бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История психологии как самостоятельная наука бесплатно рефераты

История психологии как самостоятельная наука

1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА

Предмет истории психологии - изучение станов-ления представления о психический реальности на раз-ных этапах развития научного знания, История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения предмета: душа, сознание, поведение. Псих-гия как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа опр-лась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную ф-кцию: оно яв-лось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С по-яв-нием нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний. На современном этапе разви-тия науки возникает тесная связь между сознанием и по-ведением, или деятельностью:

Основные задачи предмета истории психологии

1. Диализ возникновения и дальнейшего развития науч-ных знаний о психике с точки зрении научного, и не жи-тейского или религиозного подхода и изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей меж-ду историей психологии и другими науками, раскрытие тел взаимосвязей, от которых зависят достижения психо-логии,

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических вли-яний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2} тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ. ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Принцип историзма - рассмотрение опр-ного отрезка развития мэуки в контексте социокультурных условий, зависимость его от общей ситуации в науке в це-лом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изучаемой области зна-ниями.

Детерминизм - закономерная и необходимая зависимость психических яв-ний от порождающих их факторов.

Методы истории психологии

Теоретическая реконструкция [метод, заимство-ванный из других наук) - предполагает описание и крити-ческий анализ научных систем прошлого, конкретных программ получении, обоснования и систематизации психологического знание. Результаюм этого исследова-ния является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логи-кой предмета.

Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и особенностей той или иной школы, разрабо-танных и используемых ею способов производства науч-ных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики.

Изучение архивных материалов - поиск научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и примечаниями.

Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.

АНИЛИЗ научных ссылок - установление частоты 'дотирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии являются материалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИКЕ В ПЕРВОБЫТНОМ СОЗНАНИИ И АНТИЧНОСТИ

Первобытные представления о психике возникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифоло-гии, в художественном народном творчестве. Душа рас-сматривалась как что-то неземное, таинственное и непо-знанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответствен-но ее постоянным или временным отсутствием. В перво-бытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью пра-вят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию разви-тия общества пришло понимание себя как части окружаю-щего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в исто-рии человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдаю-щихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и науч-ную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было поло-жено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Анимизм (от Лат. - душа) был одним из Первых мифологических учений о душе в античной философии и рассматривал психику человека с точки зрения мифоло-гии и психологии богов. Душа понималась как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием.

Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал революцию в античной научной мысли. В гилозоизме весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось -все они рассматривались как порождения единой живой материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ГЕРАКЛИТА И ДЕМОКРИТА

Гераклит (род, ок 544 - умер ок, 483 до н. э.). 1. Представление о душе: душа («психей») является «искоркой» космоса, который определялся как >вечно жи-вой Огонь'. Всё окружающее человека и сам человек под-вержены вечному изменению. Единым и для души, и для космоса является закон, согласно которому нет беспри-чинных явлений и все они являются неотвратимым ре-зультатом столкновения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают. 1. Тео-рия познании Гераклита; процесс познания означает т уход вглубь собственных мыслей и переживаний и полное отречение от всего внешнего, а предполагает по-знаниё закона Логоса, по которому явления переходят друг а друга и малый мир отдельной души идентичен мак-рокосму Всего миропорядка; следовательно, постигать свою душу - значит углубляться в закон (Логос),

Демокрит (родился ок, 460 - умер ок. 471 до н, э,). 1. Понятие о мире и душе: все сущее состоит из ато-мов - мельчайших субстанций, которые неделимы и не-доступны чувствам, а также различаются по форме, ве-личине и подвижности. Душа является материальным веществом, состоящим из самых мелких круглых, глад-ких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа движет телом посредством движения мелких атомов огня. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и Пропадают, т. е. душа также смертна, как и тело. 2 Учение о психиче-ских процессах основано на понимании человека как соединений определенных атомов друг с Другом. Восприятие есть взаимодействие атомов предметов, которые воспринимает человек, и его органов чувств. От предмета исходят определенные атомы, копии, «эйдолы», которые по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы, или эйдолы, от предметов. Получается отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Видения у человека возникают в результате вхождения в него образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОКРАТА

Сократ был самым знаменитым древнегреческими фи-лософом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его уче-ники Платон и Аристотель.

Учение о познании. Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обра-щение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, кото-рый он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Сократический метод. Сократ был мастером устно-го общения и анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впослед-ствии стали называть сократическим методом. Этот ме-тод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обна-ружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, бо-лее надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего разви-тия психологии как науки. Сократ в своем методе диа-лога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыгра-ли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЛАТОНА.

Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) не-разрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, ко-торый первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в сво-ем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их по-добия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии нахо-дится в царстве идей и существует прежде, чем соеди-ниться с каким-либо телом, поэтому природа души срод-ни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также ярост-ный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к стра-данию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Процессы познания. Платон сделал акцент не на внеш-нем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, пред-полагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутрен-няя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоми-нание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с те-лом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.

7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ ТРАКТАТ «О ДУШЕ».

Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшест-венников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духов-ное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходя-щее в тело в момент рождения. Способности души рас-сматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле пита-ния, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах живот-ных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь чело-веку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души.

1. Восприятие - первичный источник познания, позна-ет отдельное, частное, на основе которого человек позна-ет общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне,

5, Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, кото-рое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

8. ПРОБЛЕМА АФФЕКТОВ В АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Концепция аффектов у Аристотеля. Чувства со-провождают любую деятельность и являются ее источни-ком. При этом чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных функций. Аффект опреде-ляется как страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными из-менениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения. Типичными аффектами являются влечения, гнев, страх, т. е. все то, чему сопутствует удовольствие или страдание.

Концепция аффектов у стоиков. Школа стоиков воз-никла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени того места в Афинах («стоя» - портик храма), где ее осно-ватель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) пропо-ведовал свое учение.

Аффекты понимаются как чрезмерные неразумные и противоестественные движения души человека, связанные с неправильными представлениями о вещах. Существуют 26 разновидностей аффектов. Основными являются разно-видности аффектов удовольствия и неудовольствия, кото-рые стоики считали ложными суждениями о настоящем, и человеческие желания и страхи, определяемые ими как ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Стоики изучали процесс протека-ния аффекта, и ими было выделено три стадии нарастания аффектов:

1) первая стадия включает в себя нарастание физиоло-гических изменений под влиянием внешних воздействий;

2) на второй стадии происходит непроизвольное появление мнения о ситуации и нужной реакции;

3) третья стадия характеризуется вмешательством разума, которое может привести как к избеганию аффекта (при правильной ценностной оценке происходящего), так и к впаданию в сам аффект, т. е. именно разум ответствен за возникновение аффекта.

Практическая методика борьбы с аффектами включает в себя способность не давать аффектам внешнего выражения, а также не преувеличивать их воображением и отвлечься на воспоминания другого рода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14