бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы бесплатно рефераты

человека школьником

Искусство - своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство.

А.А.Леонтьев

Знания о человеке вообще и о себе, в частности, субъект черпает из самых различных источников, среди которых многими исследователями (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, М.М.Бахтим, Б.С.Братусь, К.М.Долгов, М.С.Каган, С.В.Кондратьев, Б.М.Теплов и др.) отмечаются произведения искусства, которые, по словам С.Л.Рубинштейна, представляют собой овеществленные акты познания людьми друг друга.

Являясь художественной летописью деяний многих поколений людей разных времен, раскрывая внутренний мир личности, проникая в механизмы психики, искусство открывает возможность познания таких сторон действительности и таких сокровенных тайн человеческой психики, которые не могут быть столь же адекватно исследованы наукой.

Художественному видению открывается личность в целом, в совокупности и различных связях ее свойств и черт, в динамике развития. Благодаря органическому сочетанию в художественном образе единичного, особенного, всеобщего, он становится живым настолько, что, как писал М.Горький, «хочется потрогать его рукой». Тогда читатели, по словам В.Г.Белинского, радуются радостями литературных героев, мучаются их страданиями, рассуждают и спорят между собой об их судьбе, как будто дело идет о людях знакомых им [25, с.3].

«Художественный текст, - как отмечал Л.С.Выготский, - направлен на то, чтобы возбудить в людях мысль и эмоции и в этом своем качестве объективируется через восприятие и чувство читателя [5, с.15]. М.С.Салтыков-Щедрин считал, что под влиянием типов, созданных литературой, человек, незаметно для себя, приобретает новые привычки, постепенно вырабатывает из себя нового человека. При этом весь смысл литературы и ее изучения заключается не в накоплении сырых материалов познания, а в познании, истолковании мира, - с тем, чтобы улучшить мир и себя в нем [25, с.5].

Анализируя выше изложенный материал и опираясь на собственный опыт, автор работы склонен к мнению, что художественное произведение - это один из важнейших источников познания психологии человека. Читая их, можно узнать о человеке все: полную гармонию между миром и личностью, слияние с природой, счастье любви и открытий или, наоборот, разлад с миром, дисгармонию души.

С точки зрения науки, процесс психологического познания человека в условиях восприятия его художественного изображения принято обозначать термином художественная перцепция. Более глубокому осознанию или осмыслению сущности данного понятия способствуют исследования Л.Н.Рожиной [26, с.26]. По ее мнению, художественная перцепция предполагает интерпретацию учащимися художественного описания внутреннего мира человека, его переживаний и размышлений; возникновение представлений об уникальности и ценности человеческой личности.

Это дает возможность еще раз подчеркнуть, что в основе литературы лежит познание человека, познание его психологии.

В ходе проводимых исследований белорусским исследователем Л.Н.Рогожкиной [25, с.31-42] были определены основные параметры восприятия человека, изображенного в художественном произведении. В качестве таковых выступают:

1. Глубина - умение за внешними действиями и поступками, словами, невербальным поведением видеть их внутреннее содержание.

2. Широта отражения образа - умение раскрывать множество нравственных оттенков личности, выявлять многовариантность проявления одного и того же качества в разных условиях, анализировать свойства, характеризующие различные персонажи

3. Сложность - умение видеть то общее, что свойственно тем или иным литературным типам, и то особенное, неповторимое, что отличает их друг от друга.

4. Эмоциональность - возникновение эмпатии, выступающей в основных формах: сочувствия и сопереживания. Это умение поставить себя на место другого, увидеть его глазами то, что с ним происходит, испытывать потребность в благополучии другого.

5. Субъектность - отражение объекта как ценности, в основе которого лежит, с одной стороны, глубокое проникновение в образ, а с другой, - формирование определенного отношения к нему.

6. Эстетическая информативность- умение воспринять специфические особенности стиля писателя, его индивидуальности, интонацию его произведений.

Таким образом, проанализировав выше перечисленные параметры восприятия человека, изображенного в художественном произведении, можно сказать, что они предполагают наличие у учащихся определенной системы умений. Последняя в свою очередь обеспечивает доступ к постижению сложности человеческой личности, путей ее самовыражения: своеобразия каждого и одновременно того общего, что позволяет рассматривать художественный образ как способ исследования жизни.

Читая художественное произведение, индивид не только обогащает свои знания и представления о человеке, но и размышляет, переживает, анализирует цели и мотивы поступков действующих героев.

В процессе исследований, проводимых Л.Н.Рожиной [27, с.3-16], было установлено, что более глубокое постижение характеров литературных героев включает постижение, раскрытие для себя:

- их убеждений и идеалов;

- потребностей и интересов;

- отношения к различным людям, событиям;

- жизненных ценностей;

- черт характера;

- особенностей эмоционального состояния;

- уровней притязания;

- привычек, традиций;

- подражаний.

Таким образом, раскрывая всю сложность мотивов, выявляя их динамику, связь с развитием личности, постигая их смысл, читатель-школьник значительно обогащает свой опыт самопознания и познания важных сторон духовного мира человека.

Художественная литература, раскрывая сложность психической жизни человека, обогащает читателя знанием бесконечно многообразного мира его переживаний, что влечет за собой возникновение разного рода эмоций. П.И.Додоновым [25, с.31-42] была предложена следующая классификация эмоций, возникающих не только на уроках литературы, но и в процессе самостоятельного чтения.

В перечень названных эмоций входят:

1. Альтруистические эмоции - возникают в процессе восприятия художественного описания поступков литературно персонажа, проявляют его доброе отношение к другим, чуткость, отзывчивость, дружелюбие, заботливость, жалость.

2. Коммутативные эмоции - возникают на основе потребности в общении, что влечет за собой приобретение желания «пообщаться» с такими интересными, разнообразными и непохожими друг на друга литературными героями.

3. Практические эмоции - связанные с возникновением желания добиться хороших результатов; наслаждения самим процессом работы, открытия нового, ранее неизвестного.

4. Гностические эмоции - проявляются в стремлении разобраться в разных интерпретациях и оценках одного и того же произведения; желании выработать собственную точку зрения; возникновении чувства восхищения творческой индивидуальностью писателя; удивления перед многосоставностью проблем.

5. Эстетические чувства - включают не только наслаждение красотой стихотворения или фрагмента прозы, но и состояние «очищения», «возвышения», «преображения», восхищение гармонией «волшебных звуков, чувств и душ», чувство изящного, тонкого, прекрасного.

6. Лирические эмоции - связаны с употреблением метафорических сравнений, а также довольно редких эпитетов.

7. Глористические эмоции - связаны с потребностью в самоутверждении и славе, где главное место занимает чувство удовлетворения, возникающее в результате осознания своего личностного роста, изменения роли и места, которое ранее занимал среди одноклассников.

8. Гедонистические эмоции - удовлетворение потребности в телесном и душевном комфорте.

Итак, на основе данной классификации, можно сделать вывод, что художественная литература является источником самых разнообразных чувств. Это дает возможность человеку жить полнокровной духовной жизнью.

Таким образом, опираясь на научные знания и исследования, в частности Л.Н.Рожиной, автором дипломной работы освещены основные аспекты восприятия читателями-школьниками художественного образа. С этой целью в работу введено такое новое понятие как художественная перцепция - процесс психологического познания человека в условиях восприятия его художественного изображения. Анализ исследований Л.Н.Рожиной дал возможность говорить, что целенаправленное развитие художественной перцепции способствует развитию социально-перцептивных способностей, которые рассматриваются психологами (В.А.Лабунская, С.В.Кондратьева и др.) как способность понимать психические состояния другого, расшифровывать сложный психологический подтекст различных его действий и поступков, выявлять в них качества личности, мотивы ее поведения, оценивать его отношения с другими.

III. ГЛАВА 2. Операциональные средства формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками

2.1 Учебники по литературному чтению как средство развития у младших школьников навыков понимания других людей

Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим школе о наблюдениях над явлениями природы, социальными явлениями, наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значении» [5]. Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы подтверждает справедливость идеи Н.К.Крупской о том, что уже в начальном образовании учащиеся должны перейти от непреднамеренного восприятия других людей к целенаправленной деятельности наблюдения за внутренним миром другого человека.

Однако внутренним данного исследования стал анализ учебников по литературному чтению для 3 и 4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. Анализ осуществлялся по следующим параметрам:

1) Выявление текстов, представляющих эмоциональное состояние человека в различных жизненных ситуациях;

2) Анализ вопросов к этим текстам с точки зрения направленности на наблюдение за состоянием другого, на развитие эмпатийных и рефлексивных способностей школьника;

3) Анализ тематики заданий творческого характера, заданий для самостоятельной работы, требующих объяснения причин поведения другого.

Итак, анализируя учебник 3 класса, следует отметить, что все литературные произведения, предназначенные для чтения, сгруппированы в 5 разделов:

1) Золото, золото - слово народное…

2) Не меркнет в столетьях строка…

3) Расскажу вам о том, что я видел и слышал…

4) Я с детства с рифмою дружу…

5) Мой друг тебе я посвящаю лучшие сроки.

В каждом из этих разделов есть сказки, рассказы и очерки, повествующие о людях и представляющие их эмоциональные состояния в различных жизненных ситуациях.

Так, например, такие сказки как «Неучтивый сын», «Неведомы рай», «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина, «Лесной гном» Сельма Лагерлеф, «Легенда о матерях» Ивана Панькина; рассказы - «Мишкина каша» Н.Носова, «Шиворот-навыворот» В.Драгунского, «Век его не забуду» С.Волфа, «Дурной товарищ» Дм.Мамина-Сибиряка, «Тема и Жучка» Н.Гарина-Михайловского, «Акула», «Ученый сын», «Мужик и водяной» Л.Толстого, «Усы и поросята» Б.Заходера, «Как Пеппи поселилась в вилле «Курица» А.Лингрен.

Знакомство с вышеперечисленными произведениями подтверждает ранее отмеченную нами мысль о том, что с помощью художественного произведения можно узнать о человеке все: полную гармонию между миром и личностью, слияние с природой, счастье любви и открытий или, наоборот, разлад с миром, дисгармонию души. Помимо этого индивид не только обогащает свои знания и представления о человеке, но и размышляет, переживает, анализирует цели и мотивы поступков действующих героев.

Однако здесь встает вопрос о том, достаточно ли этих произведений, чтобы сформировать у младших школьников направленность на другого, желание распознавать характеры, поступки людей. С этой целью автором проведена количественная обработка содержания учебника. В ходе которой было выяснено, что тексты, представляющие человека в различных жизненных ситуациях, составляют всего лишь 17% от всего содержания книги, в то время как рассказы научно-познавательного характера и тексты о природе - 83% от представленных в учебнике художественных произведений.

Автором работы были проанализированы и вопросы, поставленные к данным текстам. Оказалось, что в этой области методистами уделено недостаточно внимания, поскольку система вопросов к каждому тексту, направленных на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека, оценку его поступков включает всего, как правило, лишь по 1-2 вопросам. Нижеприведенная таблица дает возможность пронаблюдать данную ситуацию на конкретных примерах.

Таблица 1.

Название художественного произведения

Вопросы, направленные на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека

«Неведомый рай»

Шведская народная сказка

1. Каким вам представляется Гаральд? Опишите его.

А.С.Пушкин

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

1. Какие черты характера свойственны попу? Подтвердите это текстом.

2. Как бы вы нарисовали Балду? Почему?

И.Панькин

«Легенда о матерях»

1. Соответствует ли внешнее описание Нептуна его внутреннему миру? Почему вы так думаете?

2. Чем и почему пожертвовали матери ради своих сыновей?

Н.Носов

«Мишкина каша»

1. Понравился ли вам рассказчик? Можно ли назвать его положительным героем?

В.Драгунский

«Шиворот-навыворот»

1. Что можно сказать о герое этого рассказа? Какой он?

С.Вольф

«Век его не забуду»

1. Можно ли назвать действие внука настоящим поступком?

2. Как характеризует героя его поведение? Что вас привлекает в нем?

Дм.Мамин-Сибиряк

«Дурной товарищ»

1. Как выражали свою радость ребята, когда река стала?

2. Почему отец сказал Коле: «Смотри портрет самого дурного товарища?»

Н.Гарин-Михайловский

«Тема и Жучка»

1. Какие качества характера проявились у Темы, когда он выбирался из колодца?

Л.Толстой

«Акула»

1. Подумайте, почему старый артиллерист упал и закрыл лицо руками?

Ю.Коваль

«Усы и поросята»

1. Почему Вася хотел быть грубияном, тертым калачом, стреляным воробьем?

2. Как к происходящему отнеслась мама Евлампьевна? Что о ней можно сказать? Какой она человек?

Итак, сопоставляя содержание текстов, перечисленных в таблице, с вопросами, поставленными к ним, следует отметить, что данные художественные произведения богаты челоковедческими знаниями, но предлагаемые вопросы не позволяют младшим школьникам овладеть ими. Более полный анализ содержания вышеперечисленных вопросов дал возможность автору работы условно разделить их на три группы. Это вопросы, формирующие:

1. умение оценивать героя;

2. умение понимать причины поступков героев;

3. умение определять последствия поступков персонажей.

Примерами вопросов, относящихся к первой группе, могут быть отнесены такие вопросы, как:

- Определите основные черты характера героя (А.Толстой «Акула»)

- Каким вам представился Гаральд? Опишите его («Неведомый рай» Шведская народная сказка)

- Понравился ли вам рассказчик? Можно ли назвать его положительным героем? (Н.Носов «Мишкина каша»)

- Соответствует ли внешнее описание Нептуна его внутреннему миру? Почему вы так думаете? (И.Панькин «Легенда о матерях»)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6