бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Заикание бесплатно рефераты

3. Выраженная степень болезненной фик­сации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выли­ваются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполно­ценности. Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, выраженная логофобия,  страх перед людьми, ситуациями и пр.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее: фиксированность является одним из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоле­ния.

Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоцио­нальным отношением к своему дефекту.

Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в обратной  зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте.

Также имеется прямая зависимость фиксированности на дефекте от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных фак­торов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, без­защитность, боязливость, робость, внушаемость и др.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных соци­альных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические осо­бенности заикающихся.

Попытки замаскировать речевые труд­ности порождают у заикающихся различные неречевые и рече­вые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизываиие губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т. д.

VI.            Классификация заикания.

В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьно­го возраста. Первые попытки создания классификации относятся к 1937 го­ду.

1.      По этиологическому признаку.

A.     Affister (1937, 1958)  разделила всех заикающихся по этио­логическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:

Ø      заикание, сопровождающееся аномалиями в струк­туре или функции органов, участвующих в речи;

Ø      связанное с левшеством;

Ø       по подражанию;

Ø      сопровождающееся эмоцио­нальной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.

2.      По анатомо-физиологическому признаку.

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей:

Ø      дети с паллидарным синдромом — отмечают­ся психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;

Ø      дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

3.      По клиническому признаку.

По клиническому признаку классификация заикания представ­лена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др.[19]

Так, В. С. Кочергина выделяет

Ø      детей, у которых следствием заикания явилась неуравнове­шенность поведения;

Ø      детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и по­явлению черт общей детской нервности;

Ø      детей с повы­шенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сер­дечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дис­трофии;

Ø      детей, у которых до заикания имелись при­знаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

4.      По форме заикания.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания:

Ø      то­ническая,

Ø      клоническая.[20]

В данной классификации учитываются  также некоторые этиологические факторы, вто­ричные психические симптомы, степень успешности логопеди­ческого воздействия.

VII.        Другие аспекты классификации заикания.

1.      Заикание в психологическом аспекте.

Проблемой  заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей занимались многие исследователи. Изучение у заикаю­щихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее само­регуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение со­ставляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автома­тически и не требуют произвольной регуляции, то для заикаю­щихся регуляция представляет сложную задачу, требующую про­извольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отлича­ются большей инертностью психических процессов, чем нормаль­но говорящие, им свойственны явления персеверации, связан­ной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей заика­ющихся как с помощью клинических наблюдений, так и с приме­нением экспериментально-психологических методик. С их по­мощью можно выявить тревожно-мнительный характер, подозритель­ность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склон­ность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

2.      Заикание с точки зрения психолингвистики.

Попробуем  рассмотреть механизм заикания с позиций психолингвистики.

Данный аспект изучения предпола­гает выяснение того, на какой стадии возникновения речевого вы­сказывания начинаются  судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1)      наличие потребности в речи, или коммуникативное наме­рение;

2)   рождение замысла высказывания во внутренней речи;

2)      звуковая реализация высказывания.

В разных структурах ре­чевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и дли­тельности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного.[21]

И. Ю. Абелева (и др.) считают, что заикание возника­ет в момент готовности к речи при наличии у говорящего комму­никативного намерения, программы речи и принципиального уме­ния говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Воз­никают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, за­вершающей фазе.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заика­ния неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невроти­ческое расстройство, которое является результатом  нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстройст­во, явившееся результатом зафиксированного рефлекса непра­вильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых за­труднений разного генеза.                         

В  третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В  четвертых — механизм заикания можно объяснить на осно­ве органических изменений центральной нервной системы. Воз­можны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического ха­рактера, составляющие единство.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассмат­риваются с разных позиций, но каждая из них является право­мерной, так как имеет свое научное обоснование.

VIII.     Степени  и типы течения заикания.

Различают три степени заикания:

q       легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро вы­сказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются;

q       средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется силь­ное заикание;

q       тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Выделяются следующие типы течения заикания:

q       постоянный— заикание, возникнув, проявляется относительно посто­янно в различных формах речи, ситуациях и т.д.;

q       волнообразный  — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает;

q       рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

IX.            Возможные методы коррекции заикания.

Становлению современного комплексного подхода к преодо­лению заикания предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточ­ная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уров­нем знаний о его природе.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и ме­тодов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В пер­вом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургичес­кие, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочета­ния лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

1.      Терапевтические средства.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все време­на, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна  и др.). Терапевти­ческие средства не являлись исчерпывающими в лечении заика­ния, а лишь в той или иной степени дополняли его.

2.      Хирургический метод.

Хирургический метод лечения заикания приме­нялся с 1 в. н. э. до середины XIX в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он поя­вился в результате понимания заикания как следствия патологи­ческого строения органов артикуляции или недостаточной ин­нервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком  во время речевых упражнений.

И впоследствии специалисты при­меняли при лечении заикания различные механические приспо­собления: Итар — язычную вилку, Коломба — язычный нажиматель и распорку для губ, Эрве-де-Шегуан —накладки на оба ряда зубов, Кленке — деревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель — скобы из китового уса на нижние зубы и т. д.

Орто­педические средства имели вспомогательное значение в лече­нии заикания.

3.      Психотерапевтические воздействия.

Психотерапевтические воздействия. С появлением взглядов на заикание как на невротическое рас­стройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления ви­дели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

4.      Дидактические приемы.

Дидактические приемы. Последователи дидак­тических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняе­мых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элемен­ты речи, так и речь в целом (Андрес, Гимиллер, Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, Куссмауль, Ли).

5.      Система лечебно-педагогических мер.

Система лечебно-педагогических мер. Первыми попытками определить систему лечебно-педагогического   воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского (1897).

И. А. Сикорский в лечение заикания включал:

а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различ­ных форм речи);

б) психотерапевтическое лечение (создание со­ответствующих условий, окружающих больного, последователь­ное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.);

в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).

В настоящее время  многие исследователи  уделяют много внимания  психотерапевтическим воздействиям на личность заикающегося  в  комплексной системе  лечения.[22]  Опираясь на исследования отечественных физиологов — И. М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики преодолели тенденциозность разработан­ных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания.

6.      Комплексный подход к преодолению заикания.

Большинство исследователей заика­ния отмечают сложный системный ха­рактер этого

заболевания, возникнове­ние которого связано как с биологичес­кими, так и с психологическими,

а воз­можно, и социальными причинами.

Под современным комплексным подходом к преодолению за­икания понимается лечебно-педагогическое воздействие на раз­ные стороны психофизического состояния заикающегося разны­ми средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препара­ты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопеди­ческие занятия, логопедическая ритмика, воспитательные меро­приятия. Цель их — оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; социальная реадаптация и адаптация заикающегося.  В настоящее время делаются попытки глубже изу­чить индивидуальные психологические особенности заикающих­ся.

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздей­ствия на заикающихся можно условно разделить на две состав­ные части: лечебно-оздоровительную  и  коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устра­нение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых су­дорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5