бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Заикание бесплатно рефераты

IV.            Теоретические представления о механизме нарушения центральной регуляции  речевой  функции при заикании.

Судорожные  проявления (заикание) в  двигательном компоненте экспрессивной речи возникающие, как правило, в детском возрасте, свидетельствуют о том,  что  в период становления  функциональной структуры речи ее связи  избирательно непрочны по сравнению с другими функциональными системами, которые уже оформились  функционально и структурно.

При возникновении заикания  у ребенка  до появления запинок  в речи  уже формируются, но еще не автоматизируются  артикуляторно-дыхательные механизмы речеобразования. Вероятно, вследствие различных вредностей (наиболее частая причина – эмоциональный стресс) происходит  изменение взаимоотношений различных уровней функциональной системы речи, ведущей к рассогласованию их деятельности и к подаче  извращенного сигнала к действию на артикуляторные мышцы, внешним проявлением  чего  является заикание.

Согласно этому представлению, запинки в речи, благодаря обратной афферентации (кинестетической  и слуховой), сообщающей  действительные параметры результата действия, с возрастом  перестраивают всю  функциональную систему  экспрессивной речи:  возбуждается  система  ориентировочного рефлекса, посылаются  дополнительные импульсы к моторным  центрам  речи, непосредственно не связанные  с речевой  деятельностью. Клиническим выражением этих процессов являются сопутствующие  речи движения  мимической и скелетной  мускулатуры. Постепенно формируются  патологически усиленные  обстановочные афферентации.

В возникновении заикания первостепенную роль играют на­рушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обус­ловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее предрасположенностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области вы­сшей нервной деятельности — речи, что проявляется в наруше­нии координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности в данном случае является пер­вичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно рефлекторных меха­низмов, которые регулируют деятельность подкорковых образо­ваний. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдви­ги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в меха­низме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта систе­ма ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заика­ния как своеобразного нарушения корково-подкорковых отноше­ний.

Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического раз­вития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

У взрослых  заикающихся  появляются отрицательные  эмоции под влиянием  как реальных, так и ожидаемых  и представляемых  трудных речевых реакций. У них возникают  эмоциональное напряжение,  вегетативные нарушения, логофобия и связанное  с этими  явлениями вторичное  ухудшение экспрессивной речи. Клинически это больные, страдающие  заиканием на фоне  невротических расстройств, а само речевое  нарушение  можно квалифицировать как  невротическое заикание.[15]

1.      Развитие невротического заикания.

Развитие невротического заикания  может быть представлено в   четырех основных периодах.

1.      К первому периоду  относятся те  формы заикания, при которых имеется  только начальная судорожность речевых движений и когда ребенок  по-детски  еще не  замечает наступивших расстройств. В случае, если  эти речевые расстройства  не проходят, то болезнь  переходит в следующий, второй период.

2.      Ко второму  периоду болезни относятся  те затянувшиеся  случаи заикания, когда ребенок уже начинает  замечать  затруднения в своей речи и невольно  начинает применять  для преодоления  этих затруднений напряжение при звукопроизнесении. Возникают сопутствующие движения. Усиливается  «нервность». Эта форма заикания бывает в дошкольном  возрасте  и в первые  годы школы. В дальнейшем невроз начинает принимать более тяжелую форму.

3.      В третьем периоде  болезни, относящемся к  подростковым и более поздним годам, на первый план  выступают  представления о трудности  произнести слово и страх речи, которые вызывают усиление судорожности. Поведение больного заиканием обычно проходит теперь под знаком  смущения, неуверенности, страха речи, уловок и постоянного  наблюдения за своей речью. Изменяется характер  больного, который приобретает  астенические свойства.

4.      В четвертом  периоде  заикание в громадном большинстве случаев начинает постепенно  ослабевать. В зрелом возрасте  заикание наблюдается крайне редко, а  если и проявляется теперь, то  представляет собой остатки старых навыков, как бы намек на то, что было.

Представленные здесь периоды развития заикания в действительности, конечно, не так  строго разграничены, переходы постепенны, явления одного периода вплетаются в другой. Есть исключения, когда развитие невроза идет по  иным путям.

2.      Заикание с органическим нарушением центральной нервной системы.

Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы, в том числе  органическое;

Е. Пи­шон выделяет две формы органического заикания:

–        первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциатив­ных волокон и страдает внутренняя речь;

–        вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизарт­рии и связана с поражением подкорковых образований.[16]

У больных с заиканием  при раннем органическом поражении центральной  нервной системы, главным образом структур, обеспечивающих моторную деятельность, двигательные навыки отстают в развитии в раннем  детстве (сидение, стояние, ходьба), и на всю жизнь  остается моторная неловкость. Поражение моторной  сферы  особенно затрагивает  речевую систему. На фоне  позднего развития речи у таких больных наблюдается  множество   различных нарушений в произнесении звуков.  Это происходит  не за счет анатомической недостаточности  артикуляционного аппарата, а за счет задержанного  или неправильного  формирования  функционально-структурных связей.

Заикание  у детей  с органическим  поражением  центральной нервной системы проявляется  часто с самого начала  становления речевой функции (именно проявляется, а не появляется). Это  становится  понятным, если учесть, что речевая  кинестезия является основой  внутренней согласованности систем речедвигательного анализатора. Становление речи в описанных условиях препятствует формированию нормальных речедвигательных стереотипов, так как с самого начала отсутствуют  правильные кинестетические ощущения. Последнее, вероятно, приводит к  извращению  афферентного синтеза и формированию анормальной программы действия.

Видимо, неправильное  формирование  функциональной системы речи у больных с органическим поражением  центральной нервной системы требует  перестройки определенных  связей главным образом  в моторном  отделе  речевой функциональной системы. Таким образом, в тех случаях, когда  нервные механизмы заикания идут по  органо-функциональному  пути, то изменение патологических взаимоотношений в функциональной системе речи должно осуществляться  за счет выработки новых речеобразовательных механизмов.

V.               Симптоматика заикания.

Выделяя при всем многооб­разии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологи­ческого характера.

На основе физиологических расстройств формируются пси­хологические особенности личности заикающегося, которые усу­губляют заикание, и тогда психологические изменения нередко выступа­ют на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была пред­ставлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889).

В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологи­ческие) и социальные (психологические).

1.      Биологические (физиологические)  и социальные (психологические) симптомы.

К   физиологическим  симптомам относятся:

речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.

К  психологическим:

речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психоло­гические особенности.

Основным  внешним  физиологическим симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.

Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыха­тельные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по часто­те. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — то­нус: «т-ополь» ( черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение  соответствующего звука). При клонических судорогах наблюдается ритми­ческое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управ­ляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).

В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги делят на: дыхательные, голосовые и артикуляци­онные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:

экспираторная форма (судорожный выдох),

инспираторная  форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),

респираторная  форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

q       смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые склад­ки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно пре­рывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»);

q       размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмол­вие или шепотная речь);

q       вокальная, свойственная детям (впервые выделена И.А. Сикорским)[17]. Дети протягивают гласные в словах.

В артикуляционном аппарате различаются судороги:

q       губ­ные,

q       язычные,

q       мягкого нёба.

Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.

Следователь­но, помимо затруднений, обусловленных фонетической приро­дой самих трудных звуков, большую роль играют грамматичес­кие факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмо­ционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при труд­ных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пе­ресказе хорошо подготовленного учебного материала. Извест­ное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Рас­пространенность фонетико-фонематических нарушений заикаю­щихся дошкольников составляет 66, 7 %, среди младших школь­ников — 43, 1 %, средних — 14, 9 % и старших — 13, 1 %. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34 % случаев отмечаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов, формирования фразовой речи.

Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь пре­рывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяют­ся громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голо­са, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоя­нием заикающегося.

В проявлениях заикания характерными являются также раз­личные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам отно­сятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикаю­щиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Отмечается общее моторное напряжение, скован­ность движений или двигательное беспокойство, расторможен­ность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр.

Еще в начале XX в.  Э. Фрешельс подчеркивал, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расст­ройства речи».[18]

Н. И.Жинкин, рассматривая заикание как расстройст­во речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрас­тает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесе­ние оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается рече­вая саморегулировка.

Это состояние через несколько повторе­ний превращается в патологический условный рефлекс и возни­кает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс стано­вится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

2.      Фиксированность на дефекте и эмоциональное реагирование на дефект.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на де­фекте вкладывают разное содержание: особое свойство внима­ния (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональ­ное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

Можно представить психологическую модель воз­никновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состоя­ний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени про­дуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее про­текания. От первого непроизвольного эмоционального реагиро­вания на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными пережива­ниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической дея­тельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформирован­ных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающе­гося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей со­циальной средой.

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефек­те. В качестве такого критерия могут быть использованы 3 вариан­та эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (без­различное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, нали­чие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фик­сация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фикса­ции: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обид­чивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к пре­одолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фикса­ции: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, ста­раются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испыты­вают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой не­достаток. На этой стадии может возникнуть первые признаки логофобии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5