понятие души. Принцип наблюдения применялся и к изучению души. Душа, как и все в сознании человека, является -чистым листом', и все содержания души возникают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, божественных идей. Душа рассматривается как пассивная, но способная к восприятию среда.

Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное соединение идей, которые, будучи изначально никак между собой не связаны, е сознании некоторых людей соединяются и начинают работать как единое целое, сопровождая друг друга. Примером такой связи, т. е. механизма ассоциации, могут являться симпатии и антипатии, вызванные теми или иными людьми. Причиной установления такой связи может являться сила воспитания и привычки, т. е. внешний источник, прошедший че рез сознание, а способом избавления от ассоциации - время.

Теория идей. Под идеями понимается элемент всякого знания, в том числе и ощущении (белизна, твердость, мышление, движение, человек, войско и т. п.). Источником идеи является как внешний опыт, обеспечиваемы и ощущениями, так и внутренний - производимый рефлексией. Выделяются два вида идей: простые, которые содержат только одно представление или восприятие и приобретаются посредством ощущения или рефлексии, и сложные, представляющие собой сочетание простых идей через механизм ассоциации.

23. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, определяемая как период безграничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эра торжества науки над Средневековьем. Представители этого движения считали главной задачей «просветление общества» и как следствие поднятие его на более высокую ступень эволюционного развития. Суть этого процесса они видели в избавлении общества от древних суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного фанатизма. Взамен устаревших идей просветители предлагали ориентироваться только на разум, на первоначальную природу человека, на его опыт. Идеи просветителей носили революционный характер.

В психологической мысли в эпоху Просвещения существовали следующие направления:

1) эмпиризм, родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определял опыт кап основополагающий фактор развития человека и изучал механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом;

2) сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над рациональным.

Оба направления отрицали существование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижизненного развития;

3) ассоцианиэм как направление в идеалистическом учении о душе. Единицей признана ассоциация как механизм формирования и приобретения опыта. В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов:

- на первом этапе ассоциация выделилась как объяснительный принцип отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания;

- на втором этапе - этапе классического ассоцианизма -были созданы целостные концепции психики и сформировано понимание психики как источника формирования механических связей, или ассоциаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления;

- третий этап включал в себя экспериментальное и практическое изучение сформированных на предыдущих этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

24. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДАВИДА ГАРТЛИ

Теория Давида Гартли (1705-1757) принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. Целью теории Гартли было установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество.

Учение о психике основано на ньютоновском понимании человека: психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схема работы организма, где ключевым понятием является вибрация. В психике выделяются два круга вибраций -большой и малый.

Работа большого круга вибрации: вибрации в окружзю-щей среде приводят в движение нервы, по которым вызываются вибрации в мозговом веществе, а они, в свою очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Функцией большого круга вибрации является регулирование поведения.

Между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разной силы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше человек их помнит. Б психике существуют непознаваемые представления и идеи, т. е. границы сферы душевной жизни расширились и включают в себя не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Объектом объяснения является поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14