бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы бесплатно рефераты

Формированию умения понимать причины поступков способствует система таких вопросов, как:

- Чем и почему пожертвовали матери ради своих сыновей? (И.Панькин «Легенда о матерях»)

- Почему отец сказал Коле: «Смотри портрет самого дурного товарища?» (Дм.Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»)

- Подумайте, почему старый артиллерист упал и закрыл лицо руками? (Л.Толстой «Акула»)

- Почему Вася хотел быть грубияном, тертым калачом, стреляным воробьем? (Ю.Коваль «Усы и поросята»)

И к третьей группе вопросов можно отнести вопросы такого характера, как:

- Менялось ли ваше отношение к герою рассказа по ходу чтения? Почему? (С.Вольф «Век его не забуду»)

- Когда вы переживали? Когда радовались? (Н.Гарин-Михайловсикй «Тема и Жучка»).

Следующим параметром, по которому осуществлялся анализ учебника, выступает анализ тематики заданий для самостоятельной работы. Примерами таких заданий являются.

1. Расскажите, какие рисунки вы бы сделали к сказке («Неучтивый сын». Белорусская народная сказка).

2. Составьте характеристику Нильса по прочитанному отрывку.

а) Внешний вид;

б) Черты характера;

в) Поступки Нильса;

г) Взаимная связь характера героя и его поступков;

д) Ваше отношение к герою (Сельма Лагерлеф «Лесной гном»)

3. Напишите письмо, которое Нильс мог бы послать своей матери из путешествия (Сельма Лагерлеф «Лесной гном»).

4. Подберите определения к слову мама (И.Панькин «Легенда о матерях»).

5. Подумайте, как нужно читать слова бабушки, внука, клоуна, автора. Распределите роли и перечитайте рассказ (С.Вольф «Век его не забуду»).

6. Какие бы вы пословицы употребили, характеризуя героя? (Дм.Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»).

7. Перескажите рассказ от имени героя (Дм.Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»).

8.Сделайте рисунки к каждой части. Подпишите словами из текста и сделайте диафильм (Ю.Коваль «Усы и поросята»).

9. Придумайте свою историю, которая могла бы произойти с Пеппи (Астрид Линдгрен «Как Пеппи поселилась в вилле «Курица»).

10. Придумайте свой вариант продолжения повести. Какие новые герои в ней появятся? Чем они будут заниматься? (Э.Успенский «Меховой интернат открывается»).

Итак, опираясь на вышесказанное не трудно заметить, что учебник для чтения в 3-ем классе располагает небольшим количеством творческих заданий, заданий для самостоятельной работы (около десяти), которые могут содействовать формированию у младших школьников навыков понимания другого человека. Помимо этого следует отметить и неравномерность распределения данных заданий по урокам. В учебнике преобладают тексты, которые лишены творческих заданий («Неведомы рай» шведская народная сказка, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина, «Мишкина каша» Н.Носова, «Шиворот-навыворот» В.Драгунского, «Акула» Л.Толстого и др.), в результате чего нельзя говорить о тематическом развитии навыков понимания другого человека младшими школьниками. Таким образом, можно сделать следующий вывод: учебник по литературному чтению для 3-го класса содержит недостаточное количество художественных произведений, богатых человеческими знаниями, и соответственно слаборазработанную систему вопросов, заданий творческого характера и заданий для самостоятельной работы. Исключением является сказка Сельма Лагерлеф «Лесной гном», где предлагается более обширный перечень вопросов и творческих заданий, направленных на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения героя, оценку его поступков. Это такие вопросы, как:

- Почувствовали ли вы отношение писательницы к своему герою? Каково оно?

- Каким был Нильс до происшествия?

- Какие поступки мальчика свидетельствуют о его жестокости?

- Сожалел ли Нильс о своих злых поступках?

- Можно ли сказать, что Нильс был ленив?

- Определите основные черты характера героя.

- Что ощущал Нильс после превращения в маленького человечка?

В качестве заданий для самостоятельной работы предлагается:

1. Составить характеристику Нильса по прочитанному отрывку.

а) Внешний вид.

б) Черты характера.

в) Поступки Нильса.

г) Взаимная связь характера героя и его поступков.

д) Ваше отношение к герою.

2. Написать письмо, которое Нильс мог бы послать своей матери из путешествия.

Аналогично вышеприведенному анализу автором дипломной работы был изучен учебник по литературному чтению и для 4-го класса. В результате установлено, что количество художественных произведений, располагающих человеческими знаниями, составляет всего лишь 10% от общего содержания учебника.

Примерами таких текстов являются: «Вороны Ут-Реста» норвежское легендарное сказание, «Мальчик-звезда» О.Уайльда, «Ни в парадный ни в черный» К.Чуковского, «Страна вулканического происхождения» Л.Кассиля, «Детство Никиты» А.Толстого, «День рождения» Г.Скребицкого. Недостаточно разработанными, как и в предыдущем классе, остаются система вопросов, направленных на выявление эмоционального состояния героев, и перечень заданий творческого характера, требующих объяснения причин поведения другого. В качестве подтверждения этому автор работы предлагает ознакомиться с нижеприведенными таблицей и содержанием заданий творческого характера.

Таблица 2.

Название художественного произведения

Вопросы, направленные на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека

Норвежское легендарное сказание «Вороны Ут_Реста»

1. Матиас. Что это за человек? Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают вам охарактеризовать Матиаса.

О.Уайльд

«Мальчик-звезда»

1. Почему Мальчик-звезда пошел на поиски матери?

2. Какие черты характера были присущи Мальчику-звезде в начале и в конце сказки?

К.Чуковский

«Ни в парадный ни в черный»

1. Сочувствовали ли вы герою? Почему?

2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик хороший человек?

Л.Кассиль

«Страна вулканического происхождения»

1. Справедлив ли был отец по отношению к детям?

2. Как поступки мальчиков характеризую их?

А.Толстой

«Детство Никиты»

1. Что можно сказать о герое повести? Какой он?

2. Почему Никита не хотел заниматься?

Г.Скребицкий

«День рождения»

1. Какие чувства испытывал Юра, когда ожидал подарок и когда получил его?

2. Дружная ли у мальчика семья? Почему?

Задания творческого характера:

1. продолжите друг - это… (Норвежское легендарное сказание «Вороны Ут-Реста»);

2. придумайте продолжение сказки; прочитайте сказку и сравните свой вариант с авторским (О.Уайльд «Мальчик-звезда»);

3. перескажите текст от имени Тимоши (К.Чуковский «Ни в парадный ни в черный»);

4. расскажите о своем самом близком друге (К.Чуковский «Ни в парадный ни в черный»).

Таким образом, подводя итоги всему выше сказанному, следует отметить, что учебники по литературному чтению для 3-го и 4-го классов располагают недостаточным количеством художественных произведений, богатых человеческими знаниями. Недостаточно разработаны и система вопросов и задания для самостоятельной работы, направленных на развитие эмпатийных и рефлексивных способностей школьника. Следует отметить и то, что объем данного материала при переходе из класса в класс не увеличивается, а, наоборот, уменьшается. Если в учебнике для 3-го класса рассказы и сказки о людях составляли 17% от всего содержания, то в 4-ом классе эта цифра снизилась до 10%, что, в свою очередь, еще раз подтверждает мысль Н.К.Крупской о том, что в школе большое внимание уделяется наблюдениям над природой, а не над живыми людьми и их взаимоотношениями.

2.2 Организация целенаправленного наблюдения младших школьников за людскими характерами в учебном процессе

Уроки русского языка, литературного чтения, изучение курса «Человек и общество» позволяют включать в дидактический процесс организацию преднамеренного наблюдения над людскими характерами. Методами организации таких наблюдений являются:

1) тесты на выявление способностей к эмпатии;

2) метод решения психолого-педагогических задач;

3) работа с пиктограммой - определение состояния человека по выражению его лица.

Перечисленные методы были реализованы в двух 3-х и двух 4-ых классах СШ №14 г. Барановичи. Общее количество испытуемых составило 93 человека. В качестве первого ребятам был предложен тест, что в психологии означает стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом [19, с.343]. Данный тест ставил перед собой цель: исследование уровня эмпатии (сопереживания), то есть умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Для этого испытуемым было предложено 36 утверждений (см. Приложение 1) и 6 вариантов ответов: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда». Каждый вариант ответа соответствовал определенному количеству баллов:

- не знаю - 0

- нет, никогда - 1

- иногда -2

- часто -3

- почти всегда -4

- да, всегда -5.

Перед подсчетом полученных результатов была проведена проверка степени откровенности учащихся.

Для этого утверждениям 3, 9, 11, 13, 28, 36 не должен соответствовать ответ «не знаю», а утверждениям 11, 13, 15, 27 - ответ «да». После этого были просуммированы все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32 и результаты каждого ученика соотнесены со шкалой развитости эмпатийных тенденций (см. Приложение 1).

Полученные результаты показали, что в 3 «Б» классе имеют (см. Приложение 2):

а) очень высокий уровень эмпатии - 1 человек;

б) высокий уровень эмпатии - 7 человек;

в) нормальный уровень эмпатии - 13 человек.

В 3 «А» классе (см. Приложение 3):

а) высокий уровень эмпатии - 3 человека;

б) нормальный уровень эмпатии - 18 человек;

в) низкий уровень эмпатии - 1 человек;

В 4 «А» классе (см. Приложение 4):

а) высокий уровень эмпатии - 7 человек;

б) нормальный уровень эмпатии - 18 человек;

в) низкий уровень эмпатии - 1 человек;

В 4 «В» классе (см. Приложение 5):

а) высокий уровень эмпатии - 17 человек;

б) нормальный уровень эмпатии - 7 человек;

Опираясь на полученные результаты по классам, можно отметить, что в младшем школьном возрасте наблюдается 4 уровня эмпатии: очень высокий, высокий, нормальный и низкий, преобладающим среди которых является нормальный уровень эмпатии. Из 93 испытуемых данным уровнем обладают 56 учащихся. Это ребята, которых нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях они судят о других по поступкам, а не по своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживанием героев. У них нет раскованности чувств, что и мешает полноценному восприятию людей.

Общее количество испытуемых с высоким уровнем эмпатии составляет 34 человека. Это ребята, которые чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакт и находят общий язык. Такие ребята стараются не допускать конфликта и находить компромиссные решения. В центре событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку.

Полученные результаты показали, что есть среди младших школьников ребята и с очень высоким уровнем эмпатии. Однако количество их вовсе незначительно: 1 на 93 испытуемых. Это ребята с болезненно развитым сопереживанием. В общении они тонко реагируют на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Плохо чувствуют себя в окружении «тяжелых» людей. Нередко испытывают комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Беспокойство за родных и близких не покидает их. Очень ранимы. Могут страдать при виде покалеченного животного.

Незначительное количество испытуемых (2 человека) имеют и низкий уровень эмпатии. Такие ребята испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми.

Таким образом, результаты теста дают возможность говорить о несформированности умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания у других людей у 62% испытуемых.

Следующим методом организации преднамеренного наблюдения за людьми является метод решения психолого-педагогических задач. Сюжет задач выбирался близкий опыту младших школьников и имевший место в реальной жизни и потому убедительный и интересный для учащихся.

Как правило, это были публикации в периодической печати. В вопросах, предлагаемых к этим задачам, учитывались механизмы каузальной атрибуции и идентификации.

Каузальная атрибуция- это причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мотивов поведения.

Идентификация - осознанное или бессознательное уподобление себя другому человеку.

При анализе результатов решения психолого-педагогических задач мы отмечаем умение фиксировать в поведении человека мало заметные, но психологически значимые детали. Содержание задач следующее:

Задача 1.

У нас во дворе сушилось белье. Один из мальчиков ножиком разрезал веревку, и чистое белье упало в лужу. Все рассмеялись и разбежались.

Вопрос: почему мальчик это сделал? Как бы вы поступили, будучи в компании этих ребят?

Задача 2.

В газету «Знамя юности» поступило такое письмо: «Во время войны я водил поезда на линии фронта, долгие годы работал шахтером. В последние годы тяжело заболел. Врачи посоветовали мне пить отвар тыквы, которую я стал выращивать на своем участке. Выходя поутру, я любовался желтыми колокольчиками, а вот вчера вышел и увидел, что все тыквы растоптаны, а на влажной земле следы детских ног».

Вопрос: почему они это сделали?

Приведем результаты анализа задачи 1.

Анализируя мнения учащихся по поводу первой ситуации, было отмечено несколько вариантов ответов. Среди них: «для смеха», «это он сделал со зла», «потому что мальчик вредный и невоспитанный», «потому что он водится с плохой компанией», «не знаю» (см. Приложение 6). Причем испытали затруднение, а, следовательно, ответили «не знаю» 47% испытуемых. После небольшого обсуждения первой задачи ребятам была предложена задача 2. Приведем результаты анализа второй задачи. Как и в первом случае, здесь наблюдается несколько вариантов ответов: «они захотели, чтобы он умер», «потому что цветы тыквы им не понравились», «не хотели, чтобы он выздоровел», «они безжалостные», «дети сделали это случайно», «потому что дети не уважают старших», «не знаю» (см. Приложение 6). В данной ситуации затруднились ответить на вопрос 38% испытуемых. Если сопоставить полученные данные первой и второй задач, то можно заметить значительное уменьшение количества ребят, не справившихся с заданием. Это говорит о том, что необходима систематическая работа с учащимися по формированию у них умения оценивать поведение других, понимать причины того или иного поступка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6