бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Заикание бесплатно рефераты

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, ко­торую преимущественно проводит логопед, является: устране­ние речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организу­ет содружественную медико-педагогическую работу необходи­мых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструкто­ра по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, ор­ганизация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

У ребенка надо поддерживать хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование раз­личных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное  значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных орга­нов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Они развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений.

Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и ока­зывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся де­тей приобретают лечебное значение.

Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегета­тивной нервной системы, речедвигательного аппарата, устране­ние судорог, снятие психогенных наслоений.

Роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясня­ется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубер­татными сдвигами и повышением роли слова как фактора соци­ального общения.

Психотерапия  в  комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии — оздоров­ление психики заикающегося.

Оздоравливающее воздействие на заикаю­щегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая при­рода, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое.

Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обу­чения. В  психотерапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В. М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестив­ную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная трени­ровка).

Для маленьких детей рациональная психотерапия выражает­ся в использовании разнообразных игровых приемов, красочно­го дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школьников необходимо широкое использование основных приемов рациональной психотерапии.

Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии (К. М. Дубровский) и в состоянии гипноти­ческого сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воз­действия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной формуле вызывается со­стояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В даль­нейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании. Заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, осо­бенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыха­ния, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.

В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не применяются.

Многие специалисты, работая с заикающимися детьми, исполь­зуют игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица.

Среди активизирующих методов психотерапии значительное место занимают функциональные тренировки (А. Г. Иванов-Смо­ленский). Они представляют собой тренировку не­рвных и психических процессов, укрепление активности и воли.

Все виды психотерапии заикания направляются на устране­ние психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающи­ми; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

Педагогическую часть комплексного подхода составляет кор­рекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая вклю­чает систему логопедических занятий, воспитательные меропри­ятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррек­ционно-педагогических мероприятий, направленных на гармонич­ное формирование личности и речи ребенка с учетом необходи­мости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществля­ется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопе­дическое воздействие реализуется во время групповых и инди­видуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматри­вают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в слу­чае необходимости развитие слухового внимания и фонемати­ческого восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствова­ние грамматического оформления фразы. На занятиях у заикаю­щихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично разви­тую личность.

Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений (коррекция неправильного произношения, бе­седы психологического характера и т. д.).

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим школьни­ков, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходи­мых речевых упражнений, понимание ими требований правиль­ной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функ­ций, воспитание правильной речи.

В литературе имеется несколько мнений о методике воспи­тания правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать, применяя дыхательные дидакти­ческие упражнения. Другие считают, что ритм дыхания восста­навливается через спокойную плавную речь, т. е. воспитывается неторопливый темп речи и в результате нормализуются все ре­чевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители пси­хологической школы считают, что воспитанию речи, а, следова­тельно, и дыхания способствует тренировка воли. В каждом из этих мнений можно найти рациональное, если работу над дыха­нием проводить индивидуально, в зависимости от структуры ре­чевого дефекта.

Консультативно-методическая работа с родителями и педа­гогами направлена на обеспечение благоприятных условий воз­действия на заикающегося ребенка; создание правильного отно­шения к нему дома и в детском учреждении; организацию необ­ходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий.

X.               Заключение.

Несмотря на то, что в настоящее время исследование заикания направлено на раскрытие  его центральных механизмов, последние остаются мало разработанными. Существующие концепции возникновения заикания не объясняют  выявленных клиницистами  разных групп больных, страдающих заиканием, при одинаковом  типе и тяжести  судорожных нарушений речи.

Проблема возникновения  нейрофизиологических механизмов синдрома заикания до сих пор остается нерешенной. Актуаль­ность исследования этой проблемы определяется необходимостью разработки адекватных методов терапии и коррек­ции, поскольку существующие в настоя­щее время подходы к лечению заикания часто не приводят к полному излечению.

При проведении исследований[23] оказа­лось, что некоторые симптомы заикания, непосредственно обусловленные дейст­вием неблагоприятных факторов на ранних этапах онтогенеза, были компенси­рованы с течением времени в силу плас­тичности развивающегося мозга. Дейст­вительно, сравнение данных комплекс­ного обследования детей и взрослых по­казало, что электроэнцефалографические и нейропсихологические признаки изменения функционального состояния мозга на уровне глубинных структур и коры, связанные с нарушением кровооб­ращения в задних, преимущественно ле­восторонних, отделах, ярко проявляясь в детском возрасте, у взрослых уже не от­мечались. При этом неврологическая симптоматика, характеризующая состоя­ние нижележащих (стволовых) отделов нервной системы, менее подверженных пластическим перестройкам, сохраня­лась.

Наряду с этим другие симптомы, свя­занные с дисфункцией высших центров вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливаются и наиболее отчетливо проявляются у взрослых.

Среди основных факторов риска раз­вития заикания наиболее часто называ­ют наследственность, раннее моз­говое повреждение и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Психологическое исследование не вы­явило существенных различий между де­тьми с разными сроками заикания. Всем детям в разной степени были свойствен­ны нарушения эмоциональной сферы, расторможенность, страхи, быстрая ис­тощаемость. Эти наблюдения еще раз подтвердили дисфункцию высших цент­ров вегетативной и эмоциональной регу­ляции у больных заиканием независимо от сроков заболевания и возраста.

Комплексное обследо­вание взрослых с синдромом заикания позволило обнаружить возможные нейрофизиологические механизмы разви­тия этого синдрома. Вместе с тем данные, полученные при исследовании взрослых больных, характеризуют функциональ­ное состояние мозга и эмоционально-во­левой сферы по прошествии длительного периода с момента возникновения забо­левания. Это обстоятельство в силу боль­шой пластичности и компенсаторных возможностей мозга затрудняет выявле­ние тех факторов риска возникновения заикания, которые связаны с ранним постнатальным развитием, а также не позволяет разграничить симптомы, непо­средственно связанные с этиологией за­икания и его последствиями.

В данной работе  заикание рассматривалось с двух точек зрения:

q       с одной стороны как проявление нормального формирования  фразовой речи и как проявление аффективной реакции, но без закрепления патологического стереотипа   речевой функции,

q       с  другой стороны как проявление патологических изменений на  разных уровнях.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что  единой точки зрения по поводу заикания нет до сих пор ни по одному из компонентов структуры данного вопроса (этиология, симптоматика, классификация, методы коррекции).

Тем не менее, нельзя не согласиться  с тем, что практически все современные авторы рассматривают  заикание не как узко речевую патологию, а как целый комплекс  патологически развивающихся органов и систем.

XI.        Л И Т Е Р А Т У Р А

1.      И. Ю. Абелева и др. В помощь взрослым заикающимся. – М., 1969.

2.      Н.М. Асатиани. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. – М.,1983.

3.      П.К. Анохин. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. – М., 1978.

4.      Н.В. Витт. Речь и эмоции: учебное пособие.– М.,1984.

5.      Н.В. Витт. Эмоциональная регуляция  речевого поведения. – М., 1983.

6.      Н.А. Власова. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М.,1959.

7.      Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевский, В.И. Селиверстов. – М.,1968.

8.      И.Г. Выгодская и др.  Устранение заикания  у дошкольников в игре. – М.,1984.

9.      Л.С. Выготский. Мышление и речь // Собр. соч. – М.,1982. – Т. 2.

10.  В.И. Гарбузов. Нервные дети. – М., 1990.

11.  Н.И. Жинкин. Механизмы речи. – М., 1958.

12.  А.И. Захаров. Неврозы у детей. – СПб., 1996.

13.  М. Зееман (пер. с чешск.). Расстройство речи в детском возрасте – М.,1962.

14.  А.Г. Иванов-Смоленский. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности.—М.,1952.

15.  М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить.— М.,1973.

16.  Комплексный  анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология № 5,2000.

17.  Логопедия: Учебник для студентов деф. факультетов пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995.

18.  А.Р. Лурия. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном  развитии. –М.,1955.

19.  А.Р. Лурия, Д.Я. Юдович. Речь и развитие  психических процессов у ребенка.—М., 1957.

20.  В.Н. Мясищев. Личность и неврозы. – М.,1960.

21.     Д.Г. Неткачев Предупреждение и лечение заикания в детском возрасте.—М., 1909.

22.  И.П. Павлов. Экспериментальная  патология высшей нервной деятельности. В  сб.: Избранные произведения. – Госполитиздат., 1949.

23.  Г.Л. Розенгарт-Пупко. Формирование речи у  детей раннего возраста.—М.,1963.

24.  Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб., 1998.

25.  И.А. Сикорский. О заикании. – М.,1889.

26.  Н.П. Тяпугин. Заикание. – М., 1966.

27.  Э. Фрешельс (пер.с нем.).  Заикание – ассоциативная  афазия.—М.-Л., 1931.

28.  В.М.  Шкловский. Психотерапия  в комплексной  системе  лечения логоневрозов // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. – М., 1974.


[1] И.А. Сикорский. О заикании. – М., 1889.

[2] Э. Фрешельс. Заикание – ассоциативная афазия. – М.-Л.,1931.

[3] Д.Г. Неткачев. Предупреждение и  лечение  заикания в детском возрасте. – М.,1909.

[4] А. Адлер Практика  и теория  индивидуальной  психологии.– М.,1993.

[5] И.П. Павлов. Экспериментальая  патология  высшей нервной деятельности. В сб.: Избранные  произведения. – Госполитиздат., 1949.

[6] Там же.

[7] П.К. Анохин. Избранные труды. Философские аспекты теории  функциональной системы – М.,1978.

[8] Там же.

[9] А.Р. Лурия, Д.Я. Юдович. Речь и  развитие  психических процессов  у ребенка. – М., 1957.

[10] Н.П. Тяпугин. Заикание. – М., 1966.

[11] А.Г. Иванов-Смоленский. Очерки патофизиологии временных связей  в нормальном и аномальном развитии. – М., 1952.

[12] С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб., 1998.

[13] М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить. – М.,1973.

[14]Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии  синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология №5,2000.

[15] Н.М. Асатиани. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккер. – М., 1983.

[16] Логопедия: учеб-к для студентов дефект. Фак. пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995.

[17] И.А. Сикорский. О заикании. – М.,1889.

[18] Э. Фрешельс (пер с  нем.). Заикание – ассоциативная  афазия. М.-Л., 1931.

[19] Заикание. Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккер. – М., 1983.

[20] Там же.

[21] Н.И. Жинкин. Механизмы речи. – М.,1958.

[22] В. М. Шкловский. Психотерапия  в комплексной системе лечения  логоневрозов // Руководство по психотерапии/ Под ред. В.Е. Рожнова. – М., 1974.

[23] Комплексный  анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология № 5,2000.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5