Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников
Психологи обозначают действие, которое совершается для достижения
какой-то внешней цели, а не ради удовольствия от самого действия, «инструментальным
поведением».[12] Аналогично и агрессивное
поведение, имеющее другую цель помимо причинения ущерба, называется «инструментальной
агрессией».[13] Утверждения о
том, что человеческая агрессия обычно является попыткой принуждения или
стремлением сохранить свою власть, доминирование или социальный статус, в
основном расценивают большую часть агрессивных действий как проявление
инструментальной агрессии.
Некоторые испытывают удовольствие оттого, что причиняют вред другим
людям. Понятие эмоциональной
агрессии выражает тот факт, что, совершая агрессивные действия, человек
может испытывать удовольствие. Многие люди стремятся причинить кому-нибудь
ущерб, когда они находятся в подавленном настроении, и, достигая своей цели,
получают удовлетворение, так как избавляются от депрессии. Они могут при этом даже
испытывать удовольствие и тем самым получать психологическое вознаграждение,
причиняя ущерб своим жертвам (до тех пор, пока сами не начинают страдать от
негативных последствий своего поведения). Подумайте о том, что это значит.
Некоторые люди живут во враждебном окружении, и их часто провоцируют. Другие
люди, например многие подростки из бедных семей, проживающих в гетто больших
городов, часто сталкиваются с невозможностью достижения целей, которые ставит
перед ними общество. Они не уверены в ценности собственной личности и чувствуют
себя бессильными в окружающем мире, который они не могут контролировать. Порой
они кипят едва скрываемым возмущением. Каковы бы ни были источники
неудовольствия, возмущения, гнева людей, следует признать, что некоторые из них
постоянно испытывают побуждения к тому, чтобы атаковать других. Поэтому есть
все основания полагать, что, атакуя других людей в подобных случаях, они имеют
возможность научиться тому, что агрессия может доставлять удовольствие. Более
того, предположим, что такие агрессоры находят также, что, нападая на
окружающих, можно получать и другие выгоды: они могут доказать свою
мужественность, продемонстрировать, какие они сильные и значимые, завоевать
статус в своей социальной группе и так далее. Достижение этих целей учит тому,
что агрессия может быть вознаграждающей формой поведения. Повторяющееся
получение подобных вознаграждений за агрессивное поведение приводит их к
открытию того, что агрессия сама по себе доставляет удовольствие. Независимо от
того, как именно это происходит, в результате некоторые люди приходят к тому,
что совершают агрессивные действия ради удовольствия от причинения ущерба
другим людям, а не только в целях достижения тех или иных выгод. Они могут
атаковать кого-либо, даже не будучи эмоционально возбужденными, просто потому,
что уже знают: это доставит им удовольствие. Если, например, они скучают или
не в духе, то могут отправиться на поиски агрессивных развлечений.
Можно предположить, что именно этим были обусловлены некоторые из прогремевших
на всю страну инцидентов, произошедших в Нью-Йорке несколько лет назад. К
примеру, история о молодой женщине, которая была зверски избита и изнасилована
в Центральном парке Нью-Йорка в апреле 1989 года.[14]
Банда подростков однажды вечером двигалась через парк, нападая на каждого, кто
попадался им на пути, а потом набросилась на проходившую мимо женщину. Она была
избита столь сильно, что три недели находилась в коме.
Эти действия, несомненно, были обусловлены рядом мотивов. Во-первых,
подростки, вероятно, хотели показать окружению (а может быть, и самим себе),
что они крутые парни, которых следует уважать.
Однако если мы посмотрим, как они сами описывали свое поведение, то можем
вполне обоснованно полагать, что оно было обусловлено также и другими
побудительными факторами. Они говорили, что «разъярились», «вели себя дико и
буйствовали просто, черт знает почему». Каковы бы ни были прочие мотивы
нападения, совершенно очевидно, что эти подростки искали удовольствий, причиняя
страдания другим людям. Несчастная женщина оказалась жертвой этих агрессивных
побуждений.
Логично предположить, что этот вид агрессии гораздо более распространен,
чем многие думают. Банды, совершающие агрессивные действия, связанные с
насилием, атакуют других ради удовольствия, получаемого от причинения боли,
также как и ради достижения чувства силы, контроля, власти над другими.
Помимо выражений «инструментальная агрессия» и «эмоциональная агрессия»
для обозначения этих видов агрессии могут быть использованы и другие термины.[15]
Но какие бы определения мы ни применяли, имеет смысл рассматривать
инструментальную агрессию как относительно рациональную и легко понимаемую
форму поведения (во всяком случае, с точки зрения выгоды агрессора), а
эмоциональную — как значительно менее контролируемую сознательно.
§ 2. Основные причины возникновения агрессии.
При выборе подходящих детерминант асоциального агрессивного поведения
возможны два подхода. При первом подходе одновременно исследуются все возможные
переменные: органические, социальные, психологические и культурные.
Альтернативой этому является подход, при котором можно попытаться
контролировать максимально возможное количество факторов для того, чтобы
сконцентрировать внимание на изучении одного класса переменных. Контроль
социальных факторов был эффективен в ряде исследований, в русле которых
проводились сравнения агрессивной и неагрессивной групп индивидов, социальный
уровень которых был близок. Такой подход был использован Глюком, который
одновременно проводил сопоставление групп по таким переменным, как возраст и
общий уровень интеллекта.
В настоящем исследовании был использован подобный подход, за исключением
того факта, что контроль был осуществлен не только путем сопоставления, но
также таким выбором испытуемых, при котором возможное влияние ряда определенных
органических и социальных факторов с самого начала снижалось или устранялось.
Вместо того чтобы задаваться вопросом, как это делалось в предыдущих исследованиях,
почему некоторые подростки стали агрессивными, в то время как другие, живущие
по соседству, ими не стали, мы решили задаться вопросом, почему поведение
некоторых подростков, которые, на первый взгляд, не подвергались воздействию
неблагоприятных социальных и органических факторов, является асоциальным. В
ранее проведенных исследованиях утверждалось, что ответ может быть найден в
детско-родительских отношениях. Без сомнения, такие органические факторы, как
наследственные дефекты, физические недостатки или такие социальные факторы,
как низкий уровень жизни, неудовлетворительные условия для отдыха и
неблагоприятное окружение могут со своей стороны повлиять на развитие
асоциальной ориентации. Но все больше появляется свидетельств того, что во
многих случаях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они имеют
значение в том смысле, что могут создавать условия, при которых психологические
факторы, способствующие развитию агрессивного поведения, могут разворачиваться
более активно.
Для социологов часто характерен такой подход к проблеме агрессии, при
котором делается акцент на важности социальной среды как причинного фактора. Например,
Шоу и Мак-Кэй получили свидетельства того, что уровень агрессии самым высоким
был в неблагополучных районах, граничащих с центральными деловыми и
промышленными районами крупных американских городов, причем уровень этот
постепенно снижался по направлению к районам, расположенным между
неблагополучными районами и дальними пригородами. Для зон с высокой агрессией
специфична социальная дезорганизация, которая характеризуется не только
физической деградацией, бедностью и экономической зависимостью, но также
отсутствием устойчивых местных стандартов поведения. Население этих районов в
значительной степени состоит из рожденных за пределами Америки и
афроамериканцев и отличается высокой мобильностью.
Совершенно очевидно, что условия, описанные Шоу и Мак-Кэй, способствуют
асоциальному поведению. Бедность и тяжелые жилищные условия, по всей
видимости, вызывают фрустрацию[16] и недовольство, воспитывают
враждебное отношение к обществу. В местах, где конфликтуют культурные
стандарты, и быстро меняется население, родителям, даже если они сами
законопослушные граждане, трудно передать детям свои стандарты поведения.
При таких обстоятельствах родителям трудно контролировать поведение
своих детей, хотя большинство и пытается это сделать. У родителей, лишенных
поддержки соседей, связаны руки. В устойчивых сообществах каждая семья и дети
на виду. Нужно поддерживать репутацию и поэтому поведение членов сообщества
определяется соседями и знакомыми в не меньшей степени, чем членами семьи.
Именно такие стандарты поведения отсутствуют в неорганизованных сообществах.
Более того, такие районы в изобилии предоставляют подрастающему мальчику
примеры агрессивного асоциального поведения; во многих семьях сам отец может
служить таким примером. В семьях, где старшее поколение родом из других стран,
между родителями и детьми могут возникать отчуждение и непонимание вследствие
того, что дети отвергают традиции и привычки, "привезенные"
родителями со своей родины.
Социологический подход, однако, не объясняет, почему все-таки меньшая
часть детей, живущих в неблагополучных районах, имеет приводы в полицию или
почему один ребенок в семье склонен к агрессии, а его братья или сестры — нет.
Такой подход также не может объяснить и случаи агрессивного поведения среди
детей, живущих в более благополучных и стабильных районах. Не приходится
сомневаться, что, как отмечают Хили и Броннер[17], до некоторой
степени это можно объяснить психическим развитием ребенка.
Не всякая агрессия обусловлена дефектами в воспитании. Она возникает по
множеству причин и может проявляться в самых разнообразных действиях. Некоторые
исследователи[18] полагают, что растущая
в нашем обществе готовность прибегать к агрессии, скорее всего, связана с
увеличивающимся числом людей, считающих себя вправе мстить тем, кто, по их
мнению, поступил с ними несправедливо. Гневные реакции выражаются как в
грубости и словесных оскорблениях, так и в росте количества преступлений, связанных
с насилием, и массовых убийств. Другие авторы [19]часть вины за широкое
распространение агрессии относят на счет переизбытка сцен насилия,
демонстрируемых с кино- и телеэкранов. Действительно, на зрителей с
неиссякаемым изобилием буквально выплескиваются потоки сцен, связанных с
драками и убийствами. Согласно статистическим данным, средний американец к
восемнадцати годам уже имеет возможность только по телевизору наблюдать 32
тысячи убийств и 40 тысяч попыток убийства. Было подсчитано, что в середине
80-х годов больше половины главных персонажей телефильмов подвергались угрозе
физического насилия в среднем от пяти до шести раз в течение часа.[20]
Может ли все это не повлиять на телезрителя?
Некоторые критики[21] доказывают, что
телевидение рисует нереалистическую картину американского общества.
Преступления на телеэкранах значительно более жестоки и агрессивны, чем в реальном
мире, и у телезрителя может сформироваться представление о жизни в современном
обществе как о более опасной и брутальной по сравнению с действительностью.
Если некоторые люди заимствуют с телеэкранов такое ложное представление о
жизни, не повлияет ли это на то, как они будут обращаться с другими людьми? Телевидение
представляет опасность не только в этом плане. Что можно сказать о бедности и
возрастающей разнице между уровнями жизни богатых и бедных? Несомненно, есть
немало людей, которых возмущает, что они не имеют возможности радоваться тем
вещам, которые другие имеют, никак этого не заслужив.
Влияние социальных факторов и факторов обучения может быть снижено или
интенсифицировано в случае умственной отсталости. Умственно отсталые дети не
всегда способны полностью усваивать ограничения и, по всей видимости, в
меньшей мере могут предвидеть последствия своих поступков, чем дети со средним
интеллектом. И, вероятно, на них в большей мере оказывают влияние сверстники,
склонные к асоциальным поступкам. Кроме того, такой ребенок может чувствовать к
себе особое отношение, особенно в случае, если другие члены семьи более
развиты. Иногда, однако, умственная отсталость сопровождается церебральными
расстройствами, которые могут нарушать работу механизма сдерживания,
действующего в обычных условиях под влиянием социального опыта.
Так как социальные и интеллектуальные факторы могут влиять на развитие
асоциальной агрессии, они требуют контроля для того, чтобы оценить роль
научения детей как переменной в процессе этого развития.
В теории асоциальной агрессии, изложенной в работе, предполагается, что
такая форма поведения, прежде всего, вызвана разрушением зависимости
ребенка от родителей.[22] В первую очередь
фрустрация детской потребности в зависимости, происходящая вследствие
недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны одного либо
обоих родителей, приводит к постоянно возникающему у ребенка чувству
враждебности и агрессии. Это разрушение зависимости имеет важное значение и для
процесса социализации. Хотя в какой-то степени социализация происходит
напрямую при воспитании, большую часть ценностей и норм, которые, в конечном
счете, управляют поведением, ребенок усваивает, подражая значимым для него
взрослым. Если у ребенка нет тесной зависимости от своих родителей, у него
будет немного и возможностей, и желания подражать им и воспринимать их нормы
поведения. При отсутствии такого внутреннего контроля детская агрессия, скорее
всего, будет проявляться сразу, прямо и социально неадекватным образом. Таким
образом, отношения при отсутствии зависимости могут не только быть источником
агрессивных чувств, но также могут ограничить способность ребенка адекватно
контролировать такие чувства, коль скоро они появились.
Хотя в детстве и имеет место положительный перенос зависимости, во многих
важных вопросах большинство подростков обычно остаются зависимыми от
родителей, обращаясь к ним за советом, помощью и моральной поддержкой. Если
подросток сохраняет зависимость в отношениях с родителями и другими взрослыми,
к которым он всегда может обратиться в случае нужды, он с большей уверенностью
может проявить инициативу в делах, в которых у него нет опыта и, таким образом,
обретает большую уверенность к себе и самостоятельность. С другой стороны, если
он не может рассчитывать на поддержку, это может помешать ему установить
зависимые отношения даже со сверстниками.
У подростков с асоциальной агрессивностью часто отмечается неспособность
к формированию и поддержанию устойчивых эмоциональных отношений со
сверстниками. Они склонны к эмоциональной замкнутости или безразличию. Более
того, они зачастую проявляют сопротивление при попытке установить с ними
близкие отношения с зависимостью. Отсутствие сопряженных с поведением эмоций и
зависимости может корениться в неудачной попытке установления с окружающими
эмоциональных отношений или привести к затормаживанию в формировании зависимого
поведения вследствие возникновения чувства тревоги, которое появляется в
подобной ситуации.
Если ребенок воспитывается в атмосфере любви, это существенно влияет на
формирование у него зависимого поведения. Если мать с пониманием относится к
нуждам ребенка, всегда внимательна и проводит с ним много времени, у него
легче формируется зависимое поведение. Это было установлено Леви, который
обнаружил, что матери сверхзависимых детей терпимы и "сверхзаботливы".[23]
Однако в таких случаях зависимость не только поощряется, но и на ней
акцентируется внимание активным неприятием матери попыток ребенка обрести хоть
какую-то самостоятельность.
Ввиду слабости
ребенка и его неспособности позаботиться о себе он нуждается хотя бы в
минимуме родительской заботы. Поэтому почти у всех детей до некоторой степени
развивается мотивация зависимости. Но, если с младенческих лет на ребенка не
обращают внимания, если вокруг него отсутствует атмосфера любви и заботы, его
стремление к зависимости развивается слабо.
Другой фактор, который может повлиять на уровень, на котором ребенок
проявляет зависимое поведение, это степень фрустрации или наказания, которому
он подвергается за проявление зависимых отношений. Коль скоро мотивация
зависимости возникла, любое неприятие или игнорирование ребенка, видимо, будет
увеличивать его потребность в зависимости и мотивировать его попытки получить
вознаграждение за проявления зависимости. Бандура установил, что некоторые
лишенные родительской заботы дети проявляли непрерывную тягу к близости и
чрезвычайно высокую потребность во внимании и заботе, в то время как другие
были апатичны и не проявляли зависимого поведения.[24]
Эти на первый взгляд противоречивые факты можно было бы легко объяснить, если
бы были свидетельства того, что лишенные родительской заботы дети, для которых
было в значительной мере характерно зависимое поведение, изначально получали
больше заботы, чем апатичные дети. Можно предположить, что это начальное
воспитание создало мотивацию зависимости, а последующая утрата постоянного
эмоционального контакта в детском учреждении интенсифицировала у этих детей
потребность в зависимости и, таким образом, усилила их стремление получить
вознаграждение от зависимости. Конечно, если бы их усилия оставались без вознаграждения,
зависимое поведение несомненно бы угасло. Таким образом, для того, чтобы
объяснить результаты по детям из детских учреждений, нужно знать,
воспитывались ли они родителями, особенно в первые месяцы жизни, а также в
какой мере усилия получить вознаграждение от зависимости, оставались без
вознаграждения или наказывались.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|