бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях бесплатно рефераты


Из Таблицы №4 мы видим, что у девушек с умеренным уровнем  тревожности  сотруднический  и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а  высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях.

Соотнесем также результаты исследования по юношам в таблицу №5.

Табл.№5. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях  и уровня тревожности у юношей.

Ф.И.

Сотр.

Сопер.

Компр.

Избег.

Присп.

СТ

ЛТ

1

Р.Я.

9

4

8

5

4

37

44

2

Б.В.

8

9

6

-

7

50

45

3

И.Э.

8

6

7

4

5

38

47

4

Б.А.

10

6

8

-

6

31

28

5

К.И.

8

3

9

5

5

2

34

6

Г.Л.

6

8

6

4

6

55

48

7

Т.Е.

9

-

6

8

7

36

31

8

Р.М.

8

1

9

5

7

40

41

9

П.К.

8

-

8

6

8

32

37

10

З.С.

6

4

10

5

5

32

30

11

М.Р.

10

4

8

7

1

35

31

12

Я.Р.

9

-

8

5

7

24

27

13

З.А.

7

5

6

3

9

37

30

14

Г.Д.

9

7

3

5

6

31

32

15

С.М.

8

2

8

6

6

35

44

16

М.К.

7

4

9

5

5

35

42

17

А.Д.

12

6

8

2

2

29

31

18

Ф.Ю.

9

6

8

1

6

36

38

19

Е.А.

7

5

8

6

4

30

33

20

К.А.

8

10

3

7

2

57

53

21

А.Р.

9

4

4

5

8

31

39

22

Б.В.

5

9

7

8

2

49

55

23

С.Н.

6

10

4

7

3

47

44

24

З.Р.

9

2

9

7

3

42

42

25

П.А.

8

5

8

6

3

39

36

26

Т.Р.

7

9

1

6

7

53

45

27

З.И.

9

5

7

6

3

43

37


Таблица №5 показывает, что  юноши с высоким уровнем тревожности в конфликте используют сопернический стиль поведения и избегание, а у которых  уровень тревожности  умеренный и низкий, то используется сотруднический и компромисс.

Сравним юношей и девушек по уровню тревожности и представим результаты в диаграмме №1.

 диаграмма №1

Диаграмма №1 показывает, что уровень личностной тревожности у девушек выше, чем у юношей, это означает, что девушки склонны больше переживать по поводу оценки окружающих.

Сравним юношей и девушек по стилям поведения в конфликтных ситуациях и представим результаты в диаграмме №2.


диаграмма №2

Диаграмма №2 показывает,  что по стилям поведения девушки болеесклонны к соперничеству, легче идут на компромисс чем юноши, а юноши более склонны к приспособлению. Стиль приспособления означает, что человек действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

3. Результаты исследования по рисуночному тесту «Несуществующее животное».

В большинстве девушки располагали рисунки ближе к верхнему краю, что означает высокую самооценку, уверенность в себе, но недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Из них всего 3 девушки расположили свой рисунок ближе к нижнему краю листа, это обозначает обратную тенденцию: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. У  5 % девушек на рисунке голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.

У 10% на рисунках голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. У остальных  на рисунке положение головы "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. У половины девушек хорошо прорисованы уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Всего 2 девушки прорисовали ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. На 80% рисунков рот округлой формы  открыт и присутствуют зубы - вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная - огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание, боязливость, тревожность. Открытый рот в сочетании с языком, говорит о речевой активности, болтливости.  Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Все девушки прорисовали отчетливо радужку, следовательно, у них присутствуют страхи.  Многие девушки нарисовали оперенных животных  с  прическами - перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. На нескольких рисунках нарисованы когти, шипы и панцирь – защитно-ответная агрессия. На 2 рисунках отсутствуют ноги, это говорит о поверхности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений и импульсивность принятия решений рисующего. У остальной части девушек ноги были нарисованы хорошо - основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования  суждения, опора на существенные положения и значимую информацию. На всех рисунках ноги хорошо соединены с туловищем – это говорит о характере контроля за своими суждениями, выводами, решениями. У большинства ноги на рисунках однотипны, это говорит о том что рассуждения этих девушек банальны, стандартны. На одном рисунке  они разнообразны по форме и направлению, у этой девушки присутствует своеобразие суждений, самостоятельность и творческое начало. На 80% рисунков присутствуют украшающие и функциональные детали, поднимающиеся над уровнем фигуры – крылья, банты, одежда - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

На 60% рисунков отсутствует хвост. На  20% он опущен вниз –  у этих  девушек выражено  недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном и сказанном. На  18 %  он поднят вверх -  это означает, что девушки чувствуют себя уверенно, положительно и бодро. И всего на 2 % он повернут вправо, это показывает отношение к своим действиям и поведению. Разветвленные и сложные хвосты отсутствуют. На 90 % рисунках присутствуют все необходимые детали, это говорит о среднем значении общей энергии, только у 10 %  кроме основных присутствуют дополнительные – их энергия выше. На 30%  рисунков девушки выводили жирную  контурную линию туловища – это говорит  о тревожности связанной с их телом.  Все девушки  уподобили  рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более.   3 девушки   одели животное в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье) – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.  На  10% рисунков были изображены угрожающие животные – тигры, зубастые кошки с  большими когтями, на остальных 90% птицы, человекообразные животные, русалки, феи, жираф, свинья, заяц, божья коровка, насекомые.  Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. На 10 % присутствуют углы, треугольники. На 80% присутствуют клювы, когти, зубы  – прямые символы агрессии, которая может быть направлена против одноклассников, учителей, родителей. На 1 рисунке присутствует грудь, это говорит о том, что девушка полностью идентифицирует себя со своим полом и у нее может быть  фиксация на проблеме секса. Фигуры круга во время исследования не наблюдалось, значит, девушки открыты к общению, не замкнуты.  Проанализировав все рисунки,  я заметила, что все девушки использовали готовых животных и просто компоновали их – это говорит о средних творческих способностях,  оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Про названия могу сказать, что 25% девушек использовали научные названия, что подчеркивает их демонстративность, направленную главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции и  знаний. Остальные не выражали конкретных названий, а  соединяли два смысловых значения.

Рисунки  юношей расположены посередине. У 3 юношей они находятся внизу, что свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности в себе, безразличию положения в социуме. У 5 расположены в самом верху - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме. На 95%  рисунков голова направлена на рисующего, т.е. на себя, что показывает эгоцентризм. Всего один юноша нарисовал 3х головое животное, у которого они направлены в 3 стороны сразу, это  значит что у него присутствуют все признаки сразу, т.е  - голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

Уши присутствуют на 40% рисунков, это говорит о том, что не все юноши заинтересованы информацией и мнением окружающих о себе.  На 80% присутствует рот в сочетании с языком и зубами, что говорит о большой речевой активности, болтливости и зубы о вербальной агрессии  защитной – огрызаются, грубят в ответ. На 5 % рот отсутствует вообще. На остальных 15 % рот просто открыт без прорисовки языка, зубов, что означает легкость возникновения опасений, страхов и недоверия. Глаза юноши прорисовывают плохо, т.е. в основном они не испытывают  явно выраженных страхов. Но есть 3 рисунка,  на которых явно вырисовывали радужку – значит, эти юноши переживают чувство страха. Всего на 1 рисунке у юноши присутствуют ресницы, что свидетельствует о женственных чертах  характера. На 2 % рисунков голова по отношению к размеру тела намного больше – испытуемый ценит рациональное начало, эрудицию в себе и окружающих.  На 70% рисунков присутствуют рога- защита и агрессия, причем в сочетании с когтями, шипами и панцирем сверху фигуры, что говорит о направленности этой агрессии против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение т.е. учителей, родителей. Большинство юношей не предавали особого значения прорисовке ног , на 5 % они отсутствуют вовсе – легкомыслие в выводах, импульсивность принятия решения.  На остальных они малого размера – основательность, обдуманность и рациональность принятия решения имеет небольшое значение. Характер соединения ног с туловищем в основном обычный, нет ярких прорисовок, что говорит о  небольшой значимости для испытуемого контроля за своими рассуждениями, выводами и решениями. На 80 % рисунков отсутствует хвост, у 10 % направлен вверх, что означает, что юноши чувствуют себя уверенно положительно, бодро. У остальных направлен вниз - недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Украшающих деталей не присутствует не на одном рисунке.  На рисунках 80 % присутствуют только основные детали, чтобы человек мог понять что за животное это говорит о средней энергии, юношей с высокой энергией нет.

На 3 рисунках изображены не все основные детали, что говорит о низкой энергии, склонности к соматическим заболеваниям, экономии энергии.

На 10 % рисунков я заметила жирно выделенные линии, которые просматривались даже с обратной стороны рисунка – это говорит о высоком тонусе мышц руки и о наличии тревожности, связанной  с выделенными  частями туловища. Юноши использовали таких животных: собаку, змею, птицу, динозавра, рептилию, медведя с когтями, зайца. Нарисованные животные есть образ испытуемых, с кем они себя отождествляют. На 40%  рисунков, животные поставлены на 2 лапы, т.е. отождествляются с человеком, это говорит об эмоциональной незрелости.

На большинстве рисунков присутствуют углы в сочетании с когтями, рогами – это говорит о выраженной агрессии. На 10% рисунков у юношей присутствует фигура круга, что свидетельствует о скрытности, нежелании давать сведения о себе, замкнутости. По рисункам юношей видно, что творческие способности невысокие, используются готовые животные. К названиям юноши подошли несерьезно, несколько человек вообще не назвали свое животное, аргументировав это отсутствием мыслей, остальные использовали готовые названия и просто соединяли 2 смысла – легкомысленное отношение к окружающим.

Сравним результаты рисунков юношей и девушек. По расположениям рисунков и у юношей и у девушек примерно одинаковая самооценка. Для девушек мнение окружающих важнее, чем для юношей. Расположение головы на рисунках у девушек представлено разнообразнее, чем у юношей. По уровню агрессии против вышестоящих у юношей она немного больше. На рисунках у юношей присутствовала важность эрудиции своей и окружающих, а у девушек нет. Девушкам свойственна: чувственность, ориентировка на свою сексуальную роль и подчеркивание своего пола, тогда как у юношей это отсутствует. По прорисовке ног мы судим о контроле за своими рассуждениями, выводами и принятиями решений, у девушек они прорисованы четко. У юношей плохо и не разнообразно - легкомысленное отношение к сделанным выводам, суждениям.   Импульсивное  принятие решений. Девушки использовали в своих рисунках украшающие детали – это означает, что им интересно участвовать в различных областях деятельности, они заинтересованы во всем, манерны,  пытаются обратить на себя внимание окружающих. Юноши и девушки одинаково эмоционально незрелы. У них одинаковая общая энергия - на среднем уровне.  Они одинаково общительны. Творческие способности у девушек чуть выше, чем у юношей.

Девушки склонны показывать свой ум, это говорит о разнообразии названий и присутствия в большинстве научных. У юношей и у девушек присутствует защитная агрессия, это мы видим из прорисовок рта – огрызаются, пререкаются. Это  свойственно подросткам. Юноши имеют нежелание раскрываться для исследования, замкнуты, скрытны. И у девушек и у юношей присутствует тревожность, связанная с туловищем. Но у девушек она выше, видимо они переживают свойственную подросткам тревогу по поводу своего  внешнего вида.

Выводы

В результате  проведенного исследования мы выявили связь  уровня тревожности со  стилями поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Уровень ситуативной тревожности у юношей превышает уровень личностной, что говорит о наличии напряжения, беспокойства, нервозности и озабоченности чем-либо.

2. Уровень личностной тревожности у девушек превышает уровень тревожности  у юношей. Это означает, что девушки склонны переживать тревогу, когда что-либо касается оценки их  престижа и компетентности. И это заметно из их рисунков, где мы выявили значимость для девушек мнения окружающих.

3.  Юноши и девушки с высоким уровнем тревожности в конфликтных ситуациях используют сопернический стиль поведения, а с умеренным и низким  - сотрудничество и компромисс.

4. Рисуночный тест «Несуществующее животное» показал, что девушки переживают тревогу, связанную с телом; они  склонны показывать свой ум и добиваться лучшей оценки окружающих;  им интересно участвовать в различных областях деятельности; они заинтересованы во всем; манерны; пытаются обратить на себя внимание окружающих; добиться лучшего места «под солнцем»; чувственны; ориентированы на своей сексуальной роли.

Юноши сконцентрированы на себе, на собственном Я; общая энергия среднего значения; легкомысленное отношение ко всему; склонны проявлять агрессию; импульсивно принимают решения; замкнуты; скрытны; проявляют нежелание раскрыться для эксперимента.

Заключение


В нашей  работе проблема тревожности рассматривается в самых различных аспектах.  Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии. 

В психологической литературе значительная часть исследований посвящена установлению коррелятивных зависимостей между тревожностью и личностными, интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями познавательных процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и национальностью детей, параметрами социальной среды. Однако вопрос   взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт недостаточно.

Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать ряда трудностей связанных с общением и становлением личности подростков. В данном исследовании нам удалось проследить взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.

Поставленная цель  в ходе исследования была достигнута.

Проведя исследование, мы отметили, что уровень тревожности влияет на поведение старшеклассников в  конфликтных ситуациях. Подростки с высоким уровнем тревожности в конфликте ведут себя сопернически, т.е не учитывают интересов собеседника, а  подростки с низким уровнем в конфликте или идут на компромисс или сотрудничают.

Старшекласснику,  находящемуся  в конфликтной ситуации, для бо­лее эффективного решения проблемы  необходимо вы­брать определенный стиль поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в кон­фликт людей, а также природу самого конфликта.

В нашем исследовании мы проследили, какие из пяти стилей поведения используют старшеклассники с различными уровнями тревожности.

Стиль поведения в конкретном конфликте опре­деляется той мерой, в которой старшеклассник хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или инди­видуально).

 Проведенное исследование показало, что высокий уровень тревожности в старшем школьном возрасте приводит к затруднениям в общении и самореализации и приводит к возникновению конфликтов.

Зная, что на данном этапе для старшеклассников  главным является формирование ориентации на профессию, а повышенный уровень тревожности и конфликтность мешает положению их в социуме и не дает возможности  для самореализации, необходимо вовремя давать знания о способах  разрешения  конфликтных ситуаций.

Изучение взаимосвязи позволяет  проследить  причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения  у старшеклассников.

Список использованной литературы:

1.                 Анцупов А.Я. Шипилов А.И. «Словарь конфликтолога»

2.                Анцупов А.Я., Леонов Н.И. « Хрестоматия по конфликтологии»

3.                Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.

4.                Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. « Управление персоналом» 2002, 465с.

5.                Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978г.

6.                Божович Л.И. «Проблемы формирования личности» под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. с 352

7.                Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

8.                Дж. Браун «Фрейд и постфрейдисты» статьи. 1993, с.12

9.                Дж.Г.Скотт. «Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991

10.           Журавлев А.Л., А.А. Вахин Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001 сс357-372

11.           Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986

12.           Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» М., АО Аспект пресс 1994.

13.           Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии» Курс лекций, Ростов н/Д: «Феникс».1998.-480с

14.           К. Хорни «Собрание сочинений» в 3 том., М.,: Смысл, 1997.Т.2 с174-180

15.           Кон И.С. «В поисках себя» 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.

16.           Козер Л.А. «Завершение конфликта» статьи. 2004

17.           Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.

18.            К. Леонгард  «Акцентурированные личности» Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. 

19.           Левитов Н.Д. « Психические состояния беспокойства и тревоги»

20.           Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.,М.1983

21.           П.Холмс «Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений» М., 1999. 277с

22.           Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999

23.           Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика», М. 2000

24.           Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.

25.           Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.

26.           П.Симонов « Познание неосознаваемого», статьи, 2002

27.           Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.

28.           Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997г

29.           Хрестоматия по психологии, под руководством А.В.Петровского. – М., Просвещение, 528с.

30.           Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.

Интернет ресурс:

Библиотека РГИУ



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9