бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История психологии как самостоятельная наука бесплатно рефераты

2. Анима и Анимус - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень -- это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное.

4. Самость - это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляв сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни.

Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание того или иного архетипа в структуре личности.

Типологическая модель К. Юнга

Известный психолог К. Юнг, как уже отмечалось, выде-лил два типа людей: экстраверты и интроверты. Кроме того, люди различаются преобладанием той или иной функции: мыслительной, либо эмоционально-чувствующей, либо ощу-щающей, либо интуитивной. Типовая дифференция начи-нается очень рано, поэтому можно говорить о ней, как о врожденной.

Экстравертный тип. «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тен-денцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реак-ция на окружающую среду. Самым ранним признаком эк-страверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереоти-пы поведения экстраверта реально определяются внешни-ми объективными условиями, а внутренняя жизнь зани-мает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа -- истерия --

это постоянное стремление делать себя интересным и обра-щать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.

Пока экстравертная установка доминирует, наиболее развитая функция будет проявляться экстравертным обра-зом, в то время как подчиненная функция оказывается более или менее интровертной. Например, экстравертяый эмоционально-чувствующий тип в норме получает удоволь-ствие от близкого контакта с людьми, но порой ведет себя крайне бестактно, например, предлагает тост за упокой на свадьбе -- такие «ляпы» исходят из подчиненного мышле-ния, четвертой функции, которая у данного типа развита слабо, находится вне сознательного контроля.

Чтобы определить ведущую функцию человека, необхо-димо смотреть, какая функция в большей степени нахо-дится под сознательным контролем, а какие имеют бессис-темный, случайный характер.

Экстравертный мыслительный тип. Когда жизнь человека управляется на основе интеллектуально осмыс-ленных мотивов, мы говорим о мыслительном типе. Мыш-ление может быть экстравертным или интровертным -- в соответствии с тем, куда оно ориентировано: на объект или на сам субъект,

Экстравертный мыслительный тип любое суждение стро-ит на критерии, получаемом из внешних условий: объек-тивные данные и традиции образования. В лучшем случае мыслители-эктраверты становятся государственными деяте-лями, адвокатами, учеными-практиками, они превосходны в организации любого дела; владея хорошим чувством ре-альности, они вносят ясность в эмоциональные ситуации. Наихудшим для этого типа является религиозный фана-тик, зубрила, строгий учитель, не терпящий разногласий человек, стремящийся подчинить себя и других какой-либо системе правил и принципов. В той степени, в какой мыш-ление экстравертно, эмоционально-чувственная функция остается инфантильной и подавленной, в результате бес-сознательные чувства могут проявляться в мелочности, агрессивности, недоверчивости, в пренебрежении интересами семьи и близких, холодности и фанатичности, когда цель оправдывает любые средства.

Экстравертный чувствующий тип склонен находить-ся под влиянием общепринятых ценностей, например, этот человек может восхищаться картиной не из-за субъектив-ной оценки, а потому что это находится в согласии с обще-ственной ситуацией. Эстравертные чувствующие типы обыч-но добродушны и легко приобретают друзей, способны жертвовать собой для других. Мышление, логические зак-лючения у этих людей подчинены чувствам, мышление до-пускается как слуга чувства. Подавленное мышление при-водит к появлению мрачных мыслей о том, что жизнь мало чего стоит» что он сам ничтожество и т. п. Когда такие дур-ные мысли начинают приходить в голову, обычная реак-ция для него -- включить телевизор или отправиться на встречу с приятелем, лишь бы не оставаться одному со сво-ими мыслями.

Эстравертный ощущающий тип ориентируется на свои ощущения, выискивает те объекты -- и людей, и ситуации -- которые возбуждают самые сильные ощущения. Он за-мечает и помнит все детали, пунктуален, обращает внима-ние на внешнюю сторону жизни (например, следит за мо-дой), ориентирован на конкретное наслаждение реальной жизнью, часто становится грубым искателем удовольствий и острых ощущений. Внутри самого этого человека подчи-ненная интуиция проявляется в дурных предчувствиях, подозрительных мыслях, возможностях несчастья, подозре-ниях, ревности, фобии.

Экстравертный интуитивный тип -- у него интуи-ция ориентирована в направлении вещей и других людей, он постигает те аспекты мира, которые не понимаются, не ухватываются другими функциями, интуитивно прозрева-ет душу других людей. Экстравертная интуиция постоянно высматривает новые возможности, новые области, у такого человека тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее, проявляется способность диагностировать потен-циальные возможности других людей, открывать таланты. Таких людей можно встретить среди директоров предприя-тий, биржевиков-аналитиков, в изобретательских фондах, наблюдателями-экспертами в государственных структурах и т. п. Часто эти люди тратят свое время и энергию на воз-можности других людей, но мало реализуются сами, редко доводят дела до конца. У людей этого типа самая подчи-ненная функция -- это ощущения, поэтому они обращают мало внимания на свои физические потребности, не заме-чают, что устали или проголодались, могут невольно нару-шить свое здоровье -- в результате позже может возник-нуть преувеличенное внимание к своему телу, особой диете и воображаемым болезням и т. п.

Интровертный тип. Отличительной чертой интровер-сии является ориентация на внутренние личностные фак-торы, на внутренний мир. Все основывается на собствен-ных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обсто-ятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой. Если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистич-ным, неспособным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины. Ранними признаками интроверсии у ребенка являются задумчивость, застенчивость, страх пе-ред незнакомыми объектами, ребенок все стремится делать по-своему, обесценивает вещи и других людей.

Интровертный мыслительный тип направлен на те-оретическое осмысление мира, на развитие и обоснование субъективных идей и теорий. Люди этого типа безразлич-ны к мнениям других, не поддаются влиянию, но и сами не стремятся влиять на других. Они лишь представляют свою оценку реальности и совершенно не заботятся о том, как это будет воспринято. У этих людей в подавлении на-ходятся эмоции, поэтому они плохо умеют выразить свои чувства, скрытны, внешне выглядят невнимательными и высокомерными, сами часто не понимают, что они чувству-ют; порой чувство проявляется в виде «липкой привязан-ности» .

Интровертный эмоционально-чувствующий тип тру-ден для понимания, поскольку мало что проявляется на его поверхности. Внешне люди данного типа кажутся бес-чувственными, но глубина их чувств велика, они несут в себе стандарты этических и моральных ценностей; это чув-ствуют окружающие и невольно вынуждены вести себя прилично в их присутствии. Они несут в себе загадочную атмосферу независимости и самостоятельности, спокойствия и тактичности, не стремятся производить впечатление или переделывать, изменять других, но и не проявляют любез-ности, предупредительности к другим людям, держатся от-страненно. Подавленное мышление у этого типа может при-водить к враждебным мыслям о том, что другие замышляют зло, интригуют против него, и человек сам начинает подо-зревать, подслушивать, интриговать, используя в своей борьбе любые средства.

Интровертный ощущающий тип испытывает интен-сивные субъективные ощущения, вызванные объективным раздражителем; каждая деталь обостренно воспринимает-ся в собственной интерпретации, хотя внешней реакции не наблюдается. Подчиненная интуиция людей этого типа склонна проявляться в виде мрачных предчувствий о том, что может случиться во внешнем мире -- с их семьей или с человечеством -- в виде навязчивых мрачных идей.

Интровертный интуитивный тип -- интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного, она воспринимает все, что происходит на дальних планах со-знания. Такие люди способны чувствовать еще не прояв-ленные возможности и ситуации (такие люди были шама-нами, пророками, мистическими мечтателями), но имеют недостаточно четкое представление о себе и других, с тру-дом доводят дела до конца, часто оказывается, что реаль-ность для них как бы не существует, -- они затеряны в своих фантазиях, не замечают своего воздействия на дру-гих (редко приходят вовремя, теряют вещи, с трудом под-держивают порядок и чистоту; их поведение раздражает дру-гих людей, но они остаются беззаботными и равнодушными к этому), имеют смутное представление о подробностях ре-ального мира. Подавленная функция ощущений может проявляться как зависимость от чувственных впечатлений, сверхчувствительность органов чувств, навязчивые ощуще-ния, навязчивые привязанности к определенным лицам.

71. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И КРИТИКА ИДЕЙ К. Г. ЮНГА.

Юнг стремился создать универсальную теорию, объясняющую природу человека, которая открыта для нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на развитие психологии в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат. Историческое значение идей Юнга

1. Расширение понимания психики человека через введение понятия коллективного бессознательного и архетипов, дифференцируя понятие собственно бессознательного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной природы.

2. Выделенные психологические типы экстраверта и интроверта, а также сопутствующие им четыре типа характера - интуитивный, мыслительный, ощущающий и чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии типологий личности и тестов для выявлений принадлежности индивида к тому или иному типу.

3. Идея о решающем значении процесса индивидуализации (т. е. обретения своей самости) в развитии и становлении личности и стремления к ее целостности оказала влияние «а многие современные психотерапевтические концепции (гештальтподходФ. Перлза, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где главной задачей является создание целостной личности, возврат человека к своей самости и ее интеграция.

4. Понятие архетипа гак общего для всей человеческой психики символа разрабатывалось в различных школах психотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование символов и образов в психологическом консультировании).

Направления критики аналитической психологии:

1. Введя понятия "коллективное бессознательное и архетип, для того чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения психики человека, Юнг все же не смог далеко «уйти» от биологизации природы человека. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биологический характер происхождения.

2. Психологизация культурных и социальных процессов, что характерно для всех неофрейдистов того времени.

72. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА.

А. Адлер (1870-1937), будучи учеником Фрейда, впоследствии отошел от психоанализа и создал свою теорию, названную индивидуальной психологией.

1. Чувство неполноценности, а не сексуальность, является фактором развития личности, заставляя преодолевать мнимый или реальный недостаток. Имеет следующие характеристики: отличается от комплекса неполноценности; врожденная и бессознательная природа, индивидуально у каждого человека; может быть органическим (физический недостаток) или психологическим (неполноценность в эмоциональной, коммуникативной сфере).

2. Стремление к превосходству, врожденное, бессознательное, - это компенсация переживаемой неполноценности, уравновешивающая ее. Индивидуально у каждого и является движущей силой развития личности, так как, заставляя преодолевать недостаток, формирует стремление стать лучшим.

3. Фиктивный финализм, или постановка жизненной цели, обусловлен характером неполноценности, например, при физическом недостатке ставится цель преодолеть его и жизнь строится по соответствующему плану. Конечной идеальной целью развития человека является "стремление к совершенству-, к достижению своей самости.

4. Стиль жизни - это набор особенностей и привычных способов функционирования индивида в окружающей среде, который вырабатывается индивидуально как компенсация конфетной неполноценности и способ достижения поставленной жизненной цели. Стиль индивидуален и уникален у каждого человека.

5. Социальный интерес - врожденный бессознательный элемент, определяет направление развития личности, постановку жизненных целей и формирование индивидуального стиля. Понимается как чувство общности с другими людьми, умение сотрудничать с ними и может иметь разную степень развития, что и будет обусловливать особенности адаптации и жизненного стиля.

6. Творческое «Я» - это энергия, которая помогает личности поставить цель и осуществить свой уникальный жизненный стиль. Человек сам формирует свою жизнь, используя факты наследственности и опыта и придавая им нужную окраску.

73. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А. АДЛЕРА.

Индивидуальная психология А. Адлера является одной из интереснейших теорий личности XX в. В ней поднимаются важнейшие вопросы природы человека, которые ранее не имели столь широкого изучения в психологии.

1. Понятие творческого «Я», которое противоречит пониманию психики как раз и навсегда детерминированной биологическими и наследственными инстинктами, расширяет понимание природы человека. Адлеровская идея творческой активности и индивидуальности оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и впоследствии разрабатывалась многими учеными гуманистической направленности, в частности А. Маслоу, К. Роджерсом, обусловив развитие новых подходов и теорий личности.

2. Введение термина социального интереса, или социального чувства, обусловливает понимание человека как существа социального, что расширяет границы понимания человеческой природы.

3. Отведение обществу важной роли в формировании и развитии личности дает основание считать Адлера основателем социального психоанализа. Адлер одним из первых признавал, что не только заложенные в человеке и передающиеся по наследству элементы являются источником формирования личности, но и общество оказывает существенное влияние на этот процесс.

Критика индивидуальной психологии.

Рассмотрение личности как продукта ее собственного творчества открывало дорогу к пониманию деятельной стороны субъекта, который не пассивно воспринимает

мир, а творит его. Однако, оставляя без внимания взаимоотношения между личностью и обществом, Адлер лишь констатирует, что человек от природы является социальным существом. Разумеется, одного этого недостаточно для понимания подлинных связей и отношений в общественной жизни. Поскольку раскрытие социальных детерминант человеческого поведения проводится Адлером на бессознательном мотивационном уровне развитии человеческой психики, то и результаты такого рассмотрения страдают психологической ограниченностью.

74. ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕОФРЕЙДИЗМА

В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихи-ческих процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14