Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников
Понятие прайминга применительно к сценам насилия в масс-медиа. явления подобного рода способствуют
агрессивному поведению, которое является результатом просмотра теле- или
кинопрограмм со сценами насилия или знакомства с газетными новостями о
человеческой жестокости. Люди заражаются агрессивными идеями. Этот эффект
знаком многим. Несколько лет назад один журналист спросил вожака нью-йоркской
банды подростков, какие телепрограммы больше всего нравятся молодежи. Парень
перечислил программы, изобилующие стрельбой и убийствами, но добавил, что не
любит, когда по телевизору показывают изнасилования. По его мнению, подобные
сцены «внушают парням ненужные идеи... Они выходят из дому и делают то же
самое — просто так».[36]
Возможно, парень прав. Трудно сказать, делают они это «просто так» или по
какой-то причине. Но многие люди, угрожавшие президенту Рейгану после
покушения на него, или те, кто совершал насилие под впечатлением от убийства
президента Кеннеди или после широко освещавшегося чемпионата по боксу,
вероятно, получили агрессивную зарядку от ставших отправными агрессивных
историй в СМИ и воплотили свои мысли о насилии в насильственные действия.
Эксперимент, проведенный Чарльзом Тернером и Джоном Лейтоном (Charles Turner
& John Layton) в университете Солт-Лейк-Сити, штат Юта, помогает понять
психологические аспекты этого процесса. Исследователи дали студентам списки
слов на запоминание, а затем поручили каждому «наказать» другого студента за
ошибки в ходе «проверки» выученного. В этом задании самыми строгими учителями
оказались те, кому достались легко визуализируемые слова, обладающие четкой
агрессивной коннотацией (например, «пистолет», «нокаут», «столкновение»). Испытуемые,
запомнившие агрессивные, но менее легко визуализируемые слова (например,
«гнев», «враг», наказание») или выучившие только нейтральные слова (какова бы
ни была их образная ценность), налагали менее суровые наказания.[37]
Теперь давайте через призму этого результата рассмотрим обыкновенные
жизненные ситуации. Допустим, мы слышим, что два человека напали на третьего и
ранили его. Такое нетрудно себе представить. Легковизуализируемые события,
подобные этому, впоследствии так же легко вспоминаются. (Тернер и Лейтон и
другие исследователи доказали этот эффект.) Если, на наш взгляд, в этом
происшествии преобладает агрессивный смысл, то есть событие вызывает у нас
беспокойство или мы считаем его достойным порицания, то мы не только довольно
быстро его запомним; также велика вероятность, что наша память активизирует
другие связанные с агрессией идеи, чувства и желание действовать. Схожим
образом могут воздействовать сцены насилия в кино. Обычно они легко вспоминаются
благодаря своей визуальности, яркости и концептуальной простоте. Когда мы вспоминаем
эти сцены, их агрессивное содержание может вызвать у нас связанные с агрессией
мысли, чувства и моторные реакции. В таком случае мы вполне способны сделать нечто
в русле этих спровоцированных реакций, особенно если на тот момент будут
ослаблены наши внутренние запреты на агрессию.
Обсуждая эксперимент Тернера— Лейтона, мы затронули серьезную проблему,
которую следует сформулировать точнее: у людей, наблюдающих сцены насилия, не
возникнут агрессивные мысли и склонности, если они не интерпретируют увиденные
действия как агрессивные. Иными словами, агрессия активизируется, если зрители
изначально думают, что видят людей, намеренно пытающихся ранить или убить друг
друга.
Наказуема ли увиденная агрессия? Даже считая наблюдаемое событие агрессивным, зрители
тем не менее могут не получить посыла к агрессии, если им четко дали понять,
что агрессия наказуема. Допустим, мы видим, как некто избил человека, а потом
видим, как драчун расплачивается за свой поступок. Как подчеркивал Альберт
Бандура (Albert Bandura), маловероятно, чтобы в этом случае мы стали подражать
поведению преступника, и едва ли у нас возникнут мысли, одобряющие агрессию.
То же относится и к криминальным сообщениям.
Является ли наблюдаемая агрессия «плохой»? Мы получим тот же результат, если
будем думать, что увиденная агрессия заслуживает морального осуждения. Возьмем
тот же гипотетический пример. Допустим, мы узнали, что человек, которого на
наших глазах избили, позже умер от полученных травм. Это напоминание, что
агрессия зачастую имеет чрезвычайно печальные или даже трагические последствия,
может активизировать наши запреты в отношении агрессии и даже уберечь нас от
столкновения с тем, кто только что рассердил нас.
Определенно то же самое относится и к демонстрации насилия в кино.
Чрезвычайно агрессивный фильм не спровоцирует усиливающие агрессию мысли и
моторные реакции, если зрители расценивают экранные драки, стрельбу и убийства
как злодеяния. Но в большинстве подобных фильмов изображаемая агрессия не
осуждается. В этом отношении показательны добрые старые вестерны. В этих
фильмах никогда не показывают, что кто-то серьезно пострадал в драке или от
пули. Персонажи просто падают, но публика не получает напоминания о смерти и
уничтожении, которые несет с собой оружие.
Конечно, в современном жестоком фильме нам почти наверняка покажут тела с
кровоточащими рваными ранами от пуль и ножей, но даже в этом случае к концу
картины зрители все же приходят к выводу, что для изображенного насилия по
большей части имелись достаточные основания. Сколь бы кровожадным ни был фильм,
в конечном счете в нем заложена идея о том, что жестокость можно полностью
оправдать.
Иногда зрители отождествляют себя с теле- и киногероями, что также
влияет на силу их впечатлений от увиденного на экране. Отождествляя себя с
одним из персонажей, они, по сути, воображают себя этим человеком. Как
следствие, люди эмоционально реагируют на все, что бы ни случилось с «их»
персонажем. Если герой — мужчина, который вступает и борьбу, они думают, что
вместе с ним дерутся и стреляют в экранных врагов. Поскольку они представляют
себя агрессивными, в них легко активизируется широкий спектр агрессивных идей и
склонностей. Эксперимент Жака-Филиппа Лейенса и Стива Пикуса (Jacques-Philippe & Steve Picus) продемонстрировал, что агрессия усиливается, когда зрители
отождествляют себя с киноагрессором. Испытуемых, студентов университета
Мэдисона, штат Висконсин, попросили представить себя одним из двух боксеров в
короткой схватке за приз (персонажем, который в итоге побеждает). После того
как испытуемые видели, что их герой в фильме избивает соперника, они сами
наказывали ранее провоцировавшего их человека более строго, чем наказали бы его
в иной ситуации.[38]
Итак, наблюдаемая агрессия — в голове самого очевидца. Только если люди
толкуют увиденное как агрессию, данное событие активизирует связанные с
агрессией идеи и стимулирует их к проявлению агрессии.
§2. Опасность СМИ для школьников
Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является в настоящее
время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения подростков. Что
скрывается за притягательностью кровожадности и зверского насилия для детей, и
какие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? Мы подойдем к
рассмотрению этих вопросов с учетом психических процессов, важных для перехода
из детского во взрослое состояние. При этом мы сделаем особый акцент на
насилии и садизме в отношении женщин, стоящих на переднем плане в большинстве
фильмов подобного жанра.
По сюжетам видеофильмов ужасов и насилия в банды и другие группировки
обычно объединяются только мужчины. Женщины, будучи героическими персонажами,
выступают лишь в роли борцов-одиночек, имея при этом за своей спиной поддержку
мужчины – супергероя (например, фильмы «Скромная Блэз», «Лилиана — девушка из
дикого леса», «Три ангела на острове смерти» и т. д.) Одним из редких
исключений является фильм ужасов «День матери», в котором доминирующую роль
играет насилие со стороны группы молодых девушек. Эта картина по результатам
опроса популярности видеофильмов ужасов и насилия оказалась единственной
лентой, названной девушками.
Еще в 1956 году в книге «Юность в опасности» американский
социолог Роберт Гендриксон писал: «Жестокость и садизм, небывалый рост
преступлений с применением насилия, юный возраст преступников — все это говорит,
что мы стоим перед сложнейшей проблемой нашего времени. Все эти кричащие факты
преступности несовершеннолетних требуют, чтобы мы хоть сейчас направили все
наши усилия на ее искоренение, иначе этот «девятый вал» захлестнет наших сыновей
и дочерей».[39]
Характерен и такой эпизод: в последние годы на телевизионных экранах стал
весьма популярным сюжет «киднэппинга» т. е. кражи детей с последующим
требованием выкупа. Вскоре заработала линия «связи»: телевидение —
правонарушения несовершеннолетних. Участились случаи, когда старшие подростки
крали детей и требовали выкупа у родителей. Нередко такие случаи заканчивались
трагически.
Однажды полиции удалось напасть на след убийцы шестилетнего школьника
Иокомидзо Масатоси. Преступником оказался 16-летний парень без определенных занятий.
При допросе он заявил, что насмотрелся телевизионных постановок и фильмов о
похищении детей и решил сам похитить мальчика, чтобы потребовать затем за него
выкуп. Однако мальчик сопротивлялся и плакал. Тогда похититель убил его.[40]
По мнению Фредерика Уэртхэма и всех, кто разделяет его взгляды, средства
массовой коммуникации не являются, конечно, главной причиной резкого подъема
насилия среди несовершеннолетних. «Однако без учета этого фактора, — пишет он,
— мы не поймем природы данного социального и психологического явления. Правильный
анализ влияния современных средств массовой коммуникации (и в первую очередь
кино и телевидения) на психологию человека может помочь нам справиться с теми
взрывами насилия, которые в своей совокупности представляют «эпидемию чумы» в
мировом масштабе».[41]
В результате клинического изучения 200 детей Ф. Уэртхэм пришел к выводу,
что пока насилия, жестокости и садизма оказывают самое губительное влияние на
молодых людей, которые в процессе «социализации» становятся все более и более
«теленаправленными» (teledirected), т. е. характеризуются
враждебностью к окружающим, жестокостью и бесчувственностью. Американский
психиатр утверждает, что снижение сопротивляемости ко всему этому у детей
прямо пропорционально количеству передач с насилием, которые смотрят дети.
Таким образом, средства массовой коммуникации «помогают сформировать и
закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость,
агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных
отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодых
людей, которые не только восхищаются насилием, но и даже обожествляют его.
Однако некоторые исследователи[42] утверждают, что показ
насилия на экранах телевизоров действует благоприятно на психику ребенка, так
как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабляет
его агрессивные инстинкты, выполняя функции своеобразных «предохранительных
клапанов».
С целью проверки этой теории проводился такой эксперимент: группа
студентов, доведенная предварительно до агрессивного состояния, была разделена
на две части. Одной половине был показан фильм, рассказывающий о матче
боксеров-профессионалов, другая половина смотрела видовой фильм без единой
сцены насилия. После этого все участники эксперимента подверглись проверке с
помощью тестов. Оказалось, что первая группа стала настроена менее агрессивно,
чем вторая.[43]
Американский психолог Сеймор Фешбах, проводивший данный опыт, объяснил
это явление своеобразным «выходом» агрессивности, «переносом» ее на другой объект.
Несмотря на то, что другие подобные эксперименты (в частности, с детьми)
опровергают гипотезу С. Фешбаха, у последнего немало сторонников.
По мнению социолога Джеймса Хэллорана, отрицательное воздействие
«жестоких передач» имеет место лишь тогда, когда они наслаиваются,
накладываются на соответствующий личный жизненный опыт зрителя, т. е. когда
происходит «совпадение» этих передач с соответствующим жизненным опытом
зрителя. А поскольку у детей подобный опыт отсутствует, то они воспринимают
элементы насилия и даже смерть как нечто нереальное, сказочное, подобно тому,
как они воспринимают то, что Серый Волк проглатывает Красную Шапочку.[44]
Данную точку зрения поддерживают многие социальные психологи. Так,
Джузеппе Kаталано к статье «Рабы
голубого джина»» пишет, что «телевидение гипнотизирует и порабощает линии тех
детей, которые уже предрасположены к этому и не обладают необходимой защитной
реакцией».[45]
Существует и третья группа, которая пытается «синтезировать» точки
зрения двух первых. Так, признавая тот факт, что «показ насилия в больших
дозах, не являясь главным фактором в формировании преступных наклонностей,
все же усиливает возможность того, что кто-то из зрителей будет вести себя
более агрессивно в определенной ситуации», американские социологи Л. Берковиц
и А. Бэндура не согласны полностью с теорией Хэллорана. Они считают, что
«телемодели» могут быть восприняты подростком в качестве эталона поведения
столь же эффективно, как и реальные модели, так как некоторые подростки с
одинаковым успехом копируют как реальных гангстеров, так и их «киномодели».
Однако, по их мнению, агрессивность, насилие (как формы подражания и
«теленаправленности») могут иметь место у ребенка лишь тогда, когда, он
находится в состоянии «фрустрации», т. е. в тех случаях, когда имеет место
так называемая аккумуляция агрессивности.
«Мне нравилось, когда по телевидению кого-либо убивали», — это слова
15-летнего мальчугана. А произнес он их на судебном процессе. Его судили за то,
что он задушил маленькую девочку. Задушил «играючи».[46]
Комментируя этот факт, западногерманский журналист Герман Зильбер пишет:
«Войны и террор, казни и изнасилования, уличные драки и похищения, захваты
самолетов и убийства — все эти события, ставшие действительностью для
взрослых, превратились в сюжеты детских игр. Дети не всегда могут отличить
развлечение от действительности, и играют они вполне серьезно: 13-.летний
мальчик и огрубление банка и при этом перерезал горло своему «заложнику».[47]
Поблизости от Ганновера три ребенка стреляли из луков по «пленным»
маленьким детям, почти два часа подряд до крови избивали их, а потом заявили,
что это «доставило им удовольствие».[48]
Две 14-летние девочки в Кевеларе (Нижний Рейн) после просмотра по
телевидению детективного фильма «Увеселительная прогулка» играли на чердаке и
удушили там 7-летнего мальчика.[49]
После просмотра... Эти два слова фигурируют во всех судебных делах.
Иногда жертвами становятся сами юные зрители. Так, в феврале 1978 года из
окна седьмого этажа в Бруклине (Нью-Йорк) выбросился ребенок. Это не
было самоубийством. Впечатлительный мальчик решил повторить подвиги своего
любимого героя-супермена.
Но чаще жертвами «телевизионного подстрекательства» становятся
посторонние. В Бостоне (США) было задержано шесть подростков, совершивших
зверское преступление. Они напали на женщину, которая несла канистру с бензином,
заставили ее облить себя бензином и чиркнули зажигалкой. Женщина скончалась, а
юные убийцы рассказывали в полиции, что накануне смотрели по телевидению
боевик, в котором группа несовершеннолетних издевалась над беззащитной жертвой
и потом сожгла ее. Фильм им понравился.[50]
Измерена средняя насыщенность насилием американского «голубого экрана»:
для канала Эн-би-си она составляет примерно 8-9 актов насилия на час экранного
времени. При этом надо помнить и другую статистику: в США подросток проводит в
среднем 15 тысяч часов в год у «голубого экрана», в то время как на уроках он
пребывает 11 тысяч часов. «Перевес» явно на стороне TV.
«Телевизор заменял ему и школу, и родителей, и церковь», — так
характеризуют свидетели одного из убийц-подростков — 15-летнего Рональда Замору,
убившего 82-летнюю вдову Элинор Хогарт. Судебный процесс по его делу
был первым в истории США, когда к юридической ответственности пытались призвать
крупнейшие телевизионные корпорации.[51]
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы,
насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день в сводках
новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, зарезали, о
происходящих в мире войнах и убийствах. Не так давно в нашей местной газете
было описано, как молодая женщина ворвалась в школу и открыла по учащимся
стрельбу — несколько детей ранено, один убит; другое сообщение: в пригороде
Нью-Йорка разгневанный отец убил судью, который выступал на процессе против
его дочери; жители Милуоки потрясены убийством двух женщин...[52]
Тот факт, что на переломе между детством и юношеством молодые люди
объединяются в группы и разрабатывают в них определенные ритуалы и что это
наблюдается во всех культурах, указывает на существование единого
транскультурного и индивидуального механизма человеческой психики или человеческого
развития, не требующего для своего запуска каких-либо внешних условий. Основой
ритуала просмотра видеофильмов является общность, задаваемая определенным
возрастным периодом, а также то, что привлекательно для каждого в острых
ощущениях во время показа сцен ужасов и насилия. При этом не имеют значения
различия в интересах и потребностях членов группы в других сферах жизни.
Определяющую ценность в групповых взаимоотношениях имеет способность «что-то представлять
собой».[53]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|