бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Заикание бесплатно рефераты

            А.Г. Иванов-Смоленский, изучая  законы взаимодействия корковых  систем у человека, путем многолетних исследований и наблюдений установил  следующие  четыре стадии развития  высшей нервной деятельности ребенка:

1.      раздражения, поступающие в кору головного мозга ребенка только от  непосредственных (несловесных – слуховых, звуковых, болевых, тактильных и др.) раздражителей, вызывают соответствующие им   корковые реакции, выражающиеся  в двигательных вегетативных и соматических  явлениях; эта стадия  является наиболее ранней, нервные процессы происходят  при этом  только в  первой сигнальной системе;

2.      раздражения, поступающие в кору головного мозга от словесных воздействий, вызывают соответствующую   им корковую реакцию, выражающуюся в  движениях (действиях) и вегетативных  явлениях; в этой стадии  нервные процессы протекают  как во второй сигнальной системе (слово-раздражитель), так и в  первой  сигнальной системе (ответная реакция); между корковыми сигналами  устанавливается  динамическая связь и взаимодействие (путь  от второй  сигнальной системы  к первой);

3.      раздражения,  поступающие в  кору  от непосредственных, конкретных  раздражителей – слуховых, звуковых, зрительных, болевых и т.д., вызывают корковые реакции, выражающиеся  уже в слове; наблюдается  дальнейшее развитие  связи и взаимодействие между сигнальными системами,  но только  путь связи иной: от первой  сигнальной системы ко второй;

4.      наконец, раздражения, поступающие  в кору, могут  выражаться  только в словах, реакции на эти  словесные  раздражения выражаются тоже   в словах;  высшие  нервные процессы происходят теперь  главным образом во второй  сигнальной системе.[11]

Если у ребенка отсутствует слух, то речь у него  без соответствующей помощи не появляется: он не слышит слова  окружающих  и не имеет  поэтому  примера для подражания.

2.      Бурное развитие речи.

Кроме того, гармоничное развитие ребенка  происходит на  основе унаследованных им предпосылок лишь тогда, когда он вырастает в человеческом обществе  и  с помощью взрослых  познает окружающий мир.

С.Л. Рубинштейн убедительно доказывает, что овладение родной речью происходит в  процессе  мотивированной деятельности и социального общения. Первый контакт  ребенка с общественной средой, как правило, создается матерью. Она заботится о его здоровье, хорошем самочувствии, прививает ребенку гигиенические навыки, а  также первые нравственные нормы. Так ребенок соприкасается с  определенными отношениями в окружающей его среде. Поскольку речь  социально детерминирована и служит  средством отражения  общественного существования, важнейшими задачами воспитания  являются:

q       Создание положительной эмоциональной  настроенности и активности  и установление постоянной  эмоциональной  связи  между ребенком и  ухаживающим за ним взрослым;

q       Побуждение к  многосторонней активности, создающей основу процесса  обучения и развития представлений об окружающей ребенка действительности, игровой ситуации, руководства играми, движениями и готовности к действиям руками;

q       Обеспечение речевого развития путем систематического  обращения к ребенку  с ласковой речью, начиная с самых первых дней его жизни.[12]

Тщательное наблюдение за речевым развитием, планомерное  проведение мероприятий, воспитывающих речь, путем  доступных  ребенку  разнообразных игр – это путь  к стимулированию  развития у ребенка процессов абстрагирования и обобщения и тем самым  к  осознанному  процессу мышления и к развитию полноценной речи.

Период  наиболее  интенсивного  развития  речи представляет  особую опасность  в отношении заикания. Речь идет о  так называемом  периоде бурного развития речи на 3-м и 4-м году жизни ребенка, когда коммуникативная, познавательная и регулирующая  функции речи быстро  развиваются под влиянием  речевого общения со взрослыми (А.Р. Лурия, 1955).

У многих детей в это время  наблюдается  повторение слогов и слов, которое при поверхностном  рассмотрении сходно с заиканием. Но это – физиологическое явление (физиологические итерации), которое связано с недостаточной  автоматизацией речевой моторики. Атактическое заикание относят за счет  несоответствия между  относительно большим объемом понимания речи и еще  неполноценной  способностью ее воспроизведения. Это состояние также можно охарактеризовать как  простую речевую неготовность.

Если несколько глубже  вникнуть во  взаимосвязь между  возникновением заикания и быстрым развитием  речи, то можно  увидеть  некоторые важные  моменты: в период  бурного развития речи наблюдается  значительное накопление  словарного запаса, причем, наиболее интенсивное обогащение словаря  наблюдается в период  от 2,5 до 4,5 лет. Это является следствием  активно задаваемых детьми вопросов: «А что это?» Одновременно  с развитием  речевой активности  совершенствуются  и общие   двигательные  возможности ребенка, особенно функция рук.[13] На последующих  этапах речевого развития дети начинают пользоваться  спряжениями и склонениями (флексиями).

С.Л. Рубинштейн  (1958)  придает этому явлению  большое значение, так как  благодаря  ему ребенок  впервые  может выразить  свое  отношение  к предметам. Это и образует  основу и содержание  мышления.

Дети оперируют не просто  приобретенными словами, их возможными грамматическими изменениями, а начинают  обращаться с ними и пользоваться  ими самостоятельно и  творчески. К этому периоду  относится активное  детское словотворчество.

М.М. Кольцова объясняет  эти явления тем,  что значение слова  начинает выделяться  из непосредственно предметного  комплекса раздражителей.  Ребенок  проявляет способность переносить значение слова  на другую ситуацию и связывать его  с ней, а это означает, что  аналитико-синтетический  процесс мыслительной деятельности  значительно усложнился (под анализом понимается  абстрагирование от несущественных признаков, а под синтезом – обобщение существенных признаков).

В целом к концу периода  раннего детства и к  началу  дошкольного  возраста  мышление  еще в  основном  образное  и основано на конкретном, эмоциональном восприятии. Эти особенности мышления проявляются  во всех видах деятельности  ребенка дошкольного возраста. Цель, к которой  стремится  ребенок, часто превышает его возможности, а с другой стороны, его интеллектуальное  развитие еще недостаточно для  определения границ  своих возможностей. Когда эти обстоятельства  не принимают во внимание  родители или  воспитатели в их требованиях к  ребенку, у последнего могут возникнуть сильные аффективные реакции. В такой ситуации возможен аффективный срыв, проявляющийся  в какой-либо ситуации и сильно действующий на ребенка.

Аналогичные явления  обнаруживаются и в речи, поскольку дети часто подкрепляют речью свои действия.  Несмотря на полное  усвоение смысловых связей,  значительное  увеличение словарного запаса и все учащающееся использование флексий, у детей в этом возрасте  еще не всегда  бывает достаточный речевой запас, чтобы придать  содержанию своего мышления  соответствующую форму. Словесные обозначения понятий более высоких ступеней интеграции  не всегда  правильны. Иногда понятия  выражаются слишком узко, а иногда они недопустимо обобщаются. Многие дети с помощью  все увеличивающейся способности  к  критике сами понимают  по реакции своего партнера, по  разговору свои,  кажущиеся им  недопустимыми, ошибки и уже сознательно  воспринимают  свой недостаток в подборе слов.

Ситуация усугубляется тем, что взрослые часто обращают  внимание детей на  такие ситуации и травмируют их, вместо того, чтобы  незаметно помочь исправить ошибки. Дети реагируют на такие  недостатки своей речи преимущественно  аффективно,  поэтому возникшее повторение слогов и слов можно  рассматривать как выражение несовершенства, неуверенности речи и как стремление  преодолеть свои  дефекты. Понимание речи всегда  предшествует овладению речью (и взрослые обладают большим пассивным запасом слов, чем активным), но влияние этой закономерности весьма различно в зависимости от возраста  и развития человека.

Описанные итерации (повторения)  возникают  не так  часто, больше  проявляются в период  интенсивного развития речи и имеют физиологический характер. Объяснение физиологических итераций в период интенсивного   развития речи может быть следующим.

Использование  речевого материала в  качестве  средства  абстрактного мышления и обмена мыслями требует  образования  речевых условных связей высшего порядка. Речь предъявляет  высокие требования к  тонко дифференцированной  моторной деятельности, совершенство которой зависит  как от  степени зрелости  центральной нервной системы, так  и от упражнений и связанных с  этим развитием  автоматизмов  движений, что у детей  в фазе  быстрого развития речи  оказывается  еще недостаточным. Это приводит к тому, что у детей  аффективно окрашенное  стремление к  речи может  быть реализовано  не всегда правильно.

Такая речевая неполноценность нормальна, она обусловлена  фазой развития и  более или менее проявляется у всех детей. Следует иметь в виду, что эта фаза  может способствовать проявлению речевой недостаточности и переходу ее в  патологическое явление. Управление  развитием речи  является сложной педагогической  задачей,  при решении которой, к сожалению, слишком часто  взрослые допускают  ошибки.

Социальные условия, в которых вырастает ребенок, имеют   также большое значение для овладения речью.

3.      Симптом заикания как норма у подростков и взрослых.

В период активного развития  эндокринной системы  (пубертат) в  организме происходит ряд изменений. В частности в области моторики у них отмечается  временная  дисгармоничность, движения  их делаются угловатыми, меняется голос. Со стороны  эмоционально-волевой сферы  появляется повышенная  возбудимость, ранимость, неустойчивость. Понижается нервно-психический  тонус. Резко изменяется характер. В  возникновении  горьких переживаний  у подростков приобретает  значение  главным образом  социальный фактор – следовательно, очень значимой становится  функция коммуникации. И здесь снова может произойти  аффективный срыв, и, как следствие, может возникнуть симптом заикания.  Сила, подвижность и равновесие  тормозных и  раздражительных процессов рассогласуются между собой и  происходит сбой в функциональной речевой системе.

У взрослых людей в период каких-либо  аффективных переживаний также может появиться симптом заикания.

Однако, также как  и в случае с подростками, если патологический стереотип, на модели которого  строится программа действия, не закрепляется,  то можно рассматривать этот симптом не как  патологию, а  как внешнее проявление аффекта, проходящее  постепенно с  понижением аффективной реакции.

III.           Возможные причины возникновения  патологического заикания.

К причинам заикания еще в XIX веке относили аффек­ты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери (Хр. Лагузен,1838).

И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Реша­ющую роль И.А. Сикорский  отводил наследственности, считая иные психоло­гические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равнове­сие неустойчивых у детей речевых механизмов.

Зарубежные исследователи середины  ХХ  века, в частности, Э. Фрешельс, в качестве причин возникнове­ния заикания выделяли неправильное воспитание детей, астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний, косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании.

1.      Заикание как следствие минимальной мозговой дисфункции.

Современное комплексное исследование  больных с заиканием  разного возраста и с различными  сроками заболевания, проведенное в  Центре  патологии речи и нейрореабилитации(по данным  И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинской, Т.В. Фридман и В.М. Шкловского[14]), позволило прийти к заключению, что существенными предпосылками возникно­вения заикания являются наследственная дефицитарность вегетативной нервной системы и дисфункция гипоталамо-стволовых отделов мозга, развивающиеся как следствие родовых ос­ложнений. Показано, что ведущей причиной возникновения заикания является действие стрессогенных факторов, которые из-за особенностей развития симпатоадреналовой и гормо­нальной систем наиболее опасно для мальчиков в возрасте от 2 до 5 лет. Неврологическая симптоматика, характеризующая состояние нижележащих (стволовых) отделов нервной сис­темы, была выявлена на ранних стадиях развития заикания и сохранялась на протяжении всего периода наблюдения. Симптомы, связанные с дисфункцией высших центров вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливались с возрастом и наиболее от­четливо проявлялись у взрослых.

Комплексное (неврологическое, психологическое и ЭЭГ) исследование было выполнено на пациентах  с синдромом заикания различного возраста и с различным сроком действия болезни. Это позволило авторам данного  исследования  заключить, что унаследованный дефицит автономной возбужденной системы, и дисфункция мозговой основы и гипоталамических структур из-за родовой травмы – необходимые предварительные условия заикания, а также то, что  эмоциональное напряжение – основная причина заикания, и это особенно опасно для мальчиков возраста от 2 до 5 лет из-за особенностей ряда свойств регулирующей доводки нервно-гуморальной системы. Мозговые признаки дисфункции основы наблюдались  у всех пациентов независимо от возраста. Признаки промежуточного мозга структурируют дисфункцию, расширяющуюся с возрастом и  в связи со сроком действия заикания.

Изменение функционального состоя­ния этой системы у обследованных боль­ных заиканием подтвердилось также данными неврологических и психологи­ческих наблюдений. Так, основными симптомами, отмеченными у всех боль­ных, были множественные вегетативные нарушения, а также недостаточность тех черепно-мозговых нервов, в состав кото­рых входят вегетативные волокна (III, IV, VI, VII, IX, Х пар). Согласно данным пси­хологического обследования эмоцио­нально-аффективной сферы, в 80 % слу­чаев отмечались снижение эмоциональ­ного фона, неадекватное реагирование или эмоциональные пароксизмы.

Ре­зультаты нейропсихологического обсле­дования  свидетельству­ют о преимущественной дефицитарности правополушарных высших психичес­ких функций. Эти результаты косвенно подтверждают возможное уча­стие диэнцефальных (в том числе гипота­ламических) отделов мозга в формирова­нии синдрома заикания, так как имеются данные о большей подверженности структур правого полушария влиянию со стороны диэнцефальных регуляторных систем.

2.      Возникновение заикания, как следствие особенностей  развития симпатоадреналовой и гормональной систем.

Согласно данным анамнеза, у всех об­следованных нами больных с заиканием в истории развития были отмечены стрессогенные факторы — сильный ис­пуг (33 %), длительная психическая трав­ма (55 %) и в меньшем проценте случа­ев — высокая температура (физиологи­ческий стресс). Этот факт при сопостав­лении с представленными выше данными комплексного исследования позволил сформулировать гипотезу, согласно ко­торой основной причиной заикания яв­ляется дисфункция гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса под влиянием пережитого стресса. Известно, что именно гипоталамо-гипофизарно надпочечниковый комплекс является основной регуляторной системой, обеспе­чивающей адаптацию организма к условиям стресса.

Предложенная гипотеза позволяет объяснить возрастную и половую специфичность синдрома заикания. Можно предположить, что возникновение заика­ния преимущественно в детском возрасте, и значительно больший процент мальчиков, чем девочек, среди заболевших, объ­ясняется особенностями развития симпатоадреналовой и гормональной систем.

Наиболее уязвимыми для стресса яв­ляются те функциональные системы и органы, которые имеют генетическую или приобретенную предрасположен­ность к повреждению, а также интенсив­но развивающиеся в данный момент структуры.

Именно на период с 2 до 5 лет — наиболее часто встречающийся возраст возникновения заикания — при­ходится скачок в развитии симпатоадреналовой системы, а гипоталамус оконча­тельно созревает к 13 — 14 годам, когда за­канчивается формирование гипоталамо-гипофизарных нейросекреторных свя­зей. Кроме того, в этом возрасте про­исходит интенсивное структурно-функ­циональное созревание коры больших полушарий, в том числе и в ассоциатив­ных речевых зонах, что влечет за со­бой формирование фразовой речи, в свою очередь требующей развития арти­куляционного аппарата. В связи с этим неслучайным представляется совпадение сроков появления симптомов заикания и фразовой речи.

Как уже отмечалось, другим отличи­тельным признаком синдрома заикания является преимущественная предраспо­ложенность к нему мальчиков, что указы­вает на роль половых гормонов в развитии этого заболевания. Действительно, важ­ную роль в реакции организма на стрессо­вую ситуацию играют надпочечники, и те же структуры в детском возрасте до поло­вого созревания секретируют половые гормоны. В то же время под контролем мужских гормонов андрогенов активиру­ется рост гортани, удлинение голосовых складок, меняется голос. Поскольку все эти процессы происходят при участии  языкоглоточного ЧМН (IX—Х пары), то можно ожидать, что в условиях стресса, влияющего на состояние гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса, гормональные нарушения приводят к дис­функции гортанно-глоточного аппарата в первую очередь у мальчиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5