бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Емоційний розвиток дитини раннього віку бесплатно рефераты

Блок “Чувствительности”

Способность воспринимать состояния ребенка (4+4+3-2-2-1+13) /5=3,8 баллов, коэффициент выраженности данной характеристики составляет 76%.

Понимание причин состояния (4+4+4-2-1-2+13) /5=4 балла, что составляет 80% выраженности.

Способность к сопереживанию (3+5+3-2-3-2+13) /5=3,4 балла, что составляет 68%

Блок “Эмоциональное принятие”

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (5+5+4-2-3-1+13) /5=4,2, что составляет 84%.

Безусловное принятие (5+5+4-2-2-1+13) /5=4,4 - 88%

Отношение к себе как к родителю (5+5+4-3-3-3+13) /5=3,6 балла - 72%

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (2+5+5-1=3=2+13) /5=3,8 балла - 76%

Блок “Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия”

Стремление к телесному контакту (5+5+5-1-1-1+13) /5=5 - 100%

Оказание эмоциональной поддержки (4+5+4-3-1-3+13) /5=3,8 балла - 76%

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодейтсвия (4+3+3-1-1-1+13) /5=4 - 80%

Додаток Г

Конспекти для тренингу з розвитку емоційної сфери

Тема: використання дітьми міміки та пантоміміки для висловлювання емоцій

ЗАНЯТИЕ № 1

Знакомство

№1 "Ласковое имя".

Ведущий спрашивает имя каждого ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. При необходимости ведущий помогает.

№2." Украсим дом".

Возьмем обруч и представим, что это наш дом. На столе лежат разные предметы, которыми вы можете украсить свой дом. Выберете самое лучшее и принесите в обруч. Ведущий поощряет детей, спрашивает почему они выбрали тот или иной предмет.

№3." Кто - кто в теремочке живет?".

Дети встают вокруг обруча. Ведущий предлагает назваться им каким-нибудь животным. Ведущий обращается к каждому ребенку: "Кто - кто в теремочке живет?" Ребенок называет животного, а дети хором называют его ласково. Ребенок входит в обруч.

№4. "Приветик - 1".

На большом листе ватмана дети обводят свои ладошки разноцветными фломастерами. Все друг другу помахали ладошками. Ватман вешается на стену на уровне глаз детей.

№5. "Деревцо".

Звучит музыка для релаксации.

Ветер дует мне в лицо - машем ладошками на лицо.

Раскачалось деревцо - раскачиваемся в разные стороны.

Ветерок все тише, тише - пальчик приставить к губам.

Веточки все ниже, ниже - руки плавно опускаются, дети ложатся на коврик.

ЗАНЯТИЕ 2.

Настроение.

Цель: овладение выразительными движениями, овладение навыком произвольных действий.

№1. "Приветик-2".

Дети подходят к плакату с нарисованными ладошками "приветик" и находят свою ладошку по цвету. Ведущий помогает детям найти свою ладошку. Затем ведущий обращает внимание детей на большого плюшевого льва, который сидит в обруче, и предлагает с ним поздороваться. Каждый ребенок жмет лапу льву и называет свое имя ласково.

№2. "Мягкая лапка".

Ведущий берет лапу льва и ласково гладит каждого ребенка по руке со словами: "Анечка хорошая девочка, Вовочка хороший мальчик". Затем ведущий предлагает погладить льва и сказать, какой он хороший.

№3. "Какие мы?".

Мы - козлики - какие вы? - рогатые - показываем рожки.

Мы - ослики - какие вы? - ушастые - показываем длинные уши.

Мы - ежики - какие вы? - колючи - показываем пальцы-иголки.

А мы волчата - ой! - зубастые - покажем зубы.

Ведущий спрашивает детей: "А вы не боитесь волка?" Мы зайчики - какие вы? - прыгучие - дети прыгают.

№4. "Стрекоза замерзла".

Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе теплый домик. Стрекозе холодно, она дрожит. Ведущий показывает, как дрожит стрекоза, стучит зубами, потирает руки, жалобно просит: пожалейте меня, дайте поесть. Один из детей изображает стрекозу, дети вслед за ведущим "мягкой лапкой" ее жалеют и дают "еду".

№5. "Медвежата".

Звучит музыка для релаксации. "Я - мама-медведица, а вы - мои медвежата". Медвежата потянулись, они устали и хотят спать. Дети ложатся на коврик. Ведущий говорит, какие хорошие медвежата.

ЗАНЯТИЕ №3.

Веселый - грустный.

Цель: выражение веселых и грустных эмоций, ознакомление детей с методами саморегуляции.

№1. "Приветик 3".

Ведущий одевает на руку куклу - львенка и здоровается с первым ребенком: "Приветик, я львенок". - "Приветик, я Анечка". Львенок гладит Аню по руке. Затем ведущий отдает куклу ребенку, и он здоровается со следующим ребенком и т.д.

№2. "Тюльпан".

Жил-был Тюльпанчик. - Ладошками изображаем открытый бутон.

Наступила осень, подул холодный ветер. - Дуем холодным воздухом на ладошки.

Тюльпанчику холодно, он закрывается, ему грустно. - Ладошки смыкаются, лицо грустное.

Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветер. - Дуем теплым воздухом на ладошки.

Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. - Ладошки открываются, нюхаем цветочек, личики радостные, хлопаем в ладоши.

№3. "Тюльпан рисуем".

Ведущий объясняет и показывает детям теплые и холодные цвета фломастеров, объясняет, что теплыми цветами раскрашивают хорошее, радостное настроение, а холодными - грустное, печальное. Затем ведущий показывает два больших листа с нарисованными грустным и веселым тюльпанами и предлагает детям раскрасить их теплыми и холодными цветами.

№4. "Веселые и грустные медвежата".

Дети превращаются в медвежат. Медвежата на празднике в детском саду - веселые, радостные. Но вот праздник кончился, и медвежата загрустили (заскучали по маме). И тут пришла мама и принесла всем новые игрушки. Опять радость и веселье.

№5. "Устали медвежата".

Звучит музыка для релаксации. Медвежата устали, они хотят спать, ложатся на коврик и им снится сон: зеленая поляна, на краю поляны стоят кусты и деревья, а за деревьями прячутся медвежата и смотрят, как на поляне играют детки. Они рисуют веселых и грустных тюльпанчиков.

ЗАНЯТИЕ 4.

Веселый - грустный.

Цель: выражение радостных и грустных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

№1. "Ласковый Цыпа".

Упражнение проводится аналогично "Приветик 3".

№2. "Азбука настроений".

Ведущий выбирает из набора карточек всех грустных и веселых персонажей и предлагает детям по очереди выбрать сначала грустных, а затем веселых персонажей.

№3. Ведущий работает в режиме диалога:

А у вас бывает радостное настроение? Когда? А когда бывает грустно? Что делают медвежата, когда им радостно? Ведущий помогает детям с ответами в случае их затруднения: прыгают, поют веселые песенки, дарят подарки, говорят ласковые слова и т.п.

№4 "Праздник у медвежат".

Ведущий делит группу на пары и располагает детей друг напротив друга. "Вы - медвежата, у которых сегодня праздник. Сейчас вы будете дарить друг другу подарки, которые вы держите в лапках." Ладошки детей смыкаются. Ребенок называет "подарок" и "вкладывает" его в ладошки другого.

№5. "Ласковый ветерок".

Сядем на стульчики. "К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще".

ЗАНЯТИЕ 5.

Робкий - смелый.

Цель: знакомство с чувством страха; выражение чувства страха в мимике и пантомимике; овладение приемами преодоления чувства страха.

№1. "Приветик, зайчик!".

Ведущий: " Здравствуйте, сегодня к вам в гости пришел новый герой, но он такой трусишка, что спрятался от нас. Сейчас я вам его изображу, а вы угадаете кто он?" Ведущий изображает зайку. Дети узнают персонаж, а ведущий просит показать, как зайка прыгает, как грызет морковку, как боится (трясет хвостиком и лапами).

№2. "Зайка - трусишка".

Ведущий спрашивает детей: " Чего боится зайка?" Однажды зайка впервые увидел снег и захотел его потрогать, но он боялся. Как трусишка потрогает снег? Дети осторожно трогают "снег" (скомканную белую бумагу): вытянут руку, уберут.

№3. "Смелый зайка".

Надоело зайке бояться. Поза: "руки в боки", нога вперед. "Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки)." №4. "Кошка Добрая - кошка Злая".

А теперь я возьму волшебный колокольчик и, когда он зазвенит, мы превратимся в котят. Встаем на четвереньки и изображаем кошку Добрую (голова вверх, улыбаемся, спина вниз) и кошку Злую (голова вниз, спина выгнута, можно порычать). Упражнение повторить несколько раз.

№5. "Котята устали".

Упражнение выполняется также как "медвежата устали".

ЗАНЯТИЕ 6.

Робкий - смелый.

Цель: продолжение знакомства с чувством страха и способами его преодоления.

№1. "Сказка о страхе".

Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: " Жил - был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…". Давайте нарисуем Страх. Какой он? Дети рисуют Страх и показывают его друг другу.

№2. "Сказка о Страхе (продолжение)".

Ведущий продолжает: " Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело? …". Дети предлагают свои варианты.

№3. "Смелый зайка" (см. Занятие 5).

№4." Зайки устали".

Упражнение выполняется также как "медвежата устали".

II. Тема: Распознавание детьми эмоционального состояния других.

ЗАНЯТИЕ 7.

Цель: овладение навыком распознавания эмоций по графическому изображению.

№1. "Письмо".

Ведущий - "почтальон" раздает детям конверты с пиктограммами животных, отражающими различные эмоции. Дети достают пиктограммы и называют настроение своего персонажа. Затем ведущий просит детей показать такое же настроение.

№2. "Матрешка".

Ведущий делит группу пополам. Одной подгруппе раздаются веселые и грустные матрешки, которые они прячут за спиной, изображая настроение своей матрешки. Другие дети встают напротив и пытаются угадать это настроение. Затем подгруппы меняются.

№3. "Ветерок".

Дети встают в круг. Ведущий предлагает им превратиться в ветерок: "Утром ветерок проснулся и увидел, что день сегодня теплый солнечный. И ветерок закружился плавно, ласково и чуть слышно. Но вот погода испортилась. Сгустились темные тучи, закапал дождь, поднялся страшный ветер… и прогнал тучи. На небе снова выглянуло солнышко, и ветерок успокоился".

№4. "Медвежата устали".

ЗАНЯТИЕ 8.

Цель: овладение навыком выразительности речи.

№1. "Веселый и грустный "Приветик".

Ведущий здоровается с детьми с разным настроением и просит их угадать это настроение. Затем каждый ребенок выбирает себе настроение и здоровается со всеми.

№2. "Зоопарк".

Ведущий выбирает двоих детей и на ушко называет животное (страшный тигр - радостный котенок; радостный щенок - грустный зайка). Дети изображают голосом заданного животного. Ведущий просит угадать: " Кто у нас в гостях: тигр или котенок? Тигр какой?" №3. "Глупый маленький мышонок".

Ведущий читает стишок, а дети голосом изображают животных.

№5." У меня есть собака".

Ведущий предлагает детям сказать фразу "у меня есть собака" с разным чувством (радость, страх, удивление, отвращение, грусть).

№4. "Мышата устали".

ЗАНЯТИЕ 9.

Цель: узнавание чувств по выразительным движениям.

№1. "Бабочки и слоны".

Ведущий предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате как слоны и здороваются друг с другом, кивая головой. Затем ведущий предлагает превратиться в бабочек. Дети легко порхают по комнате и здороваются, легко касаясь друг друга кончиками пальцев.

№2. "Времена года".

Ведущий предлагает детям превратиться в деревце. Деревце разное в различное время года.

Лето. Деревца разговаривают друг с другом, шелестя листочками.

Осень. Листья с деревца облетают, дует сильный ветер, который раскачивает деревца из стороны в сторону.

Зима. Веточки на деревце дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются веселые листочки (показать пальчиками).

№3. "Что делал зайчик?" Ведущий читает стишок, обращаясь к каждому ребенку. Дети показывают, что делал зайчик.

Зайчик, зайчик, где ты был? Этот зайчик в лес ходил.

Этот зайчик воду пил.

Этот зайчик суп варил.

Этот зайчик спал в постельке.

Этот плавал в быстрой речке.

№4. "Зайчики устали".

ЗАНЯТИЕ 10

Цель: закрепление навыка узнавания эмоций.

№1. "Коготки и лапки".

Ведущий предлагает детям превратиться в котят и объясняет: "Если у котят хорошее настроение, то у них мягкие, расслабленные лапки. А если котята разозлились, то они выпускают коготки (ручки напряжены)". Ведущий предлагает помяукать котятам: ласково, показывая лапки, и - зло, показывая коготки.

№2. "Слон и мышка".

Ведущий предлагает детям угадать, кого он будет им изображать: слона или мышку. Дети, угадав, должны произнести низким голосом: "О! Какой слон". Или произнести высоким голосом: " Ой! Какая мышка".

№3. "Зайка - храбрый, зайка - трус".

Дети встают в круг. Ведущий на ушко каждому ребенку предлагает изобразить храброго или трусливого зайку, остальные дети угадывают чувство.

№4. "Доктор Цыпа".

Ведущий предлагает детям превратиться в маленьких пушистых цыплят. Ведущий одевает на руку игрушку (знакомую) и говорит, что цыплята внезапно заболели: у кого голова болит, у кого ножка и т.д. (дети выбирают сами). Цыплята стонут, зовут доктора Цыпу и показывают, что у них болит. Цыпа гладит цыпленка, и тот радостно пищит.

№5. "Цыплята устали".

III. Тема: развитие чувства эмпатии, коммуникативных навыков; закрепление знаний об эмоциях.

ЗАНЯТИЕ 11.

Цель: развитие чувства эмпатии, самоконтроля.

№1. "Мама и малыш".

Ведущий раздает детям игрушки и предлагает им побыть мамой для этих игрушек: ласкать их, жалеть, кормить, играть и т.п.

№2. "Дарю цветок".

Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: " Жил - был цветок. Однажды он проснулся от того, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа).

№3. "Дорожка к другу".

Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям.

№4. "Рыбалка".

Дети садятся вокруг обруча с воображаемыми удочками. Каждый из них по очереди вытаскивает "рыбку" и радуется улову.

№5. "Цепочка".

Ведущий предлагает детям превратиться в яркие, красивые бусинки. "А теперь, давайте возьмемся за руки и станем цепочкой". Ведущий предлагает цепочке встать, не разнимая рук. Подойти к окну, столу, помахать ручками на прощанье.

ЗАНЯТИЕ 12.

Цель: закрепление знаний об эмоциях (радость, зазнайство).

№1. "Я люблю есть …" Ведущий расставляет детей вокруг обруча и объясняет, что он будет называть слова, и если дети это любят, то заходят в обруч.

№2. "Котелок настроения" (радость).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11