бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История психологии как самостоятельная наука бесплатно рефераты

Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

66. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ 3. ФРЕЙДА

3. Фрейд представлял структуру личности в виде трех-компонентной модели.

1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали роди-тели, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэто может быть различным в зависимости от осознаваемое^ его содержаний.

Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.

67. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.

Стадии психосексуального развития

1. Оральная стадия (0-1 год) - для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внешний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность.

2. Анальная стадия (1-3 года) - ребенок научается самоконтролю, и у него формируется чувство собственности.

3. Вагинальная стадия (3-5 лет) - проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и девочками своих отличий друг от друга, начинает формироваться половая идентичность, что происходит в результате удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов заключается в возникновении сексуального влечения к родителю противоположного пола и ненависти и ревности к родителю своего пола.

4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала полового созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабевает под действием общественно-социальных факторов -обучения, школы, активного физического и интеллектуального развитии ребенка.

5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет)-внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью.

68. ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА 3. ФРЕЙДА ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ 3. ФРЕЙДА

1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальт-терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.

2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке.

3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.

4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение о том, что личность е своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Направления критики теории 3. Фрейда:

1) мифологическое объяснение «сексуальных комплексов*, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;

2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;

3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.

4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития личности.

ФРЕЙД ВЫДЕЛЯЛ СЛЕ-ДУЮЩИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

1) вытеснение желаний -- непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психи-ки «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытес-ненные мысли не теряют своей активности в бессознатель-ном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто являет-ся источником телесных заболеваний психогенной приро-ды (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болез-ни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безраз-личие к данной сфере, реальности. Выделяют полное по-давление -- когда болезненные переживания настолько по-давлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Вытеснение -- это частичное подав-

ление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытеснен-ные переживания «прорываются» в виде неожиданных бур-ных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2) отрица-ние -- уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» -- человек прояв-ляет яркое безразличие к логике, не замечает противоре-чий в своих суждениях; 3) рационализация -- бессозна-тельная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых мораль-ных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, по-ступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершен-ного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться; 4) инверсия или противодействие -- под-мена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой люб-ви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5) проекция -- бессознательная попытка из-бавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее друго-му лицу, приписывание другому человеку своих собствен-ных качеств, мыслей, чувств -- т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не при-нимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, че-ловек утверждает, что «некоторые евреи -- обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проек-цией также объясняются социальные предрассудки и фе-номен «козла отпущения», поскольку этнические и расо-вые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных лич-ностных характеристик;

6) замещение -- проявление эмоционального импуль-са переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно на правлено против самого себя: враждебные импульсы, адре-сованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

7) изоляция -- отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделейности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8) регрессия -- возвращение на более ранний, прими-тивный способ реагирования, устойчивые регрессии прояв-ляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаи-вает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случа-ях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безо-пасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних пери-одах жизни. Более мягкие проявления регрессии у взрос-лых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди в какой-то степени используют защитные меха-низмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

* они действуют на неосознанном уровне и поэтому явля-ются средствами самообмана;

* они искажают, отрицают или фальсифицируют восприя-тие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

* реалистическая тревога -- эмоциональный ответ на уг-розу реальных опасностей внешнего мира, помогает обес-печить самосохранение;

* невротическая тревога -- эмоциональный ответ на опас-ность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспо-собным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;

* моральная тревога -- когда ЭГО испытывает угрозу на-казания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к

активному выражению безнравственных мыслей или дей-ствий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения;

* социальная тревога возникает в связи с угрозой исклю-чения из группы сверстников из-за неприемлемых дей-ствий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прош-лые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреж-дения человека о надвигающейся опасности. При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угро-за исходит от конкретного внешнего источника, при невро-тической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмер-ного возбуждения инстинктов -- позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымыш-ленной внешней угрозы, или психологическую защиту, ней-трализующую повышенное возбуждение инстинктов. Ин-стинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизоф-рения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

69. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. Г. ЮНГА.

К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником 3. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией. Центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта -личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация.

Структура личности имеет три части.

1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр личности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в пространстве, и формируется прижизненно.

2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сформированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.

3. Коллективное бессознательное - наиболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, содержит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеповеческое животное существование Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся все «архетипы».

Юнговская структура личности отличается от фрейдовской дифференциацией Ид - разведением - «личного» и «коллективного» бессознательного, не противопоставлением их, но наделением разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда «Ид» является биологическим, природным данным, а у Юнга бессознательное включает и социальные моменты. Однако «архетипы», наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер.

70. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПА У К. Г. ЮНГА.

Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие а реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.

1. Персона - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14