Заикание
IV.
Теоретические представления о механизме нарушения
центральной регуляции речевой функции при заикании.
Судорожные
проявления (заикание) в двигательном компоненте экспрессивной речи
возникающие, как правило, в детском возрасте, свидетельствуют о том, что в период
становления функциональной структуры речи ее связи избирательно непрочны по
сравнению с другими функциональными системами, которые уже оформились
функционально и структурно.
При
возникновении заикания у ребенка до появления запинок в речи уже формируются,
но еще не автоматизируются артикуляторно-дыхательные механизмы речеобразования.
Вероятно, вследствие различных вредностей (наиболее частая причина –
эмоциональный стресс) происходит изменение взаимоотношений различных уровней
функциональной системы речи, ведущей к рассогласованию их деятельности и к подаче
извращенного сигнала к действию на артикуляторные мышцы, внешним проявлением
чего является заикание.
Согласно
этому представлению, запинки в речи, благодаря обратной афферентации
(кинестетической и слуховой), сообщающей действительные параметры результата
действия, с возрастом перестраивают всю функциональную систему экспрессивной
речи: возбуждается система ориентировочного рефлекса, посылаются дополнительные
импульсы к моторным центрам речи, непосредственно не связанные с речевой
деятельностью. Клиническим выражением этих процессов являются сопутствующие
речи движения мимической и скелетной мускулатуры. Постепенно формируются патологически
усиленные обстановочные афферентации.
В
возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения
нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного
мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен,
с одной стороны, состоянием нервной системы, ее предрасположенностью к
отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными
экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо
уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что
проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и
судорожности. Нарушение корковой деятельности в данном случае является первичным
и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и
нарушению тех условно рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность
подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная
регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности
стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку
в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных
мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а
при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают
понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения
корково-подкорковых отношений.
Речевые
затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой
язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой
сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.
У
взрослых заикающихся появляются отрицательные эмоции под влиянием как
реальных, так и ожидаемых и представляемых трудных речевых реакций. У них
возникают эмоциональное напряжение, вегетативные нарушения, логофобия и связанное
с этими явлениями вторичное ухудшение экспрессивной речи. Клинически это
больные, страдающие заиканием на фоне невротических расстройств, а само
речевое нарушение можно квалифицировать как невротическое заикание.[15]
1.
Развитие
невротического заикания.
Развитие
невротического заикания может быть представлено в четырех основных периодах.
1.
К первому периоду относятся те формы заикания,
при которых имеется только начальная судорожность речевых движений и когда
ребенок по-детски еще не замечает наступивших расстройств. В случае, если
эти речевые расстройства не проходят, то болезнь переходит в следующий,
второй период.
2.
Ко второму периоду болезни относятся те
затянувшиеся случаи заикания, когда ребенок уже начинает замечать
затруднения в своей речи и невольно начинает применять для преодоления этих
затруднений напряжение при звукопроизнесении. Возникают сопутствующие движения.
Усиливается «нервность». Эта форма заикания бывает в дошкольном возрасте и в
первые годы школы. В дальнейшем невроз начинает принимать более тяжелую форму.
3.
В третьем периоде болезни, относящемся к
подростковым и более поздним годам, на первый план выступают представления о
трудности произнести слово и страх речи, которые вызывают усиление
судорожности. Поведение больного заиканием обычно проходит теперь под знаком
смущения, неуверенности, страха речи, уловок и постоянного наблюдения за своей
речью. Изменяется характер больного, который приобретает астенические свойства.
4.
В четвертом периоде заикание в громадном
большинстве случаев начинает постепенно ослабевать. В зрелом возрасте
заикание наблюдается крайне редко, а если и проявляется теперь, то
представляет собой остатки старых навыков, как бы намек на то, что было.
Представленные
здесь периоды развития заикания в действительности, конечно, не так строго
разграничены, переходы постепенны, явления одного периода вплетаются в другой.
Есть исключения, когда развитие невроза идет по иным путям.
2.
Заикание
с органическим нарушением центральной нервной системы.
Наряду
с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы, в том числе
органическое;
Е.
Пишон выделяет две формы органического заикания:
–
первая по типу корковой афазии, когда нарушаются
системы ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь;
–
вторая представляет своеобразную моторную
недостаточность речи по типу дизартрии и связана с поражением подкорковых
образований.[16]
У
больных с заиканием при раннем органическом поражении центральной нервной
системы, главным образом структур, обеспечивающих моторную деятельность,
двигательные навыки отстают в развитии в раннем детстве (сидение, стояние,
ходьба), и на всю жизнь остается моторная неловкость. Поражение моторной
сферы особенно затрагивает речевую систему. На фоне позднего развития речи у
таких больных наблюдается множество различных нарушений в произнесении
звуков. Это происходит не за счет анатомической недостаточности
артикуляционного аппарата, а за счет задержанного или неправильного
формирования функционально-структурных связей.
Заикание
у детей с органическим поражением центральной нервной системы проявляется
часто с самого начала становления речевой функции (именно проявляется, а не
появляется). Это становится понятным, если учесть, что речевая кинестезия
является основой внутренней согласованности систем речедвигательного
анализатора. Становление речи в описанных условиях препятствует формированию
нормальных речедвигательных стереотипов, так как с самого начала отсутствуют
правильные кинестетические ощущения. Последнее, вероятно, приводит к
извращению афферентного синтеза и формированию анормальной программы действия.
Видимо,
неправильное формирование функциональной системы речи у больных с
органическим поражением центральной нервной системы требует перестройки определенных
связей главным образом в моторном отделе речевой функциональной системы.
Таким образом, в тех случаях, когда нервные механизмы заикания идут по
органо-функциональному пути, то изменение патологических взаимоотношений в
функциональной системе речи должно осуществляться за счет выработки новых речеобразовательных
механизмов.
V.
Симптоматика заикания.
Выделяя при всем многообразии клинической
картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают
расстройства физиологического характера.
На основе физиологических расстройств
формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют
заикание, и тогда психологические изменения нередко выступают на первый план.
Впервые наиболее полно симптоматика заикания
была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889).
В настоящее время условно выделяются две группы
симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и
социальные (психологические).
1.
Биологические
(физиологические) и социальные (психологические) симптомы.
К физиологическим симптомам
относятся:
речевые судороги, нарушения ЦНС и физического
здоровья, общей и речевой моторики.
К психологическим:
речевые запинки и другие нарушения экспрессивной
речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические
особенности.
Основным
внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги в процессе
речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2
секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.
Судороги
различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации
(дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических
судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое
сокращение мышц — тонус: «т-ополь» ( черта после буквы обозначает судорожно-затянутое
произношение соответствующего звука). При клонических судорогах
наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних
и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами
обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его
функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно,
в процессе речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).
В
зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги делят на:
дыхательные, голосовые и артикуляционные.
Отмечаются
три формы нарушения дыхания при заикании:
экспираторная форма (судорожный выдох),
инспираторная форма (судорожный вдох,
иногда со всхлипыванием),
респираторная форма (судорожные вдох и
выдох, нередко с разрывом слова).
Судороги
в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
q
смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки
не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же
образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся
(«А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»);
q
размыкательная (голосовая щель остается открытой
— при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
q
вокальная, свойственная детям (впервые выделена
И.А. Сикорским)[17].
Дети протягивают гласные в словах.
В артикуляционном аппарате
различаются судороги:
q
губные,
q
язычные,
q
мягкого нёба.
Чаще и резче они проявляются при
произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т. д); реже и менее
напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги
проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также
в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.
Следовательно, помимо затруднений,
обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют
грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При
этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание
усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения произносимого:
заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных
рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо
подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты
заикания имеет ритм речи.
В экспрессивной речи заикающихся детей
отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность
фонетико-фонематических нарушений заикающихся дошкольников составляет 66, 7 %,
среди младших школьников — 43, 1 %, средних — 14, 9 % и старших — 13, 1 %.
Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34 %
случаев отмечаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов,
формирования фразовой речи.
Нарушаются словесное ударение, интонация,
ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются
громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с
речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.
В
проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения речевой и
общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики,
миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся
вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать
или облегчить свою трудную речь.
Отмечается
общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство,
расторможенность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр.
Еще в начале XX в. Э. Фрешельс
подчеркивал, что «специфической основой заикания» является то психическое
состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи».[18]
Н. И.Жинкин, рассматривая заикание как
расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает
опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как
дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка.
Это состояние через несколько повторений
превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь
уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на
приеме усиливает дефект на выходе.
2.
Фиксированность
на дефекте и эмоциональное реагирование на дефект.
Исследователи
заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное
содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое,
концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное
отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).
Можно
представить психологическую модель возникновения и развития феномена
фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов,
состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно
говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а
в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального
реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое
отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в
волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе
с заиканием. Понятие феномена фиксированности в данном случае можно
определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта
(речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это
результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях
(или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в
психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в
его взаимодействии с окружающей социальной средой.
Важно
найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность
разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого
критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения
заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное
и безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие,
наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи
с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для
выделения соответственно трех групп заикающихся:
1.
Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от
сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения,
обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению
дефекта.
2.
Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают
свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются
меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд
неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. На этой стадии может возникнуть
первые признаки логофобии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|