бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы бесплатно рефераты

Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы

72

Министерство образования Республики Беларусь

Барановичский государственный высший педагогический колледж

Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студентка гр.Ш-965 - Якович И.К.

Научный руководитель - Доктор педагогических наук - К.В.Гавриловец

г.Барановичи 2002 ПЛАН

I. ВВЕДЕНИЕ 3

II. ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования

навыков понимания другого человека младшими школьниками 5

1.1 Проблема понимания человека человеком

в психолого-педагогической литературе 5

1.2 Теоретические основы организации преднамеренного

восприятия другого в младшем школьном возрасте 12

1.3 Художественная перцепция как процесс познания

человека школьником 22

III. ГЛАВА 2. Операциональные средства формирования навыков

понимания другого человека младшими школьниками 27

2.1 Учебники по литературному чтению как средство

развития у младших школьников навыков понимания

других людей 27

2.2 Организация целенаправленного наблюдения младших

школьников за людскими характерами в учебном процессе 36

2.3 Развитие младших школьников как субъектов

познания других людей во внеклассной работе 43

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

V. ЛИТЕРАТУРА 52

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ 54

I. ВВЕДЕНИЕ

Одна из задач «Концепции воспитания молодежи в Республике Беларусь» предусматривает нравственное развитие личности - воспитание моральных качеств: любви, добра, порядочности, милосердия и опыта нравственного поведения.

Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим в школе о наблюдательности над явлениями природы, социальными явлениями; наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значение». Полнота понимания другого является одним из важных источников социального опыта и источником развития нравственных чувств детей. Вместе с тем, развитию направленности на другого, умения наблюдать за состоянием других, понимать причины их поведения в начальной школе не уделяется должного внимания. Неразвитость младших школьников как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и другими окружающими людьми. Таким образом, понимание других - это важный механизм эмоционально-нравственного развития растущего человека. Социальная значимость этого личностного образования и не разработанность организационно-педагогических основ его формирования обусловили выбор темы дипломной работы - «Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы».

Объект исследования - особенности понимания другого человека младшими школьниками.

Предметом исследования является - формирование навыков понимания другого в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Цель исследования - разработать организационно-педагогические основы формирования у младших школьников навыков понимания другого человека.

Операционализация понятий - умение, навык, впечатление.

Умение - способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом (С.И.Ожегов).

Навык - уменье, созданное упражнениями, привычкой (С.И.Ожегов).

Впечатление - 1) след, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым; 2) влияние, воздействие; 3) мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем - чем-нибудь (С.И.Ожегов).

В основу исследования положена гипотеза: младшие школьники приобретут навыки понимания других, если в учебно-воспитательном процессе будет организовано преднамеренное восприятие других как познавательный процесс, объектом которого становятся события в жизни другого человека, его эмоциональные состояния, мотивы его поступков; если практикуются творческие задания, требующие объяснения причин поведения других, используются тренинги по восприятию позитивных качеств одноклассников и других окружающих людей; если ребенок включен в систему гуманных взаимоотношений в школьном коллективе.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи:

1. изучить состояние проблемы понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе;

2. провести анализ учебников по литературному чтению для 3-4 классов как средства развития у младших школьников навыков понимания других людей;

3. выявить методы организации наблюдения младших школьников за обликом другого человека;

4. определить содержание внеклассной работы по развитию школьников как субъектов понимания других людей.

Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ школьных учебников, социометрия, тест, метод решения психолого-педагогических задач.

II. ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования

навыков понимания другого человека младшими школьниками

1.1 Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе

Среди проблем, в разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми другу друга в процессе различных видов деятельности.

Известный ученый Э.Межелайтис [10, с.5-37] говорил, что мы должны научиться читать едва уловимый шифр человеческой души, и тогда человек станет понятнее нам. Если же мы никогда не сделаем попытки проникнуть в эту область, она навсегда останется для нас темной, зловещей и полной опасностей.

Понимание человека человеком как психолого-педагогическая проблема стала активно разрабатываться в отечественной науке в 70-е г. XX ст. Значительный вклад в ее разработку внесли А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.Н.Панферов, Л.Н.Рожина, Я.Л.Коломинский, П.М.Якобсон, М.М.Бахтин, С.П.Рубинштейн и др. Понятийный аппарат проблемы разработан А.А.Бодалевым. В своих трудах «Возрастные и индивидуальные особенности восприятия людьми друг друга», «О познании людьми друг друга», «Личность и общение» и др. он раскрывает и придает всеобщему обозрению вопросы об основных сферах осуществления познания людьми друг друга, о различных уровнях в полноте понимания человека человеком, об особенностях, факторах адекватного и функциях правильного восприятия друг друга общающимися субъектами.

Опираясь на исследования А.А.Бодалева [4, с.89-90], можно выделить следующие сферы осуществления познания людьми друг друга:

1. Общение - вид взаимодействия людей, в котором последний выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами, и субъектами.

Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.

2. Деятельность - вид взаимодействия, характерной особенностью которого является переход поступка одного человека в обстоятельства жизни других людей.

3. Труд - способствует выработке у человека общего подхода к другим людям, определения ценности личности каждого из них.

Характер и результаты каждого из вышеперечисленных видов взаимодействия во многом зависят от того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга. Причем, как отмечает А.А.Бодалев, отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Мысли, чувства, и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Следовательно, отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях, которые в свою очередь зависят от:

а) опыта

Незначительный или только еще начавший складываться у человека опыт познания и общения неизбежно приводит к низкому уровню адекватности отражения им других людей.

б) возраста и уровня воспитанности

На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъекта влияет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а, следовательно, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.

В исследовании определяются и те проявления физического и духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем. Среди них:

а) лицо

б) жесты

в) походка

г) голос

д) внешний облик

е) действия, поступки

В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. В ряде деятельностей - правильная оценка особенностей физического облика людей - одно из условий успешного выполнения ими задач. Исходя из этого, по мнению автора дипломного проекта, необходимо охарактеризовать каждое из проявлений показать их роль для получения целостного представления о человеке.

Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Это определяется тем, что, во-первых, от лица исходит голос, слышимый другим человеком; во-вторых, сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сообщают о состоянии человека. Изучением особенностей восприятия человеком лиц других людей занимались ряд ученых. Таких, как П.М.Якобсон [27, с.13], Ф.Ленард, Э.Банлаки, С.Ванденберг, М.Маттисон [4, с.100-101] и др., которые стремились:

- проследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица по мере формирования личности воспринимающего;

- выявить характерные особенности распознавания у людей, страдающих расстройством психического здоровья;

- определить основания, которыми руководствуются люди, определяя выражения лиц.

Вторым немаловажным элементом физического облика человека являются жесты, по которым можно судить об отношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, о желании этого человека, о его состоянии.

Согласно наблюдениям М.Кроута, изложенным А.А.Бодалевым [4, с.103], существует связь между различными непроизвольными жестами и определенными состояниями. Так, например, пальцы, сведенные кончиками вместе, означают покорность, смирение; палец у губ - стыд; палец, зажатый обвившими его пальцами другой руки, - самоободрение.

Исследователь М.Гельм [4, с.104] считал, что в состоянии эмоционального напряжения и конфликта возникают многообразные движения смущения и беспокойства, которые заключаются в усиленной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, в отбрасывании «мешающих» волос.

Походка человека также обогащает наше впечатление о нем. Она характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью. Походке может быть присуща большая или меньшая естественность. Неестественность в походке появляется у человека при состоянии «скованности», чрезмерного напряжения. Изучением механизма ходьбы и исследованием походки занимались Н.А.Бернштейн [3, с.18], А.Вебер, Дж.Браун, К.Энке, С.Фишер, Р.Покорны и др. Так, Р.Покорны в работе «О выражении человека в походке» указывает, что раскачивание при ходьбе - признак аккуратности, точности, иногда даже педантичности. В некоторых случаях раскачивающаяся походка свидетельствует о тщеславии. Он же полагает, что нарушение нормальных пропорций между ростом человека и длиной его шага тоже может свидетельствовать об определенном состоянии или чертах характера. Необычно большие шаги малорослого могут означать желание быстрее достичь цели, стремительность, энергию. Маленькие шаги высокого человека могут говорить не только о неторопливости, но и о робости, о желании отдалить встречу с кем-то.

Еще одним компонентом физического облика, который влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих, является голос. Голоса людей различаются по высоте, тембру, манере произношения и являются довольно тонким инструментом выражения состояния их владельцев.

Г.Олпорт, по утверждению А.А.Бодалева [4, с.107], считает, что голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека, которому он принадлежит.

По мнению автора дипломной работы, голос действительно может «выдать» переживания человека, сказать об отношении его владельца к тому или иному факту, помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека.

Помимо признаков, образующих физический облик человека, компонентом внешнего облика являются его одежда, прическа, украшения. От оформления облика человека также зависит характер впечатления, которое складывается о нем у воспринимающих его людей.

И завершают систему проявлений физического и в определенной мере духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем, движения и действия. Они совместно с поступками составляют поведение человека. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди приникают в их внутреннее психологическое содержание, познают убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности. Правильной оценке выразительных движений партнера и его личности в целом способствует наличие факторов адекватного восприятия человека человеком:

а) полнота научных знаний о человеке и обществе;

б) широта представлений о человеке, его эмоциональном состоянии, мотивах поведения, подчеркнутых из художественных произведений;

в) широта межличностных контактов и их анализ;

г) психологическая грамотность.

Возвращаясь к особенностям, образующим внешний облик и поведение человека, необходимо отметить, что они могут нести не только осведомительную, но и регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке. В соответствии с этим А.А.Бодалев [4, с.92-93] выделяет следующие функции правильного восприятия человека человеком:

1) Осведомительная функция - система знаний о другом человеке, которая при нормальном течении процесса совместной деятельности, при реализации человеком целей, которых он хотел бы достичь, общаясь с другим человеком, носит осведомительных характер.

2) Регулятивная функция - информация, участвующая в регулировании поведения человека по отношению к другому.

Исходя из сказанного, всю информацию, поступающую в процессе взаимодействия с другим человеком можно условно разделить на группы в зависимости от ее содержания, способов хранения и целей использования:

а) общеосведомительная информация - это информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накапливается и сохраняется длительное время, используется при оценке возможностей этого человека;

б) ограниченная осведомительная информация - информация о готовности другого человека к деятельности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности;

в) текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека.

На важность умения понимать другого по внешним проявлениям его эмоционального состояния, внешнему рисунку его поведения указывали Н.К.Крупская и А.С.Макаренко. Н.К.Крупская считала, что опыт преднамеренного наблюдения за состоянием окружающих надо формировать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она указывала, что объектам организованных педагогами наблюдений должны быть представители старшего поколения, дедушки и бабушки, близкие и родственники детей [5, с.24-26].

А.С.Макаренко отмечал, что видеть хорошее в человеке всегда трудно; оно слишком прикрыто повседневностью. Вместе с тем «пониженное представление» о другом сдерживает развитие отношений заботливости, тактичности [5, с.27-29]. В педагогике методики формирования у подростков и старших школьников разрабатывались К.В.Гавриловец. Это методики «Расскажи мне обо мне», методика независимых характеристик [5, с.18].

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что в последнее десятилетие XX в. все больше и больше ученых включаются в разработку данной проблемы - проблемы познания людьми друг друга. Их исследования создают предпосылки для успешного формирования у человека знания других людей, для постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Помимо этого, говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо видеть, что это познание связано с установлением и сохранением коммуникаций, в процессе которых люди выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами и субъектами. Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями об обществе, о человеке и его сознании. Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства - одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания в современную эпоху.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6