|
Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
6
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8
|
4
|
3
|
2
|
1
|
9
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10
|
4
|
3
|
2
|
1
|
11
|
4
|
3
|
2
|
1
|
12
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15
|
4
|
3
|
2
|
1
|
16
|
4
|
3
|
2
|
1
|
17
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19
|
4
|
3
|
2
|
1
|
20
|
4
|
3
|
2
|
1
|
ЛТ
|
21
|
4
|
3
|
2
|
1
|
22
|
1
|
2
|
3
|
4
|
23
|
1
|
2
|
3
|
4
|
24
|
1
|
2
|
3
|
4
|
25
|
1
|
2
|
3
|
4
|
26
|
4
|
3
|
2
|
1
|
27
|
4
|
3
|
2
|
1
|
28
|
1
|
2
|
3
|
4
|
29
|
1
|
2
|
3
|
4
|
30
|
4
|
3
|
2
|
1
|
31
|
1
|
2
|
3
|
4
|
32
|
1
|
2
|
3
|
4
|
33
|
1
|
2
|
3
|
4
|
34
|
1
|
2
|
3
|
4
|
35
|
1
|
2
|
3
|
4
|
36
|
4
|
3
|
2
|
1
|
37
|
1
|
2
|
3
|
4
|
38
|
1
|
2
|
3
|
4
|
39
|
4
|
3
|
2
|
1
|
40
|
1
|
2
|
3
|
4
|
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно
включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его
коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство
уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности,
категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное
осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для
низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание
мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности,
высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
2)Проективные методики:
«Несуществующее животное».
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу
проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа
может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест –
ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и
требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и
назовите его несуществующим названием".
Показатели и интерпретация.
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по
средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять
белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней
мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более
выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением
в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на
продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в
себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в
своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности:
почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере,
начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно
переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево –
тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь
незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться.
Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант:
отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить
дополнительно.) Положение "анфас", т.е. голова направлена на
рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот,
глаза. Значение детали "уши" – прямое: заинтересованность в
информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим
показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо
для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих
соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не
изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии
прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в
сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе.
Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как
легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная
агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в
ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для
детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы
(боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания
страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие
или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно - демонстративные манеры
поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и
радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении
окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого
значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о
том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и
окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога
– защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями,
щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.
Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива,
шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда,
ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент).
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры
и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к
выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую
информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность
суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или
почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение
точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это
характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и
однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность
суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.
Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений,
самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало
(соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными
или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья,
бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата
разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе,
"самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением
окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем
числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей
деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа –
крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность
обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее
несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям,
выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты
вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим
действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным
возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная
окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно,
бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной
правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание
на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно
пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа
щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от
окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и
тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной
линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты,
"заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты -
соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против
вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение,
осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей,
начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек,
непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь
осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к
самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы
"защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом
корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева -
больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли
необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем
животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с
заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто
примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых,
но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше
составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В
обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое
соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая
паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на
него.) Обратный же характер линий -жирная с нажимом -не является полярным: это
не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные
линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц
рисующей руки) -резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая
деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность,
неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга
линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от
вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же,
как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм,
незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных
(подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки,
кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я",
представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости
(с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное
– представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного
в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая
одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье),
включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об
инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности
"очеловечивания" животного. Механизм сходен (и параллелен)
аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером
углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.
Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы..
Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени,
сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до
фиксации на проблеме секса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|