Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Из Таблицы №4 мы видим, что у девушек с умеренным уровнем тревожности
сотруднический и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому
уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных
ситуациях.
Соотнесем также результаты исследования по юношам в таблицу №5.
Табл.№5. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня
тревожности у юношей.
№
|
Ф.И.
|
Сотр.
|
Сопер.
|
Компр.
|
Избег.
|
Присп.
|
СТ
|
ЛТ
|
1
|
Р.Я.
|
9
|
4
|
8
|
5
|
4
|
37
|
44
|
2
|
Б.В.
|
8
|
9
|
6
|
-
|
7
|
50
|
45
|
3
|
И.Э.
|
8
|
6
|
7
|
4
|
5
|
38
|
47
|
4
|
Б.А.
|
10
|
6
|
8
|
-
|
6
|
31
|
28
|
5
|
К.И.
|
8
|
3
|
9
|
5
|
5
|
2
|
34
|
6
|
Г.Л.
|
6
|
8
|
6
|
4
|
6
|
55
|
48
|
7
|
Т.Е.
|
9
|
-
|
6
|
8
|
7
|
36
|
31
|
8
|
Р.М.
|
8
|
1
|
9
|
5
|
7
|
40
|
41
|
9
|
П.К.
|
8
|
-
|
8
|
6
|
8
|
32
|
37
|
10
|
З.С.
|
6
|
4
|
10
|
5
|
5
|
32
|
30
|
11
|
М.Р.
|
10
|
4
|
8
|
7
|
1
|
35
|
31
|
12
|
Я.Р.
|
9
|
-
|
8
|
5
|
7
|
24
|
27
|
13
|
З.А.
|
7
|
5
|
6
|
3
|
9
|
37
|
30
|
14
|
Г.Д.
|
9
|
7
|
3
|
5
|
6
|
31
|
32
|
15
|
С.М.
|
8
|
2
|
8
|
6
|
6
|
35
|
44
|
16
|
М.К.
|
7
|
4
|
9
|
5
|
5
|
35
|
42
|
17
|
А.Д.
|
12
|
6
|
8
|
2
|
2
|
29
|
31
|
18
|
Ф.Ю.
|
9
|
6
|
8
|
1
|
6
|
36
|
38
|
19
|
Е.А.
|
7
|
5
|
8
|
6
|
4
|
30
|
33
|
20
|
К.А.
|
8
|
10
|
3
|
7
|
2
|
57
|
53
|
21
|
А.Р.
|
9
|
4
|
4
|
5
|
8
|
31
|
39
|
22
|
Б.В.
|
5
|
9
|
7
|
8
|
2
|
49
|
55
|
23
|
С.Н.
|
6
|
10
|
4
|
7
|
3
|
47
|
44
|
24
|
З.Р.
|
9
|
2
|
9
|
7
|
3
|
42
|
42
|
25
|
П.А.
|
8
|
5
|
8
|
6
|
3
|
39
|
36
|
26
|
Т.Р.
|
7
|
9
|
1
|
6
|
7
|
53
|
45
|
27
|
З.И.
|
9
|
5
|
7
|
6
|
3
|
43
|
37
|
Таблица №5 показывает, что юноши с высоким уровнем тревожности в
конфликте используют сопернический стиль поведения и избегание, а у которых
уровень тревожности умеренный и низкий, то используется сотруднический и
компромисс.
Сравним юношей и девушек по уровню тревожности и представим результаты в
диаграмме №1.
диаграмма №1
Диаграмма №1 показывает, что уровень личностной тревожности у девушек выше,
чем у юношей, это означает, что девушки склонны больше переживать по поводу
оценки окружающих.
Сравним юношей и девушек по стилям поведения в конфликтных ситуациях и
представим результаты в диаграмме №2.
диаграмма №2
Диаграмма №2 показывает, что по
стилям поведения девушки болеесклонны к соперничеству, легче идут на компромисс
чем юноши, а юноши более склонны к приспособлению. Стиль приспособления
означает, что человек действует совместно с другой стороной, но при этом не
пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и
восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот
стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой
стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными
интересами в пользу другой стороны.
3. Результаты исследования по рисуночному тесту
«Несуществующее животное».
В большинстве девушки располагали рисунки ближе к верхнему
краю, что означает высокую самооценку, уверенность в себе, но недовольство
своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих,
как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Из них
всего 3 девушки расположили свой рисунок ближе к нижнему краю листа, это
обозначает обратную тенденцию: неуверенность в себе, низкая самооценка,
подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в
социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. У 5 % девушек на
рисунке голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не
человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы
начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и
нерешительность.
У 10% на рисунках голова повернута вправо - устойчивая тенденция к
деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется -
осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не
доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов,
наклонностей. У остальных на рисунке положение головы "анфас", т.е.
голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. У
половины девушек хорошо прорисованы уши - заинтересованность в информации,
значимость мнения окружающих о себе. Всего 2 девушки прорисовали ресницы –
истероидно-демонстративные манеры поведения. Ресницы – также заинтересованность
в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому
большого значения. На 80% рисунков рот округлой формы открыт и присутствуют
зубы - вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная - огрызается,
задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение,
порицание, боязливость, тревожность. Открытый рот в сочетании с языком, говорит
о речевой активности, болтливости. Особое значение придают глазам. Это символ
присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой
радужки. Все девушки прорисовали отчетливо радужку, следовательно, у них
присутствуют страхи. Многие девушки нарисовали оперенных животных с прическами
- перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и,
иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. На нескольких рисунках
нарисованы когти, шипы и панцирь – защитно-ответная агрессия. На 2 рисунках
отсутствуют ноги, это говорит о поверхности суждений, легкомыслии в выводах и
неосновательности суждений и импульсивность принятия решений рисующего. У
остальной части девушек ноги были нарисованы хорошо - основательность,
обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования
суждения, опора на существенные положения и значимую информацию. На всех
рисунках ноги хорошо соединены с туловищем – это говорит о характере контроля
за своими суждениями, выводами, решениями. У большинства ноги на рисунках
однотипны, это говорит о том что рассуждения этих девушек банальны, стандартны.
На одном рисунке они разнообразны по форме и направлению, у этой девушки
присутствует своеобразие суждений, самостоятельность и творческое начало. На
80% рисунков присутствуют украшающие и функциональные детали, поднимающиеся над
уровнем фигуры – крылья, банты, одежда - энергия охвата разных областей
человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение"
с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность,
желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе
места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий
(соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.).
Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание
окружающих, манерность.
На 60% рисунков отсутствует хвост. На 20% он опущен вниз – у этих
девушек выражено недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление
о сделанном и сказанном. На 18 % он поднят вверх - это означает, что девушки
чувствуют себя уверенно, положительно и бодро. И всего на 2 % он повернут
вправо, это показывает отношение к своим действиям и поведению. Разветвленные и
сложные хвосты отсутствуют. На 90 % рисунках присутствуют все необходимые
детали, это говорит о среднем значении общей энергии, только у 10 % кроме
основных присутствуют дополнительные – их энергия выше. На 30% рисунков
девушки выводили жирную контурную линию туловища – это говорит о тревожности
связанной с их телом. Все девушки уподобили рисуемого животного человеку,
начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо
четырех или более. 3 девушки одели животное в человеческую одежду (штаны,
юбки, банты, пояса, платье) – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости,
соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. На 10%
рисунков были изображены угрожающие животные – тигры, зубастые кошки с
большими когтями, на остальных 90% птицы, человекообразные животные, русалки,
феи, жираф, свинья, заяц, божья коровка, насекомые. Это отношение к
собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в
мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном,
собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого
рисующего. На 10 % присутствуют углы, треугольники. На 80% присутствуют клювы,
когти, зубы – прямые символы агрессии, которая может быть направлена против
одноклассников, учителей, родителей. На 1 рисунке присутствует грудь, это
говорит о том, что девушка полностью идентифицирует себя со своим полом и у нее
может быть фиксация на проблеме секса. Фигуры круга во время исследования не
наблюдалось, значит, девушки открыты к общению, не замкнуты. Проанализировав
все рисунки, я заметила, что все девушки использовали готовых животных и
просто компоновали их – это говорит о средних творческих способностях,
оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых
заготовок. Про названия могу сказать, что 25% девушек использовали научные
названия, что подчеркивает их демонстративность, направленную главным образом
на демонстрацию собственного разума, эрудиции и знаний. Остальные не выражали
конкретных названий, а соединяли два смысловых значения.
Рисунки юношей расположены посередине. У 3 юношей они находятся
внизу, что свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности в себе,
безразличию положения в социуме. У 5 расположены в самом верху - высокая
самооценка, недовольство своим положением в социуме. На 95% рисунков голова
направлена на рисующего, т.е. на себя, что показывает эгоцентризм. Всего один
юноша нарисовал 3х головое животное, у которого они направлены в 3
стороны сразу, это значит что у него присутствуют все признаки сразу, т.е -
голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности:
почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере,
начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно
переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не
человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы
начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и
нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на
рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
Уши присутствуют на 40% рисунков, это говорит о том, что не все юноши
заинтересованы информацией и мнением окружающих о себе. На 80% присутствует
рот в сочетании с языком и зубами, что говорит о большой речевой активности,
болтливости и зубы о вербальной агрессии защитной – огрызаются, грубят в
ответ. На 5 % рот отсутствует вообще. На остальных 15 % рот просто открыт без
прорисовки языка, зубов, что означает легкость возникновения опасений, страхов
и недоверия. Глаза юноши прорисовывают плохо, т.е. в основном они не
испытывают явно выраженных страхов. Но есть 3 рисунка, на которых явно
вырисовывали радужку – значит, эти юноши переживают чувство страха. Всего на 1
рисунке у юноши присутствуют ресницы, что свидетельствует о женственных чертах
характера. На 2 % рисунков голова по отношению к размеру тела намного больше –
испытуемый ценит рациональное начало, эрудицию в себе и окружающих. На 70%
рисунков присутствуют рога- защита и агрессия, причем в сочетании с когтями,
шипами и панцирем сверху фигуры, что говорит о направленности этой агрессии
против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет,
ограничение, осуществить принуждение т.е. учителей, родителей. Большинство юношей
не предавали особого значения прорисовке ног , на 5 % они отсутствуют вовсе –
легкомыслие в выводах, импульсивность принятия решения. На остальных они
малого размера – основательность, обдуманность и рациональность принятия
решения имеет небольшое значение. Характер соединения ног с туловищем в
основном обычный, нет ярких прорисовок, что говорит о небольшой значимости для
испытуемого контроля за своими рассуждениями, выводами и решениями. На 80 %
рисунков отсутствует хвост, у 10 % направлен вверх, что означает, что юноши
чувствуют себя уверенно положительно, бодро. У остальных направлен вниз -
недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном,
сказанном, раскаяние. Украшающих деталей не присутствует не на одном рисунке. На
рисунках 80 % присутствуют только основные детали, чтобы человек мог понять что
за животное это говорит о средней энергии, юношей с высокой энергией нет.
На 3 рисунках изображены не все основные детали, что говорит о низкой
энергии, склонности к соматическим заболеваниям, экономии энергии.
На 10 % рисунков я заметила жирно выделенные линии, которые
просматривались даже с обратной стороны рисунка – это говорит о высоком тонусе
мышц руки и о наличии тревожности, связанной с выделенными частями туловища.
Юноши использовали таких животных: собаку, змею, птицу, динозавра, рептилию,
медведя с когтями, зайца. Нарисованные животные есть образ испытуемых, с кем
они себя отождествляют. На 40% рисунков, животные поставлены на 2 лапы, т.е.
отождествляются с человеком, это говорит об эмоциональной незрелости.
На большинстве рисунков присутствуют углы в сочетании с когтями, рогами –
это говорит о выраженной агрессии. На 10% рисунков у юношей присутствует фигура
круга, что свидетельствует о скрытности, нежелании давать сведения о себе,
замкнутости. По рисункам юношей видно, что творческие способности невысокие,
используются готовые животные. К названиям юноши подошли несерьезно, несколько
человек вообще не назвали свое животное, аргументировав это отсутствием мыслей,
остальные использовали готовые названия и просто соединяли 2 смысла –
легкомысленное отношение к окружающим.
Сравним результаты рисунков юношей и девушек. По расположениям рисунков и у юношей
и у девушек примерно одинаковая самооценка. Для девушек мнение окружающих
важнее, чем для юношей. Расположение головы на рисунках у девушек представлено
разнообразнее, чем у юношей. По уровню агрессии против вышестоящих у юношей она
немного больше. На рисунках у юношей присутствовала важность эрудиции своей и
окружающих, а у девушек нет. Девушкам свойственна: чувственность, ориентировка
на свою сексуальную роль и подчеркивание своего пола, тогда как у юношей это
отсутствует. По прорисовке ног мы судим о контроле за своими рассуждениями,
выводами и принятиями решений, у девушек они прорисованы четко. У юношей плохо
и не разнообразно - легкомысленное отношение к сделанным выводам, суждениям.
Импульсивное принятие решений. Девушки использовали в своих рисунках
украшающие детали – это означает, что им интересно участвовать в различных
областях деятельности, они заинтересованы во всем, манерны, пытаются обратить
на себя внимание окружающих. Юноши и девушки одинаково эмоционально незрелы. У
них одинаковая общая энергия - на среднем уровне. Они одинаково общительны.
Творческие способности у девушек чуть выше, чем у юношей.
Девушки склонны показывать свой ум, это говорит о разнообразии названий и
присутствия в большинстве научных. У юношей и у девушек присутствует защитная
агрессия, это мы видим из прорисовок рта – огрызаются, пререкаются. Это свойственно
подросткам. Юноши имеют нежелание раскрываться для исследования, замкнуты,
скрытны. И у девушек и у юношей присутствует тревожность, связанная с
туловищем. Но у девушек она выше, видимо они переживают свойственную подросткам
тревогу по поводу своего внешнего вида.
Выводы
В результате проведенного исследования мы выявили связь уровня
тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Уровень ситуативной тревожности у юношей превышает уровень личностной,
что говорит о наличии напряжения, беспокойства, нервозности и озабоченности
чем-либо.
2. Уровень личностной тревожности у девушек превышает уровень
тревожности у юношей. Это означает, что девушки склонны переживать тревогу,
когда что-либо касается оценки их престижа и компетентности. И это заметно из
их рисунков, где мы выявили значимость для девушек мнения окружающих.
3. Юноши и девушки с высоким уровнем тревожности в конфликтных ситуациях
используют сопернический стиль поведения, а с умеренным и низким -
сотрудничество и компромисс.
4. Рисуночный тест «Несуществующее животное» показал, что девушки
переживают тревогу, связанную с телом; они склонны показывать свой ум и
добиваться лучшей оценки окружающих; им интересно участвовать в различных
областях деятельности; они заинтересованы во всем; манерны; пытаются обратить
на себя внимание окружающих; добиться лучшего места «под солнцем»; чувственны;
ориентированы на своей сексуальной роли.
Юноши сконцентрированы на себе, на собственном Я; общая энергия среднего
значения; легкомысленное отношение ко всему; склонны проявлять агрессию;
импульсивно принимают решения; замкнуты; скрытны; проявляют нежелание
раскрыться для эксперимента.
Заключение
В нашей работе проблема тревожности рассматривается в самых различных
аспектах. Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии.
В психологической литературе значительная часть исследований посвящена
установлению коррелятивных зависимостей между тревожностью и личностными,
интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями познавательных
процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и
национальностью детей, параметрами социальной среды. Однако вопрос
взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт
недостаточно.
Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня
тревожности поможет избежать ряда трудностей связанных с общением и
становлением личности подростков. В данном исследовании нам удалось проследить
взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у
старшеклассников.
Поставленная цель в ходе исследования была достигнута.
Проведя исследование, мы отметили, что уровень тревожности
влияет на поведение старшеклассников в конфликтных ситуациях. Подростки с
высоким уровнем тревожности в конфликте ведут себя сопернически, т.е не
учитывают интересов собеседника, а подростки с низким уровнем в конфликте или
идут на компромисс или сотрудничают.
Старшекласснику, находящемуся в конфликтной ситуации, для
более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль
поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт
людей, а также природу самого конфликта.
В нашем исследовании мы
проследили, какие из пяти стилей поведения используют старшеклассники с
различными уровнями тревожности.
Стиль поведения в
конкретном конфликте определяется той мерой, в которой старшеклассник хочет
удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы
другой стороны (действуя совместно или индивидуально).
Проведенное
исследование показало, что высокий уровень тревожности в старшем школьном
возрасте приводит к затруднениям в общении и самореализации и приводит к
возникновению конфликтов.
Зная, что на данном
этапе для старшеклассников главным является формирование ориентации на
профессию, а повышенный уровень тревожности и конфликтность мешает положению их
в социуме и не дает возможности для самореализации, необходимо вовремя давать
знания о способах разрешения конфликтных ситуаций.
Изучение взаимосвязи
позволяет проследить причину возникновения конфликтов, причину низкой
самооценки и проблему общения у старшеклассников.
Список использованной литературы:
1.
Анцупов
А.Я. Шипилов А.И. «Словарь конфликтолога»
2.
Анцупов
А.Я., Леонов Н.И. « Хрестоматия по конфликтологии»
3.
Астапов
В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический
журнал, 1992. Т.13 №5.
4.
Базарова
Т.Ю. Еремина Б.Л. « Управление персоналом» 2002, 465с.
5.
Баярд Р. Баярд Д. Волнение
беспокойного подростка. – М., 1978г.
6.
Божович
Л.И. «Проблемы формирования личности» под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. с 352
7.
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
8.
Дж.
Браун «Фрейд и постфрейдисты» статьи. 1993, с.12
9.
Дж.Г.Скотт.
«Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991
10.
Журавлев
А.Л., А.А. Вахин Социально – психологические аспекты исследования
конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001
сс357-372
11.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986
12.
Здравомыслов
А.Г. «Социология конфликта» М., АО Аспект пресс 1994.
13.
Зеркин
Д.П. «Основы конфликтологии» Курс лекций, Ростов н/Д: «Феникс».1998.-480с
14.
К.
Хорни «Собрание сочинений» в 3 том., М.,: Смысл, 1997.Т.2 с174-180
15.
Кон
И.С. «В поисках себя» 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.
16.
Козер
Л.А. «Завершение конфликта» статьи. 2004
17.
Кочубей Б. Детские тревоги:
что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.
18.
К.
Леонгард «Акцентурированные личности» Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
19.
Левитов Н.Д. « Психические
состояния беспокойства и тревоги»
20.
Психологический
словарь /под ред. Давыдова В.В.,М.1983
21.
П.Холмс
«Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений» М., 1999. 277с
22.
Психология
страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999
23.
Прихожан
А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная
динамика», М. 2000
24.
Прихожан
А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая
наука и образования, 1998г., №2.
25.
Психологический словарь. /
Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.
26.
П.Симонов
« Познание неосознаваемого», статьи, 2002
27.
Ремшмидт. Х. Подростковый и
юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.
28.
Фрейд
З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997г
29.
Хрестоматия
по психологии, под руководством А.В.Петровского. – М., Просвещение, 528с.
30.
Эмоциональные нарушения в
детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.
Интернет ресурс:
Библиотека РГИУ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|